Семинар о преподавании гендерной психологии — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семинар о преподавании гендерной психологии

2017-09-10 239
Семинар о преподавании гендерной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н. Б. Гафизова

В период с 24 по 26 января в Невском институте языка и культуры (Санкт-Петербург) состоялся учебно-практический семинар «Гендерные исследования как образовательная практика: итоги и перспекти­вы». Семинар проводился в рамках проекта «Создание сети исследо­вателей и преподавателей высшей и средней школы, работающих в сфере гендерной психологии и педагогики», который поддержан Жен­ской сетевой программой (Фонд Сороса).

В течение трех дней участники семинара — учителя и преподава­тели вузов, представители административных органов и обществен­ных организаций — имели уникальную возможность приобщиться к по­следним теоретическим и практическим разработкам ученых и педа­гогов-практиков Москвы, Самары, Санкт-Петербурга, Иванова.

Программа семинара была построена с учетом интересов пригла­шенных на него участников. В первой части, теоретической, участ­никам были прочитаны лекции, раскрывающие основные этапы ста­новления и развития гендерных исследований за рубежом и в Рос­сии, методологические и методические основы гендерного подхода в образовании, перспективы гендерных образовательных практик в российских школах и вузах.

Вторая часть семинара имела практический характер. Участникам были предложены самые различные формы работы и способы овла­дения новыми научными и педагогическими приемами. Так, напри­мер, в рамках Интернет-семинара слушатели имели возможность ознакомиться с ресурсами «всемирной паутины» в сфере гендерного образования; в рамках круглого стола «Раздельное обучение: за и про­тив» высказать свою позицию и подискутировать с оппонентами. Од­нако, на мой взгляд, наибольшее удовлетворение большинство участ­ников семинара испытали от участия в психологических тренингах.

Мы были заинтригованы предстоящими тренингами с самого начала нашей встречи. Уже сами их названия — «Гендер, который все­гда с тобой: гендерные стереотипы, неравенство, сексизм», «Гендер без границ: в тисках пола», «Игра в гендерные стереотипы: женское и муж­ское манипулирование» — вызвали самые противоречивые ожидания.

Успех тренинговых занятий, на мой взгляд, зависел от многих фак­торов: во-первых, занятия проводились под руководством професси­ональных психологов, самостоятельно разработавших темы с учетом специфики семинара, во-вторых, работа велась в малых группах, что позволило создать очень доверительную атмосферу; в-третьих, обра­щение к личному опыту каждого из членов группы привело к более глубокому осознанию тех стереотипов, которые каждый из нас усваи­вает в процессе социализации, но рационально не осознает их.

Особое внимание ведущие тренингов уделяли методическим мо­ментам. Дело в том, что большинство участников семинара составля­ли практикующие преподаватели. Безусловно, целью их участия в семинаре являлось, прежде всего, знакомство и освоение новых ме­тодических приемов преподавания гендерной теории, интерактивных способов работы с аудиторией. Как мне кажется, в этом плане тренинг стал наиболее продуктивной частью всего семинара.

Однако главный итог семинара «Гендерные исследования как об­разовательная практика: итоги и перспективы» состоял в том, что по­казанные его участникам новые методы и способы работы с аудито­рией сейчас применяются в более чем 16 вузах России. Мой личный опыт проведения тренинговых занятий в Ивановском государствен­ном университете и Ивановской государственной текстильной акаде­мии показывает, что тренинг позволяет решить ряд серьезных про­блем, с которыми часто встречается преподаватель гендерных курсов: это негативный настрой студентов, ирония, усмешки, чувство нелов­кости, скованности. Тренинг не только создает более открытую и доб­рожелательную атмосферу, но и действительно способствует более глу­бокому теоретическому осмыслению ряда центральных положений гендерной теории. Кроме того, подобные интерактивные занятия спо­собствуют повышению заинтересованности студентов в учебном про­цессе, повышает их инициативность, снимает «блоки» в отношениях студент-преподаватель.

И последнее. Хочу высказать большую благодарность органи­заторам данного семинара — И.С. Клециной, Г.А. Фортунатовой, И.И. Юкиной, Ю.Е. Гусевой, Е.В. Юрковой.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.