Духовная трансформация взрослого — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Духовная трансформация взрослого

2017-09-30 148
Духовная трансформация взрослого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Три ступени роста монтессори-педагога:

- направленность на материал,

- направленность на себя, как на педагога (рефлексия своих действий),

- направленность на ребенка.

«...Если к ребенку будут относиться иначе, чем сейчас, если мы защитим его от внутренних конфликтов, то произойдут радикальные изменения и внутри нас. Взрослый должен иметь в себе силу, которая поможет ему по-другому посмотреть на ребенка. Духовное развитие — это победа познания...»

Не изменять себе, но изменить себя.

«...Ребенок обладает внутренними неизведанными силами, ведущими нас к миру. Эти конструктивные силы, скрытые 1000летиями являются силами будущего...»

«Образование имеет одну цель — помощь жизни»

«...Мы должны дождаться, пока ребенок нас увидит...»

«Напиться знанием» - Мари-Эллен Монц

«Упражнения для того, чтобы ребенок упражнялся, развивал внутреннюю суть, свою душу»

Необходимо помогать развитию ребенка, а не учить его.

Педагог учится видеть, наблюдать за внутренним учителем по его внешним проявле­ниям.

Педагог не привлекает внимание ребенка, материал сам зовет его. Часть трансформа­ции педагога — уважение к внутреннему учителю ребенка, выражаемое в терпении, наблю­дательности. Наблюдение — это начальная точка координат нашей трансформации. Способность к наблюдению — базовая характеристика педагога. Цветок не вырастет бы­стрее, если его тянуть вверх. «Ничто не мало для нашего наблюдения».

ПРЕОДОЛЕТЬ ГОРДЫНЮ И ГНЕВ.

НЕ-педагог накладывает шрам не только на душу ребенка, но и на все человечество.

Вера в новое призвание, надежда на новое человечество, благотворительность, любовь, ува­жение к ребенку.

«Это не мой метод, это — открытые сокровища души ребенка»

Настоящий педагог — ученый и мистик.

 


МАТЕМАТИКА

 

«Человеческое сознание по природе своей математично»

 

Детское восприятие числе должно базироваться на понимании, а не на заучивании. Главное – конкретность объектов. Когда ребенок понимает, что число выражает количе­ство, что числа и цифры являются знаками, то он понимает, что серия чисел это суть по­стоянная прогрессия с шагом, равным 1. Только после этого ребенок имеет все, чтобы сделать скачок в абстракции.

Разум ребенка стимулируется большим количеством понятий, которые ребенок не понимает, но стремится понять, они зовут его к пониманию. То, что находится далеко от нашего понимания, проходит мимо нас, поэтому необходимо полностью понять, вос­принять материал. Когда материал отработан, необходимо двигаться дальше, иначе ре­бенка снова накроет равнодушие. Выготский называл это «зоной ближайшего развития».

Мастерство наставницы состоит в том, чтобы сделать путь ребенка приключением, с открытием новых тайн, от которых ребенок каждый раз будет испытывать новую волну восторга.

Каждый шаг – операция с количеством, название, символ, запись – ребенок осваива­ет отдельно. То же происходит с последовательностью ряда, когда ребенок понимает, что следующее число – это предыдущее плюс один. Мы должны помочь ребенку понять все это, а не заучить. Материал предлагается ребенку последовательно, с добавлением нового интереса. В ходе презентаций необходимо избегать исключительно словесного описания. Впечатления ребенка от практического выполнения упражнения будет вдох­новлять его на повторение и совершенствование. За счет повторения у ребенка будет вы­рабатываться встроенная концепция, заложенная в упражнении. Материал привлекает ребенка до тех пор, пока в нем скрыт секрет. Для понимания математического материала ребенку необходимы всего три условия: игра, повторение и секрет, скрытый в материа­ле.

Восприятие информации через практический опыт ведет ребенка к развитию инди­видуальности. Мария Монтессори внесла большой вклад в развитие математического разума, сформулировав факторы, влияющие на ребенка при усвоении математического материала:

 

- Конкретность объекта, его серийность. В каждом материале заложена одна концепция – длины, цвета, размера, …),

- Точность показа (презентации) материала,

- Свобода выбора и повторения ребенком материала.

