Развитие обрабатывающей промышленности как альтернатива сырьевой модели — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Развитие обрабатывающей промышленности как альтернатива сырьевой модели

2017-09-28 151
Развитие обрабатывающей промышленности как альтернатива сырьевой модели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ОСНОВЕ: ГОСПЛАНИРОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

Первые результаты «загрузки» в Иркутской области и предложения для федеральной дискуссии о будущем

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

I. Система государственного планирования и модель «государства развития» как основа социально-экономической программы.. 7

Внедрение системы государственного планирования. 7

Развитие обрабатывающей промышленности как альтернатива сырьевой модели. 8

Стимулирование конкурентоспособного производства в Иркутской области: конкретные шаги 14

Поддержка аграрного сектора. 17

Меры косвенной поддержки: государственные вложения в развитие инфраструктуры.. 17

Справедливая налоговая система как ресурс для развития и инструмент стимулирования экономики 18

II. О необходимости реформы межбюджетных отношений. 20

III. Социально ориентированный регион как основа социального государства. 22

Восстановление и развитие социальной инфраструктуры.. 22

Социальная защита населения – основа сильной экономики. 24

IV. Институциональные условия для реализации программы социально-экономического развития: реформа политической системы.. 26

Демократизация политической системы, повышение открытости власти. 26

Борьба с коррупцией. 28

ВЫВОДЫ. От модели «региона развития» к «государству развития». 30


ВВЕДЕНИЕ

Экономический кризис, начавшийся в стране в 2014 году под влиянием внешних обстоятельств, продемонстрировал структурные проблемы российской экономики, ее неустойчивость и зависимость от сырьевых рынков. В связи с этим остро встала необходимость поиска путей для преодоления этих недостатков и системного обновления, переустройства социально-экономической и политической системы, выработки новой, национально ориентированной модели развития.

В настоящее время в России идет дискуссия о будущем страны, о выборе того курса, который приведет к экономическому росту, преодолению глубоких социальных проблем, усилению ее политической мощи. Эта дискуссия охватила все уровни власти – и региональный, и федеральный.

В ее рамках в Иркутской области создается межрегиональная дискуссионная площадкаобщественная инициативная группа, выступающая за реализацию в регионе и в масштабе страны в целом новой, альтернативной модели социально-экономического и политического развития. Группа формируется из политиков, управленцев, экономистов, представителей гражданского общества.

Инициативная группа продолжает исторические традиции Иркутской области – региона, который неоднократно становился центром выработки важных экономических и политических решений. Так, например, в 1947 году здесь состоялась Конференция по изучению производительных сил СОПС АН СССР, заложившая основы дальнейшего развития не только Приангарья, но и всей Восточной Сибири. В 1958 году в Иркутской области прошла Всесоюзная конференция по развитию производительных сил Восточной Сибири, материалы которой были взяты за основу при разработке новых проектов индустриализации.

Россия сейчас стоит перед развилкой: одна дорога ведет к распаду, другая – к единению, сплоченности и укреплению. Внешние силы толкают Россию по первому пути, пытаясь сделать из страны слабое подобие управляемого квазигосударства, которое должно стать сырьевым придатком других стран. Идти этим путем – значит обречь страну на постоянную деградацию, лишить ее шансов на достойное будущее.

Однако есть и второй путь, который позволит вывести российскую экономику из кризиса, прекратив тупиковый путь неуправляемого рыночного развития и глобализма, который уже доказал свою недееспособность. И примером эффективной реализации такого пути может стать опыт успешных регионов, которым удалось совместить «капитализм с человеческим лицом» и «прогрессивный социализм».

Мы уверены, что в основе альтернативной модели развития регионов и страны в целом должны лежать идеи государственного планирования социально-экономического развития, государственного стимулирования экономики, приоритетного решения социальных вопросов, обеспечения политического плюрализма, политических и гражданских свобод. Такая модель была успешно реализована во многих странах мира, которые без активного вмешательства государства – локомотива развития, не смогли бы преодолеть внутренние проблемы, и были бы обречены на хроническое отставание и бедность. Эта модель условно может быть названа моделью «государства развития».

