Расширенный перечень дополнительной литературы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Расширенный перечень дополнительной литературы

2017-09-30 153
Расширенный перечень дополнительной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

· Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

· Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

· Закон Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 г. № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге»

· Закон Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 г. № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга»

· Закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»

· Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы»

· Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»

· Закон г. Москвы от 22 октября 2008 г. № 50 «О муниципальной службе в городе Москве»

· Алексеев И.А. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. М., 2014.

· Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 768с.

· Безруков А. В. Конституционное право России. — Саратов: Вузовское образование, 2014.— 267 c.

· Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 592 с.

· Власенко Н. А. Разумность и определенность в правовом регулировании: Монография / Власенко Н.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, ИЗиСП, 2016. – 157 с.

· Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 720 с.

· Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен: монография. — М.: Норма, 2013. — 496 с.

· Кайнов В. И., Сафаров Р. А. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 159 с.

· Клеандров М. И. Конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007. — 320 с.

· Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1: Учебный курс: Учебное пособие / С.А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 864 с.

· Конституционное право России. В 2-х т. Т. 2: Учебный курс: Учебное пособие / С.А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 928 с.

· Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общей ред. Н.В. Витрука. — М.:Норма: ИНФРА-М, 2010. — 656с.

· Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации / В.В. Гошуляк, Л.Е. Ховрина, Т.И. Геворкян. — М.: Альфа-М, 2006. — 240 с.

· Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении. — М.: НОРМА, 1998. —46 с.

· Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. — М.: Зерцало. 2009. — 528 с.

· Миронов А.Н. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. М., 2013.

· Нерсесянц В. С. Философия права. — М.: Инфра-М, Норма, 1997. — 652 с.

· Разуваев Н.В. Традиционное государство: правовая природа, сущность и типология. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. — 312 с.

· Соловьев С.Г. Муниципальное право России: учебник. М., 2013.

· Уманская В. П. Правовые акты органов исполнительной власти: системный подход: Монография / В.П. Уманская. - М.: Норма, 2014. - 288 с.

· Четвериков В.С. Муниципальное право: учебное пособие. М., 2013.

· Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 528 с.

· Шугрина В.С. Муниципальное право: учебник. М., 2014.

· Якушев А.В., Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств). Конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2004. — 384 с.

Тезаурус

Автономия — форма самоуправле­ния части территории государства, об­ладающей правом самостоятельного ре­шения внутренних вопросов.

Авторитаризм — один из видов по­литического режима, в котором поли­тическая власть осуществляется кон­кретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минималь­ном участии народа и для которого ха­рактерны бюрократически-командные методы управления обществом.

Администрация — система испол­нительно-распорядительных государ­ственных органов, обеспечивающая ре­ализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.

Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъектами правотвор­чества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную пись­менную форму и направленный на урегулирование определенных обществен­ных отношений.

Акт применения права (правопри­менительный акт) — правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Акт толкования права (интерпрета­ционный акт) — правовой акт, который содержит разъяснение смысла юриди­ческих норм и выносится специальными компетентными органами.

Аналогия закона — решение кон­кретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — решение кон­кретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Аутентическое (авторское) толко­вание — разъяснение смысла юридической нормы, которое дается тем же орга­ном, который принял данную норму.

Буквальное толкование — разъяс­нение содержания правовой нормы, при котором действительный смысл данной нормы и ее текстуальное выра­жение совпадают.

Вето — отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.

Властные решения — правовые акты, принимаемые государственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достиже­ния определенных целей и влекущие юридические последствия.

Власть социальная — это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъекта­ми, опирающееся на принуждение.

Воздействие правовое — взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Воля народа — концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе ка­кого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, приня­того на референдуме).

Вотум — решение, принятое боль­шинством голосов избирательного кор­пуса или представительного учрежде­ния по определенному вопросу (напри­мер, вотум недоверия правительству).

Гарантии законности — средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспре­пятственное осуществление прав граж­дан и интересов общества и государства.