 

Два фактора, которые необходимо учитывать при обучении ребенка математике:

1. Понимание ребенком чисел зависит от способностей ребенка, а не от уровня преподавания,

2. Дети приходят к работе с математическим материалом в разном возрасте и каждому необходимо разное количество повторений.

 

Упражнений практической жизни и сенсорика являются прочной основой для изучения математики.

Система Монтессори по обучению математике основывается на 5 принципах:

1. Никакого формального обучения, пока ребенок не продемонстрирует готовность своего ума к математике. Поэтому все презентации даются индивидуально.

2. Предлагать работу с конкретными материалами, пока ребенок не покажет готовность перейти в мир абстрактного мышления.

3. Точность презентации десятичной системы.

4. Индивидуальный прогресс органичен только индивидуальными возможностями и интересом ребенка.

5. Обучение происходит путем совершения действий и осмысления, а не через словес­ное описание.

При обучении математике необходимо отказаться от фронтального преподавания, от об­щих результатов, от идей ожидания одинакового занятия для всех детей в одно и то же время.

 

Три причины спонтанного развития:

- косвенная подготовка (бессознательная, но целенаправленная деятельность, направ­ленная на развитие умения, которое будет востребовано в будущем),

- формирование подсознательного знания (аккумуляция впечатлений, которые бессо­знательно присутствуют в опыте ребенка),

- точка осознания (урок внезапно фокусируется, происходит наложение подсознания на реальную концепцию знания)

Не надо обучать ребенка математике, надо наблюдать и анализировать.

Математика является одной из основных частей цивилизации. Периодически сменяемые процессы (день-ночь, год) — неотъемлимая часть жизни.

Когда мы думаем — мы мыслим образами. Образы являются инструментами мышления: образ-слово, образ-цифра.

Если бы не давали ребенку слов, думая, что до 6 лет ему рано говорить, то ребе­нок и не говорил бы. То же с математикой. Постоянно происходит преемственность зна­ний.

Единица — точка

Десяток — линия

Сотня — плоскость

Тысяча — объем

Концепция умножения в том, что мы берем одно число несколько раз.

Многие примеры дети записывают. Это можно оформить книжечкой. На первой страни­це — рисунок самого ребенка. На последней — его имя и дата (датером ребенок ставит сам). В книжечке не более 10 листов. Делаем в пятницу, отдаем с собой. У каждого ре­бенка своя папка, хранится рядом с учительским столом, в коробке с разделителями.

 

Квадраты чисел — таблица для записи, квадраты пишет ребенок сам.

СВОБОДА И ДИСЦИПЛИНА

«Две стороны одной медали»

Disciplus – ученик

Конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности и взрослого, и ребенка. Это – сосредоточение на работе.

Мы выбираем не между дисциплиной и свободой, но между разными способами достижения дисциплины (авторитарный, демократический, либеральный). Ребенок подчиняется не внешней, а внутренней дисциплине.

Свобода — это не «делаю, что хочу», это - «делаю то, что правильно для меня в данный момент времени».

Нормализованный ребенок вместо крика выражает свои желания вербально.

Проблемы с дисциплиной возникают из-за недостатка свободы. Ответственность взрослого — свобода ребенка. Свобода — это не конечная, а отправная точка, НЕ результат. Взрослый должен показать ребенку правильную модель поведения.

Дом – 1я ступень социализации (взаимодействие со своим окружением). Факторы, влияющие на становление дисциплины ТОЛЬКО:

Любовь

Безоценочность (родители за меня горой -> отождествление себя с родителями и их ценностями). Если этого нет, то любая Ваша просьба воспринимается ребенком как диктат, и он будет учится сопротивляться диктату.

 

1е ограничение, с которым сталкивается ребенок – ограничение естественных движений. Это то же, что остановить полноводную реку. Не лучше ли повернуть ее в удобное русло?

Лужа? ДА, в сапогах

Камни? ДА, в цель на стене без окон.

Ребенку нужен порядок.

