Разбивающие игры для второй четверти года — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Разбивающие игры для второй четверти года

2017-09-30 220
Разбивающие игры для второй четверти года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие речи, чувств ребенка и умение общаться тесно взаимосвязаны. К концу первого полугодия ребенок уже может произносить многие гласные и согласные звуки и, возможно, первые слоги.

PEKiP Болтайте с малышом

Если вы часто разговариваете с ребенком, он сам начинает лепетать. Вы кладете его перед собой и нежно касаетесь его щечек, подбородка, животика и воркуете с ним, а малыш вам «отвечает». Высокий женский голос действует на него лучше всего. Сказав что-то, сделайте паузу в несколько секунд, чтобы у него было время для ответа. Если вы будете радоваться его лепету, он чаще будет вам отвечать.

С ребенком более старшего возраста можно немного «поболтать». Вы произносите какой-нибудь звук, а малыш повторяет.

Во второй четверти года малыш уже более самостоятелен. Если вы дадите ему мяч, он может вместе с мячом повернуться на бок, а не барабанить по нему. Не пытайтесь навязывать ему ваши собственные представления, передайте инициативу ребенку и помогите ему, если он, например, захочет перевернуться на живот.

Медленно исчезают асимметричное положение тела (положение лежа в виде вопросительного знака) и движение ногами и руками вразнобой. Теперь ребенок лежит и двигается симметрично. Он играет со своими ручками и пальчиками и сует их в рот. Хватает предметы и подносит их ко рту. На этом этапе жизни ребенка рот – важнейший осязательный орган. В конце шестого месяца ребенок перекладывает игрушку из руки в руку.

Малыш исследует окружающий его мир с помощью органов зрения, осязания и слуха. Он внимательно прислушивается к самым слабым звукам и часто поворачивает голову в их сторону. Он радуется, когда слышит приближающиеся шаги, и со временем учится различать шаги близких и незнакомых людей.

Во второй четверти года жизни малыш уверенно опирается локтями и приподнимается, лежа на животе.

Каждый ребенок развивается индивидуально, в соответствии со своими возможностями. Например, садиться он начинает только тогда (самое раннее к восьми месяцам), когда его позвоночник окрепнет и он сможет координировать соответствующие движения. Ни в коем случае не сажайте ребенка раньше, чем он начнет садиться сам. Это может нанести непоправимый вред его позвоночнику. Многие болезни спины у взрослых вызваны тем, что их в первый год жизни слишком рано посадили.

В некоторых календарях развития детей указываются сроки, когда ребенок должен уметь делать то или иное. Если ваш ребенок развивается не так активно и это вас беспокоит, посоветуйтесь с детским врачом. Дети развиваются по-разному. Бывает, например, что ребенок хорошо хватает игрушку, лежа на спине, и в этом опережает данные календаря, но в то же время плохо держит головку, лежа на животе.

Важно, чтобы ребенок не останавливался в своем развитии. В каком темпе это происходит, зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Нужно поддерживать только те движения, которые в этот момент соответствуют именно его состоянию развития. У каждого ребенка достаточно активности, чтобы самому достигать новых ступеней. Поэтому следует правильно и своевременно поддерживать развитие соответствующих способностей.

У ребенка постепенно развивается привязанность к игрушкам, с которыми он с удовольствием играет. Понаблюдайте, чему ваш ребенок особенно радуется. Дети, в том числе и мальчики, могут играть с мягкими куклами, укладываться с ними спать, успокаиваться, глядя на них.

PEKiP Ребенок следит и тянется за игрушкой, лежа на животике

Когда ребенок лежит на животе, он может касаться вещей, которые находятся рядом с ним, хватать их, играть с ними, двигать их взад и вперед и нажимать на них. Так он познает окружающий мир.

Вспомните, как в первые три месяца вы показывали малышу игрушку. Теперь он не только следит за ней глазами – он еще поворачивает голову в ее сторону.

Попробуйте двигать игрушку быстрее и держать дальше от ребенка. Поднимите ее повыше, чтобы и ребенок как можно выше задрал головку.

Мы протягиваем игрушку ребенку, лежащему на животе. Он перемещает свой вес на живот и одну ручку, а другой хватает игрушку. Он может балансировать в этом положении несколько секунд. Он может потащить игрушку в рот и попробовать, какова она на вкус.

Сколько играть одной и той же игрушкой, определяет сам ребенок. Если игрушка откатится в сторону и ребенок за ней потянется, помогите ему.