Глава государства — высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем исполнительной власти государства и одновременно верховным официальным представителем в сфере внешних сношений.

Государственная власть — публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опи­рающееся на государственное принуж­дение.

Государственное принуждение — осуществляемое организованно, персонифицированно и в пределах юридичес­ких предписаний физическое, психоло­гическое либо идеологическое воздейст­вие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы c правонарушениями и наказания виновных в их совершении.

Государственно-правовой режим — система методов, приемов и средств, c помощью которых осуществляется го­сударственная власть.

Государственный аппарат — система государственных органов, призван­ных осуществлять задачи и функции государства.

Государственный суверенитет — присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство — организация поли­тической власти, содействующая преимущественному осуществлению кон­кретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, нацио­нальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Гражданское общество — совокуп­ность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономичес­ких, семейных отношений и институ­тов, c помощью которых удовлетворя­ются интересы индивидов и их групп.

Гражданство — устойчивая право­вая связь человека c государством, выражающихся в совокупности их взаим­ных прав, обязанностей и ответственности.

Грамматический способ толкова­ния — прием разъяснения правовых норм, осуществляемый c помощью язы­ковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.

Гуманизм права — один из важней­ших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей цен­ности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, до­стоинства личности, условий свободно­го всестороннего развития и стимулирования подлинно человеческих отноше­ний между людьми.

Дееспособность — способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Действие права — содержательно-динамическая сторона права, характе­ризующая его фактически реализуе­мую способность осуществлять регуля­тивное (специально-юридическое), ин­формационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.

Декларация — провозглашение ос­новных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации.

Деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести юридичес­кую ответственность за совершенное правонарушение.

Демократизм права — один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, справед­ливости, ответственности в обществен­ных отношениях, подлежащих правовому регулированию.

Демократический режим — систе­ма методов и приемов, c помощью которых население участвует в осуществле­нии государственной власти посредством прямой (когда граждане, напри­мер, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим во­просам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбирае­мые им представительные органы), принимая решения большинством c учетом интересов меньшинства.

Диктатура — безраздельная поли­тическая, экономическая и идеологическая власть, не ограниченная зако­ном и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе с лидером).

Диспозитивный метод правового регулирования — разновидность правового воздействия, связанная c равно­правием сторон, координацией, осно­ванная на дозволениях.

Диспозиция правовой нормы — ос­новной элемент нормы права, опреде­ляющий модель поведения субъектов c помощью установления прав и обязан­ностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фак­тов.

Догма права (специально-юридическая теория) — наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его c позиции специально-юридических свойств и проявлений.

Договор нормативный — самостоя­тельная форма права, выражающаяся в соглашении между правотворческими субъектами, в результате которого воз­никает новая норма права (например, Федеративный договор 1992 г.).

Дозволение правовое — предостав­ляемая нормами права возможность субъекту самостоятельно действовать по осуществлению собственных инте­ресов.

Доктринальное толкование норм права — наиболее глубокое и аргументированное разъяснение смысла право­вых норм учеными-юристами, выра­жающееся в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.

Дуалистическая монархия — раз­новидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограниче­на конституцией, но монарх и формально, и еще более фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.

Единоначалие — форма организации управления, при которой во главе соответствующего государственного ор­гана, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное прини­мать юридически обязательные реше­ния.

Естественное право — совокупность неотъемлемых прав и свобод, обуслов­ленных естественной природой челове­ка и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.

Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и ре­гулирующий наиболее важные общест­венные отношения.

Законность — система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзакон­ных актов.

Законный интерес — отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выра­жающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетент­ным органам — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоре­чащих общественным.

Законодательная власть — избран­ные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия за­конов.

Законодательная инициатива — право внести предложение об издании закона и соответствующий законопро­ект в законодательный орган, которое порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект (но принять или откло­нить его — право законодателя).

Законодательная оговорка — имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявле­ние, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласова­ния интересов и порождает определен­ные юридические последствия.

