Тема 7. Текстовая задача и процесс ее решения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 7. Текстовая задача и процесс ее решения

2017-09-30 553
Тема 7. Текстовая задача и процесс ее решения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретический материал

Структура текстовой задачи

Текстовая задача – описание на естественном языке некоторого явления (ситуации, процесса) с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этого явления, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.

Структура задачи:

- объекты задачи;

- утверждения (условия);

- требования.

Систему взаимосвязанных условий и требований называют высказывательной моделью задачи.

По отношению между условиями и требованиями различают:

1) определенные задачи;

2) задачи с альтернативным условием;

3) недоопределенные задачи;

4) переопределенные задачи.

Моделирование в процессе решения текстовых задач

Математической моделью текстовой задачи является выражение (или запись по действиям), если задача решается арифметическим методом, и уравнение (или система уравнений), если задача решается алгебраическим методом.

Этапы математического моделирования текстовой задачи:

I этап – перевод задачи на математический язык.

II этап – внутримодельное решение.

III этап – интерпретация.

 

Классификация моделей:

1. Схематизированные:

а) вещественные;

б) графические:

- рисунок;

- условный рисунок;

- чертеж;

- схематический чертеж (или просто схема).

2. Знаковые:

а) выполненные на естественном языке:

- краткая запись условия;

- таблица;

б) выполненные на математическом языке (решающие модели):

- выражение;

- уравнение;

- система уравнений;

- запись решения задачи по действиям.

Методы и способы решения текстовых задач

Методы решения текстовых задач:

- арифметический;

- алгебраический;

- геометрический;

- логический;

- практический;

- комбинированный (смешанный).

Схема работы над задачей

Знакомство с текстом
Осмысление текста
Моделирование задачи
Преобразование текста в задачу
Поиск плана решения
Выполнение плана решения
Проверка
Ответ
Исследование задачи

 


Задания

1. Используя определение текстовой задачи, объясните, почему следующие задачи можно считать текстовыми:

а) грач приносил своим птенцам по 2 червя 5 раз. Сколько всего червей грач принес птенцам;

 

б) расстояние между городами 112 км. Два путешественника одновременно вышли из этих городов навстречу друг другу. Один проходил в час 2 км 925 м, а другой 4 км 75 м. Через сколько часов они встретились?

 

2. В следующих задачах выделите объекты, условия и требования.

а) на лугу расцвели 20 васильков, колокольчиков – на 12 меньше, а лютиков – столько, сколько колокольчиков и васильков вместе. Сколько лютиков расцвело на лугу?

Объекты:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Условия:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Требования:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

б) в одной школе 19 классов, в другой – 11. В школы завезли 1200 учебников. Сколько учебников было выдано каждому классу, если их выдавали поровну всем классам? [6, c. 25]

Объекты:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Условия:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Требования:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

в) В нашем классе знает каждый,

В Балашове я живу.

На каникулы однажды

Ехать я решил в Москву.

Я пришел на наш перрон,

В самый первый сел вагон,

До Москвы наш поезд шел

Мимо станций, мимо сел,

Мимо речек и лесов,

Шел семнадцать он часов,

В час он делал между тем

Километров сорок семь.

И явилось вдруг желанье

Подсчитать все расстоянье,

Что я ехал до Москвы.

Помогите мне и вы.

Кто поможет мне найти

До Москвы длину пути? [6, с.43]

Объекты:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Условия:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Требования:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Решите задачи различными арифметическими способами:

а) в ателье было три куска ткани: в одном куске 270 м, в другом на 40 м больше, в третьем на 100 м меньше, чем в первом. Из всей ткани сшили платья, на каждое из которых было израсходовано по 5 м. Сколько было сшито платьев? [2, с.45]

 

б) в типографии было 5000 кг бумаги. В первый месяц израсходовали 1600 кг бумаги, во второй – на 350 кг меньше. Сколько килограммов бумаги осталось в типографии? [2, с. 38]

 

в) на рынок привезли яблоки, груши и сливы общим весом 4 тонны. Сколько было слив, если яблок было 2000 кг, а груш – в 2 раза меньше, чем яблок?

 

г) в магазин привезли 2 т капусты, до обеда продали 200 кг капусты, а после обеда – 1 ц 50 кг. Сколько капусты осталось в магазине?

 

 

4. Решите следующие задачи различными алгебраическими способами:

а) трое мальчиков нашли 60 орехов. Саша взял себе на 10 орехов больше, чем Вова, а Вова на 5 меньше, чем Сережа. Сколько орехов у каждого мальчика?