В конце первых шести месяцев ребенок может уже опираться руками. Руки вытянуты, голова поднимается высоко. Он может опереться одной рукой, а вторую протянуть за игрушкой. Чаще всего он делает это только с одной стороны.

Постарайтесь протягивать ему игрушку и справа, и слева.

Теперь Александра, когда лежит на животе, поднимает головку высоко. Спинка очень сильно напряжена и сильно прогибается. Останется ли этот прогиб, если она это делает часто? Может быть, лучше положить ее на спину? (Регина, 29 лет, медсестра).

То, что делает Александра, вполне нормально. Дети на этом этапе развития много сгибаются и разгибаются, развивая при этом мускулатуру, чтобы испробовать разные движения и рассматривать предметы с разных точек зрения. Они уже рассматривают вещи вблизи и на расстоянии. Во второй четверти года ребенок также часто делает плавательные движения, лежа на животе, т. е. поднимает и вытягивает ручки и ножки, опираясь только на живот. Если малыш лежит на спине, он делает то же, что на животе, но наоборот. Он поднимает ножки вверх и сначала хватает себя за бедра, затем за коленки, потом за ступни, а во вторые полгода тащит ноги в рот. PEKiP Положите игрушку перед ребенком Во второй четверти года малыш дольше лежит на животе, играет и оглядывается вокруг. Если вы положите игрушку перед ребенком, он тянется к ней до тех пор, пока не достанет ее. Можно положить перед ним две игрушки, из которых он может выбирать. Двух вещей для ребенка такого возраста достаточно. Лежа на животе на одеяле, ребенок видит всю комнату и наблюдает за тем, что делает мама. Его интересует всё, что происходит вокруг. Расскажите ему, что вы делаете. Ребенок с удовольствием послушает вас и, может быть, даже что-нибудь «ответит». Понаблюдав какое-то время за происходящим, он начнет соотносить звуки с их источником. То время, которое ребенок может развлекать себя сам, играя с игрушками или со своим телом, особенно важно для его развития, в первую очередь – развития самостоятельности. PEKiP Дайте ребенку попрыгать у вас на коленях Ребенок радуется движению ног и ступней, опираясь на какую-нибудь поверхность. Мы берем ребенка двумя руками под мышки и держим его вертикально чуть выше своих коленей, чтобы у него была возможность прикоснуться к ним согнутыми ногами. Вес ребенка приходится на руки матери. Малыш ритмично то упирается ножками в колени, то снова подтягивает их. Мы поддерживаем ребенка, поднимая его в тот момент, когда его ступни касаются колен. Таким образом, мы помогаем ему избежать переноса веса тела на ноги. Когда он расслабляет ножки, опускаем его на несколько сантиметров. Ребенок самостоятельно перенимает движение попеременного сгибания и разгибания ног, начинает «плясать». Вес подпрыгивающего ребенка приходится на наши руки. Ребенок ни в коем случае не должен опираться на ноги всем своим весом. Сначала ребенок с большим удовольствием прыгает на наших коленях. Через некоторое время он уже с таким же удовольствием начнет прыгать на полу. Когда ребенок подпрыгивает, мы разговариваем с ним. Он внимательно смотрит на нас. В то время, когда мы его поднимаем, ребенок испытывает свое чувство равновесия, у него укрепляются мышцы живота и ног, тренируется способность контролировать положение головы, и он радуется совместной игре. «Мне слишком тяжело поднимать дочку. Я видела в одном каталоге прыгунки, которые можно повесить в дверном проеме. Это не то же самое?» – спросила однажды Криста, 31 год, продавец, когда мы во время наших вечерних занятий с родителями говорили о разных вспомогательных приспособлениях. В чём-то Криста права. Подрастая, дети становятся тяжелее, и многим матерям нелегко играть в такие игры. Посмотрите на эту игру как на гимнастические упражнения для вас. Мы не советуем пользоваться прыгунками – в них ребенок двигает пальцами ног, опускает их вниз, чтобы коснуться пола и опереться на него. Если ребенок это