Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)

2017-09-28 510
Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)

 

 

Кафедра «Административного и финансового права»

 

Л. К. Самойлова

 

Финансовое право:

теоретические положения, тестовые задания,

практико-ориентированные задачи.

Общая часть.

Учебное пособие.

 

Санкт-Петербург


ББК

Ф

Рецензенты:

А. Н. Литвиненко, доктор экономических наук, профессор, начальник учебно-научного комплекса экономической безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России

А. Б.Новиков, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой финансового и административного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Самойлова Л.К. Финансовое право: теоретические положения, тестовые задания, практико-ориентированные задачи. Общая часть. Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016. – 110 с.

В данном пособии изложены теоретико-правовые основы регулирования процессов в сфере публичных финансов, сопоставлены различные точки зрения на содержание исследуемых финансово-правовых дефиниций, охарактеризованы структура финансовой системы государства, особенности публичной финансовой деятельности, рассмотрены понятие и элементы финансово-правовой нормы, раскрыт субъектно-объектный состав финансовых правоотношений, отражены цель, задачи, виды, методы финансового контроля, а также широко представлен материал, используемый для организации самостоятельной работы студентов.

Рекомендуется для студентов очной, заочной форм обучения, изучающих дисциплины «Финансовое право», «Финансовый контроль и аудит».

Учебное пособие обсуждено и одобрено кафедрой Административного и финансового права (протокол №__ от __ __________ 201__ г.)

и рекомендовано Ученым советом Санкт-Петербургского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) (протокол №__ от __ _____________ 201__ г.)

©Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

    с.
Предисловие    
ГЛАВА 1 Финансы и финансовая система государства  
1.1 Основные теоретические положения по теме  
1.2 Тестовые задания  
1.3 Практико-ориентированные задачи  
1.4 Вопросы для самоконтроля  
ГЛАВА 2 Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права  
2.1 Основные теоретические положения по теме  
2.2 Тестовые задания  
2.3 Практико-ориентированные задачи  
2.4 Вопросы для самоконтроля  
ГЛАВА 3 Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения  
3.1 Основные теоретические положения по теме  
3.2 Тестовые задания  
3.3 Практико-ориентированные задачи  
3.4 Вопросы для самоконтроля  
ГЛАВА 4 Правовые аспекты организации финансового контроля в Российской Федерации  
4.1 Основные теоретические положения по теме  
4.2 Тестовые задания  
4.3 Практико-ориентированные задачи  
4.4 Вопросы для самоконтроля  
Словарь терминов    
литература    
           

Предисловие

Финансовое право представляет собой одну из самых динамично развивающихся отраслей права в Российской Федерации, что обусловлено общей тенденцией течения процессов в различных сферах жизнедеятельности, в том числе непрерывно трансформирующихся и перестраивающихся под воздействием изменения хозяйственной конъюнктуры социально-экономических отношений. Переход к качественно иной системе хозяйствования стал первопричиной становления и упрочения частной формы собственности, что, в свою очередь, предопределяет существенное значение норм финансового права как инструмента регулирования совокупности имущественных денежных отношений, устанавливающего обязанности и гарантирующего права разнообразия экономических субъектов. Знание основ финансового права и конкретных положений законодательства в указанной сфере деятельности – необходимая составляющая профессиональной юридической подготовки, что определяет важность соответствующего учебного курса.

Ознакомление в рамках общей части учебного курса с особенностями функционирования звеньев финансовой системы, базовыми направлениями финансовой политики государства, формами и методами ее реализации, содержанием и принципами организации финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, направленно на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных принимать участие в разработке новых и уточнении действующих нормативных правовых документов, регулирующих отдельные стороны финансовых правоотношений.

Настоящее учебное пособие представляет собой изложение основных теоретических положений общей части финансового права, а также включает материалы, необходимые для организации самостоятельной работы обучающегося.

Теоретические положения по перечисленным темам направлены на формирование у студента не только базового представления о разнообразии институтов общей части финансового права, но и по отдельным вопросам углубленных знаний о правовом регулировании отношений в сфере публичной финансовой деятельности.

В пособии особое место уделяется тестовым заданиям, решение которых позволит студенту самостоятельно проверить собственный уровень знаний по предмету «Финансовое право». Следует обратить внимание на тот факт, что в тексте пособия отсутствуют ответы (ключи) на предложенные тесты. Это сделано с целью развития определенных навыков у обучающегося:

- поиск учебной и научной литературы;

- обработка полученных сведений;

- анализ нормативных правовых актов, регламентирующих конкретные финансовые правоотношения;

- подбор правильного варианта ответа с учетом полученной информации.

