Конституционно-правовой статус человека и гражданина — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Конституционно-правовой статус человека и гражданина

2017-10-01 332
Конституционно-правовой статус человека и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юридическое выражение проблемы прав человека име­ет в своей основе вопрос о характере распределения соци­альных возможностей и обязанностей между людьми в


пределах конкретных общественных отношений и социаль­ной реальности. Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического поло­жения личности в обществе и государстве. Личность — это субъект с присущими ему индивидуальными чертами и ка­чествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевы­ми. Если человек — это разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то по­нятие «личность» как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы.

Понятие «личность» в правовом смысле — это прежде всего человек как физическое лицо. Кроме того, это поня­тие употребляется и в более широком смысле, объединяя в единое целое категории человека и гражданина. Гражда­нин же — это личность, действующая в политической жиз­ни, имеющая политические права, свободы и обязанности.

Этимологически по происхождению и по существу по­нятия «правовое положение» и «правовой статус» личнос­ти совпадают. В них отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: потребности; интересы, мотивы; политическая, общественная, трудовая и иная де­ятельность; виды взаимоотношений с государством.

Положение личности в обществе определяется не толь­ко правовыми нормами, но и всеми другими видами соци­альных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее обще­ственного статуса.

В самом общем виде правовой статус личности оп­ределяется как юридически закрепленное положение лич­ности в государстве и обществе. Принято выделять не­сколько видов правового статуса личности:

1) общий или конституционный статус человека и граж­
данина;

2) специальный или родовой статус определенной кате­
гории граждан;

3) индивидуальный статус, характеризующий пол, воз­
раст, семейное положение и т. д.;

 

4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с
двойным и тройным гражданством;

5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессу­
альный, административно-процессуальный и др.);

6) статус физического лица и т. д.


Общий конституционный статус является еди­ным и одинаковым для всех граждан государства, незави­сящим от конкретных обстоятельств, т. е. базовым, исход­ным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его.

В структуру конституционного статуса лич­ности как интегративного понятия входят следующие компоненты:

=> гражданство;

=> основные права, свободы, законные интересы и обя­занности;

=> правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность;

=> правовые принципы;

=> гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность.

> Основу правового положения личности составляют ее права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве. Свободы личности одновременно являются и ее правами.

Правовой статус личности, закрепленный в Конститу­ции Республики Беларусь, основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими консти­туциями, базируется на международно-правовых докумен­тах. Универсальный набор прав и свобод сформулирован в следующих международно-правовых актах: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Между­народный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах (1966 г.), Факультативный протокол к'Меж­дународному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Все государства, присоединившиеся к этим до­кументам, обязаны привести свое законодательство в соот­ветствие с требованиями этих пактов, что создало приори­тет указанных международных актов над внутренним за­конодательством стран-участниц. Каждый гражданин, по­литические или гражданские права которого нарушены, получил право обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имею­щиеся внутренние средства правовой защиты. В соответ­ствии со статьей 61 Конституции Республики Беларусь «каждый вправе в соответствии с международно-правовы-


ми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защи­ты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

С 1991 г. в Республике Беларусь начался поворот пра­вовой системы к признанию и гарантированию прав и сво­бод человека и гражданина как высшей ценности. Консти­туция Республики Беларусь закрепила новую концепцию прав и свобод человека и гражданина, согласно которой гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обя­занностей, признается самостоятельным субъектом, спо­собным самоутвердиться в качестве достойного члена об­щества. Конституция Республики Беларусь признает неот­чуждаемость основных прав и свобод человека и принад­лежность их каждому от рождения. В ней впервые полу­чил закрепление принцип примата международного права, в частности в области прав человека: «Государство гаран­тирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международ­ными обязательствами государства» (часть 3 статья 21).

Конституция Республики Беларусь содержит новое для конституционного законодательства положение об отноше­ниях государства к человеку и гражданину. Согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются выс­шей ценностью и целью общества и государства. Государ­ство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполне­ние обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Это исходное базовое положение определяет содержа­ние и структуру специального раздела II «Личность, обще­ство, государство», посвященного правам и свободам чело­века и гражданина. Содержащиеся в нем принципы и нор­мы значительно расширяют круг прав и свобод с учетом конституционного опыта цивилизованных государств и со­держания международно-правовых актов о правах челове­ка. Здесь наряду с правами и обязанностями граждан впервые в отечественной истории нашли свое закрепление отдельно права человека, т. е. юридически признана кате­гория «права человека».