проделывает пять или десять минут в день, это может привести к неправильному развитию. А если малыш стоит в устройстве на полной ступне, он слишком рано получает большую нагрузку на тазобедренный сустав. Самое важное отрицательное свойство подобных приспособлений – отсутствие контакта между матерью и ребенком. Если вы уже не можете удержать ребенка, лучше положите его на живот или на спину. В этом случае имеется намного больше возможностей всё испробовать и познакомиться с окружающим. А вечером папа может попрыгать с малышом, который будет счастлив пообщаться с ним. PEKiP Ребенок хватает руками надувной мяч Держите мяч над грудью ребенка за шнур. Теперь малыш не только ударяет по мячу, но и пытается его схватить. Сначала он делает это неуверенно, но с каждым днем хватает всё лучше. Понаблюдайте за руками ребенка во время этой игры. Примерно в три месяца он держит мяч руками, почти сжатыми в кулаки. В шесть месяцев пальчики растопырены и обхватывают мяч. Малыш крепко держит мяч перед лицом и иногда прикасается к нему губами. Если вы держите надувной мяч у ступней ребенка, он самостоятельно поднимает ножки вверх, чтобы оттолкнуть мяч. Уже нет необходимости поддерживать его рукой под попку. Малыш вполне осознанно толкает мяч, затем осторожно дотрагивается до него пальчиками ног и прикасается к нему ступнями. В конце первых шести месяцев ребенок начинает перекатывать мяч с ног на руки и обратно. Ребенок может делать целенаправленные движения, только находясь в удобном, устойчивом положении. Этот «фон позы» поддерживает способность и постоянную готовность мускулатуры легко переходить от одного положения тела к другому ([12]). Теперь ребенок может удерживать мяч с помощью рук и ног. PEKiP Ребенок ловит ваши пальцы Ребенок лежит на спине перед нами, мы показываем ему свои руки и начинаем двигать пальцами перед его лицом. Малыш внимательно следит за движениями. Он рассматривает пальцы, следит за ними. Примерно в 4 месяца он поднимает ручки и пытается схватить пальцы. Вскоре он начнет не только хватать, но и тянуть их в рот. Разрешите ему это. Малышу ведь интересно узнать, каковы они на вкус. Ваши пальцы мягче и теплее, чем большинство предметов, которые он брал в рот. Лежа на полу, малыш будет с интересом рассматривать ваши ноги. Возможно, он попытается ухватиться за пальцы и поиграть с ними. Ноги в носках или колготках выглядят иначе, чем босые. Малыш наверняка заинтересуется разнообразными движениями пальцев ног. PEKiP Помогите ребенку перевернуться со спинки на живот Во второй четверти года ребенок начинает поворачиваться на бок, а к концу восьмого месяца может самостоятельно перевернуться на живот. Нужно совсем немного помочь ребенку, чтобы он мог повернуться сначала на бок, а затем на живот. Мы кладем, как уже описывалось выше, указательный палец в ладошку ребенка. Если он ухватился за палец, кладем большой или средний палец на тыльную сторону ладошки. Отводим руку в сторону другой ручки ребенка таким образом, чтобы у малыша была возможность самостоятельно повернуться на бок. Как только мы достигнем средней линии тела, ребенок начнет активно двигать ножками, как будто собираясь перевернуться. Если же он этого не делает, – значит, он к этому еще не готов. Становясь старше, ребенок учится переворачиваться на живот самостоятельно. Довольно часто поначалу ручка, через которую ребенок перевернулся, остается внизу, под ним. Дадим ребенку время улечься на живот правильно. Погладим его по спине, он поднимет головку и, может быть, сам вытащит ручку. Мы часто торопимся и стараемся сразу освободить ручку. Если вы видите, что ребенок не справляется, не может вынуть руку и его это расстраивает, – разумеется, надо помочь. В эту игру вы можете играть весь день. Если вы одеваете ребенка, протяните ему палец, чтобы он сам перевернулся на живот и вы могли бы, например, застегнуть ему пуговицы или кнопки на ползунках.