В случае наличия сомнения студент спорные вопросы, как правило, может обсудить с преподавателем дисциплины на семинарском (практическом) занятии в форме беседы или индивидуальной (групповой) дискуссии.

Кроме того, в пособии содержатся практико-ориентированные задания, позволяющие оценить степень теоретической подготовки студента по курсу «Финансовое право» и выявить способность самостоятельно разработать предложения по разрешению спорной ситуации практического характера.

Таким образом, данное пособие может быть полезно студентам в качестве обучающего материала по курсу «Финансовое право», «Финансовый контроль и аудит», «Правовые основы финансового контроля и аудита» в высших учебных заведениях. Кроме того, оно рассчитано не только на первичное ознакомление студентов с базовыми дефинициями и положениями общей части финансового права, но и на дальнейшее углубленное изучение теоретических проблем современной финансово-правовой науки.


ГЛАВА 1. Финансы и финансовая система государства

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные этапы развития науки о финансах.

2. Раскройте сущность категории «финансы» с позиции различных авторов.

3. Какие признаки свойственны финансовым отношениям?

4. Какие функции выполняют финансы?

5. Перечислите основные направления воздействия финансов на различные секторы экономики.

6. Опишите структуру финансовой системы Российской Федерации. Охарактеризуйте каждое из представленных звеньев финансовой системы государства.

7. Сравните структуру финансовой системы Российской Федерации и финансовой системы развитых зарубежных стран. Охарактеризуйте сходства и отличия.

8. Что такое финансовая деятельность?

9. Раскройте цели, признаки и принципы финансовой деятельности государства. Каковы ее организационно-правовые формы?

10. Охарактеризуйте сущность управления государственными и муниципальными финансами.

11. Какие органы законодательной и исполнительной власти участвуют в процессе финансовой деятельности государства?

12. Охарактеризуйте функции Президента Российской Федерации в сфере управления государственными финансами.

13. Какие полномочия имеет Государственная дума Российской Федерации в сфере финансовой деятельности?

14. Какие полномочия имеет Совет федерации Российской Федерации в сфере финансовой деятельности?

15. Какие полномочия имеет Правительство Российской Федерации в сфере управления финансами?

16. Перечислите основные задачи Министерства финансов Российской Федерации.

17. Кратко охарактеризуйте функции служб, входящих в состав организационной структуры Министерства финансов Российской Федерации.

18. Назовите виды деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

19. Перечислите основные функции Центрального банка финансов Российской Федерации.

20. Охарактеризуйте функции Федеральной таможенной службы Российской Федерации в сфере финансовой деятельности.

ГЛАВА 2. Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение финансового права.

2. Какие существуют точки зрения на природу возникновения финансового права?

3. Что такое предмет финансового права?

4. В чем заключаются особенности отношений составляющих предмет финансового права?

5. Что такое метод финансового права?

6. Охарактеризуйте такой метод финансового права как метод властных предписаний.

7. Охарактеризуйте такой метод финансового права как метод рекомендаций.

8. Охарактеризуйте такой метод финансового права как метод согласований.

9. Как классифицируются принципы финансового права?

10. Перечислите общие принципы финансового права.

11. Перечислите особенные принципы финансового права.

12. Раскройте структуру системы финансового права.

13. Что изучает общая часть системы финансового права?

14. Что изучает особенная часть системы финансового права?

15. Дайте определение дефиниции «источник финансового права».

16. Систематизируйте источники финансового права.

17. Охарактеризуйте положения Конституции Российской Федерации, раскрывающие основы финансовой деятельности.

18. Охарактеризуйте Бюджетный кодекс Российской Федерации как источник финансового права.

19. Охарактеризуйте Налоговый кодекс Российской Федерации как источник финансового права.

20. Существует ли необходимость разработки Финансового кодекса? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на мнение различных исследователей.

ГЛАВА 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение финансово-правовой нормы.

2. Перечислите общие и квалификационные признаки нормы финансового права.

3. Какие элементы включает в себя структура финансово-правовой нормы?

4. Что такое гипотеза нормы финансового права?

5. Что такое диспозиция нормы финансового права?

6. Что такое санкция нормы финансового права?

7. Проклассифицируйте нормы финансового права.

8. Приведите примеры обзывающих норм финансового права.

9. Приведите примеры запрещающих норм финансового права.

10. Приведите примеры уполномочивающих норм финансового права.

11. Раскройте понятие и содержание финансового правоотношения.

12. Назовите элементы структуры финансового правоотношения.

13. Что подразумевается под объектом финансового правоотношения?