Понятия «права человека» и «права гражданина» близ­ки, но по своей природе и содержанию не совпадают, так как отражают различные аспекты положения личности. Первое понятие подчеркивает неотчуждаемость прав лич­ности как таковой исходя из присущих всем членам чело­веческого общества свободы и достоинства; второе исходит из характеристики прав личности как гражданина государ­ства, определяет его права и свободы в качестве такового. Поэтому в одних статьях Конституции Республики Бела­русь права и свободы адресуются «каждому», в других -«гражданину».

Целостность системы прав человека и гражданина опре­деляется на основе принципов закрепления и реализации их правового статуса. Конституционное выражение в Конституции Республики Беларусь по аналогии с консти­туциями других государств получили следующие принци­пы правового статуса личности:

• равноправие;

• непосредственное действие прав и свобод;

• неотчуждаемость прав и свобод;

• гарантированность прав, свобод и обязанностей;

• признание общепризнанных принципов и норм меж­
дународного права и международных договоров Республи­
ки Беларусь составной частью ее правовой системы;

• запрещение на незаконное ограничение конституцион­
ных прав и свобод.

Кроме собственных граждан на территории Республики Беларусь, как и других государств, постоянно или времен­но проживают иностранные граждане и лица без граждан­ства. Конституционное законодательство содержит нормы, регулирующие их взаимоотношения с государством. Пра­вовое положение иностранцев и лиц без гражданства ре­гулируется также Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» (с изменениями и допол­нениями от 18 июля 2000 г.)1, гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным и уголовно-процессуальным, таможенным и иным законодательством.

Согласно статье 11 Конституции Республики Беларусь «иностранные граждане и лица без гражданства на терри-

' Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 73. 2/197.


тории Республики Беларусь пользуются правами и свобо­дами и исполняют обязанности наравне с гражданами Рес­публики Беларусь, если иное не определено Конституци­ей, законами и международными договорами».

Определенные ограничения в правах, свободах и обя­занностях иностранных граждан и лиц без гражданства установлены в самой Конституции Республики Беларусь, которая, как уже отмечалось, использует разные категории субъектов правового статуса: в одном случае употребляет­ся термин «каждый», включающий иностранцев, лиц без гражданства и лиц с несколькими гражданствами, в дру­гом — «граждане Республики Беларусь», что означает, что конкретные права и свободы, а также обязанности имеют только граждане Республики Беларусь. Соответственно иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут служить в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т. д. Анало­гичным образом этот вопрос решается и в Конституциях других государств.

В истории общественной мысли и в юридической лите­ратуре дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека. Исходя из п е р в о г о под­хода, права человека и гражданина — это его естествен­ные прирожденные свойства: с одной стороны — не завися­щие от их признания государством, т. е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, человека и гражда­нина, гарантируемые и охраняемые государством для чело­века и гражданина как требования и принципы, обуслов­ленные природой человека. Второй подход — по­зитивистский — базируется на положении, что права чело­века производны от государства, которое по своему усмот­рению определяет их вид, содержание и объем, т. е. по су­ществу дарит их человеку и гражданину.

Правовой статус личности включает в себя всю со­вокупность прав, свобод, законных интересов и обязаннос­тей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. В то же время конституционное законодательство содержит основные пра­ва, свободы и обязанности, образующие конституцион­ный статус личности. Закрепленные в Конституции, они означают меру возможного поведения человека и граждани­на, т. е. определяют границу, рамки возможных действий, нид и меру поведения, возможность пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и интересов.


Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой определенную систему. Нормы пра­ва (91 норма), закрепленные в статьях 21 — 63 Конститу­ции Республики Беларусь, выступают как единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего равноправия и социальной справедливости, вытека­ющих из теории естественного права, и юридическим равен­ством, содержание которого составляют:

• равенство прав;

• равенство обязанностей;

• равенство перед законом и судом.