2е ограничение (10-12 лет) в общении («не дружи»)

 

Свобода – самостоятельное определение стратегии своего поведения. Свободен тот, кто сознателен. Свобода – не вседозволенность.

Дисциплина – способность к самоограничению и выбору, который является не результатом произвола, а результатом сознательного компромисса между интересом ребенка и интересами окружающих.

 

Пример из книги Монтессори «Помоги мне сделать это самому» про мальчика и плавающие игрушки «Сюда, крошка, смотри и ты!». Вывод: ребенок не будет чувствовать себя победителем и исследователем, если мы с готовностью предлагаем ему решение новой, интересной для него проблемы.

Никто не умаляет нашего материнского инстинкта, умения предвидеть и увлечь своего ребенка. НО: попробуйте предположить, что надо Вашему ребенку, и подождите, не предлагайте, не зазывайте, как в балаган. Как Вы думаете, Вы угадали?

Начните с себя! «Чтобы воспитать леди, надо начинать с бабушки»

Воспитание должно придти на помощь ребенку разумным ослаблением социальных уз, ограничивающих его активность.

Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен. Что такое отнятый от груди ребенок? Это дитя, ставшее независимым от груди. Вместо этого источника питания он найдет другие.

Ребенок зависим от нас, т.к. он еще не умеет ходит, потом еще не говорит, не владеет элементарными социальными навыками. Мы должны создать все условия для того, чтобы к трем годам ребенок мог сам себя обслужить, и стал как можно меньше нуждаться в нас в физическом плане. Эмоциональную привязанность сейчас не разбираем. Т.е. – есть, пить, одеваться, обуваться, умываться, элементарные практические навыки (вымыть посуду, вытереть пыль). Чем больше в этом возрасте умеет ребенок, тем выше его самооценка, точнее, его уверенность в своих силах. Да и как может быть иначе? Вспомните момент, когда Вам казалось, что Вам все по плечу. Это были минуты для Вас. Если Вы дадите необходимую свободу ребенку, для него это будут месяцы, годы полета.

Я ВСЕ МОГУ. НАУЧИ МЕНЯ. ПОМОГИ МНЕ.

Если ребенок что-то не делает, то он, очевидно, не умеет этого делать.

 

4 предела свободы:

1. Коллективный (общий) интерес. Не кричать, не бросать материалы, не мешать нико­му

2. Знания, определяющие выбор. Не берем материал, если не знаем, что с ним делать

3. Правильное, целевое использование материала. «Р. не идет на улицу в папиной обу­ви»

4. Ограниченное количество материала в классе — по 1 экземпляру.

 

Становление дисциплины зависит только от того, насколько вы соответствуете принци­пам, последовательности, порядку. Дисциплина не установленный факт, это путь. Необ­ходимо знать последовательность, наблюдать за развитием ребенка.

 

Три стадии послушания:

1. Ребенок психологически глух (0-2 года)

2. Ребенку нравится слушаться, он может делать, а может не делать. Организация недо­статочна (2-3 года)

3. Ребенок любит окружающих, он наслаждается послушанием, желает услужить (3-3.5 года)

 

Ориентационная полка (6 материалов):


- паззлы,

- игрушки (человечек, машинки),

- бусы,

- кубики,

- червячок


 


НОРМАЛИЗАЦИЯ

«… Когда мы помогаем ребенку, защищаем его интересы,

мы защищаем все человечество. За счет обновления образования

мы получим новое обновленное общество…»

 
 


«Энергия может быть преобразована, но не создана и не разрушена»

Закон физики

Прежде всего, когда речь заходит о нормализации, педагогу необходимо помнить, что в его словаре не должно быть слов «послушный» и «непослушный». Необходимо заменить их словами «дисциплинированный» и «недисциплинированный».

Все дети растут, но внутренней концентрации и развития добиваются не все - мно­гим мешают выстраиваемые взрослыми барьеры.

Поляризация внимания это фундаментальная основа психического развития ребенка, происходящая только тогда, когда в ребенку доступны все необходимые материалы и при условии, что ребенка не прерывают (концентрация ребенка очень хрупка). Личность фор­мируется именно на основе поляризации внимания.

