Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-09-28 | 767 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема 1: Актуальные проблемы специальной педагогики – 6 часов.
Специальная педагогика как ветвь общей педагогики. Цель и задачи специальной педагогики. Классификация нарушений развития человека. Статистика специальной педагогики. Причины нарушений развития. Понятие «структура дефекта» (по Л.С. Выготскому).
Предметные области современной специальной педагогики.
Перспективы развития и актуальные проблемы специальной педагогики (инклюзивное образование, ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии).
Тема 2: Инклюзивное образование – 6 часов.
Модели отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Эволюционные периоды отношения государств Западной Европы, России к лицам с отклонениями в развитии. Первый период: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов (с 8 века до нашей эры по 12 век нашей эры). Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям (с 12 века по 18 век). Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования (с конца 18 до начала 20 века). Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования (с начала 20 века до 1970-х годов). Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институализации» к интеграции (с 1970-х годов).
|
Современное понятие интеграции. Экскурс в историю интеграции. Условия, необходимые для успешной интеграции.
Понятие «включающее образование» (инклюзивное образование). Саламанская Декларация (1994 г.)
Для кого может быть эффективным интегрированное обучение.
Модели интегрированного обучения:
· комбинированная интеграция;
· частичная интеграция;
· временная интеграция;
· полная интеграция.
Внутренние и внешние условия интеграции. Правовая регуляция процесса интегрированного обучения.
Тема 3: Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР – 4 часа..
Понятие ЗПР. Клинико-психологическое изучение ЗПР отечественными учеными. Причины возникновения ЗПР у детей.
Клинические классификации ЗПР (Певзнер М.С., Лебединская К.С.). Классификации типов ЗПР по Лебединской К.С.:
- ЗПР конституционального генеза;
- ЗПР соматогенного генеза;
- ЗПР психогенного генеза;
- ЗПР церебрально-органического генеза
Тема 4: Особенности учебно-познавательной деятельности школьников с ЗПР – 4 часа.
Параметры «психологической готовности» к школьному обучению. Неготовность детей с ЗПР к школьному обучению по всем параметрам. Низкая работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость учащихся с ЗПР. Ограниченный запас знаний об окружающем мире.
Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР:
- неполноценность восприятия;
- недостаточность процесса переработки сенсорной информации;
- отклонения в развитии всех видов памяти;
- особенности мыслительной деятельности;
- недостатки развития речи.
Тема 5: Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в классах для детей с ЗПР – 4 часа.
Учебный план и программы обучения детей с ЗПР на начальной и основной ступени. Задачи коррекционно-развивающего обучения на начальной и основной ступени.
|
Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения:
- щадящий режим;
- замедленность обучения;
- дозированность учебного материала;
- учет особенностей психического развития учащихся;
- «забегание вперед»;
- дифференциация и индивидуализация обучения.
Задачи и содержание лечебно-оздоровительной работы с учащимися.
Задачи социально-трудовой подготовки учащихся. Организация и содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий.
Нормативно-документальное и учебно-методическое оснащение системы коррекционно-развивающего обучения.
Тема 6: Психическая поддержка (сопровождение) детей с ЗПР в условиях школы-интерната и массовой школы – 6 часов.
Задачи и организация диагностико-консультативной работы. Школьные психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПК) – необходимое звено коррекционно-развивающего обучения.
Состав школьного ПМПК.
Задачи школьного ПМПК:
- организация и проведение комплексного изучения личности ребенка;
- выявление уровня развития познавательной деятельности;
- выявление потенциальных возможностей ребенка;
- выбор оптимальных путей развития ребенка;
- обеспечение коррекционной направленности обучения;
- определение путей интеграции ребенка в массовый поток и др.
Основные направления деятельности консилиума:
- выработка обоснованных рекомендаций по главным направлениям работы с детьми;
- формирование у педагогов адекватной оценки педагогических явлений и школьных проблем детей с ЗПР;
- комплексное воздействие на личность;
- консультативная помощь семье;
- социальная защита ребенка.
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ЗПР.