Со временем вместо пальца можно протянуть ребенку кольцо. Кольцо, за которое можно ухватиться, – игрушка, интересная ребенку с самого рождения. Сначала он крепко держится за него одной рукой, затем хватается двумя руками, тянет кольцо в рот и даже жует, едва ли сознавая, что тем самым помогает прорезыванию зубов. Вы познакомитесь и с другими играми, в которых используется кольцо.

PEKiP Помогите ребенку перевернуться на спинку

Если малыш хочет перевернуться на спину, но еще не умеет этого, мы можем ему помочь. Мы кладем свою ладонь под щеку ребенка с той стороны, куда он хочет перевернуться, и, придерживая с другой стороны за бедро, медленно поворачиваем его на спину. Можно также протянуть руку ребенка вдоль туловища. Важно, чтобы голова почти лежала на одеяле и при вращении могла поворачиваться вместе с туловищем.

PEKiP Ребенок хватает предметы

На четвертом месяце малыш начинает, лежа на спине, хватать предметы, которые мы ему протягиваем. В пять месяцев он уже уверенно берет предметы в руки и играет с ними. Он тянет предметы двумя руками к середине тела.

В шесть месяцев игра становится более дифференцированной. Ребенок на фотографии держит кисточку для бритья двумя руками и с интересом ее изучает.

Когда мы даем малышу игрушки, у него развивается не только мелкая моторика. Он приобретает при этом разнообразный опыт, совершенствуя свои психические и физические возможности. Хорошо развитые движения рук способствуют развитию речи.

Ребенок познает мир всеми органами чувств.

Предлагая малышу игры, связанные с движениями рук, мы тем самым способствуем развитию его сенсорной сферы. Хватая предмет, ребенок ощущает его всеми органами чувств. Он как бы спрашивает себя:

– Как выглядит предмет?

– Как можно его держать?

– Каков он на ощупь?

– Издает ли он звуки? Какие, когда?

– Пахнет ли игрушка?

– Какова она на вкус?

Возьмите в руки мяч и диск. Мяч всегда воспринимается зрительно как нечто круглое, в то время как диск может казаться эллипсом или полоской. Ребенок обретает опыт не только с помощью зрения, но и с помощью осязания. Диск на ощупь с одной стороны кажется узким. Малыш учится познавать эти и другие различия между предметами, беря их в руки.

В этом возрасте малыш начинает тянуть в рот всё, что попадает ему в руки, чтобы познать это губами, языком, деснами. Он устанавливает, что вещи разные на ощупь и на вкус.

Попробуйте как-нибудь проделать это сами: возьмите в рот разные вещи. Деревянная игрушка отличается по вкусу от пластмассовой фигурки, лоскутка материи или металла. Восприятие предметов с помощью рта в течение всего первого года жизни имеет большое значение. Если родители этого не понимают и пытаются помешать ребенку сосать соску, пальцы и различные предметы, в дальнейшем это может привести к обратному эффекту. Ребенок еще долго будет всё тащить в рот.

К этому возрасту многие дети увереннее работают правой рукой, чем левой. К середине пятого месяца ребенок начинает брать предмет не двумя руками сразу, а одной. Обычно в это же время ребенок начинает произносить слоги (см. с. 137–138).

В конце первых шести месяцев ребенок перекладывает игрушку из одной руки в другую. Теперь мы протягиваем ему игрушки (например, кольца) к обеим рукам. Сначала он берет кольцо только одной рукой. Это значит, что он еще не готов осознанно действовать двумя руками одновременно.

PEKiP Ребенок приподнимается, лежа на спине

Протяните ребенку указательные пальцы. Игра подходит ему лишь в том случае, если он действительно в состоянии цепко держаться за них. Побуждайте малыша взглядом и словами крепко держаться и смотреть на вас.

Если вы чувствуете, что ребенок держится не очень крепко, положите большой палец на тыльную сторону ладошки. Так вы помешаете ему упасть назад. Если малыш поднял головку, он будет понемногу продолжать движение вверх. Ваши пальцы – это только поддержка для него. Мы подтягиваем его чуть больше одной рукой вверх и вновь опускаем, постепенно отводя назад другую руку.

Эта игра не годится, если ребенок не поднимает голову с одеяла или не может крепко держаться за пальцы. Постепенно у вас появится ощущение, какую помощь надо оказать ребенку, чтобы он почувствовал себя уверенно, и насколько он может двигаться самостоятельно....

Возрастные нормы развития ребенка служат только для ориентира.

Для развития ребенка важен не возраст, в котором он что-либо умеет делать, а ступени, по которым он последовательно поднимается в своем развитии.

1. В начале четвертого месяца ребенок может хорошо подтягиваться, слегка сгибая при этом руки и ноги. Мы предоставляем ему возможность немного приподниматься из положения лежа.

2. В конце четвертого месяца ребенок еще сильнее сгибает руки. Мы можем поднять ребенка под углом 45°.

3. На пятом месяце ребенок подтягивает голову к груди и поднимается уже под углом 60°.

4. На шестом месяце он совсем сгибает ручки, поднимается и садится.

5. Ребенок может проделать всё сам и сделать все необходимые движения, если держится за ваши указательные пальцы.