Нормализация ребенка это с одной стороны – цель, с другой стороны – процесс. Это превращение от состояния хаоса, беспорядка к состоянию концентрации, работы. Мария Монтессори писала: «… Это быстрое, порой моментальное изменение, которое всегда име­ет один источник. Нет примера превращения, не имеющего в основе интересного задания. В этом превращении – психическое исцеление и достижение состояния нормы…Нормали­зованный ребенок – это тот, который разумен, предпочитающий дисциплину и работу, умеющий преодолевать себя и жить в мире…» Для нормализованного ребенка его тело – это инструмент развития, а материалы – средство удовлетворения потребностей.

Причина отклонений в том, что ребенку не давали работать, удовлетворять свои по­требности путем манипуляций, создавали препятствия на пути к развитию.

Существует некий закон внутреннего психического развития ребенка, подобный де­лению на сензитивные периоды. Чтобы соединить сущность ребенка, его внутренняя энер­гия должна быть вложена в действие, направленное на его развитие «внутренним учителем».

Есть несколько законов психического развития:

1. Любой организм развивается согласно своей природе (роза станет только розой)

2. Развитие происходит за счет окружающей среды путем впитывания ее

3. Внешняя материя вбирается и становится частью ребенка

 

«…Мы зачастую не видим отклонения, так как не знаем, что есть норма, а что отклонение…»

Ребенок пропускает через себя два потока энергии: физический и ментальный. При объеди­нении их мы видим дисциплинированного, нормализованного ребенка.

 

Виды отклонений:

 

1. Состояние «ФУГА». Ребенок не находит того, что соответствует его потребности и пере­ходит в мир фантазий. Ребенок креативен, артистичен, но не доводит начатое до конца. Во­ображение не помогает ему, а служит убежищем. Два потока не соединены. Наблюдаются бесцельные блуждания и поиск вместе продуктивной работы. Это состояние – одно их са­мых простых и корректируется путем простого предложения ребенку необходимого ему ма­териала, в результате работы с которым ребенок станет удовлетворенным, создастся глубо­кий контакт с реальностью.

 

2. Психический барьер. Ребенок, находящийся в состоянии «фуга», испытывает либо пси­хологическое, либо физическое давление со стороны взрослого (вплоть до телесных наказа­ний). Формируется защитная реакция «говори – я не слышу». У ребенка нет желания де­лать что-либо. Ребенок отделяет себя от окружающего мира, отстраняется, ограждается. Любой контакт и любое действие его изматывает. Преодолеть данное состояние сложно. Барьер, поставленный в детстве, может сохраниться на всю жизнь. Необходима тесная ра­бота с родителями.

 

3. Привязанность. Ребенок стеснителен, происходит постоянное подчинение контролю и мнению взрослого, своего мнения нет. Необходимость принять решение ставит в тупик, вводит в ступор. Ребенок позволяет взрослому заменить свою волю внешним воздействием, он безволен, часто плаксив, очень зависим от окружения. Часто задает вопрос «почему?», причем не для того, чтобы узнать ответ, а для привлечения внимания. Ребенок не развивает­ся естественным образом.

 

4. Желание обладать. Ребенок не использует материал для развития, но присваивает его. Он выбирает «обладать», но не «любить». Возникает желание соревноваться за обладание. Бо­лее агрессивный ребенок ломает, бросает, дерется. Более застенчивый – присваивает тайком, прячет. Ребенок разделен со своим внутренним миром. Во взрослом состоянии это – ревностные консерваторы, не желающие расставаться со своими взглядами, привычками, вещами, не желающие «отпустить» ситуацию. «Обладание - первый шаг на пути ОТ лю­бви».

 

5. Стремление к власти. Ребенок хочет использовать власть для манипуляции другими. Он может думать, что взрослые существуют для того, чтобы осуществлять все его желания. «…Вы не испортили ребенка тогда, когда дали ему много. Вы испортили его тогда, когда делали за него его работу по саморазвитию…» очень важная часть общения с ребенком – ситуации, когда мы должны сказать «нет».