России в целом и ее регионам необходимо последовательно переходить от неолиберального «дикого рынка» к современному курсу ускоренного экономического роста и восстановления социального государства, способного преодолеть колоссальные разрывы в материальном положении различных слоев населения.

В настоящее время первые шаги на пути к реализации модели «государства развития» делаются в Иркутской области, где губернатором осенью 2015 года на прямых выборах был избран представитель КПРФ С.Г.Левченко. Иркутская область – регион с непростой политической и экономической судьбой. На протяжении последних 10 лет здесь сменилось 5 губернаторов, а новый глава региона стал первым в России представителем оппозиционной партии, в конкурентной борьбе победившим действующего врио губернатора от «Единой России».

В настоящее время Иркутская область становится пространством для реализации альтернативной социально-экономической и политической программы, ориентированной на промышленный рост, воссоздание социального государства и открытой, демократической политической системы.

 

Основы иркутской модели «государства развития» - следующие:

· Государственное социально-экономическое планирование, определение целей и приоритетов развития и распределение ресурсов для достижения поставленных целей;

· Ориентация на ускоренный рост обрабатывающих отраслей промышленности и на импортозамещение; оказание поддержки «точкам роста» с тем, чтобы они в короткое время окупили вложения и сами стали локомотивами развития;

· Обеспечение социальной поддержки населения в целях преодоления бедности и стимулирования потребительского спроса, что даст стимул росту экономики;

· Создание новых рабочих мест; обеспечение гражданам возможности работать по специальности и получать достойную заработную плату, без «серых схем»;

· Сохранение и развитие доступной социальной инфраструктуры;

· Отказ от расточительного расходования государственных средств; преодоление коррупции; обеспечение эффективного вложения ресурсов на началах стратегического планирования;

· Налоговая и бюджетная децентрализация, предоставление муниципалитетам возможностей самостоятельно планировать и осуществлять развитие своих территорий; вынесение на федеральный уровень вопроса о предоставлении аналогичных возможностей регионам – особенно тем, которые демонстрируют экономический рост;

· Решение экологических проблем, сохранение уникального природного наследия региона, восстановление здоровья граждан, пострадавших от экологических проблем;

· Обеспечение открытости власти, политического многообразия, конкурентных и честных выборов; сохранение прямых выборов органов местного самоуправления; широкое применение института референдума.

 

К настоящему времени прошло полтора года с момента вступления в должность нового губернатора. В докладе описаны основные положения реализуемой в регионе программы, подведены первые итоги и достижения, а также обозначены предлагаемые направления дальнейшего развития.

 

Все описанные в докладе положения программы развития, реализуемой в Иркутской области, могут быть применены как в других регионах, так и в масштабах страны в целом. Иркутская модель «государства развития» может быть масштабирована как возможный путь для выхода из кризиса и обновления социально-экономической и политической системы на общероссийском уровне.

Общественная инициативная группа намерена организовать широкое обсуждение указанной модели, как в Иркутской области, так и на федеральном уровне. Группа является открытой, мы приглашаем принять участие в ее работе всех, чья гражданская позиция близка нашим идеям. Мы планируем работать в тесном контакте с руководством Иркутской области, общественными организациями, экспертным сообществом в регионе, в других субъектах РФ и в Москве.


I. Система государственного планирования и модель «государства развития» как основа социально-экономической программы

Внедрение системы государственного планирования

В настоящее время российская модель управления экономикой носит преимущественно неолиберальный характер. Однако применение этой модели порождает большое число проблем – в условиях, когда рынок в достаточной мере не регулируется, происходят негативные процессы: монополизация, концентрация капиталов в руках крупного бизнеса, навязывающего свои условия и отказывающего от несения социальной ответственности. В итоге проигравшими оказываются общество и экономика в долгосрочной перспективе, а все преимущества системы достаются захватившей ресурсы олигархии.

В связи с этим, предлагаемая модель «государства развития» в своей основе предполагает значительное усиление государства, введение плановых начал управления социально-экономическими процессами. При этом в данном случае идет не о переходе к экономике командного типа, а о регулировании рынка, устранении его негативных эффектов через введение системы государственного планирования социально-экономического развития. Эта система уже доказала свою эффективность в зарубежных странах: например, Китай благодаря ее успешному внедрению и использованию смог добиться значительного экономического роста.