Когда ребенок поднялся таким образом, не оставляйте его сидеть – медленно положите на одеяло на бочок. Некоторым детям эта игра особенно нравится, и они сопротивляются укладыванию. Кладя ребенка, ласково разговаривайте с ним или поцелуйте его в животик.

Поднимая и опуская ребенка, мы можем подтягивать его больше то правой, то левой рукой, чтобы он ощутил движение с обеих сторон.

Цель этой игры – чтобы ребенок учился самостоятельно двигаться вверх и вниз, садиться и ложиться. Эти важнейшие навыки он получает в игре....

Сидеть ребенку можно, только если он уже научился садиться самостоятельно.

Вам может показаться, что ваш ребенок очень хочет сидеть. Но не позволяйте ему этого. Только если он садится сам (чаще всего, ползая) и может вернуться в прежнее положение, он уже созрел для сидения.

PEKiP Ребенок играет в вертикальном положении

Примерно с пяти месяцев ребенок приобретает новый опыт, играя с предметами, когда сидит за столом у вас на коленях. Предметы лежат перед ним на столе. Крепко обхватите его двумя руками, или пусть он откинется назад, опираясь спинкой о ваше тело, а вы прижмите его к себе одной рукой.

Пусть малыш так поиграет некоторое время. Игра за столом носит совершенно иной характер, чем игра лежа на животе или на спине. Существует также разница между лежащими и висящими предметами. Когда ребенок лежит на спине, игрушка выпадает из поля его зрения, как только он выпускает ее из рук. Лежа на животе, ребенок должен одновременно соблюдать равновесие, если хочет играть с игрушкой. А это очень трудно.

В положении сидя малыш совершает хватательные и манипулирующие движения и, кроме того, он пробует силу своих рук. Положим перед ребенком маленькие и большие, легкие и тяжелые предметы, предметы, которые легко или трудно обхватить руками, – и пусть ребенок с ними поиграет.

Я часто беру нашу Паулину на колени, когда мы сидим за столом и обедаем. Сначала я предлагаю ей поиграть с ложкой, а потом даю другие предметы. Но больше всего она любит брать с моей тарелки кусочки хлеба и есть их (Гундель, 31 год, социальный работник).

Паулина очень рано включается в жизнь семьи. Она, например, видит, что делают взрослые с хлебом, и подражает им. Обучение с помощью подражания ускоряет ее развитие.

В следующие три месяца дети нашей группы всегда интенсивнее интересуются друг другом. Они смотрят друг на друга, хотят друг друга потрогать и схватить (см. фотографию с. 226).

PEKiP Положите малыша себе на ноги

Во второй четверти года ручки ребенка становятся всё сильнее, и он может выше и увереннее подниматься, лежа на животе. Давайте поможем ему, затеяв игру.

Сядьте на пол, вытянув ноги вперед. Если малыш голый, постелите себе что-нибудь под ноги. Положите ребенка поперек своих ног. Малыш опирается руками об пол. Если он слишком мал, или ручки у него недостаточно длинны, или наши бедра высоки для него, положите его себе на голени. Держите руку на попке ребенка: так вы сразу почувствуете, когда он не сможет опираться об пол, и поднимете его. Ни в коем случае не переутомляйте ребенка и не позволяйте ему сгибать руки.

Если ребенок опирается уверенно, можно дать ему игрушку. Он обопрется одной рукой, а другой схватит ее.

Кладите ребенка при этой игре головой то в одну, то в другую сторону.

Чем старше малыш, тем крепче он упирается, и мы можем медленно сдвигать его со своих ног. При этом он всё свободнее и крепче опирается на руки и переносит на них вес своего тела.

PEKiP Ребенок переворачивается со спины на живот

Ребенок лежит на спине. Мы показываем ему игрушку, медленно кладем ее рядом так, чтобы малыш мог проследить за ней взглядом. Он поворачивается на бок. Когда он лежит на боку, нижняя его нога вытянута, а верхняя согнута. Мы обхватываем рукой бедро согнутой ноги ребенка (причем указательный и средний пальцы лежат на коленном суставе) и надвигаем одну ногу малыша на другую. С нашей помощью он переворачивается на живот.

Если ладонь и плечо малыша не отрываются от подстилки, эта игра ему еще не подходит. Может быть, ребенок недостаточно мотивирован, устал или еще не дорос до этой игры.

Поначалу мы помогаем ребенку высвободить нижнюю руку таким образом: поглаживаем ему спинку, слегка прижимаем попку вниз и даем ему время устроиться на животе. Постепенно малыш будет поднимать голову всё выше и уже самостоятельно вытягивать вперед руку.