Законодательство — система дей­ствующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов. Законопроект — текст предлагае­мого к принятию закона, подготовлен­ный в соответствии c установленной законодательной процедурой для внесе­ния на рассмотрение законодательного органа или на референдум.

Законотворческий процесс — установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламен­тирующий порядок деятельности зако­нодательного органа государства по вы­работке, принятию и изданию законов. Запрет — способ правового регули­рования, требующий воздержания от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий. Злоупотребление правом — использование субъективного права в противоречии c его социальным назна­чением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общест­венных либо государственных инте­ресов.

Императивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный c властными пред­писаниями, субординацией, основан­ный на запретах, обязанностях, наказа­нии.

Индивидуально-правовое регули­рование — поднормативное персонифицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в конкретных жизненных обстоятельст­вах c целью побудить их совершить предусмотренные нормами права соци­ально-ценные действия.

Инкорпорация — форма систематизации законодательства, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраня­ет свое самостоятельное юридическое значение.

Институт права — упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Иск — юридическое средство защи­ты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом инте­реса.

Исполнение права — форма реали­зации права, связанная c выполнением активных обязанностей, строго опреде­ленных в законе действий в интересах управомоченной стороны.

Исполнительная власть — назна­чаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые за­коны и осуществлять оперативно-хо­зяйственную деятельность.

Использование права — форма реа­лизации права, связанная c осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, пользы, ценности.

Историческо-политическое толко­вание норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осущест­вляемый c помощью анализа конкрет­но-исторических и политических усло­вий принятия данного предписания.

Источник права в идеологическом смысле — причины возникновения правовых норм, связанные c различны­ми правовыми идеями, представления­ми, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием.

Источник права в материальном смысле — причины возникновения правовых норм, связанные c материаль­ными условиями жизни общества, фор­мами собственности, интересами и по­требностями людей.

Казуальное толкование — разъяс­нение смысла правовой нормы, обяза­тельное только для данного конкретно­го случая.

Казус — случайное действие, кото­рое (в отличие от умышленного или не­осторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юри­дической ответственности.

Каноническое право — система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулиру­ющих отношения внутри церковной ор­ганизации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.

Качество закона — совокупность социально-экономических, политичес­ких и юридических свойств, обусловли­вающих пригодность закона удовлетво­рять определенные потребности обще­ства, государства или отдельной лич­ности соответственно природе права.

Квалификация правовая — юри­дическая оценка деяния, основанная на соответствующих нормативных пред­писаниях.

Кворум — установленное законом или уставом количество присутствую­щим на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для признания его решений действи­тельными и юридически значимыми.

Кодекс — систематизированный, единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законо­дательный акт прямого действия, регу­лирующий определенную область общественных отношений.

Кодификация — разновидность сис­тематизации законодательства, объединение нормативных актов в единый, ло­гически цельный законодательный акт.

Коллизии юридические — противо­речия между правовыми нормами и актами, регулирующими одни и те же об­щественные отношения.

Компетенция — это совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов.

Конкретизация норм права — мыс­лительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в «привязке» правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламен­тации общественных отношений, в ре­зультате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире — по содержанию).

Консолидация — разновидность систематизации законодательства, объ­единение нормативных актов без изме­нения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоя­тельное юридическое значение.

Конституционный контроль — это деятельность по выявлению правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Конкретный контроль - это проверка конституционности законов по запросам судов общей юрисдикции, а равно и специализированных судов.

Конституционный Суд РФ — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституция — основной закон (закон законов) государства и общества, обладающий наивысшей (абсолют­ной) юридической силой, закрепляю­щий фундаментальные начала общественного и государственного устрой­ства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государ­ства.

Конфедерация — форма союза

Легальность власти — юридичес­кое обоснование власти, соответствие действий государственных органов су­ществующему в стране законодатель­ству.

Легитимность власти — качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в доброволь­ном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Лоббизм — форма влияния «групп давления* на управленческие решения в процессе правотворчества и правопри­менения c целью удовлетворения инте­ресов определенных социальных струк­тур.