 

6. Комплекс неполноценности. У некоторых взрослых отношение к ребенку такое, будто они наполняют его мудростью. Очень часто к ребенку относятся так, как никогда не отне­слись бы к взрослому. Ребенку не разрешают делать что-то, позволенное другим, и тогда ребенок думает, что проблема в нем («я – плох», «если я не могу нести эту вазу, может, я стою дешевле…»). Ребенок теряет самоценность, он не доверяет себе, испытывает страх перед принятием решения, будучи уверенным, что оно заведомо неправильное.

 

7. Страх. Ребенку по природе свойственно бояться чего-либо, но по настоящему его пугает только взрослый. В нормализованном состоянии естественный страх ребенка проходит, когда он овладевает своим телом, совершенствует умения и навыки. Ребенку нельзя гово­рить: «Не ходи туда – упадешь», потому что тогда он будет бояться не только идти ТУДА, но и упасть, и в конце концов непременно упадет. В общении с ребенком должны присут­ствовать только позитивные настройки («мы чистим зубки, чтобы они были здоровые», а не «чисти зубки, а то заболят и пойдем ко врачу»)

 

8. Ложь. Отделяет ребенка от собственного «я», от его ощущений. Мы врем потому что:


· Хотим лучшего,

· Не знаем, как реагировать,

· Лень искать истину,

· Правда горька и страшна,

· Бежим от чувства страха, …


Если ребенок лжет, необходимо прояснить причину, вернуть к работе, к материалу. Ложь – это заболевание, введение в заблуждение, иногда вариант заботы и лицемерия («как я вы­гляжу» - «великолепно»)

 

Таким образом, развитие ребенка может «сойти с рельс». Очень часто кажется, что эти проблемы можно решить так, и вот так… Мария Монтессори говорила: «Все намного проще. Источник отклонений один – ребенок был прерван в момент построения собствен­ной личности. Нужно подготовить среду, соответствующую его потребностям, дать свободу и выбор, убрать барьеры…»

Биограф Спендинг писал: «Процесс нормализации всегда одинаков. В упорядочен­ный, мирный класс поступает ребенок с отклонением, и неважно – с каким. Он потерял гар­монию. Его движения беспорядочны и бесцельны. Он несчастен, так как внутри у него нет мира. Он может намеренно мешать другим заниматься. У него нет самодисциплины, ни внешней, ни внутренней. Части его личности не могут придти к согласию. Это состояние может быть кратким, а может быть длительным. НО завершается оно одинаково - если на­ставница:

- наблюдала ребенка внимательно и постоянно, хорошо работала,

- уважала ребенка, его личность, его потребности,

- была терпелива, предлагая все новые презентации, даже если они интересовали ребенка только мгновение,

- подбадривала ребенка без давления на него,

- позволяла ребенку ходить по классу, не мешая ему,

- разрешала ребенку самому делать выбор, даже если это был выбор на несколько секунд, ТО – придет день, когда ребенок выберет то, что ему будет интересно, и будет работать. Это будет первый день в его опыте моментальной концентрации. И это – только начало. Он не знает, но наставница догадывается и предполагает, что он переходит на новый этап своей жизни…»

Понятие «нормализация» дает понять, что есть нормальное состояние ребенка. Это состоя­ние, при котором соблюдены следующие характеристики:

1. Любовь к порядку (от внешнего – к внутреннему)

2. Любовь к работе (полное погружение)

3. Глубокая спонтанная концентрации

4. Привязанность к реальности (разум создает себя посредством контакта с реально­стью)

5. Любовь к тишине и индивидуальной работе

6. Трансформация/сублимация инстинкта обладания (ребенок использует материал для развития, а не присваивает его «чтобы было»)

7. Действие, исходя из своего выбора, а не из праздного любопытства (ребенок знает, как мыть посуду, и он осознанно выбирает это не потому, что ему нечего делать, но потому, что ему этого хочется). Взрослый не учит, а строит мостик между ребенком и материалом.

8. Послушание

9. Независимость и инициатива

10. Спонтанная самодисциплина

11. Радость (внутренняя глубокая радость, использование своих способностей в полной мере)

 

«Школы Монтессори – как санатории, в которых ребенок восстанавливает утраченное пси­хическое здоровье…»

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.