Если рука ребенка лежит слишком глубоко и он не может ее высвободить, мы помогаем ему и сами вытягиваем руку вперед.

Ребенок двигается с большим удовольствием, если близкие люди находятся рядом. Движения становятся всё более активными и, наконец, малыш уже сам переворачивается (см. с. 127–129).

В такую игру можно играть во время переодевания, помогая ребенку переворачиваться самому вместо того, чтобы просто поворачивать его со спины на живот.

Малышу особенно нравится, если он играет голышом.

При этом его ощущения становятся более отчетливыми:

он лучше осознает границы и части своего тела. Что он открывает для себя?

Что я чувствую во время движения?

Что я чувствую, лежа на животе или на спине?

Что я чувствую, когда себя касаюсь, глажу, щиплю, дергаю за волосы?

Что чувствуют мои руки у меня во рту?

Как они себя чувствуют, когда становятся мокрыми?

Насколько мне тепло?

Хорошо ли я чувствую себя при данной температуре воздуха?

Может быть, больше подвигаться, чтобы согреться?

Может быть, сейчас так жарко, что движения не доставляют мне удовольствия?

Если вы гладите ребенка, он интенсивнее ощущает свое тело.

PEKiP Разговаривайте с малышом

Первую четверть года малыш гулит, а затем начинает повторять слоги и придумывать свои собственные звукосочетания. Если вы разговариваете с ним медленно и произносите слова с различной интонацией, то он воспринимает их лучше, чем монотонную речь.

Подражайте лепету ребенка и повторяйте за ним звуки. Малыш внимательно слушает ваше подражание, бурно реагирует и громко смеется от радости. Вы являетесь для него своего рода моделью для игрового вхождения в речь. Ребенок будет повторять за вами звуки, и таким образом вы общими усилиями поддерживаете диалог.

Малыш использует голос как игрушку. Он пытается говорить и создает собственные речевые формы: это помогает ему учиться говорить и понимать речь. Он визжит, бормочет, кричит, произносит долгие и краткие звуки, фыркает при выдохе через закрытый рот и радуется вибрации губ. Он пробует издавать звуки различной высоты, тембра и окраски.

PEKiP Качайте и кружите ребенка

Мы берем ребенка под мышки обеими руками. Поднимаем ребенка вверх, разговариваем с ним и смотрим на него. Сначала мы наклоняем малыша вправо и влево, как это уже было описано для игр первой четверти года (см. с. 118); сначала слегка, а затем всё сильнее до угла в 90°. Ребенок старается уравновесить верхнюю часть туловища и ноги. Таким образом укрепляются мышцы спины.

Если ребенок это изменение положения воспринимает хорошо и вы при этом уверены, что всё идет как надо, качните ребенка вперед так, чтобы его тело заняло горизонтальное положение спиной вверх. Осторожно отклоняйте его назад. При этом голова ребенка не должна падать назад. Он должен держать головку самостоятельно. Наклоняйте его лишь до тех пор, пока он держит головку прямо, как продолжение тела.

Если ребенку игра нравится и он с удовольствием участвует в ней, можно покружить его. Кружите ребенка и вправо, и влево.

Поначалу это будет не слишком легко и для ребенка, и для родителя. Начинайте игру, когда ребенку пять месяцев. Сначала наклоняйте его под углом 45°. И если это малышу начинает нравиться всё больше и больше, мы постепенно увеличиваем угол до 60°. После полугода можно наклонять ребенка во всех направлениях на 6о°-90°.

Темп следует всегда выбирать такой, чтобы ребенок мог балансировать головой, туловищем, руками и ногами. Большинству детей доставляет радость такое изменение положения. Они реагируют смехом и радостными возгласами. Сделайте паузу, чтобы ребенок мог осмыслить новый опыт и накопить силы и внимание для продолжения игры.

Игры с малышами первых трех месяцев можно продолжить и в последующие три месяца, слегка их изменив.

PEKiP Держите ребенка, прислонив его спинкой к себе

Малышу очень нравится «сидеть» у нас на руках в вертикальном положении, глядя вперед. И теперь мы крепко держим его, прислоняя к себе, чтобы нагрузка на позвоночник была не слишком велика. Мы ходим с ребенком по комнате или гуляем в саду и вместе разглядываем всё вокруг. Вещи, к которым можно прикоснуться или взять в руки, мы называем и объясняем их назначение. Так малыш познаёт окружающий мир и радуется ему, учится оценивать расстояние и ориентироваться в пространстве.

