Модель «рынка лимонов» Акерлофа — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Модель «рынка лимонов» Акерлофа

2017-09-10 590
Модель «рынка лимонов» Акерлофа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В модели рассмотрены три случая.

1. На рынке имеется плохой («лимоны») и хороший («персики») товар и отсутствует асимметрия информации о качестве. Информация полная и симметричная.

Q1 – максимальная готовность платить за хороший товар;

Q2 – максимальная готовность платить за плохой товар, Q2
не всегда равна нулю, может быть случай сознательной покупки плохого товара за счет того, что он дешевый.

Q1 > Q2.

У продавца разные издержки на плохой и хороший товар:

АС1 – издержки на хороший товар;

АС2 – издержки на плохой товар;

АС1 > АС2.

В этом случае произойдет дифференциация рынка на два отдельных рынка с товарами разного качества. И продавцы плохого товара, и продавцы хорошего товара полностью реализуют свою продукцию. На рынках вполне может возникнуть совершенная конкуренция. Цены реально установятся на определенном уровне и будут либо больше, либо равны издержкам. Но вряд ли возможно возникновение конкуренции между продавцом плохого и продавцом хорошего товара.

У продавцов хорошего товара – свои цены и клиенты, у продавцов плохого товара – свои. Это так называемый случай вертикальной дифференциации рынка, или дифференциации по сортам. Ценовая конкуренция возникает только между продавцами товаров приблизительно равных сортов.

Пример: рынок подержанных автомобилей.

Вид товара Количество max цена производителя min цена продавца
«Персик» «Лимон»      

Эффект:

– для авто хорошего качества цена будет от 450 до 550 долл.;

– для плохого 150–200 долл..

Выигрыш потребителя = (550 – Р покупки)·100 + (200 – Р реал)·100.

Выигрыш производителя = (Р покупки – 450)·100 + (Р реал –150)·100.

2. Информация неполная, но симметричная. Ни покупатель, ни продавец точно не могут определить качество товара. Образуется общий рынок случайных покупок и продаж. Продавец знает, покупатель не знает, что продается. И продавец, и покупатель должны ориентироваться на математическое ожидание цены (оно формируется
в зависимости от риска), каждая единица выбранного товара с вероятностью 0,5 может быть как хорошего, так и плохого качества.

r – вероятность покупки или продажи хорошего товара;

1 – r – вероятность покупки или продажи плохого товара.

Покупатель: ;

Продавец: .

– максимальная готовность покупателя платить за товар хорошего или плохого качества.

Р мax – это оценка продавца для того, чтобы продать товар хорошего качества.

Р min – это готовность продавать плохой товар. Она ориентируется на АС плохого товара.

В этом случае и покупатель, и продавец поймут друг друга, они рискуют одинаково. Проигрывая на продаже товара хорошего качества, продавец выигрывает на продаже товара плохого качества, аналогично и покупатель. Сколько таких товаров они купят и продадут, они не знают, они могут только предполагать. Поэтому для них выгоды и убытки распределяются с одной и той же вероятностью. Естественно, они оба купят и продадут такое же количество товара, что
и в случае хорошей продукции. Эффект такой же, так как часть потребителей переплачивает за товар плохого качества, а часть недоплачивает за товар хорошего качества, следовательно, общественное благосостояние не снижается.

3. Теперь представим себе случай асимметричной информации. Мы знаем, что для товарного рынка, продуктового рынка, чаще всего асимметрия информации бывает со стороны покупателя. Продавец знает, что он продает, а покупатель не знает, что он покупает. Тогда покупатель может ориентироваться только на математическое ожидание цены, а продавец точно знает, сколько он выигрывает от продажи плохого и сколько выигрывает от продажи хорошего товара.

Цена спроса – среднее арифметическое из цен спроса на эти два товара.

Поскольку АС1 < АС2, согласно модели Акерлофа, продавец хорошего товара начинает проигрывать, он вынужден продавать свой товар с меньшей прибылью по сравнению с продавцом плохого товара. Наоборот, продавец плохого товара выигрывает, получает дополнительную прибыль.

В краткосрочном периоде времени с рынка исчезнут товары хорошего качества. Возникнет неблагоприятный отбор, он уменьшает величину r и тем самым снижает величину ожидаемой цены, r стремится к нулю, ожидаемая цена стремится к Эта ситуация называется провалом рынка. В краткосрочном периоде без дополнительных усилий со стороны продавцов хорошего товара проблема не решается. Это чистый провал рынка.

