Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-09-28 | 1495 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«ораторское искусство» и «красноречие»
Название дисциплины «Судебная риторика» является производным понятия «риторика». Как наука, она существует тысячи лет. В разные времена в нее вкладывали различное содержание.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в пятом веке до нашей эры и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. По словам В.Г.Белинского «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Афиняне должны были виртуозно владеть искусством слова, даром убеждения. Политики выступали с речами в народных собраниях, полководцы призывали к защите своей земли воинов, граждане боролись в суде за восстановление попранного права; восхваляли героев и их победы. В древних Афинах появились новые профессии, такие как ритор - учитель красноречия, логограф - составитель речей.
Риторику олицетворяла у древних греков прекрасноголосая богиня Каллиопа, которая была одной из девяти олимпийских муз. Дочь Зевса и Мнемозины она была музой эпической поэзии и науки. Ее сыновья Лиин и Орфей - знаменитые певцы. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свистком и грифильной палочкой в руках.
Термины «риторика» (греч. Retorike), «ораторское искусство» (лат.orator, orare – говорить) «витийство» (устаревшее, старославянское), «красноречие» (русское)—синонимичны.
Риторика – особая наука о законах «изобретения, расположения и выражения мыслей в речи». Современное ее толкование – теория убеждающей коммуникации». Аристотель определил риторику как способность находить возможные убеждения относительно каждого данного предмета, как искусство убеждения, которое использует возможное
|
и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Дело риторики не убеждать, а в каждом данном случае находить способы убеждения.
Ораторское искусство понимается как высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение словом.
Красноречие в словаре живого великорусского языка В.Даля определяется как краснословие, наука и умение говорить и писать красно, убедительно и увлекательно.
Коракс, который в пятом веке д.н.э. открыл в Сирокузах школу красноречия и написал первый учебник риторики, так определял красноречие: - это служанка убеждения. Сопоставив вышеназванные понятия «риторика», «ораторское искусство», «красноречие», мы находим, что их объединяет идея убеждения. Эстетика и самовыражение оратора в ораторском искусстве, способность и умение увлекательно говорить присущие красноречию, а также научные законы риторики все они служат одной цели – убедить. А различаются эти три понятия «риторика», «ораторское искусство» и «красноречие» разными акцентами, которые подчеркивают их содержание.
В ораторском искусстве подчеркивается эстетика, самовыражение автора, в красноречии – способность и умение увлекательно говорить, а в риторике – научность принципов и законов.
Авторитет риторики в древности, ее влияние на жизнь общества были столь велики,что ее называли «искусством управлять умами»(Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца. Риторика как наука и учебная дисциплина существуют тысячи лет. В разное время в нее вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (устной и письменной), и как наука и искусство устной речи. Риторика как искусство хорошо говорить нуждалась в эстетическом освоении мира, в представлении об изящном и неуклюжем, красивом и уродливом, прекрасном и б
|
У истоков риторики стояли актер, танцор, певец, восхищающие и убеждающие людей своим искусством. Одновременно риторика базировалась на рациональном знании, на отличии реального от нереального, действительного от мнимого, истинного от ложного. В создании риторики участвовали логик, философ, ученый. В самом становлении риторики было и третье начало оно объединяло оба вида познания: эстетическое и научное. Таким началом была этика.
И так, риторика была триедина. Она была искусством убеждать с помощью слова, наукой об искусстве убеждать с помощью слова и процессом убеждения, основанном на моральных принципах.
Еще в античности в риторике сложилось два основных направления. Первое, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят Исократа и других риторов. Его представители склонны были считать хорошей богато украшенную, пышную речь, построенную по эстетическим канонам. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Поэтому направление в риторике, берущее начало от Аристотеля, можно назвать «логическим», а от Исократа – литературным.
1.2 Предмет и содержание научной риторики
История знает как традиционный, так и нетрадиционный подходы в определении предмета риторики. Первый принадлежит античности, второй более современный. В традиционном понимании риторика - это ораторское искусство, а значит и предметом является ораторское искусство. В современном понимании предмет риторики – это не только публичная речь, но и различные виды речевых действий: диалоги, дискуссии, дебаты, полемика и др.
Некоторые исследователи предлагают закрепить за термином «риторика» два смысла – узкий и широкий. В узком смысле риторика – это ораторское искусство и ее предмет – публичная речь. В широком – это наука об условиях и формах эффективной коммуникации, объектом которой становятся любые разновидности речевой коммуникации, рассматриваемые через «призму» осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя информации.
|
Целью теоретической риторики является всестороннее изучение красоты, энергичности и разумности человеческого слова, соотношение этих качеств слова с чувством, волею и разумом человека.