14. Что подразумевается под субъектом финансового правоотношения?

15. Что подразумевается под юридическим составом финансового правоотношения?

16. Перечислите классификационные признаки финансовых правоотношений.

17. Сопоставьте категории «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения».

18. Что такое финансовая правосубъектность?

19. Что подразумевается под финансово-правовым статусом?

20. Перечислите и охарактеризуйте способы защиты прав субъектов финансового права.

ГЛАВА 4. Правовые аспекты организации финансового контроля в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности формирования и функционирования системы финансового контроля в Российской империи.

2. Осуществление финансового контроля в СССР.

3. Перечислите этапы становление и развитие системы финансового контроля в Российской Федерации.

4. Раскройте значение системы финансового контроля в современных условиях хозяйствования.

5. Правовое регулирование финансово-контрольной деятельности в Российской Федерации.

6. Раскройте содержание, цель, задачи и принципы государственного и муниципального финансового контроля.

7. Охарактеризуйте функции государственного и муниципального финансового контроля.

8. Назовите основные классификационные признаки видов государственного финансового контроля.

9. Дайте понятие аудиторского контроля. Перечислите виды аудиторских проверок.

10. Перечислите характерные черты обязательного аудита.

11. Кратко охарактеризуйте основные методы государственного финансового контроля.

12. Раскройте содержание проверки как основного метода финансового контроля.

13. Охарактеризуйте виды проверок.

14. Приведите определение ревизии. Назовите цель и задачи проведения ревизии.

15. Перечислите основания классификации ревизий.

16. Перечислите характерные отличия между ревизией и аудиторской проверкой.

17. Проанализируйте положения основных нормативно-правовых актов, регулирующих проведение контрольных мероприятий в финансовой сфере.

18. Какой нормативно-правовой акт раскрывает особенности реализации контрольных мероприятий в бюджетной сфере?

19. В каком акте содержатся положения, регламентирующие осуществление валютного контроля в Российской Федерации?

20. Содержат ли нормы, регулирующие осуществление банковского надзора в Российской Федерации, Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»?


Словарь терминов

Анализ – это метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики.

Аудиторский контроль – один из видов независимого вневедомственного контроля, осуществляемого в качестве предпринимательской деятельности по проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Банковский контроль осуществляется Центральным банком Российской Федерации посредством государственной регистрации кредитных организаций, выдачи кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный контроль представляет собой составную часть государственного финансового контроля, посредством которой на различных стадиях бюджетного процесса проверяется образование, распределение и использование средств централизованных денежных фондов.

Валютный контроль – это деятельность Правительства Российской Федерации, органов и агентов валютного контроля по проверке соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Внебюджетные государственные фонды – совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющих собственные доходные источники и предназначенная для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий.

Государственные финансы – экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.

Государственный (муниципальный) кредит – совокупность общественных отношений, возникающих по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий.

Государственный финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Источники финансового права представляют собой совокупность правовых актов представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Контрольная функция финансов обеспечивает согласование интересов субъектов финансовых отношений и становится возможной в результате того, что движение всего разнообразия ресурсов в экономике (естественно-природных, материальных, трудовых и иных) получает свое выражение в не только в натуральной, но и в денежной форме и отражается при помощи денежных показателей.

Метод финансового права – это совокупность средств и способов регулирования отношений в сфере публичных финансов.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Муниципальный финансовый контроль – это деятельность органов местного самоуправления по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их расходования.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью подконтрольного субъекта без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

Норма финансового права – это общеобязательное, формально определённое, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило поведения общего характера, регулирующее финансовые отношения в сфере планового образования, распределения и применения централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых в публичных целях.

Обследование является одним из основных методов предварительного финансового контроля и направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Общая часть системы финансового права содержит нормы финансового права, которые закрепляют общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образовании, финансово-правовой статус государственных и муниципальных органов, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы финансово-правового статуса других субъектов, формы и методы финансового контроля, основания порядок привлечения к финансово-правовой ответственности.

Объекты финансового правоотношения – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых или ради которых субъекты правовых отношений в финансовой сфере вступают в правовую связь.

Особенная часть системы финансового права включает нормы финансового права, регулирующие следующие правовые общности: бюджетное право; налоговое право; правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государственных расходов; государственные внебюджетные фонды; публичное банковское право; государственный и муниципальный кредит; обязательное государственное страхование; организация денежного обращения и расчетов; валютное регулирование и валютный контроль.