Государственное планирование подразумевает, прежде всего, определение конкретных целей и приоритетов развития и распределение ресурсов для достижения поставленных целей, в том числе в виде оказания поддержки отдельным отраслям, территориям и предприятиям.

При этом взаимодействие государства и бизнеса должно осуществляться на основе принципа партнерства. Бизнес сохранит возможность работать и получать прибыль, более того, ему будет предоставлен ряд гарантий: единые для всех «правила игры» (правовое поле), благоприятные социальные и инфраструктурные условия, а в отдельных случаях – и прямая государственная поддержка. В то же время предприниматели, и это касается как малого и среднего, так и крупного бизнеса, также должны будут гарантировать выполнение ряда условий: соблюдение законов, уплату налогов, своевременные выплаты заработной платы работникам, социальную ответственность деятельности (в том числе, с экологической точки зрения), вложение средств в развитие производства, недопущение вывода капиталов.

 

Система государственного планирования может эффективно работать на всех уровнях. Иркутская область является примером внедрения плановых начал в экономике в отдельно взятом регионе, однако также возможно и межрегиональное планирование на уровне макрорегионов, учитывающее экономический потенциал отдельных субъектов и позволяющее выстроить взаимодействие таким образом, чтобы сильные регионы могли «вытянуть» слабые. Наконец, система государственного планирования может стать эффективным инструментом социально-экономической политики на федеральном уровне.

Поддержка аграрного сектора

Программа развития Иркутской области предполагает увеличение темпов производства качественной конкурентоспособной продукции не только в промышленном, но и в аграрном секторе.

В 2016 году зафиксирован прирост индекса производства продукции сельского хозяйства – на 5,9% по отношению к 2015 году, что выше и чем в целом по РФ (4,8%), и чем по СФО (4%). По этому показателю Иркутская область переместилась с 71 на 22 место в России и на 2 место в СФО. Наиболее ощутимые темпы роста зафиксированы для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (31,4%), а также для сельскохозорганизаций (7,7%). Так, например, поголовье мясного скота в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах Иркутской области было за год увеличено на 16% и составило более 19 тысяч голов, хотя еще год назад тенденции были иные.

В 2016 году успешно завершено 10 инвестиционных проектов в аграрном секторе, наиболее крупными из которых являются проекты по увеличению производства молока СХ ОАО «Белореченское», по реконструкции фермы на 900 голов коров СПК «Окинский», по строительству, реконструкции и модернизации животноводческого комплекса ЗАО «Ангарская птицефабрика».

 

Борьба с коррупцией

Теневая экономика – коррупция в различных формах, увод капиталов в офшоры, уход от налогообложения и т.д. – является мощным тормозом для социально-экономического развития страны. К тому же, коррупция и связанные с ней явления непотизма и клановости нарушают работу социальных лифтов, способствуют росту социальных разрывов, усиливают уровень недовольства в обществе.

Модель «государства развития» предполагает отказ от расточительного потребления, предельную экономию ресурсов, высокие стандарты эффективности управления – все это априори исключает распыление средств и коррупционные издержки.

В связи с этим одной из наиболее приоритетных задач Иркутской области является выстраивание системы реальной борьбы с коррупцией, а также с прочими негативными социальными явлениями, уводящими денежные средства из «белой» экономики – офшоризацией, нелегальными предпринимательскими схемами и т.д.

В частности, руководство региона провело работу по повышению прозрачности в сфере деятельности органов власти, а также по централизации крупных госзакупок. Был налажен регулярный мониторинг госконтрактов. В результате значительно снизилось число жалоб на неэффективность госзаказа в регионе. В 2016 году Иркутская область значительно повысила свое место в рейтинге эффективности закупок, в том числе по их конкурентности, снижению объемов госзакупок с нарушениями.

Также были значительно усилены контрольные функции, активизирована работа общественных советов при исполнительных органах власти. Теперь региональные министерства ежеквартально и публично отчитываются перед гражданами о своей работе. Курс на открытость заставил работать чиновников в условия «прозрачных стен», и как следствие – появилось бережливое отношение к расходованию средств областного бюджета.