 

б) на трех полках всего стоит 96 книг. На первой полке на 4 книги меньше, чем на второй, а на третьей – в два раза меньше, чем на первой и второй вместе. Сколько книг стоит на каждой полке?

 

5. Решите каждую задачу арифметическим и алгебраическим методами.

а) в зоопарке живут 68 обезьян. В 6 маленьких клетках сидят по 4 обезьяны, а остальные – в 4 больших клетках. Сколько обезьян сидит в одной большой клетке?

 

б) на почте до обеда рассортировали 32 пакета с письмами, а после обеда – 26. После обеда рассортировали на 84 письма меньше, чем до обеда. Сколько писем рассортировали за весь день, если в каждом пакете было одинаковое количество писем?

 

в) первый самосвал перевез 57 т песка, а второй – 72 т. Второй самосвал сделал на 5 рейсов больше, чем первый. Грузоподъемность самосвалов одинаковая. Сколько рейсов сделал первый самосвал?

 

г) в двух вагонах пригородного поезда ехало 65 пассажиров. На станции из первого вагона вышли 3 человека, из второго – на 9 больше. После этого в вагонах пассажиров стало поровну. Сколько пассажиров ехало в каждом вагоне до остановки?

 

6. Для каждой из следующих задач назовите ее объекты, условия и требования. Решение запишите в виде числового выражения и найдите его значение:

а) для детского сада школьники сделали 24 красных кубика, синих – в два раза меньше. Среди кубиков было 15 больших, а остальные – маленькие. Сколько маленьких кубиков сделали школьники?

 

б) на участке росли 10 лип и несколько сосен. Когда в одну сосну ударило молнией, то сосен стало в 2 раза меньше, чем лип. Сколько сосен было на участке сначала?

 

в) у Коли в два раза больше марок, чем у Саши. Когда Коле подарили еще 8 марок, то у него их стало в 3 раза больше, чем у Саши. Сколько марок было у Саши?

 

7. Для каждой из следующих задач постройте вспомогательную модель, решение запишите по действиям с пояснением или числовым выражением, выполните проверку:

а) в трех ящиках было 110 килограмм яблок. В первом ящике на 35 яблок больше, чем во втором, а во втором на 15 кг больше, чем в третьем. Сколько килограммов яблок в каждом ящике?

 

б) в канистре было 20 л бензина. Когда отлили несколько литров, то в ней осталось в 4 раза больше бензина, чем отлили. Сколько литров бензина осталось в канистре?

 

в) на хлебозаводе испекли 19 т хлеба. До обеда с завода вывезли хлеба в 3 раза больше, чем после обеда. На заводе осталось 3 т хлеба. Сколько тонн хлеба вывезли с завода до обеда?

 

г) Дима, Вова и Толя собрали 51 стакан малины. Дима собрал в 2 раза больше малины, чем Вова, а Толя – на 3 стакана больше, чем Вова. Сколько стаканов малины собрал каждый из мальчиков?

 

д) дочь в 8 раз младше матери, а мать на 28 лет старше дочери. Сколько лет матери?

 

е) расстояние между двумя городами 900 км. Два поезда вышли из этих городов навстречу друг другу со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга были поезда через 2 часа?

 

ж)расстояние от села до города 45 км. Из села в город вышел пешеход со скоростью 5 км/ч. Через час навстречу ему из города в село выехал велосипедист со скоростью 15 км/ч. На каком расстоянии от села произойдет встреча пешехода и велосипедиста?

 

з) велосипедист и мотоциклист выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Скорость мотоциклиста 40 км/ч, а велосипедиста 12 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 56 км?

 

и) из двух пунктов, удаленных друг от друга на 30 км, выехали одновременно 2 мотоциклиста. Скорость первого 40 км/ч, второго 50 км/ч. Через сколько часов второй догонит первого?

 

к) в 9 ч утра два катера отошли от пристани в противоположных направлениях. В 14 ч расстояние между ними было 320 км. С какой скоростью шел первый катер, если скорость второго была 45 км/ч. [3, с.87]

 

л) байдарка плыла по течению 6 ч и против течения 2 ч, пройдя всего 50 км. С какой скоростью байдарка шла против течения, если ее скорость по течению 7 км/ч? Какова собственная скорость лодки?

 

м) в рукописи 42 страницы. Одна машинистка перепечатает рукопись за 3 ч, а вторая за 6 ч. За сколько часов машинистки перепечатают рукопись при совместной работе. [3, c.85]

 

н) бассейн вмещает 1200 л воды. Через первый кран его можно заполнить за 20 мин, а через второй – за 15 мин. За сколько минут можно заполнить бассейн через оба крана?

 


 

Приложения

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.