Индивидуальность и устойчивость признаков письменной речи — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальность и устойчивость признаков письменной речи

2017-09-28 526
Индивидуальность и устойчивость признаков письменной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе общения людей ведущая роль принадлежит лите­ратурному языку, речевые средства которого отбирались и шли­фовались на протяжении многих лет. Словарный запас, значение и порядок употребления слов, орфография и синтаксические кон­струкции предложений литературного языка считаются образцом, нормой. Однако существование нормы языка вовсе не ограничи­вает возможности отбора и использования каждым человеком наи­более удобных и приемлемых для него языковых средств из числа не выходящих за пределы нормы. Гибкость, подвижность нормы языка и многообразие языковых средств позволяют каждому че­ловеку проявить свои индивидуальные свойства, даже не откло­няясь от нормы языка.

Индивидуальность письменной речи связана с тем, что в силу ряда причин не все люди в должной мере владеют литературным языком. Речь многих из них подвержена влиянию диалектов и наречий, которые в отличие от общенационального литературного языка употребляются лишь в отдельных местностях. На речь дру­гих влияют профессиональные или иные языковые стили речи, иные языки и т. п. Под воздействием диалектов речь людей при­обретает своеобразную окраску. Диалектная среда затрудняет овладение навыками литературной речи, ее влиянием объясняется наличие у недостаточно грамотных людей специфических для местного произношения орфографических ошибок. Такие ошибки изучаются диалектологами, педагогами, а в последнее время стали предметом исследований криминалистов[4].

Нарушения норм языка, вызванные недостаточным уровнем его знания или воздействием диалектных и других стилей речи, в сочетании с гибкостью норм открывают широкие возможности для индивидуализации речи.

Особенности письменной речи формируются под влиянием усло­вий, в которых живет и обучается человек. Это мастерство и ли­тературные вкусы педагогов, общий культурный уровень семьи, друзей, характер трудовой деятельности, знакомство с различны­ми видами искусства и т. д. Важны здесь также индивидуальные свойства и способности человека.

Овладение письменной речью, как и всякий процесс обучения, сопровождается образованием временных связей в коре больших полушарий головного мозга. Физиологической основой устойчиво­сти навыков письменной речи является система таких связей. О быстроте формирования навыков грамотного письма свидетельст­вуют данные педагогов и психологов. Так, если среднее число ор­фографических ошибок на безударные гласные в пятом классе принять за 100%, то в седьмом классе число ошибок снижается до 40,1%, а в девятом — до 15,8%.

Основными нервными процессами, лежащими в основе любой деятельности человека, и в том числе письма, являются процессы возбуждения и торможения. Сила, подвижность и уравновешен­ность этих процессов весьма разнообразны и влияют на формиро­вание навыков, свойственных разным людям, воздействующих на их письменную речь и определяющих ее индивидуальность и устой­чивость.

Признаки письменной речи, используемые для отождествления человека, отражают соответствующие его навыки. Однако каждый признак неполно и неадекватно отображает лежащие в его основе навыки, представляя собой лишь одно из их проявлений. Этим в значительной мере и объясняется большое количество вариантов признаков. Вместе с тем они относительно устойчивы, так как при­знаки соответствуют динамическим стереотипам, сформировав­шимся в процессе обучения, трудовой деятельности человека, ов­ладения ям научными знаниями и т. п.

Навыки письменной речи полностью проявляют свои стерео­типные свойства лишь в повторяющихся условиях. Например, предмет изложения знаком, неоднократно осмысливался, излагал­ся в прошлом и, наконец, сам текст выполняется в привычных условиях, в обычный интервал времени, без воздействия непри­вычных раздражителей, в обычном психическом и физическом со­стоянии пишущего. При этом наблюдается определенная «систем­ность» навыков письменной речи. Такая «системность» всегда подвижна и зависит от изменения условий, в которых происхо­дит процесс письма. В ней меньше действий, автоматизированных в такой мере, как автоматизированы в почерке движения при вы­полнении отдельных деталей письменных знаков. Навыки пись­менной речи — умственные навыки, но проявляются они и фикси­руются с помощью двигательных навыков. Затруднения, возни­кающие при применении двигательных навыков, могут влиять на навыки письменной речи, вызывая их «разбалансировку», изменения. О тесной взаимосвязи навыкав почерка с навыками пись­менной речи свидетельствует то, что высокоразвитой письменной речи обычно соответствует высокая выработанность почерка, патологическим изменениям почерка у душевнобольных часто со­путствует патология письменной речи, а умышленное искажение почерка, даже помимо воли исполнителя, может сопровождаться искажением признаков письменной речи.

Некоторые нервные и психические заболевания, тяжелые ин­фекционные болезни и интоксикации ведут к патологическим из­менениям навыков письменной речи. О наличии таких нарушений судят по явлениям аграфии, параграфии, по искаженной архитек­тонике изложения, болезненной символизации.