Задачей прикладной риторики, которая преподается в вузах – научить пользоваться словом. Стилевая задача новой риторики состоит в понимании и пользовании всеми видами слова, а не только публичной речью.
Аристотель выделяет три рода речей, которые возникли в результате развития социально-политической жизни Древней Греции: совещательные, судебные и эпидейктические. Цель речей совещательных: «склонять или отклонять», судебных - «обвинить или оправдать», эпидейктических - «хвалить или порицать». Совещательное красноречие содержало речи убеждающие и разубеждающие, судебное – речи обвинительные и защитительные, торжественное или эпидейктическое – речи хвалебные и порицательные. В торжественном красноречии оратор должен был исходить из категорий хорошего и дурного, в совещательном – из категорий полезного и вредного, в судебном – из категорий справедливого и несправедливого.
В античной риторике различалось три источника красноречия и три цели красноречия. Источники красноречия – это природное дарование, теоретическое обучение и практическое упражнение. В этом же ряду было подражание как вид обучения или упражнения. Три цели красноречия заключались в том, чтобы убедить, усладить и взволновать. К достижению этих целей и вела риторическая наука. Античная риторика содержала три части:
1. Учение об ораторе (языковая личность)
2. Речь (порождение, построение, языковое оформление)
3. Аудитория (возраст, социально-психологические характеристики, восприятие оратора).
Главным понятием риторики является оратор – человек, произносящий речь. В основе слов оратор, ораторский, оратория, как уже говорилось выше, лежит латинское слово «орис» - рот. Оратор (от лат. Orare – говорить) – лицо, произносящее речь; красноречивый человек, владеющий мастерством слова. Аристотель считал, что оратор должен уметь привести слушателей в такое состояние, которое позволит ему легко убедить аудиторию. Он подробно останавливается на роли в речи гнева, пренебрежения, милости, вражды и ненависти, страха и смелости, стыда, благодеяния, сострадания, негодования и зависти.
|
Позже Цицерон сформулировал определенные требования к личности оратора. Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства; во-вторых, изучение ораторского искусства (теория); в-третьих, упражнения, то есть практика. Обязанность оратора, по мнению Цицерона, заключалась в том, чтобы найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Кроме того, в задачу оратора входило расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть доводы оппонента.
Как учебный предмет риторика состоит из четырех частей: история, теория, практика и техника. Риторика как учебный предмет отличается от многих других предметов тем, что владение большинством из них связано со знаниями, а риторика – еще с умениями. Овладение практикой красноречия построено на знаниях, умениях, навыках, на длительной практике выступлений в различных аудиториях.
Традиционно различаются общая и частная риторика. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, независящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. Сейчас можно различать столько же частных риторик, сколько существует сфер человеческой деятельности, сфер коммуникаций (риторика телевизионного выступления является подразделом публицистической риторики) и тд.
Наибольшее воздействие на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес. В настоящее время это политическая риторика, деловая риторика, риторика средств массовой информации и др.
Риторика как наука взяла на себя задачу всесторонне описать характер взаимосвязи между «миром вещей» и «миром слов», иными словами, показать, как происходит «трансформация» предмета в слово. Более глобальный и глубокий подход к речи представить себе трудно: реальная действительность и «вербальная действительность», являющаяся результатом переосмысления и преобразования реальной, получили в классической риторике максимально полное освещение с позиций человека, который осуществляет это переосмысление и преобразование и предъявляет его результаты подобным себе. Таким образом, «человек говорящий» был поставлен в центр риторической концепции в целом.
|
В этом смысле риторика возложила на себя контроль за всеми стадиями процесса трансформации предмета в слово.
Наша дисциплина носит название «Судебная риторика». Судебная риторика - наука об ораторском искусстве, об отношении мысли к высказыванию и средствах риторического доказывания в различных сферах юридической практики. Обычно под судебной риторикой понимают дисциплину, которая изучает отношение мысли к слову в речи юриста. Как правило, предметом ее изучения является судебное красноречие. Судебное красноречие – это род красноречия, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Центром исследования науки является языковая структура личности судебного оратора (или коммуникатора) и получателя речи (реципиента). Кроме того, в судебной риторике фундаментом должно служить знакомство с делом во всех его мельчайших подробностях. В связи с этим исследуется речевая технология аргументации и способы конструирования целесообразного соразмерного судебного высказывания.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!