История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-09-10 | 285 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для каждого предложения выводится балл, показывающий, насколько данное предложение характеризует ответившего как соответствующего гендерному стереотипу (2 балла), несоответствующего (0 баллов) или нейтрального (1 балл). В этом случае индивидуальная оценка степени стереотипности / нестереотипности носит субъективный характер, то есть сам ответивший определяет для себя характеристики гендерного стереотипа.
Примеры предложений и варианты ответов с оценкой
Я — женщина потому, родилась такой 2
что - мне нравится быть такой 0
просто женщина 1
Я — женщина и хочу, я всегда была красивой 2
чтобы - меня уважали и ценили мое мнение 0
был мир во всем мире 1
Я — женщина и могу... быть терпеливой 2
добиться в жизни всего сама 0
позволить себе некоторые вещи 1
Полученные по всем предложениям результаты суммируются.
Этап 6. Обсуждение результатов
Набранное количество баллов от 19 до 27 свидетельствует о том, что личность характеризует себя как соответствующую гендерному стереотипу; количество баллов от 10 до 18 — о том, что личностью плохо осознаются или «вытесняются» собственные гендерные характеристики; количество баллов от 0 до 9 свидетельствует о том, что личность характеризует себя как не соответствующую гендерному стереотипу.
Контрольные вопросы
1. Что такое гендерная идентичность и как она формируется?
2. Как определяется стереотип в психологии?
3. Как понятие гендерного стереотипа связано с процессом достижения личностью гендерной идентичности?
Литература
1. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория//Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999.
2. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997.
|
3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. — М., из-во 1995.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., Изд-во 1995.
5. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований» / Отв. ред. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. — М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000.
Глава 13
Гендерная идентичность
П. В. Румянцева
Вводные замечания
Гендерная идентичность — осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу [4]. Гендерная идентичность личности входит в структуру социальной идентичности.
Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как пол, возраст, профессия или этническая принадлежность [10]. Это те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе [11]. Социальная идентичность — это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе [1; 5]. Социальная идентификация выполняет важные функции как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу [8].
Гендерная идентичность — это особый вид социальной идентичности, сосуществующий в самосознании человека в единстве с представлениями о профессиональном, семейном, этническом, образовательном и т. п. статусе [9]. Гендерная идентичность — продукт социального конструирования [9]. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о «мужском» и «женском». Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка [4].
|
Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже в полтора года, причем именно это представление занимает место наиболее устойчивого и стержневого компонента самосознания. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение ее объема и усложнение структуры. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не может определить причины своего выбора.
В 3-4 года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но зачастую связывает его с внешними, случайными признаками, кроме того, половая принадлежность считается детьми данного возраста изменяемой характеристикой. Необратимость половой принадлежности осознается детьми примерно к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Следующий важнейший этап формирования гендерной идентичности — это подростковый возраст. Подростковая гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложноструктурированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения [4].
Цель занятия
Расширить представления студентов о понятии гендерной идентичности, ее структуре и закономерностях развития.
Оснащение
1. Классная доска с мелом или листы ватмана с маркерами.
2. Карточки для проведения «Терминологической разминки» (см. приложение).
Порядок работы
В ходе практического занятия студентам предлагается выполнить ряд заданий, направленных на достижение цели занятия. Все задания предполагают работу в малых группах или диадах. Работа проходит в несколько этапов.
Этап 1. Терминологическая разминка.
Этап 2. Составление блок-схемы из основных понятий.
Этап 3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография».
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!