Логическое толкование норм пра­ва — способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый c использо­ванием законов и правил логики.

Локальный нормативный акт — нормативный акт, который принимается администрацией предприятий, уч­реждений и организаций и который на­правлен на урегулирование внутрикол-лективных отношений в пределах дан­ной структуры.

Льгота правовая — правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять соб­ственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в ос­вобождении от обязанностей.

Материальное право — совокуп­ность правовых норм, институтов, под отраслей и отраслей, c помощью кото­рых государство оказывает прямое воздействие на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможности и необходимости по удовлетворению их материальных (а не процессуальных) ин­тересов.

Меры защиты — разновидность правового принуждения, представляю­щего собой деятельность по обеспече­нию исполнения юридической обязан­ности, защиту права.

Местное самоуправление — установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования путем управления, осуществляемого жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения. Данное определение носит комплексный характер. Оно построено на сочетании элементов надстроечных и базисных отношений, которые находятся в неразрывной связи. Местное самоуправление осуществляется путем управления. Значит, налицо совокупность управленческих отношений. Управленческие отношения выступают в качестве категории, гарантирующей связь и взаимодействие базиса и надстройки, управляемой и управляющей системы.

Метод правового регулирования — совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Механизм правового регулирования — система юридических средств организованных наиболее последова­тельным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Муниципалитет — применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Муниципальная дисциплина — оп­ределенные требования к поведению людей, связанные c выполнением пра­вил, предъявляемых к муниципальным служащим.

Муниципальное право — комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

Наказание правовое — форма и мера юридического осуждения (пори­цания) виновного, противоправного по­ведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Неофициальное толкование — разъ­яснение смысла правовых норм органа­ми или отдельными лицами no своей инициативе, не влекущее юридических последствий.

Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общест­венных отношений.

Нормативное толкование — разъ­яснение смысла правовых норм, имеющее общее значение (распространяю­щееся на большой круг лиц и случаев).

Нормативность - признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную об­щность действия правовых предписа­ний.

Обратная сила закона — распро­странение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу.

Общественный порядок — состоя­ние урегулированности общественных отношений, которое достигается c по­мощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Общество — совокупность истори­чески сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смыс­ле); исторически конкретный тип соци­альной системы, определенная форма общественных отношений (в узком смысле).

Объект правоотношения — то, на что направлены права и обязашІости субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты опреде­ленных действий).

Объективно противоправное дея­ние — действие либо бездействие, сходное по своим объективным признакам c правонарушением, но совершенное невиновно, т.е. субъективно было направлено на достижение правомерных целей.

Обыденное толкование — неофи­циальное разъяснение смысла правовых норм на основе обыденной практи­ки и житейского опыта.

Обычай правовой — исторически сложившееся правило поведения, со­держащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате много­кратного применения, приводящее к правовым последствиям.

Обязанность юридическая — мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения ин­тересов управомоченного лица.

Ограничение правовое — правовое сдерживание противозаконного дея­ния, создающее условия для удовлетво­рения интересов контрсубъекта и обще­ственных интересов в охране и защите.

Ограничительное толкование норм права — разъяснение содержания пра­вовой нормы, когда действительный смысл предписания уже ее текстуаль­ного выражения.

Ответственность юридическая — не­обходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения, выра­жающимся в виде мер личного, имущественного и организационного харак­тера.

Отклоняющееся (девиантное) пове­дение — деяния индивидов или групп лиц, характеризующееся несоответстви­ем сложившимся в обществе социаль­ным ожиданиям, моральным и иным правилам поведения.

Относительное правоотношение — разновидность правоотношения, в котором индивидуализированы (поименно известны, персонифицированы) обе его стороны.

Отрасль права — упорядоченная совокупность юридических норм, регу­лирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Подзаконный нормативный акт — изданный на основе и во исполнение за­конов акт, содержащий юридические нормы.