 

Основной результат борьбы с коррупцией – это снижение бюджетных издержек. Так, только за счет наведения порядка в сфере госзакупок Иркутской области удалось сэкономить около 500 млн руб. Если провести аналогичную работу в других регионах, усреднить полученную экономию и посчитать высвобожденные деньги в целом для страны, то получится сумма в 42,5 млрд руб. И это притом, что в данном случае речь идет лишь о малой части проблемы и только об одной из сфер, в которых следует усилить контроль за расходованием бюджетных средств.

Высвобожденные средства могут быть эффективно потрачены на цели развития – на поддержку «точек роста» и рост обрабатывающих производств, на восстановление инфраструктуры, на социальную поддержку населения и т.д.

 

 


В ОСНОВЕ: ГОСПЛАНИРОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

Первые результаты «загрузки» в Иркутской области и предложения для федеральной дискуссии о будущем

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

I. Система государственного планирования и модель «государства развития» как основа социально-экономической программы.. 7

Внедрение системы государственного планирования. 7

Развитие обрабатывающей промышленности как альтернатива сырьевой модели. 8

Стимулирование конкурентоспособного производства в Иркутской области: конкретные шаги 14

Поддержка аграрного сектора. 17

Меры косвенной поддержки: государственные вложения в развитие инфраструктуры.. 17

Справедливая налоговая система как ресурс для развития и инструмент стимулирования экономики 18

II. О необходимости реформы межбюджетных отношений. 20

III. Социально ориентированный регион как основа социального государства. 22

Восстановление и развитие социальной инфраструктуры.. 22

Социальная защита населения – основа сильной экономики. 24

IV. Институциональные условия для реализации программы социально-экономического развития: реформа политической системы.. 26

Демократизация политической системы, повышение открытости власти. 26

Борьба с коррупцией. 28

ВЫВОДЫ. От модели «региона развития» к «государству развития». 30


ВВЕДЕНИЕ

Экономический кризис, начавшийся в стране в 2014 году под влиянием внешних обстоятельств, продемонстрировал структурные проблемы российской экономики, ее неустойчивость и зависимость от сырьевых рынков. В связи с этим остро встала необходимость поиска путей для преодоления этих недостатков и системного обновления, переустройства социально-экономической и политической системы, выработки новой, национально ориентированной модели развития.

В настоящее время в России идет дискуссия о будущем страны, о выборе того курса, который приведет к экономическому росту, преодолению глубоких социальных проблем, усилению ее политической мощи. Эта дискуссия охватила все уровни власти – и региональный, и федеральный.

В ее рамках в Иркутской области создается межрегиональная дискуссионная площадкаобщественная инициативная группа, выступающая за реализацию в регионе и в масштабе страны в целом новой, альтернативной модели социально-экономического и политического развития. Группа формируется из политиков, управленцев, экономистов, представителей гражданского общества.

Инициативная группа продолжает исторические традиции Иркутской области – региона, который неоднократно становился центром выработки важных экономических и политических решений. Так, например, в 1947 году здесь состоялась Конференция по изучению производительных сил СОПС АН СССР, заложившая основы дальнейшего развития не только Приангарья, но и всей Восточной Сибири. В 1958 году в Иркутской области прошла Всесоюзная конференция по развитию производительных сил Восточной Сибири, материалы которой были взяты за основу при разработке новых проектов индустриализации.

Россия сейчас стоит перед развилкой: одна дорога ведет к распаду, другая – к единению, сплоченности и укреплению. Внешние силы толкают Россию по первому пути, пытаясь сделать из страны слабое подобие управляемого квазигосударства, которое должно стать сырьевым придатком других стран. Идти этим путем – значит обречь страну на постоянную деградацию, лишить ее шансов на достойное будущее.

Однако есть и второй путь, который позволит вывести российскую экономику из кризиса, прекратив тупиковый путь неуправляемого рыночного развития и глобализма, который уже доказал свою недееспособность. И примером эффективной реализации такого пути может стать опыт успешных регионов, которым удалось совместить «капитализм с человеческим лицом» и «прогрессивный социализм».