Тема 1: Основные задачи трудового обучения – 2 часа.
Общие и специальные задачи трудового обучения учащихся с ЗПР. Содержание курса трудового обучения по различным видам труда (технический, сельскохозяйственный, основы художественной обработки различных материалов). Коррекционная работа на уроках трудового обучения в младших классах.
Тема 2: Методика работы с бумагой и картоном – 2 часа.
Анализ содержания программы по данному разделу. Коррекционная значимость практической деятельности учащихся по данному разделу программы.
Методика изготовления изделий из бумаг. Приемы сгибания, резания, склеивания.
|
Методика обучения изготовлению изделий способом аппликаций из геометрических фигур правильной формы.
Формирование этапов деятельности учащихся, навыков контроля и сомоанализа.
Тема 3: Методика работы с тканью – 2 часа.
Задачи и коррекционная значимость данного раздела программы. Примерный перечень изделий доступных для изготовления учащимся с ЗПР. Технологические сведения. Практические работы учащихся.
Тема 4: Основы художественной обработки различных материалов – 4 часа.
Коррекционно-воспитательная направленность данного вида деятельности учащихся младших классов на уроках трудового обучения. Формирование эстетических чувств.
Методика обучения изготовления изделий из бумаги, ткани, природных материалов, пластилина.
Тема 5: Методика проведения занятий по разделу программы «Сельскохозяйственный труд»- 4 часа.
Анализ содержания программы. Коррекционная и воспитательная значимость данного учебного материала для развития учащихся.
Перечень и методика проведения осенних работ на учебно-опытном участке. Уход за комнатными растениями.
Весенние работы. Выращивание цветочно-декоративных и зернобобовых растений.
Тема 6: Методика работы с конструктором – 4 часа.
Анализ программного материала. Коррекционная направленность данного вида деятельности учащихся.
Методика обучения учащихся сборке из деталей конструктора изделий простых технических устройств.
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР».
Тема 1: Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР – 2 часа.
Сенсорное развитие в соответствии с возрастом. Освоение эталонов цвета, формы, величины, звуков.
Освоение предметно-практической деятельности. Освоение продуктивных видов деятельности. Накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических представлений детей, подготовка к обучению грамоте. Уточнение, обогащение словаря. Формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения.
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности.
|
Тема 2: Сенсорное воспитание дошкольников с ЗПР – 2 часа.
Задачи и содержание сенсорного воспитания дошкольников с ЗПР. Организация предметно-практической деятельности с детьми по освоению ими эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков, накопление обобщеных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), о свойствах материалов.
Дидактические игры и упражнения. Наглядно-дидактический материал.
Тема 3: Развитие мышления и речи дошкольников с ЗПР – 4 часа.
Три основные формы мышления и их взаимодействие в дошкольном возрасте. Стадии развития мышления в онтогенезе.
Особенности развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления детей с ЗПР в дошкольном возрасте.
Пути и способы развития всех форм мышления у дошкольников с ЗПР.
Особенности развития речи у дошкольников с ЗПР (функции общения, познавательной функции, регулирующей функции).
Тема 4: Формирование игровой деятельности дошкольников с ЗПР – 4 часа.
Основные направления программы формирования игровой деятельности:
- обучение сюжетно-ролевой игре;
- обучение подвижной игре;
- обучение дидактической игре.
Игровая деятельность как ведущая деятельность в старшем дошкольном возрасте. Значение сюжетно-ролевой игры и игры по правилам для формирования готовности к школьному обучению детей с ЗПР.
СПЕЦ. КУРС «ЛОГОПЕДИЯ».
Тема 1: Классификация речевых нарушений у детей – 2 часа.
Тема 2: Общее недоразвитие речи. Характеристика дефекта. Уровни ОНР. – 4 часа.
Тема 3: Фонетико-фонематическое недоразвитие. Характеристика дефекта – 2 часа.
Тема 4: Нарушение письма и чтения. Симптоматика нарушений. – 4 часа.
СПЕЦКУРС «РИТМИКА».