Мы наклоняемся вместе с ребенком вперед и в стороны, отклоняемся назад. Малыш приноравливает движения головы и тела к нашим движениям и одновременно пытается не спускать глаз с интересных вещей, которые мы ему показываем.

Мой сын Кристофер так же любит музыку, как и я. Кроме того, я очень люблю танцевать. Мы часто в этом положении движемся вместе в ритме музыки (Ева, 33 года, секретарь).

Способы носить ребенка, освоенные в первые три месяца, годятся и теперь (см. с. 67–73).

PEKiP Малыш отталкивается от пола, катаясь на надувном мяче

Положите ребенка на надувной мяч и дайте ему возможность покататься на нем, отталкиваясь ногами от пола, как это уже описывалось на с. 109.

Во второй четверти года ребенок будет более сознательно и энергично отталкиваться от пола. Диаметр мяча должен быть равен 40 см.

Крепко держите ребенка за верхнюю часть тела. Если вы будете держать его только за попку одной рукой, он легко может соскользнуть с мяча, удариться и испугаться.

Катаясь на мяче, ребенок полностью сосредоточен на движении. Положите перед мячом игрушку. Если ребенку скоро исполнится полгода, он уже будет целенаправленно стремиться схватить ее. Теперь он держит голову выше и может выпрямлять руки.

...

Наблюдая за ребенком во время игры, вы многое узнаёте о его характере. Вы замечаете его особенности и можете научиться принимать своего малыша таким, каков он есть.

PEKiP Натяните над малышом веревочку с разными игрушками

Если вы во второй четверти года натянете над ребенком веревочку с игрушками, он начнет хватать подвешенные над ним шарики, кубики, кольца, погремушки, ключи или мешочки, наполненные рисом.

Всегда вешайте на веревочку не больше двух различных предметов, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на отдельных вещах. Он видит различные цвета и ощущает разные формы и поверхности.

Привязывайте веревочку к устойчивым опорам. Будьте осторожны, если натягиваете ее между двумя стульями. Если ребенок попытается потянуть игрушку на себя, стулья могут упасть и ударить его.

Дайте ребенку возможность наиграться вдоволь. В этом возрасте важно, чтобы он мог какое-то время в активном или спокойном состоянии чем-то заниматься один. Возможно, вы уже заметили, что теперь, просыпаясь, он реже начинает плакать. Малыш что-то лепечет и с удовольствием играет со своими ручками.

PEKiP Ребенок играет со своим телом

Никогда не лишне повторить: голенький ребенок больше, чем одетый, двигается и охотнее играет. Во второй четверти года он активно вытягивает руки перед собой и играет с ними.

Лежа на спине, он всё выше поднимает ножки. Сначала он хватается за бедра, затем за коленки, а в конце первых шести месяцев он уже, вероятно, сможет хватать руками ступни ног, чтобы поиграть.

Он будет с особенным интересом рассматривать свои ноги, если вы, например, на одной из них завяжете бантик.

И надетые на ножки яркие носки, безусловно, привлекут внимание ребенка.

Ребенок с удовольствием играет сам с собой и с игрушками. Дайте ему время, чтобы он мог лучше изучить свое тело. Он часто что-то рассказывает себе. Он лежит на полу, где для него достаточно места, пробует что-то новое и повторяет уже освоенное, например поворот на бок. Чем больше места, тем активнее ребенок двигается.

...

Время, когда ребенок играет один, так же важно, как и время, которое мы проводим с ним в совместной игре.

Предоставленный самому себе, он изучает свое тело, пробует голос и познает свои сенсомоторные возможности, экспериментируя с игрушками.

PEKiP Платок (слинг) для ношения ребенка

В этом возрасте ребенку нравится, когда его носят в платке. Ребенок легко подстраивается под движения взрослого. Ему приятна близость со взрослым, и открывается хороший обзор.

Вы можете заняться домашней работой, например пылесосить, вытирать пыль, мыть пол, посадив малыша в платок. Он будет с интересом разглядывать всё вокруг и «собирать информацию» о назначении предметов.

На улице ребенок наблюдает за движением автомобилей, бегущими собаками, деревьями, которые качаются на ветру.

Когда я хожу за дочкой в детский сад, я всегда беру с собой в платке Томаса. Мы с Анке идем, взявшись за руки, а Томас смотрит на школьников и детсадовских детей, проходящих мимо. Мне это гораздо легче, чем одной рукой катить коляску, а другой держать трехлетнего ребенка (Мишель, 30 лет, социальный работник)....