Классификация может проводиться по различным осно­ваниям, однако надо иметь в виду, что она в значительной степени условна, так как одно и то же право, обязанность, свобода могут принадлежать к другим классификацион­ным группам. В зависимости от носителя субъекта права и свободы человека и гражданина делятся на:

=> права и свободы человека; => права и свободы гражданина.

Объем или набор прав и свобод гражданина значитель­но уже набора прав и свобод человека.

В зависимости от вида субъекта права и свободы че­ловека и гражданина делятся на:

=> индивидуальные;

=> групповые (коллективные).

По генезису (происхождению) права и свободы чело­века и гражданина делятся на:

=> естественные (прирожденные);

=> производные от них (сформулированные в междуна­родных пактах).

По характеру образования права и свободы челове­ка и гражданина делятся на:

• основные (конституционные);

• дополнительные (конкретизирующие).

Наиболее распространенным классификационным приз­наком в науке конституционного права является содержа­ние прав и свобод человека и гражданина. По этому признаку они делятся одними авторами на:

=> личные права и свободы;

=> политические;

=> социально-экономические.


Другие авторы1 выделяют2:

• личные права и свободы;

• политические;

• экономические;

• социально-культурные права и свободы человека и
гражданина.

Правовой статус человека и гражданина включает в се­бя не только его права и свободы, но и обязанности. Изучение содержания действующей Конституции Респуб­лики Беларусь свидетельствует о значительном сокраще­нии норм, прямо закрепляющих обязанности, возложен­ные на граждан, поскольку обязанности являются след­ствием предоставления прав и свобод, закрепленных в других статьях Конституции Республики Беларусь. Так, в статье 53 закреплена обязанность каждого уважать дос­тоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. Эта обязанность уже логически вытекает из положе­ния статьи 2 Конституции Республики Беларусь: «Чело­век, его права, свободы и гарантии их реализации являют­ся высшей ценностью и целью общества и государства».

Однако в Конституции Республики Беларусь есть 4 пря­мо закрепленные основные всеобщие обязанности:

=> обязанность всех соблюдать Конституцию Республи­ки Беларусь и законы (статьи 2, 52);

=> обязанность платить законом установленные государ­ством налоги, пошлины и иные платежи (статья 56);

=> обязанность охранять природу (статья 55);

=> обязанность и священный долг защиты Республики Беларусь (статья 57).

Личные (гражданские) права и свободы зачастую открывают перечень прав, свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наи­большем количестве статей конституций.

Согласно Конституции Республики Беларусь к этой группе прав относятся:

^Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право. М., 1995. С. 197.

^Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституци онное) право Российской Федерации. М., 1995. С. 123—124.


 




• право на жизнь (статья 24);

• право на свободу, неприкосновенность и достоинство
личности (статья 25);

• неприкосновенность жилища и иных законных владе­
ний граждан (статья 29);

• защита каждого от незаконного вмешательства в лич­
ную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его
корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его
честь и достоинство (статья 28);

• право граждан на свободное передвижение и выбор мес­
та жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее
и беспрепятственно возвращаться обратно (статья 30);

• свобода совести (статья 31) и т. д.

Среди личных (гражданских) прав и свобод можно вы­делить духовные права человека:

• свободу совести;

• свободу вероисповедания.

Государство не вмешивается в вопросы определения че­ловеком своего отношения к религии. В соответствии со статей 31 Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедо­вать любую религию или не исповедовать никакой, выра­жать и распространять убеждения, связанные с отношени­ем к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».

Особенностью политических прав и свобод являет­ся то, что они преимущественно предоставляются гражда­нам Республики Беларусь. Их реализация позволяет граж­данам участвовать в политической жизни общества, в уп­равлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин как индивид участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъ­ектность в полном объеме наступает с 18 лет. Наиболее об­щим правом этого вида является право участвовать в управлении делами государства (статья 37 Конституции Республики Беларусь).

Формами непосредственного осуществления гражда­нами политической власти являются:


 

• референдумы;

• всенародное голосование по вопросам государствен­
ной и местной жизни;

• все виды участия в выборах в представительные орга­
ны и органы местного самоуправления.

