Именно научная картина мира обеспечивает теоретический уровень мировоззрения, который предлагает опору на определенную, конкретно-историческую систему знаний и принципов. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Именно научная картина мира обеспечивает теоретический уровень мировоззрения, который предлагает опору на определенную, конкретно-историческую систему знаний и принципов.

2017-10-01 242
Именно научная картина мира обеспечивает теоретический уровень мировоззрения, который предлагает опору на определенную, конкретно-историческую систему знаний и принципов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В научном мировоззрении нашла отражение свойственная науке ориентация на закономерность, которая предстает как высшее дости­жение (везде-«высшее» и «высшее»!-Г.Б.) интеллектуальной эволюции (?!-Г.Б.), способствующей рациональной организации жизни всего общества.

 

Накопление положительного, по­зитивного опыта данных разнообразных наук, дисциплинаризация научной деятельности позволяют глубже проникнуть в основы ми­роздания, поставить его закономерности на службу человеку (охо-хо!-Г.Б.).

 

5. Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. В мировоззрении следует различать его интеллектуальную и эмо­циональную составляющие.

· Интеллектуальная компонента охваты­вается понятием «миропонимание», которое достаточно устойчиво, так как опирается на систему точных знаний о мире.

· Эмоциональная со­ставляющая мировоззрения отражена понятиями «мироощущение» и «мировосприятие».

Мироощущение является самым первоначальным элементом, свидетельствующим о непосредственно чувственном кон­такте человека с миром.

Оно достаточно динамично и представлено многообразием чувств и настроений.

 

Мировосприятие задает целост­ное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и пред­ставлений.

 

ОНО ОЧЕНЬ ЗАВИСИМО ОТ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И МОЖЕТ НАПОЛНЯТЬ СЕБЯ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ВОСПРИЯТИЯ ПРИ­РОДЫ, ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА, СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ, ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ, НЕ­ПОСРЕДСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

 

6. Мировоззрение и практическая жизнедеятельность людей. Мировоззрение дает о себе знать не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности, оно оказывается фоном всех поведенческих реакций, поступков и дей­ствий.

РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЯВ­ЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКС УБЕЖДЕНИЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ ВО ВЗГЛЯДАХ, СИСТЕМЕ ИДЕ­АЛОВ И ЦЕННОСТЕЙ, В ПОСТУПКАХ И ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ ЛЮДЕЙ.

 

7. Интегративная и нормативная функции научной картины мира. Научная картина мира опирается на достоверные знания и пред­ставляет собой не просто сумму или набор фрагментов отдельных дис­циплин.

ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ СОСТОИТ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СИНТЕЗА ЗНАНИЙ.

 

Отсю­да вытекает интегративная функция научной картины мира.

 

С этим связана системность научного мировоззрения.

 

Научная картина мира не просто описывает мироздание, воспроизводя основные его законо­мерности, но:

· задает систему установок и принципов освоения универ­сума,

· влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования.

 

ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО ГОВОРИТЬ О ЕЕ НОР­МАТИВНОЙ ФУНКЦИИ.

 

 

8. Главная задача научной картины мира. В целом научная картина мира призвана выполнить задачу упоря­дочивания, систематизации научных данных.

 

Она предстает как стро­гая система, обобщающая (система-обобщает?-Г.Б.) результаты различных ветвей научного по­знания, и только в этом значении имеет право на существование.

 

Опи­раясь на современные достижения естествознания и социальных наук, научная картина мира широко пропагандирует идею научности при­менительно ко всем (ко всем ли явлениям можно применять идею научности?-Г.Б.)проявлениям природы, общества и человека.

По­этому в научной картине мира полноправное место занимают дости­жения не только естественных наук, но также общественных и техни­ческих.

 

В ОСНОВАНИИ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛЕЖАТ СФОРМИРОВАВШИЕСЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАЧЕСТВЕННО РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ «СТУПЕНЯХ ОРГАНИЗОВАННОСТИ» ПРИРОДЫ И СХОДСТВЕ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СВОЙСТВ.

 

 

 

 

54. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

ПЛАН

1. Научная картина мира как система особых научных обобщений.

2. Какие элементы входят в структуру научной картины мира?

3. Столкновение картины мира с контрпримерами.

4. Что такое «иммунитет» научной картины мира?

5. Парадигмальная функция научной картины мира.

6. Научная картина мира и научная революция.

7. На что указывает парадигмальный характер научной картины мира?