Время от времени кажется, что развитие ребенка приостановилось. В такие периоды «застоя» происходит важная переработка полученного опыта и восстановление внутреннего равновесия. Эти периоды быстро сменяются периодами последующего развития.

Развивающие игры для третьей четверти года

Очень важно, чтобы мама, принимая потребности своего ребенка, не забывала и о себе самой. Для развития каждого в отдельности и развития матери и ребенка как некоего единства нужно стараться совместить интересы обоих, не забывая и об интересах мужчины – отца и мужа.

После полугода малыша всё больше радует движение. Мы замечаем это ежедневно. Ребенка радуют собственные успехи, и он продвигается всё дальше и дальше. Это стремление к успеху сохранится еще долго, если мы предоставим ребенку возможность самому набираться опыта, не ограничивая и не подстраховывая его больше, чем это нужно. В течение второго полугодия нам следует постепенно ограничивать свою помощь. Лучше всего наблюдать за ребенком и стараться помочь лишь тогда, когда это действительно нужно или ребенок этого захочет....

Предоставляйте ребенку максимальную свободу и оказывайте ему только необходимую помощь.

Некоторые игры первой и второй четверти года доставляют радость детям и более старшего возраста. Играйте в них до тех пор, пока они детям интересны.

Самостоятельность ребенка возрастает, когда у него есть возможность экспериментировать и мы принимаем его эксперименты. Самостоятельные движения положительно влияют на общее развитие, мускулатуру, кровообращение, дыхание, пищеварение и другие функции организма ребенка.

Различия в развитии детей проявляются всё сильнее. В первые полгода развитие протекало менее индивидуально, но теперь в ребенке всё больше проявляются его темперамент и личные особенности.

Ренате, 26 лет, экономист, рассказала на семинаре родителей: «Сейчас Мальте почти семь месяцев. Он еще не переворачивается. Все другие дети из нашей группы уже умеют это делать».

Безусловно, Мальте – спокойный ребенок. Когда я наблюдала за ним и его мамой, то заметила, что они часто бывают увлечены беседой, Мальте подолгу «играет со своим голосом» и внимательно изучает игрушки, которые держит в руке. Другие дети в этой группе уже переворачиваются, даже пытаются ползать. В крупной моторике Мальте еще не продвинулся так далеко, что не очень беспокоит его маму, ведь за это время он достиг больших успехов в развитии тонкой моторики и младенческой речи.

PEKiP Называйте предметы

Прежде чем ребенок начинает произносить первые осмысленные слова (активная речь), он учится их понимать. Чтобы начать говорить, ребенок должен освоить пассивный запас слов. И у взрослых этот запас довольно большой. Это слова, которые мы понимаем, но не используем. Поэтому нужно называть вещи, которые мы показываем ребенку. Став постарше, он начнет узнавать предметы и переводить взгляд на предмет, который был назван. К концу первого года жизни ребенок научится приносить предметы, которые мы называем.

В первые полгода ребенок учился держать и поворачивать голову, управлять движениями тела, рук и ног. В следующие полгода происходит развитие двигательных способностей, в которых принимает участие всё тело, например:

1. поворот со спины на живот и с живота на спину;

2. ползание на животе, четвереньках, умение садиться;

3. умение вставать на колени, подниматься, стоять, делать первые шаги.

Малыш развивает и совершенствует свои движения от головы до кончиков пальцев. Развитие движения рук имеет большое значение и во второй половине года. С одной стороны, с помощью рук, ползая и вставая, ребенок перемещается в пространстве; с другой стороны, он учится более дифференцированно обращаться с предметами. И то, и другое одинаково важно.

Для развития здоровой осанки, которая способствует хорошему функционированию внутренних органов, чрезвычайно важно, чтобы ребенок и теперь часто лежал на животе, т. к. это положение укрепляет мышцы спины, живота и шеи. Часто ребенок делает «плавательные движения». Они особенно укрепляют мышцы. Попробуйте при случае повторить эти движения за ребенком.

Теперь ребенку нужно больше свободного пространства, которое будет побуждать его переворачиваться со спины на живот, крутиться, ползать и двигаться иными способами. Располагаясь на полу, ребенок узнаёт, какое место занимает его тело в пространстве, обнаруживает, что можно наткнуться на препятствия, и учится этого избегать. Для этого положите ребенка на большое одеяло или на теплый чистый пол и дайт


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.