Формами воздействия граждан на политическую власть всех уровней являются:

• влияние избирателей на своих депутатов;

• выражение общественного мнения по всем вопросам
внутренней и внешней политики.

В конституциях демократических государств наряду с общим провозглашением права на объединение специально определены основы статуса такого особого вида объедине­ний, как политические партии.^ Республике Беларусь порядок создания и деятельности политических партий регламентируется Законом от 5 октября 1994 г. «О поли­тических партиях» (с изменениями и дополнениями от 22 июня 2001 г.). В соответствии со статьей 1 указанного За­кона политической партией является независимое, образо­ванное на основе индивидуального добровольного член­ства объединение граждан, действующее в рамках Консти­туции и законов Республики Беларусь, содействующее вы­явлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические пар­тии. Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 ука­панного Закона. Кроме того, согласно данной статье не до­пускается требование об указании в официальных доку­ментах на членство в той либо другой политической пар­тии. Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для предоставления либо непредоставления ему государством льгот и преимуществ.

Политические партии действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, за­конности, гласности и равноправия всех политических партий. Партии основывают свою деятельность согласно своим уставам и программам. Деятельность политических партий не должна препятствовать органам государствен-


 

 

ной власти и управления, предприятиям, организациям и учреждениям в осуществлении ими своих функций. Госу­дарство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создание условий для выполнения ими своих уставных целей и задач, в том числе путем пользования государственными средствами массовой ин­формации. Органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям, учреждениям и их долж­ностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.

Особое место в системе политических прав и свобод зани­мает свобода собраний и манифестаций. Согласно статье 35 Конституции Республики Беларусь «свобода собраний, ми­тингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством».

В числе политических прав конституции ряда госу­дарств предусматривают право петиций, т. е. обращения к властям с письменным требованием, с предложением, жа­лобой, на что власти обязаны реагировать в установленном порядке. В соответствии со статьей 40 Конституции Рес­публики Беларусь «каждый имеет право направлять лич­ные или коллективные обращения в государственные орга­ны. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения подан­ного заявления должен быть письменно мотивированным».

Права и свободы, входящие в группу социально-эко­номических или социальных, являются основой всех иных прав и свобод и поэтому образуют особую группу ос­новных прав и свобод человека и гражданина. Они отно­сятся к таким важным сферам жизни, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование, и слу­жат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

В Конституции Республики Беларусь закреплены поло­жения, определяющие экономические, социальные и куль­турные права человека и гражданина. К ним относятся:

 


=> право на предпринимательскую деятельность (часть 3 статьи 13);

=> право на частную собственность (часть 1 статьи 13 и статья 44);

=> право на труд (статья 41);

=> право на отдых (статья 43);

=> охрана семьи (статья 32);

=> право социального обеспечения (статья 47);

=> право на жилище (статья 48);

=> право на охрану здоровья (статья 45);

=> право на благоприятную окружающую среду (статья 46);

=> право на образование (статья 49);

=> право на участие в культурной жизни (статья 51).

Важнейшим элементом в реализации прав и свобод че­ловека и гражданина является эффективно функциониру­ющий правозащитный механизм. Каждому человеку долж­на быть обеспечена возможность пользования всеми основ­ными правами и свободами. Государство обязано гаранти­ровать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Гарантированность прав и свобод — это своеобразный внешний механизм ограниче­ния власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.

В статье 2 Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено, что не только признание, но и соблюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина — высшая цель общества и государства. Эта норма конкретизируется и статье 21 Конституции Республики Беларусь: «Государ­ство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, за­крепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».

В статье 79 Конституции Республики Беларусь указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина явля­ется Президент Республики Беларусь. Функцию гаранта Президент реализует как в своей каждодневной практике, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направ­ленные на защиту правового положения каждой личности и отдельных групп населения, например: пенсионеров, вы­нужденных переселенцев, военнослужащих и других, нуждающихся в защите.

Защита прав и свобод человека осуществляется не толь­ко Президентом, но и Правительством, которое в соответ-


ствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь обязано принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает в первую очередь через органы внутренних дел и другие правоохранительные органы.