Тема 1: Общие вопросы методики преподавания ритмики в начальных классах для детей с ЗПР – 4 часа.
Сущность и предмет ритмики. Система музыкально-ритмического воспитания детей с ЗПР.
Тема 2: Содержание и структура ритмики как учебного предмета – 8 часов.
Средства, методы и приемы ритмики. Традиционный подход. Ритмика в системе психолого-педагогической работы по преодолению заикания. Ритмика как средство устранения фонетико-фонематических нарушений и расстройств голоса. Ритмика в системе работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Тема 3: Новое в практике преподавания ритмики в специальной школе – 6 часов.
Психогимнастика как средство формирования и коррекции личности ребенка с особыми образовательными потребностями.
Особенности осуществления дифференцированного подхода в курсе преподавания ритмики.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
1. Причины возникновения ЗПР у детей.
|
2. Классификация ЗПР по К.С.Лебединской.
3. Особенности восприятия и памяти детей с ЗПР.
4. Особенности мышления и речи детей с ЗПР.
5. Содержание понятия «готовности к школьному обучению».
6. Педагогическая характеристика детей с ЗПР.
7. Особенности обучения грамоте детей с ЗПР.
8. Особенности развития речи детей с ЗПР.
9. Организация работы по формированию у детей с ЗПР вычислительных навыков.
10. Методика работы над арифметической задачей на уроках математики.
11. Коррекционная направленность уроков трудового обучения детей с ЗПР.
12. Понятие инклюзивного образования.
13. Проблемы инклюзивного образования в Казахстане.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей /под ред. К.С.Лебедевой – М. Педагогика, 1982.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М. Педагогика. 1973.
3. Дети с задержкой психического развития. /под ред. Власовой Т.А. и др. – М.
4. Педагогика,1984.
5. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М. Педагогика. 1973.
6. Обучение детей с ЗПР. /под ред. Т.А.Власовой и др. – М. Педагогика, 1981.
7. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. /под ред. Мачихиной М.Ф., Цыпиной Н.А.. – М. Педагогика, 1987.
8. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. –М. Ника-пресс. 1998.
9. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – С.-Пб. 1997.
10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М. Владос. 1999.
Куратор Елисеева И.Г.
«____» ______________ 200__г.
Контрольная работа
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема 1: Актуальные проблемы специальной педагогики – 6 часов.
Специальная педагогика как ветвь общей педагогики. Цель и задачи специальной педагогики. Классификация нарушений развития человека. Статистика специальной педагогики. Причины нарушений развития. Понятие «структура дефекта» (по Л.С. Выготскому).
Предметные области современной специальной педагогики.
Перспективы развития и актуальные проблемы специальной педагогики (инклюзивное образование, ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии).
Тема 2: Инклюзивное образование – 6 часов.
Модели отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Эволюционные периоды отношения государств Западной Европы, России к лицам с отклонениями в развитии. Первый период: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов (с 8 века до нашей эры по 12 век нашей эры). Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям (с 12 века по 18 век). Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования (с конца 18 до начала 20 века). Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования (с начала 20 века до 1970-х годов). Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институализации» к интеграции (с 1970-х годов).
Современное понятие интеграции. Экскурс в историю интеграции. Условия, необходимые для успешной интеграции.
Понятие «включающее образование» (инклюзивное образование). Саламанская Декларация (1994 г.)
Для кого может быть эффективным интегрированное обучение.
Модели интегрированного обучения:
· комбинированная интеграция;
· частичная интеграция;
· временная интеграция;
· полная интеграция.
Внутренние и внешние условия интеграции. Правовая регуляция процесса интегрированного обучения.
Тема 3: Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР – 4 часа..
Понятие ЗПР. Клинико-психологическое изучение ЗПР отечественными учеными. Причины возникновения ЗПР у детей.
Клинические классификации ЗПР (Певзнер М.С., Лебединская К.С.). Классификации типов ЗПР по Лебединской К.С.:
- ЗПР конституционального генеза;
- ЗПР соматогенного генеза;
- ЗПР психогенного генеза;
- ЗПР церебрально-органического генеза
Тема 4: Особенности учебно-познавательной деятельности школьников с ЗПР – 4 часа.