В долгосрочном периоде вступает в силу фактор повторных покупок. Если человек купил случайным образом хороший товар, он может прийти на рынок снова, но он уже будет выбирать именно того продавца, у которого он в предыдущий период купил хороший товар. Он становится осведомленным покупателем и действует не по вероятности, а по сознательному выбору.

Естественно, чем больше осведомленных покупателей и чем выше вероятность повторных покупок, тем слабее моральная угроза и неблагоприятный отбор, то есть возможно решение проблемы.

Что важно в данном случае? Важны два фактора.

1. Покупатели должны различать продавцов. Фактически повторная покупка однозначно свидетельствует о том, что покупатель привязан к какому-либо продавцу, выбирает конкретно его, этого продавца. Это означает, в свою очередь, нарушение условий свободной конкуренции. Такой продавец, безусловно, получает рыночную власть. Рынок становится дифференцированным для осведомленного покупателя, случай сводится к случаю 1.

2. Интенсивность осведомления. Одно дело, когда человек делает случайную покупку, а потом начинает идентифицировать того продавца, у которого он эту удачную покупку совершил. А другое дело, если продавец начинает работать активно, то есть, продавец сознательно начинает усиливать интенсивность осведомления.
В этом случае возникает сигнал, специально поданный сигнал, от продавца к покупателю.

Сигналы о качестве товаров

Асимметричность информации после заключения сделки может возникать при условиях морального риска и продажи на условиях абонентской платы. Эффект морального риска возникает в случаях, когда объектами рыночных сделок являются контракты, действующие в течение длительных сроков, и предполагается, что контрактом не предусмотрен контроль над объектом сделки со стороны фирмы. Продажа на условиях абонентной платы таит опасность недобросовестного отношения из-за увеличения нормативов потребления. Проявляется в случае оплаты шведских столов, безлимитного тарифа услуг связи и т.д.

Чтобы избежать негативных моментов, связанных с асимметричностью информации о качестве, производители качественных товаров используют «сигналы качества». Сигналом качества могут служить:

1. Продажа хорошего товара по цене плохого. Абсолютно все покупают хорошие товары по цене плохих.

2. Предоставление гарантий. Гарантии предоставляются фирмами при покупке какого-то долгосрочного товара. Гарантии могут включать в себя замену, бесплатный ремонт в течение какого-то времени, предоставление запасных частей, наладку. Наличие гарантии всегда служит сигналом: фирма уверена в своем качестве, а брак может быть только случайным событием для данной фирмы. Она согласна заменить товар, ремонтировать, заменять детали, потому что знает, что хорошее качество позволяет делать это достаточно редко. В противном случае деятельность фирмы в долгосрочном периоде окажется нерентабельной.

3. Репутация. Она особенно сильно действует в долгосрочном периоде. Возникает фактор доверия. В этом случае фирма может заниматься франчайзингом.

4. Расточительные расходы. Реклама. Возникает вопрос, можно ли верить рекламе. Практически каждый может сказать, что его товар высокого качества и в рекламном ролике показать, какой это замечательный товар. Подавая ложный сигнал, фирма выигрывает
в коротком периоде времени, но проигрывает в долгосрочном периоде, потому что возникает отрицательное мнение потребителя. В расточительных расходах важно учитывать не только сами эти расходы, но также их величину и постоянство во времени.

Деятельность государства. Если все эти сигналы недостаточны и возникает опасность присутствия на рынке плохих товаров, причем не просто плохих, но и таких, которые могут нанести вред здоровью покупателя, то государство требует дополнительных сигналов. В качестве такого сигнала выступает прежде всего сертификация продукции. Покупатель также может возбудить иск в случае обнаружения несоответствия качества товаров или услуг. Поддержка стандартизации и унификации проводится в соответствии с ФЗ-5454-1 от 10.06.03 и ФЗ-15 от 10.01.03 «О стандартизации», нормативными документами по стандартизации (госстандарты, стандарты отраслей) закон РФ «О сертификации» от 10.06.93 № 5151-1. Но данные механизмы не исключают возможности появления новых моделей товаров, могут использоваться в антиконкурентных целях, требуют больших денежных затрат. Контроль рекламной активности осуществляется в соответствии с ФЗ-76 от 14.06.95 «О рекламе», также возможно и контролирование цены на ряд товаров. В частности, постановлением № 50 от 8.02.99 администрации г. Краснокамска
«О регулировании цен на хлеб пшеничный первого сорта» установлен для Краснокамского хлебокомбината коэффициент повышения цен с учётом удельного веса муки в себестоимости 0,55 за каждый процент роста цены на муку.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.