Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-09-30 | 554 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую осмысленность и направленность.
Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания. Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд. В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники.
Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств, т. е. эстетическому воспитанию. Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой. Первостепенное значение имеет создание в школе условий овладения основами современных наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера. Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры.
Средства воспитания - это предмет среды, или жизненной ситуации, преднамеренно включенной в воспитательный процесс. Средствами воспитания выступают процессы, явления, ситуации, предметы, которые используются в воспитании детей. К средствам воспитания можно отнести различные виды воспитывающей деятельности (учение, игра, труд, общение, художественная и научная литература, кино, театр, музей, досуговая деятельность, предметы культуры и природы). Они могут быть средствами воспитания, если пронизаны социально ценностными отношениями.
Общению как средству воспитания большое внимание уделяли С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В их опыте решение педагогических задач обеспечивало педагогическое общение. К. Роджерс утверждает, что в результате оценочного общения ребенка с другими людьми возникает и представление о себе, и представления о других, и самооценка.
Под учением как средством воспитания понимается деятельность ученика, в результате которой осуществляется усвоение знаний, умений и навыков. Учение обеспечивает формирование определённого отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. Учебная деятельность является важнейшим средством воспитания волевых качеств личности (настойчивость, целеустремленность, упорство, последовательность), способствует формированию познавательных, эстетических, эмоциональных, нравственных потребностей, нацеливает на саморазвитие способностей и возможностей личности в коллективе. Игра как средство воспитания. Игровая деятельность в воспитании направлена прежде всего на развитие положительных качеств личности. Результатом совместной игровой деятельности при распределении роли и места в игре отдельной личности является постепенное качественное «наращивание» образовательного продукта. То есть количество совместных усилий группы (коллектива) порождает качественный результат отдельного участника.
Труд как средство воспитания - это деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности для удовлетворения разнообразных потребностей человека. Труд самым тесным образом связан с учением, игрой и общением. Труд как важнейшее средство воспитания: ►вооружает учащихся практическими знаниями, умениями, навыками, помогает уяснить практическую значимость преподаваемых наук; ►психологически и практически готовит к будущей профессиональной деятельности; ►развивает сенсорно-двигательную сферу детей. Особую роль в воспитании играет физический труд, интеллектуальный, душевный.
Художественная литература и искусство как средства воспитания, обращенные к человеку, к внутреннему миру ребенка. Художественная литература и искусство - это особый вид воспитательного воздействия.
Классификация средств обучения и воспитания может быть произведена по различным признакам: - по составу объектов - материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные объекты, препараты, гербарии);- по сложности - простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);- по способу использования - динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);- по особенностям строения - плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);- по характеру воздействия - визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);- по носителю информации - бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD, DVD);- по уровням содержания образования - средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);- по отношению к технологическому прогрессу: традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).
5. Учебная мотивация: общая характеристика.
Побудитель учебной деятельности - система мотивов, которые включают в себя: познавательные потребности, цели, интересы, стремления, и др. Названная система мотивов образует учебную мотивацию. Учебная мотивация характеризуется устойчивостью и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур.
Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов: построение образовательной системы (образование имеет уровни, которые позволяют в перспективе переходить из одного в другой; получение образования по конкретным специальностям); функционирование конкретного образовательного учреждения (школа, лицей, гимназия; психологическая атмосфера для учащихся и учителей в учебном учреждении); организация образовательного процесса, т.е. построение расписания, деление учебного процесса на отрезки, промежуточный и итоговый контроль и др.; субъективные особенности учащихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, и др.); специфика учебного предмета (отражаемые области знаний, субъективная трудность для ученика, особенности методов преподавания).
Учебная деятельность является полимотивированной, т.к. активность обучаемого имеет различные источники. Виды источников активности: 1. внутренние: познавательные потребности и социальные потребности; 2. внешние – требования связанные с соблюдением социальных норм; ожидания – характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности; возможности - объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (школа, учебники, библиотеки); 3. личные – интересы, потребности, установки, которые обуславливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению, самореализации.
Взаимодействие внутренних, внешних, личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!