Аграфия, если она ограничивается лишь частичной потерей способности писать, ведет иногда к тому, что в рукописи оказы­ваются правильно написанными лишь начала слов. В конце же слов появляются бессмысленные сочетания букв или их элемен­тов, иногда конечные слоги или буквы пропускаются. Явления параграфии выражаются в перестановке слов, отдельных букв и слогов. Слоги и буквы меняются местами не только внутри одно­го слова, но переносятся из других, чаще — соседних слов. Изме­нения архитектоники изложения проявляются в нарушениях логи­ческой его последовательности, связи между содержанием после­довательно расположенных частей текста и предложений. Болез­ненная символизация заключается в замене слов или предложе­ний (часто с целью зашифровывания их смысла) различными зна­ками или рисунками, обычно примитивными и бессмысленными. При прогрессивном параличе наблюдаются изменения навыков письменной речи в виде параграфии и аграфии не только в слу­чаях самостоятельного письма или под диктовку, но и при спи­сывании. Маниакально-депрессивные состояния ведут к наруше­ниям последовательности изложения. Письменная речь шизофре­ников наполнена арготизмами, символами, лишними восклица­тельными и вопросительными знаками, акцентированием (чаще всего путем подчеркивания)[5].

В целях умышленного искажения признаков письменной речи, как правило, применяется маскировка. Имитация же встречается очень редко. Объясняется это тем, что для маскировки достаточ­но преодолеть свои навыки и произвольно изменить признаки, при имитации же нужно еще воспроизвести особенности письменной речи другого человека. Но даже маскировка удается только ли­цам, хорошо владеющим письменной речью, способным заметить те особенности своей речи, которые они хотят изменить.

Маскировка, как об этом свидетельствуют экспертная практи­ка и специальные исследования, производится в основном путем снижения уровня грамотности и отказа от сложных языковых средств. Искажающие свою письменную речь лишь видоизменяют присущие ей признаки, используют за счет сокращения привыч­ных вариантов признаков (или полного отказа от них) те вариан­ты, которые ими обычно редко применяются (по данным Г. Д. Марковой).

Рассмотрим наиболее характерные приемы маскировки призна­ков письменной речи.

Снижение грамотности письма. Примерно в 50% случаев, ког­да пишущие прибегают к маскировке, искажается орфография. Это обычно проявляется в написании слов таким образом, как их произносят люди с низкой степенью развития грамматических на­выков. Чаще других проявляются следующие «ошибки»: непра­вильное употребление безударных гласных — «о» заменено «а» («маеты»), «е» заменено «и» («слиды»); отсутствие требуемого мягкого или твердого разделительного знака («ночю», «сеха-лись»); лишние мягкие знаки («пьють»); пропуск одной из под­лежащих удвоению согласных («весений»); неправильное написа­ние частиц «не» и «ни» с частями речи («неспеши»), приставки «с» («збить»); пропуск, перестановка или замена букв («скусно», «булгахтер»).

Лица, допускающие в обычных условиях • орфографические ошибки, повторяют их часто в рукописях, выполненных с маски­ровкой письменной речи, наряду с новыми, сделанными умыш­ленно.

Преднамеренные пунктуационные ошибки встречаются пример­но в 20% случаев маскировки признаков письменной речи. Чаще всего это отсутствие нужных запятых, реже — появление лишних знаков препинания. Наиболее устойчивым остается привычное употребление таких знаков препинания, как точка, лишь иногда её опускают.

Искажение синтаксиса встречается столь же часто, как и пред­намеренные пунктуационные ошибки. Оно заключается в наруше­нии порядка слов внутри предложений, а иногда — в отказе от членения текста на предложения.

Упрощение стиля изложения. В этих целях, как правило, опе­рируют средствами более простого, разговорного и даже бытового стиля изложения («просторечия»). Для маскировки стиля исполь­зуются стереотипные фразы, повторения в начале каждого пред­ложения последнего слова предыдущего, назойливо однообразные начала предложений и другие стилистические ошибки.

Отказ от сложных и использование самых простых языковых средств. Лица, привыкшие использовать научный или официально-деловой стиль, иногда в целях маскировки обращаются к средствам, присущим более простому, разговорному или эпистоляр­ному стилю. Вместо сложных (в особенности сложносочиненных) предложений используются простые. Средняя длина предложе­ний в таких случаях нередко сокращается. В то же время навыки использования абзацев обычно сохраняются.

Лица, искажающие письменную речь, нередко пытаются избе­жать обособления второстепенных членов предложения, применяя в случаях надобности лишь сравнительные обороты с союзом «как» и используя деепричастия. Иногда для маскировки в тек­сты вводятся пословицы, поговорки, призванные придать речи «простонародную» окраску.

Изменения привычной архитектоники изложения сводятся к лишению ее стройности.

Изменения лексики наблюдаются довольно часто (в 25—30 % рукописей, выполненных с искажениями письменной речи). Они осуществляются одним или несколькими из следующих способов: обеднение словарного запаса путем частого повторения одних и тех же слов; отказ от синонимов и разнообразных определений; смешение лексики разных языков; употребление диалектных слов, жаргонных словечек и оборотов из просторечной лексики.

Таким образом, для маскировки чаще всего изменяют орфо­графические и лексические признаки письменной речи. Признаки, представляющие собой отклонения от языковой нормы, сохраняют свою устойчивость не только в обычном письме, но и при умыш­ленном его изменении.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.