Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-09-30 | 222 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1) доступная;
2) стихийная;
3) квотная.
Случайная выборка – это отбор людей на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности для любого элемента генеральной совокупности попасть в число опрашиваемых (жеребьевка, таблица случайных чисел). Основой такой выборки может служить список учащихся, рабочих (пронумерованный, алфавитный).
Случайная выборка обеспечивает высокую степень объективности и точности отбора, но вместе с тем, требует больших затрат времени и денег.
Механическая выборка подходит для крупных генеральных совокупностей. Ее основа – алфавитные списки, списки избирателей, членов общественных организаций. Все единицы генеральной совокупности сводятся в единый список и из него через одинаковый интервал (шаг выборки) отбираются респонденты. Шаг выборки = Генеральная совокупность / объем выборки.
Кластерная выборка предполагает отбор объектов, представляющих собой группы, гнезда, кластеры. Гнездами могут быть семьи, классы, группы, бригады.
Квотная выборка – это отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями.
Например, на заводе 1000 рабочих. 700 имеют среднее образование, 250 – высшее, 50 – ниже среднего. Необходимо отобрать 100 человек так, чтобы были представлены все группы. В результате, у нас получится следующая пропорция - 70:25:5.
Методы социологического исследования.
Вторым этапом социологического исследования является сбор информации.
Выделяют два основных вида методов социологического исследования – количественные и качественные. Теоретико-методологической основной количественных методов является представление об обществе как системе, индивид рассматривается как представитель социального типа.
|
Качественные методы направлены на понимание мира человека, восприятия им внешней реальности, смыслов, которые он вкладывает в свои действия и суждения.
Количественные методы в первую очередь выясняют, кто и как отвечает и сколько так отвечает. Качественные – что означают ответы и почему так отвечают представители той или иной социальной группы.
Таким образом, количественные методы основаны на структурных парадигмах (структурный функционализм, конфликтная парадигма), а качественные – на интерпретативных (феноменология, этнометодология, символический интеракционизм).
Количественные методы
1. Наблюдение. Элементами данного метода являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Существуют различные виды наблюдений:
Непосредственное (не предполагает использования какого-либо технического оборудования или инструментария (телевидения, радио и т.п.)) и опосредованное (инструментальное).
Внешнее (наблюдатель не вовлечен в наблюдаемое событие) и включенное (когда наблюдатель является прямым участником того или иного события).
Прямое и косвенное (проводится на основе информации, получаемой при помощи интервью, анкетирования и т.д.).
2. Анализ документов. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Выделяют два вида анализа документов. Традиционный анализ состоит в построении цепи суждений, раскрывающих суть анализируемого материала.
Контент-анализ – перевод в количественные показатели текстовой информации.
3. Опрос.
Анкетирование (респондент сам заполняет опросник).
Анкета состоит из трех частей:
1) вводная часть;
2) основная (содержательная часть);
3) социально-демографическая часть.
Во вводной части указывается организация, проводящая исследование, проблема, волнующая исследователя, цель опроса.
В основной части содержатся вопросы по волнующей исследователя проблеме.
|
В социально-демографической части респондента просят ответить на вопросы, связанные с его социально-экономическими и демографическими характеристиками (пол, возраст, национальность, образование, место проживания, род деятельности и т.д.).
Интервью (опросник заполняет интервьюер). Интервью бывает неформализованным, полуформализованным, формализованным.
Неформализованное интервью – свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте общения и формы фиксации ответов нестандартизированы.
Полуформализованное интервью – в ходе диалога задаются заранее разработанные вопросы по теме.
Формализованное интервью – вопросы (закрытые) задаются по заранее подготовленному вопроснику без изменений в формулировке и последовательности.
Качественные методы
1. Case-study (исследование отдельного случая) – изучение уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. (Например, исследование Дж. Олпорта «Письма Дженни», в котором автор изучал письма пожилой женщины к друзьям сына и анализировал изменения в ее внутреннем мире).
2. Этнографические исследования – многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (норм, ценностей, языка), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры основной массы населения. (Исследование жизни крестьянства, студенчества и т.п.).
3. Исторические исследования (устная история) представляют собой описание субъективного опыта переживания определенных исторических событий. (Изучение процесса коллективизации, раскулачивания).
4. История семьи. Изучает взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении разделяется и перестраивается.
5. История жизни ( биографическое интервью) – жизненное повествование человека, его представление о себе и своей жизни.
6. Метод «фокус-группы» (групповая дискуссия) позволяет выявить различия в понимании некоторой проблемы, события или явления определенными группами людей.
Анализ и обобщение данных.
Третий этап социологического исследования – анализ и обобщение данных. Суть этого этапа состоит в анализе полученных данных, обобщении выводов, даче рекомендаций по совершенствованию рассматриваемого социального механизма. На этой стадии социологического исследования происходит сжатие, усреднение содержащейся в данных информации.
|
Основная функция любого анализа – описание и объяснение.
Научное описание – фиксация результатов исследования с помощью выбранной системы обозначений и выражение этих результатов в понятиях науки.
Описание складывается из трех компонентов: эмпирических данных исследования, системы обозначений, придающей описанию экономную, строгую форму и в ряде случаев наглядность (графики, таблицы, схемы и т. п.), и понятий науки, связанных с этими системами обозначений.
Объяснение – раскрытие на основе эмпирических данных и общей социологической теории сущности объекта наблюдения, выявление его подчиненности определенному закону или законам.
Объект может быть объяснен через установление его связи с другими объектами или другими сторонами этого же объекта.
Причинное объяснение – указание причины и того закона, в соответствии с которым эта причина порождает объясняемый объект.
Следственным является объяснение объекта, содержащее указание следствия и того закона, в соответствии с которым это следствие порождено объясняемым объектом.
Для примера рассмотрим исследование такого объекта, как система образования. Причинное объяснение для данного объекта – образование существует, потому что общество в нем нуждается, потому что есть необходимость в передаче знаний, умений и навыков от предыдущих поколений к последующим. Следственное объяснение – образование способствует восходящей социальной мобильности, улучшению жизни людей, расширению их кругозора, успешному поиску работы и т.д.
Структурное объяснение раскрывает собственную структуру объекта и показывает его место в более общей структуре.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!