Гарантии конституционных прав и свобод содержатся в соответствующих статьях Конституции Республики Бела­русь, их предусматривающих, а также в нормах отрасле­вого законодательства.

Наиболее эффективной гарантией прав и свобод чело­века и гражданина является правосудие. Как записано в статье 60 Конституции Республики Беларусь, «каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, не­зависимым и беспристрастным судом в определенные зако­ном сроки».

В статье 59 Конституции Республики Беларусь опреде­лено, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного по­рядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государствен­ных функций, обязаны в пределах своей компетенции при­нимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответ­ственность за действия, нарушающие права и свободы лич­ности. Согласно статье 61 Конституции Республики Бела­русь «каждый вправе в соответствии с международно-пра­вовыми актами, ратифицированными Республикой Бела­русь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющи­еся внутригосударственные средства правовой защиты».

Весьма существенным следует признать тот факт, что основные права и свободы понимаются как нормы Консти­туции и других законов, непосредственно связывающие власть. Роль контрольного механизма за соблюдением властями правового статуса личности осуществляет в Рес­публике Беларусь Конституционный Суд, наделенный оп­ределенными полномочиями в этой сфере.

Существенной гарантией прав и свобод по конституци­ям всех государств считается помощь профессионального защитника (адвоката) в уголовном, гражданском и адми­нистративном процессе. Обеспечение правовой помощи в защите прав закреплено и в статье 62 Конституции Респуб-


 


лики Беларусь: «Каждый имеет право на юридическую по­мощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адво­катов и других своих представителей в суде, иных государ­ственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, обществен­ных объединениях и в отношениях с должностными лица­ми и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается».

Особо значимы юридические гарантии, закрепляющие этические (моральные) принципы и нормы. Согласно статье 27 Конституции Республики Беларусь «никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений про­тив самого себя, членов своей семьи, близких родственни­ков. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы».

Конституция Республики Беларусь предусматривает, что законом охраняются права потерпевших от преступле­ний и нарушений законности. В соответствии со статьей 60 Конституции с целью защиты прав, свобод, чести и досто­инства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и мате­риальное возмещение морального вреда.

Важная роль принадлежит международно-правовым гарантиям правового статуса личности. Они заложены но Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Между на­родных пактах о правах человека. Важная роль принадле­жит Международному суду ООН, а также специализиро­ванным учреждениям в рамках межамериканской, евро­пейской и африканской систем. В Европе эта деятельность основывается на Европейской конвенции о защите прав че­ловека и основных свобод 1950 г. и дополнительных про­токолах к ней. Контроль за соблюдением прав личности в государствах — членах Совета осуществляют Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

В Республике Беларусь в целом достигнута полнота правового статуса человека и гражданина. Вместе с тем главной проблемой остается обеспечение реализации пре­доставленного личности правового статуса, защита и охра­на прав человека и гражданина Республики Беларусь. Со-


 




вершая противоправные действия, человек создает ситуа­цию, при которой государственная власть вынуждена идти на ограничение его основных прав и свобод (например, личной неприкосновенности, неприкосновенности жили­ща, а в предусмотренных законом исключительных случа­ях—и нрава на жизнь). В этих и других случаях могут иметь место нарушения законности. В этой связи правовой статус личности нужно защищать от государственных ор­ганов, которые допускают нарушение законодательства. Указанные обстоятельства однозначно свидетельствуют о необходимости дополнительной защиты прав, свобод и за­конных интересов человека и гражданина как от власти, так и от других граждан.

Следование принципам демократизма общества и прин­ципам правового государства предполагает надлежащее отправление правосудия в соответствии с требованиями Конституции и иного действующего законодательства. В этой связи на суды Республики Беларусь должно возрасти влияние международного права, и в частности Европей­ской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод. Одной из самых острых в судах Республики Беларусь оказалась проблема сроков рассмотрения уголовных и осо­бенно гражданских дел. Слишком длительные судебные процессы подрывают доверие общественности к судам, а оно необходимо для осуществления надлежащего правосу­дия. Искоренению подлежат также недостатки в структу­ре, организации функционирования национальной судеб­ной системы и в уровне профессионализма самих судей.

АТА


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.