Мы уверены, что в основе альтернативной модели развития регионов и страны в целом должны лежать идеи государственного планирования социально-экономического развития, государственного стимулирования экономики, приоритетного решения социальных вопросов, обеспечения политического плюрализма, политических и гражданских свобод. Такая модель была успешно реализована во многих странах мира, которые без активного вмешательства государства – локомотива развития, не смогли бы преодолеть внутренние проблемы, и были бы обречены на хроническое отставание и бедность. Эта модель условно может быть названа моделью «государства развития».

России в целом и ее регионам необходимо последовательно переходить от неолиберального «дикого рынка» к современному курсу ускоренного экономического роста и восстановления социального государства, способного преодолеть колоссальные разрывы в материальном положении различных слоев населения.

В настоящее время первые шаги на пути к реализации модели «государства развития» делаются в Иркутской области, где губернатором осенью 2015 года на прямых выборах был избран представитель КПРФ С.Г.Левченко. Иркутская область – регион с непростой политической и экономической судьбой. На протяжении последних 10 лет здесь сменилось 5 губернаторов, а новый глава региона стал первым в России представителем оппозиционной партии, в конкурентной борьбе победившим действующего врио губернатора от «Единой России».

В настоящее время Иркутская область становится пространством для реализации альтернативной социально-экономической и политической программы, ориентированной на промышленный рост, воссоздание социального государства и открытой, демократической политической системы.

 

Основы иркутской модели «государства развития» - следующие:

· Государственное социально-экономическое планирование, определение целей и приоритетов развития и распределение ресурсов для достижения поставленных целей;

· Ориентация на ускоренный рост обрабатывающих отраслей промышленности и на импортозамещение; оказание поддержки «точкам роста» с тем, чтобы они в короткое время окупили вложения и сами стали локомотивами развития;

· Обеспечение социальной поддержки населения в целях преодоления бедности и стимулирования потребительского спроса, что даст стимул росту экономики;

· Создание новых рабочих мест; обеспечение гражданам возможности работать по специальности и получать достойную заработную плату, без «серых схем»;

· Сохранение и развитие доступной социальной инфраструктуры;

· Отказ от расточительного расходования государственных средств; преодоление коррупции; обеспечение эффективного вложения ресурсов на началах стратегического планирования;

· Налоговая и бюджетная децентрализация, предоставление муниципалитетам возможностей самостоятельно планировать и осуществлять развитие своих территорий; вынесение на федеральный уровень вопроса о предоставлении аналогичных возможностей регионам – особенно тем, которые демонстрируют экономический рост;

· Решение экологических проблем, сохранение уникального природного наследия региона, восстановление здоровья граждан, пострадавших от экологических проблем;

· Обеспечение открытости власти, политического многообразия, конкурентных и честных выборов; сохранение прямых выборов органов местного самоуправления; широкое применение института референдума.

 

К настоящему времени прошло полтора года с момента вступления в должность нового губернатора. В докладе описаны основные положения реализуемой в регионе программы, подведены первые итоги и достижения, а также обозначены предлагаемые направления дальнейшего развития.

 

Все описанные в докладе положения программы развития, реализуемой в Иркутской области, могут быть применены как в других регионах, так и в масштабах страны в целом. Иркутская модель «государства развития» может быть масштабирована как возможный путь для выхода из кризиса и обновления социально-экономической и политической системы на общероссийском уровне.

Общественная инициативная группа намерена организовать широкое обсуждение указанной модели, как в Иркутской области, так и на федеральном уровне. Группа является открытой, мы приглашаем принять участие в ее работе всех, чья гражданская позиция близка нашим идеям. Мы планируем работать в тесном контакте с руководством Иркутской области, общественными организациями, экспертным сообществом в регионе, в других субъектах РФ и в Москве.