Подсудность — это распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который должен разрешить дело.

Политика — искусство управления обществом, характеризует отношения по поводу власти между классами, пар­тиями, этническими и другими соци­альными группами, определяющие формы и содержание деятельности го­сударства, c одной стороны, и народом — с другой.

Политическая система общества — упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность инсти­тутов (государственных органов, политических партий, движений, общест­венных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политичес­кая власть.

Политический режим система методов, приемов и средств, c помощью которых осуществляется политическая власть и определяется политическая система данного общества.

Полномочие — комплекс прав и обязанностей, предоставленный субъекту в соответствии c занимаемой долж­ностью для разрешения какого-либо во­проса.

Право — система общеобязатель­ных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные ин­тересы общества, классов и т.п.), уста­навливаемых и обеспечиваемых госу­дарством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Правовая политика — деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юри­дических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспече­ние прав и свобод человека и граждани­на, укрепление законности и правопо­рядка, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.

Правовая психология — совокуп­ность переживаний, чувств, настро­ений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и же­лаемому праву.

Правовая система общества — кон­кретно-историческая совокупность права, юридической практики и господ­ствующей правовой идеологии отдель­ного государства.

Правовое государство — организа­ция политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспече­ния прав и свобод человека и граждани­на, а также для наиболее последова­тельного связывания c помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Правовые средства — юридичес­кие инструменты (явления), c помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается дости­жение поставленных целей.

Правомерное поведение — деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Правомочие — предусмотренная в нормах права и обеспеченная государством возможность участника правоотно­шения осуществлять определенные деяния или требовать соответствующе­го поведения от других участников кон­кретного правоотношения.

Правонарушение — виновное, про­тивоправное, общественно опасное дея­ние (действие либо бездействие) субъек­та, причиняющее вред интересам обще­ства, государства, личности.

Правоотношение — общественное отношение, урегулированное нормами права и участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязаннос­тями.

Правоположения юридической практики — сформулированные в ходе разрешения юридических дел правила (образцы, примеры) наиболее целесообраз­ного и эффективного применения норм права, которые могут и должны исполь­зовать компетентные субъекты при разрешении юридических дел данного рода.

Правопорядок — система общест­венных отношений, в которой поведе­ние субъектов является правомерным; состояние урегулированности социаль­ных связей.

Правопреемство — изменение в субъ­ектном составе правоотношений, при котором субъективные права и юридичес­кие обязанности переходят от одного субъекта к другому.

Правосознание — совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, в которых отражается отно­шение людей к действующему и желае­мому права.

Правоспособность — способность лица иметь субъективные права и юри­дические обязанности.

Правосубъектность — признавае­мая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а

Правотворчество — деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изме­нению и отмене юридических норм.

Практика юридическая — деятель­ность компетентных субъектов по при­нятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве c накопленным социально-правовым опытом.

Предмет правового регулирования — те общественные отношения, соци­альные связи, которые право упорядо­чивает.

Предписание правовое — властное веление, выражающее государственную волю, выступающее регулятором общественных отношений путем фор­мулирования общеобязательного или индивидуального юридического прави­ла поведения для соответствующих субъектов права.

Представительство — правовое средство, c помощью которого одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия высту­пает от имени другого (представляемо­го), непосредственно создавая (изме­няя, прекращая) для него права и обязанности.

Прецедент юридический — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, кото­рому придается сила нормы права и ко­торым руководствуются при разреше­нии схожих дел.

Применение права — властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридическо­го дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.

Принципы права — основные, ис­ходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфи­ческого социального регулятора.

Распространительное (расширительное) толкование — разъяснение содержания юридических норм, когда действительный смысл нормы шире ее текстуального выражения.

Реализация права — претворение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, факти­ческое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполне­ния обязанностей, использования прав и применения юридических норм.

Регулирование правовое — осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения c целью их упорядо­чения.

Режим правовой — особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желае­мое социальное сост


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.