8. Историчность научной картины миры.

 

1. Научная картина мира как система особых научных обобщений. Научная картина мира предполагает систему научных обобщений, ВОЗВЫШАЮЩИХСЯ над конкретными проблемами отдельных дисцип­лин.

ОНА ПРЕДСТАЕТ КАК ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП ИНТЕГРАЦИИ НАУЧНЫХ ДОСТИ­ЖЕНИЙ В ЕДИНУЮ, НЕПРОТИВОРЕЧИВУЮ СИСТЕМУ.

 

2. Какие элементы входят в структуру научной картины мира? Структура научной картины мира включает:

· центральное теоре­тическое ядро, обладающее относительной устойчивостью,

· фунда­ментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые, и

· частные теоретические модели, которые постоянно достраивают­ся.

Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят:

 

· принцип сохранения энер­гии,

· принцип постоянного роста энтропии,

· фундаментальные физи­ческие константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

 

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА ОПИРАЕТ­СЯ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ СОВОКУПНОСТЬ ФИЛОСОФСКИХ УСТАНОВОК, ЗАДАЮЩИХ ТУ ИЛИ ИНУЮ ОНТОЛОГИЮ УНИВЕРСУМА.

3. Столкновение картины мира с контрпримерами. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрприме­рами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез, которые видоизменяются, адаптируясь к АНОМАЛИЯМ.

4. Что такое «иммунитет» научной картины мира? Научная картина мира обладает определен­ным иммунитетом, направленным на сохранение данного концепту­ального основания.

 

В ее рамках происходит КУМУЛЯТИВНОЕ НАКОПЛЕ­НИЕ ЗНАНИЯ.

 

Имея парадигмальный характер, она (научная картина мира?-Г.Б.):

 

· задает систему ус­тановок и принципов освоения универсума,

· накладывает определен­ные ограничения на характер допущений «разумных» гипотез,

· влияет на формирование норм научного исследования.

5. Парадигмальная функция научной картины мира. Трудно представить ситуацию, чтобы ученый классической эпохи, например, Ньютон, до­пускал бы идеи квантово-механического описания объекта и делал бы поправки на процедуры наблюдения, средства наблюдения и самого наблюдателя, что впоследствии учитывали творцы квантовой меха­ники Бор и Гейзенберг и др., доказывая, что объективность предпола­гает включение этих процедур, т.е. зависимость объекта от наблюда­теля и средств наблюдения.

С этим связана парадигмальная функция научной картины мира, которая влияет на поведение ученых, постановку и решения иссле­довательских задач.

 

И если допарадигмальный период отличается хаотичным накоплением фактов, то выход из данного периода знаме­нуется:

 

· установлением стандартов научной практики, теоретических постулатов,

· соединением теории и метода,

· воссозданием точной на данный период времени научной картины мира.

 

 

6. Научная картина мира и научная революция. Смена научной пара­дигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматривает:

· полное или частичное замещение элементов научной картины мира,

· ее эволюционирование,

· смену ее исторических форм.

 

 

7. На что указывает парадигмальный характер научной картины мира? Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этичес­ких правил и норм, принятых НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ и обеспечиваю­щих существование НАУЧНОЙ ТРАДИЦИИ.

ОНИ ВСТРОЕНЫ В СТРУКТУРУ НА­УЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА И НА ДОСТАТОЧНО ДОЛГИЙ СРОК ОПРЕДЕЛЯЮТ СТОЙ­КУЮ СИСТЕМУ ЗНАНИЙ, КОТОРАЯ ТРАНСЛИРУЕТСЯ И РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ПО­СРЕДСТВОМ МЕХАНИЗМОВ ОБУЧЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ПОПУЛЯРИ­ЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИДЕЙ, А ТАКЖЕ ОХВАТЫВАЕТ МЕНТАЛИТЕТ СОВРЕМЕННИКОВ.

 

 

8. Историчность научной картины миры. Научная картина мира исторична, она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располага­ет человечество.

Каждый ученый как субъект научного познания:

 

· по­мещен в лоно культурно-исторической традиции,

· его деятельность во многом обусловлена приоритетами и потребностями своей эпохи,

· от­вечает исторически преходящим нормативам, культурно-стилистичес­ким особенностям.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИНТЕЗ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ПЕРИО­ДУ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

 

Поэтому она более строгое понятие, чем «образ мира» или «видение мира».

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.