Охранительная функция финансового права – это определенная предназначением данной отрасли права и направлением его правового воздействия на общественные отношения, возникающие в результате деятельности институтов финансовой системы государства, способность охранять наиболее важные интересы общества в целом и отдельных его членов, связанные с перераспределением национального богатства через государственные и муниципальные денежные фонды, а также вытеснять явления, чуждые соответствующей финансовой системе и нарушающие типичное течение финансовых процессов.

Предмет финансового права – это совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения.

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства.

Распределительная функция финансов проявляется через распределение стоимости произведенного общественного продукта и последующее формирование у экономических субъектов доходов и накоплений путем создания фондов денежных средств.

Ревизия – форма контрольного мероприятия, применяемая для углубленного и расширенного охвата объекта контроля, при осуществлении которого используются различные источники информации, методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры, а выводы обосновываются на документально достоверных обстоятельствах.

Регулирующая функция финансов выражается путем вмешательства государства в различные социально-экономические и иные процессы при помощи государственных расходов, налогов, государственного кредита.

Регулятивная функция финансового права подразумевает под собой обусловленное социальным назначением и направлением правового воздействия на общественные отношения в сфере публичных финансов проявление способности данной отрасли права определять и упорядочивать такие отношения.

Система финансового права – это определенная внутренняя его структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.

Стабилизационная функция финансов заключается в создании и поддержании для всех экономических субъектов (общественно-территориальные образования, коллективные и индивидуальные субъекты) стабильных условий функционирования и развития.

Стимулирующая функция финансового права – это вызванная объективной необходимостью, возникающей в процессе регулирования финансовых правоотношений, способность воздействовать при помощи различных финансово-правовых инструментов на участников общественных отношений в финансовой сфере, побуждая их к рациональному и эффективному использованию средств централизованных денежных фондов.

Структура финансового правоотношения представляет собой внутреннее строение и взаимосвязь элементов правового отношения, возникающего в финансовой сфере.

Субъекты финансового правоотношения – лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и прав.

Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», и подотчетным Федеральному Собранию.

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Финансовая деятельность государства представляет собой совокупность мероприятий по формированию, распределению и использованию централизованных денежных фондов в целях материального обеспечения реализации задач и функций общественно-территориальных образований, как-то: укрепление обороноспособности и национальной безопасности, поддержание высокого уровня социально-экономического развития, создание эффективной системы органов государственной власти.

Финансовая дисциплина – реализация прав и выполнение обязанностей, содержащихся в правовых актах, а также в иных нормативных и индивидуальных предписаниях, в целях упорядочения процессов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций и физических лиц.

Финансовая правосубъектность – признаваемая финансовым законодательством способность лица быть участником конкретных финансово-правовых отношений.

Финансовая система Российской Федерации представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций.

Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих круг общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Финансовое правоотношение – общественное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являющееся в сущности экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы.

Финансово-экономическая экспертиза является методом финансового контроля и сводится к проведению специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности контролируемого субъекта за проверяемый период.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, муниципальными, общественными органами и организациями, иными хозяйствующими субъектами, по проверке соответствия разрабатываемых финансовых планов установленным нормативам поступления и расходования денежных ресурсов, по выявлению фактических объемов доходов, по оценке целесообразности и эффективности использования средств.

Финансы – денежные отношения, возникающие в ходе распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием денежных доходов и накоплений у отдельных субъектов экономики для удовлетворения производственных, потребительских и государственных нужд.

Финансы предприятия – денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих.

Фонды страхования – особая сфера перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.

Юридическое содержание финансового правоотношения – образуют субъективные права и юридические обязанности субъектов-участников общественных отношений в финансовой сфере.


ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 0.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31.

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в посл. ред.) // Российская газета. – 1997. – 23 декабря. – №245.

3. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22.05.1992 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» // Бюллетень международных договоров – 1993. – №4.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31.

6. Таможенный кодекс Таможенного союза (в посл. ред) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №50.

7. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №14.

8. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №28.

9. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в посл. ред.) // Российская газета. – 2003. – 17 декабря. – №253.

10.Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в посл. ред.) // Российская газета. – 2008. – 31 декабря. – №267.

11.Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №48.

12.Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в посл. ред.) // Российская газета. – 2004. – 12 марта. – №50.

13.Указ Президента РФ от 16.10.2001 № 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (в посл. ред.) // Российская газета. – 2001. – 17 октября. – №202.

14.Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №22.

15.Указ Президента РФ от 15.01.2016 №12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=192434;fld=134;dst=100010;rnd=189271.23424059555283971;;ts=01892717214521484651848.

16.Указ Президента РФ от 02.02.2016 №41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.02.2016.

17.П<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.