Тема 2. История становления и развития социологии — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 2. История становления и развития социологии

2017-09-27 75
Тема 2. История становления и развития социологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

1. Этапы эволюции социологии как науки.

2. Теории современной социологии. Мультипарадигмальность социологии.

3. Социология в России: основные этапы становления.

 

Этапы эволюции социологии как науки.

В истории социологии выделяются 2 этапа: 1) донаучный; 2) научный, когда формируются критерии научности социологических знаний. Краткий обзор донаучного этапа рассмотрен нами ранее (тема 1), поэтому перейдем к характеристике научного этапа, который включает основные вехи становления собственно социологии как науки в современном ее понимании.

Истоки современной социологии. Протосоциология.

Протосоциология – совокупность созданных в середине – конце XIX века проектов науки об обществе, заложивших концептуальные основы развития социологии, но развивающихся как часть философских и мировоззренческих доктрин.

Как уже отмечалось, основоположником социологии признают О.Конта. Его идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего прогресса социологии.

Огюст Конт (1798-1857) основоположник позитивной философии. Позитиви́зм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Завершающая лестницу естественных наук социология изучает строение и развитие человеческой общественности, первое — в социальной статике, второе — в социальной динамике.

Элементом общества Конт признает не индивидуального человека, а семью, которая уже заключает в зародыше основные социальные отношения, обусловленные симпатическим инстинктом. При образовании более широких общественных союзов, сверх этого инстинкта главное значение принадлежит принципу сотрудничества (кооперации). Кооперация многих частных сил для общей цели требует единого правительства, выражающего воздействие целого на части и поддерживающего солидарность общественного тела против пагубного стремления в нём к раздроблению и противоборству идей, чувств и интересов. Своей объединяющей цели правительство должно достигать не только материальными, но и нравственными средствами; отсюда необходимое различение двух властей: светской и духовной.

Исторический материализм.

Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать идеи Карла Маркса (1818-1883): об определяющей роли экономических факторов в развитии общества, отчуждении труда, классовой структуре и классовой борьбе, роли человека в изменении окружающего мира и самого себя и др. Маркс разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма.

Общество по Марксу антагонистично (противоречиво). Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Маркс доказывал, что существование классов связано с определенными фазами развития производства. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов.

Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика). Затем — надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путем революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Формации — первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая.

Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввел в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества.

 

Классическая социология.

На рубеже XIX – XX вв. наиболее актуальной проблематикой для социологов стало определение предмета и метода новой науки.

Социологизм Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Основатель социологического реализма и функционализма. Разрабатывал вопросы социологии религии.

Главными характеристиками разработанной им системы были

а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма;

б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния;

в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.

По Дюркгейму социология возникает и должна развиваться как самостоятельная наука, потому что существует реальность особого рода - социальная жизнь, не исследуемая ни одной другой наукой. Основу этой реальности составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки — объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление — «принудительная сила». Согласно принципу социального детерминизма он при изучении общества требовал объяснять «социальное социальным». «Социальная реальность», по мнению Дюркгейма, всегда доминирует над «индивидуальной реальностью». Широко известны работы «Самоубийство» и «Правила социологического метода».

Чикагская школа социологии

Уильям Томас (1863—1947). Совместно с Флорианом Знанецким провел и описал исследование случая (case-study) «Польский крестьянин в Европе и Америке», которое стало поворотным в развитии социологии в США и в мире. Вошёл в историю также благодаря сформулированной теореме об определении ситуации: «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям».

Флориан Знанецкий (1882—1958). Считал, что социология — наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек — адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие — это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия — приспособление и оппозиция.

Роберт Парк (1864—1944). Парк понимал социологию как науку о коллективном поведении. Общество — это организация социального контроля. Социальный контроль — общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе «Город» рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Социальную экологию интересует значение позиций во времени и пространстве. В работе «Город» показан принцип расселения по принципу борьбы за существование. («Самое лучшее для самых лучших»). Посредством порядков в обществе поддерживается динамическое равновесие, степень свободы уменьшается. Центральная проблема социальной экологии — проблема равновесия и кризисов.

 

Неоклассическая социология (середина 1920-х. – конец 1950-х гг.).

Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию. Развивающееся экономически общество, ориентирующееся на быстрый социальный прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам и, позволяющим решать конкретные проблемы. Эмпирические исследования в промышленности открыли широкие возможности социологии и дали толчок ее активному внедрению в деятельность фирм.

Активизация эмпирических исследований нанесла определенный урон теоретической социологии, однако последней удалось в области методологии и теории доказать свое право на равное существование. Решающую роль здесь сыграли концепции социокультурной динамики и интегрального типа общества П. Сорокина, теории структурного функционализма и социального действия Т. Парсонса, теории аномии и среднего уровня Р. Мертона.

Питирим Сорокин (1889-1968) основоположник интегрализма, рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина — идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, есть флуктуация типов культур, каждый из которых есть специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах её познания). Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный— в нём преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический — здесь господствует интуитивный метод познания. Тип культуры определяется господствующим мировоззрением, выраженным в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате кризисов, войн, революций. Сорокин — один из родоначальников теорий социальной мобильности и социальной стратификации.

Толкотт Парсонс (1902—1979). Классик мировой социологии, основоположник системно-функциональной парадигмы. Разработал метатеорию — теорию действия, на её основе — теорию систем. Предложил структуру элементарного акта действия:

Агент (действующее лицо) = актор. Понимается не как организм, а как сознание, «Я». «Цель» — такое будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие. Ситуация действия (она разбита на средства и условия). Средства контролируются, а условия нет. Нормативная ориентация — ценностная оценка средств, которая накладывает ограничения.

Основные черты функционализма для самого общества таковы:

Общество рассматривается как система. Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности её частей. Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности её границ). Основные функции (АGIL), которые должны выполняться в любой социальной системе:

· Адаптация (А) — система адаптируется к условиям.

· Достижение цели (G) — достижение конкретных целей и мобилизация средств для получение результатов.

· Интеграция (I) — связь между элементами.

· Воспроизводство образца (латентность) (L) — запас внутренней прочности (для социальных систем) и возможность выдерживать напряжение между элементами.

Теорию дорабатывал Роберт Мертон (1910—2003). Ввел в социологию понятие «ТСУ» — (Теория среднего уровня), понятие явных и латентных функций. Построение всеобъемлющей теории считал преждевременным, так как для этого нет материалов. Теория Парсонса, по его мнению, не применима к практике, потому нужна альтернатива — ТСУ. ТСУ — теории, ориентированные на ограниченный круг явлений и подкрепленные эмпирическими данными (например, изучение преступности дает материал для теории девиации и т. п.). Основная теорема функционального анализа Роберта Мертона: «Точно также, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции — так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями»

 

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

1. Этапы эволюции социологии как науки.

2. Теории современной социологии. Мультипарадигмальность социологии.

3. Социология в России: основные этапы становления.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.