Параметры «психологической готовности» к школьному обучению. Неготовность детей с ЗПР к школьному обучению по всем параметрам. Низкая работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость учащихся с ЗПР. Ограниченный запас знаний об окружающем мире.
Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР:
- неполноценность восприятия;
- недостаточность процесса переработки сенсорной информации;
- отклонения в развитии всех видов памяти;
- особенности мыслительной деятельности;
- недостатки развития речи.
Тема 5: Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в классах для детей с ЗПР – 4 часа.
Учебный план и программы обучения детей с ЗПР на начальной и основной ступени. Задачи коррекционно-развивающего обучения на начальной и основной ступени.
Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения:
- щадящий режим;
- замедленность обучения;
- дозированность учебного материала;
- учет особенностей психического развития учащихся;
- «забегание вперед»;
- дифференциация и индивидуализация обучения.
Задачи и содержание лечебно-оздоровительной работы с учащимися.
Задачи социально-трудовой подготовки учащихся. Организация и содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий.
Нормативно-документальное и учебно-методическое оснащение системы коррекционно-развивающего обучения.
Тема 6: Психическая поддержка (сопровождение) детей с ЗПР в условиях школы-интерната и массовой школы – 6 часов.
Задачи и организация диагностико-консультативной работы. Школьные психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПК) – необходимое звено коррекционно-развивающего обучения.
Состав школьного ПМПК.
Задачи школьного ПМПК:
- организация и проведение комплексного изучения личности ребенка;
- выявление уровня развития познавательной деятельности;
- выявление потенциальных возможностей ребенка;
- выбор оптимальных путей развития ребенка;
- обеспечение коррекционной направленности обучения;
- определение путей интеграции ребенка в массовый поток и др.
Основные направления деятельности консилиума:
- выработка обоснованных рекомендаций по главным направлениям работы с детьми;
- формирование у педагогов адекватной оценки педагогических явлений и школьных проблем детей с ЗПР;
- комплексное воздействие на личность;
- консультативная помощь семье;
- социальная защита ребенка.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ЗПР.
Тема 1: Обучение грамоте детей с ЗПР – 6 часов.
Психолого-педагогические основы обучения грамоте. Характеристика современного аналитико-синтетического метода обучения грамоте.
Фонетика русского языка. Фонетический анализ слов. Условно-графическое обозначение звукового состава слов.
Добуквенный период обучения. Развитие речи как принцип обучения грамоте.
Содержание обучения в добуквенный период: развитие слухового восприятия, внимания, артикуляционной моторики, мелкой моторики кисти рук, начальных форм звукового анализа и синтеза.
Буквенный период обучения. Приемы знакомства с буквой. Усложнение форм звукового анализа. Грамматические упражнения на уроках грамоты. Анализ Букваря Д.Б.Эльконина, «Азбуки» В.Г.Горецкого и др. методических пособий.
Тема2: Уроки чтения в специальной школе для детей с ЗПР – 6 часов.
Виды уроков чтения. Цели и задачи уроков чтения. Приемы работы с текстом. Активизация деятельности учащихся на уроках чтения. Развитие речи школьников с ЗПР на уроках чтения.
Тема 3: Развитие речи детей с ЗПР – 6 часов.
Характеристика речевого развития детей с ЗПР. Задачи и пути развития речи в специальной школе, в специальном классе для детей с ЗПР. Словарная работа. Работа над предложением. Развитие связной речи. Методика Воробьевой И.К. Игры по развитию речи.
Развитие речи на уроках «Знакомство с окружающим миром». Цели и задачи предмета. Коррекционная направленность обучения. Восполнение пробелов дошкольного периода развития ребенка.
Тема 4: Обучение грамматике и правописанию детей с ЗПР – 4 часа.
Особенности усвоения грамматики и правописания детьми с ЗПР. Система практических грамматических упражнений в младших классах. Методика формирования первоначальных языковых обобщений.
Дидактические игры на уроках русского языка, Работа над ошибками.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!