I. Система государственного планирования и модель «государства развития» как основа социально-экономической программы

Внедрение системы государственного планирования

В настоящее время российская модель управления экономикой носит преимущественно неолиберальный характер. Однако применение этой модели порождает большое число проблем – в условиях, когда рынок в достаточной мере не регулируется, происходят негативные процессы: монополизация, концентрация капиталов в руках крупного бизнеса, навязывающего свои условия и отказывающего от несения социальной ответственности. В итоге проигравшими оказываются общество и экономика в долгосрочной перспективе, а все преимущества системы достаются захватившей ресурсы олигархии.

В связи с этим, предлагаемая модель «государства развития» в своей основе предполагает значительное усиление государства, введение плановых начал управления социально-экономическими процессами. При этом в данном случае идет не о переходе к экономике командного типа, а о регулировании рынка, устранении его негативных эффектов через введение системы государственного планирования социально-экономического развития. Эта система уже доказала свою эффективность в зарубежных странах: например, Китай благодаря ее успешному внедрению и использованию смог добиться значительного экономического роста.

Государственное планирование подразумевает, прежде всего, определение конкретных целей и приоритетов развития и распределение ресурсов для достижения поставленных целей, в том числе в виде оказания поддержки отдельным отраслям, территориям и предприятиям.

При этом взаимодействие государства и бизнеса должно осуществляться на основе принципа партнерства. Бизнес сохранит возможность работать и получать прибыль, более того, ему будет предоставлен ряд гарантий: единые для всех «правила игры» (правовое поле), благоприятные социальные и инфраструктурные условия, а в отдельных случаях – и прямая государственная поддержка. В то же время предприниматели, и это касается как малого и среднего, так и крупного бизнеса, также должны будут гарантировать выполнение ряда условий: соблюдение законов, уплату налогов, своевременные выплаты заработной платы работникам, социальную ответственность деятельности (в том числе, с экологической точки зрения), вложение средств в развитие производства, недопущение вывода капиталов.

 

Система государственного планирования может эффективно работать на всех уровнях. Иркутская область является примером внедрения плановых начал в экономике в отдельно взятом регионе, однако также возможно и межрегиональное планирование на уровне макрорегионов, учитывающее экономический потенциал отдельных субъектов и позволяющее выстроить взаимодействие таким образом, чтобы сильные регионы могли «вытянуть» слабые. Наконец, система государственного планирования может стать эффективным инструментом социально-экономической политики на федеральном уровне.

Развитие обрабатывающей промышленности как альтернатива сырьевой модели

Иркутская область обладает значительным ресурсным потенциалом. С одной стороны, это дает большие возможности для развития, но с другой стороны, влечет риски ориентации на сырьевую экономическую модель, являющуюся стратегически уязвимой и, в конечном счете, проигрышной.

В определенном смысле выбор, который стоял перед богатой природными ресурсами Иркутской областью, являлся отражением общероссийской ситуации: либо идти по простому, но тупиковому пути сырьевой зависимости, либо эффективно использовать свой потенциал в целях экономического развития.

Другая общероссийская проблема – сокращение промышленных производств, перетекание капиталов в сферу торговли, финансов, недвижимости и т.д. Туда же перетекает и человеческий капитал: становятся не востребованы квалифицированные специалисты, значительная часть населения вынуждена работать не по специальности.

Экстенсивный путь развития, распродажа природных ресурсов, невнимание к проблемам сохранения и наращивания промышленного потенциала и человеческого капитала, ведет к растрачиванию потенциала региона и страны вхолостую, в то время как он может и должен быть использован для осуществления стратегических инвестиций с целью долгосрочного экономического роста.

В связи с этим основной целью, которую поставило руководство Иркутской области в рамках госплана, стало развитие обрабатывающей промышленности и инфраструктуры в соответствии с потребностями экономики и населения.

При этом только государство обладает достаточной мотивацией и необходимыми инструментами для того, чтобы полноценно реализовать эту цель. «Свободный рынок» напротив, способствует сохранению сырьевой модели. Поэтому руководство региона приняло в качестве основополагающей модели концепцию «государства развития», предполагающую важную роль и активное участие государства в планировании и стимулировании экономических процессов.

Основным приоритетом развития региона на ближайшие годы является рост обрабатывающего промышленного производства. Подъем обрабатывающих отраслей промышленности в Иркутской области – это путь к реализации политики импортозамещения, предполагающей развитие производства товаров и услуг, конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках.

 

В 2016 году в Иркутской области были достигнуты первые результаты выбранной стратегии: зафиксирован рост промышленного производствана 5,7% по сравнению с 2015 годом. По этому показателю область обогнала результат как в целом по РФ (1,1%), так и по СФО (0,4%).

Однако более значимым является тот факт, что Иркутская область в 2016 году продемонстрировала более высокие темпы роста для обрабатывающих производств – 1,9% по сравнению с 2015 годом, превысив показатель в целом по РФ (0,1%) и заняв 1 место среди регионов СФО (в целом по СФО произошел спад на 3%). По данному показателю Иркутская область уверенно завоевывает позицию промышленного лидера Сибири.

Наибольший рост произошел в производстве мебели; машин и оборудования; транспортных средств и оборудования; электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Зафиксирован рост и в лесной отрасли: в связи с вводом новых лесоперерабатывающих мощностей были увеличены объемы переработки древесины и производства изделий из дерева. В 2016 году поступления налоговых платежей от лесопромышленного комплекса в консолидированный бюджет Иркутской области оказались более чем в 1,5 раза выше поступлений в 2015 году, что демонстрирует высокий потенциал лесной отрасли в регионе.

При этом, как было сказано выше, в стимулировании на территории региона производства конкурентоспособной продукции важную роль играет государство, которое оказывает прямые и косвенные меры поддержки промышленных предприятий. В связи с этим руководство Иркутской области поставило задачу по разработке программы государственного стимулирования т.н. «точек роста» в регионе.

Под «точками роста» подразумеваются те конкретные предприятия и территории Иркутской области, которые по совокупности параметров – отрасль, расположение, транспортная доступность, ресурсный потенциал (в т.ч. кадровый) и т.д. – в наибольшей степени подходят для обеспечения рывка в производстве конкурентных товаров и услуг и реализации проекта ускоренного социально-экономического развития региона.

Составление перечня «точек роста», которым в первоочередном порядке будет оказана поддержка, является одним из важнейших направлений работы в рамках государственного планирования. Отметим, что при выборе приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности и конкретных предприятий необходимо прежде всего учитывать особенности региона и его возможную специализацию.

Так, одним из конкурентных преимуществ Иркутской области является высокая развитость энергетической отрасли (на территории региона размещены 4 гидроэлектростанции, 15 действующих тепловых электростанций) и низкая стоимость электроэнергии. Соответственно, на территории региона планируется размещать энергоемкие производства.

В целом, ключевым параметром, влияющим на выбор приоритетов при составлении перечня «точек роста» и планировании поддержки обрабатывающих промышленных производств, являются государственные интересы, а не текущая краткосрочная рыночная конъюнктура.

Помощь «точкам роста» подразумевает предоставление им, в соответствии с разработанным государственным планом, бюджетных инвестиций, обеспечение благоприятных условий для их деятельности, реализацию проектов государственно-частного партнерства. Отметим, что государственный план должен предусматривать скорейший выход «точек роста» на окупаемость.

В данном случае региональные власти ориентируются на модель «государства развития», которая предполагает, что на первом этапе происходит мобилизация ресурсов для поддержки «точек роста», а затем, по мере выхода «точек роста» на окупаемость, они перестают нуждаться в дополнительных мерах государственного стимулирования и сами становятся локомотивом экономического роста, стимулируя развитие региональной экономики.

В соответствии с этими задачами региональное руководство занимается планированием мер государственной поддержки приоритетных направлений развития. В рамках этой работы:

- определяются параметры для оценки предприятий и территорий с точки зрения возможного отнесения их к «точкам роста»;

- проводится оценка и составляется перечень «точек роста», которым будет оказана государственная поддержка (с учетом региональной специализации);

- разрабатывается программа оказания государственной поддержки предприятиям и территориям, отнесенным к «точкам роста»;

- разрабатываются конкретные меры государственной поддержки «точек роста», устанавливаются конкретные целевые и временные показатели для каждого отдельного предприятия (территории);

- определяются параметры системы контроля целесообразности и эффективности расходования средств для оказания поддержки «точкам роста».


 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.