Тема 1. Психологическая наука: основные проблемы и перспективы развития — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 1. Психологическая наука: основные проблемы и перспективы развития

2017-09-01 200
Тема 1. Психологическая наука: основные проблемы и перспективы развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

 

Методические материалы
для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения)

 

Вологда – 2016


Введение в профессию: Методические материалы для направления подготовки 37.03.01 – Психология. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. – 14 с.

 

Подготовила:

С.А. Прокопьева – доцент кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы.

 

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России 21 июля 2016 г., протокол № 12.

 

 

© ВИПЭ ФСИН России, 2016


Введение

 

Методические материалы по дисциплине «Введение в профессию» составлены в соответствии с содержательными блоками рабочей программы указанного учебного курса.

Цель данного курса – знакомство обучающихся с профессией психолога, сферами профессиональной деятельности психологов, требованиями к их личности и профессиональной компетенции, ролью психолога в УИС и задачами психологической службы.

Задачами изучения дисциплины являются:

-оказание помощи обучающимся в формировании представлений об особенностях профессии психолога;

-способствовать развитию научно-понятийного аппарата обучающихся, описывающего профессиональную деятельность психолога, дифференциации обыденных и профессиональных представлений о психологии;

-ознакомление обучающихся с содержанием профессиональной деятельности психолога УИС, ее особенностями, основными направлениями в работе, применяемыми методами, основными подходами сложившимися в психологической практике;

-способствовать развитию у обучающихся высокой культуры общения и профессиональной эрудиции.

Общая трудоемкость дисциплины «Введение в профессию» составляет 2 зачетные единицы или 72 академических часа:

Заочная форма обучения:

- лекции – 4 часа

– семинарские занятия – 4 часа

– самостоятельная работа – 64 часов

Настоящие материалы включают тематику лекционных занятий, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной подготовки, задание для контрольной работы, список рекомендуемой литературы.

Планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой и включают в себя вопросы и рекомендуемую литературу. Семинарские занятия посвящены изучению наиболее сложных и дискуссионных проблем современной психологии.

Учебно-тематический план, заочная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: СР
Всего часов Лк СЗ
  Психологическая наука: основные проблемы и перспективы развития.          
  Психология как профессия. Сферы и виды практической деятельности психолога.          
  Роль юридической психологии в общей системе психологической деятельности. Структура и задачи юридической психологии.          
  Профессиональная подготовка психологов. Требования к профессиональным и личностным качествам психолога.          
  Зачет          
  Итого          

 

Интерактивные образовательные технологии, используемые на аудиторных занятиях

Рраздел Вид занятия Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
  Л Постановка проблемных вопросов, сопровождаемая мультимедийной презентацией материалов.  
Итого:  

Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа слушателей основывается на умении планировать время самоподготовки. Системность и привычная последовательность умственной деятельности являются обязательными для прочного усвоения знаний.

Во время подготовки необходим отдых, он позволит восстановить работоспособность. Рекомендуется через каждый час занятий делать перерывы в работе продолжительностью в 5 минут. В течение отдыха важна смена деятельности, можно подышать свежим воздухом, пройтись, т.е. снять мышечное и нервное напряжение. Особое внимание уделить отдыху глаз. Закрыть глаза, сделать гимнастику глаз.

Большое значение для успешных занятий имеет правильный подбор литературы. Необходимый перечень обязательной литературы дается в учебной программе и в планах семинарских, практических занятий. Правильно ориентироваться в подборе дополнительной литературы помогут библиотечные картотеки, каталоги, электронные библиотечные системы.

В подготовке к занятиям поможет конспектирование источников. Предельная ясность и логическая стройность изложения – непременное условие правильного конспектирования. Конспекты учат нас творчески изучать научную литературу; вооружают умением кратко и точно излагать содержание прочитанного. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении.

Правильно организованная запись («письменная память») сохраняет много фактов, цифр, событий, обобщений и выводов; позволяет быстро вспомнить их и использовать в процессе занятий или работы.

При заполнении таблицы также необходимо обращаться к первоисточникам. Табличная форма поможет увидеть проблему развернуто, системно. Записывать надо самое главное и как можно короче своими словами (кроме определений). Не допускается бездумное механическое переписывание.

Любой вид записей (в том числе и конспект) составляется для себя, т. е. является индивидуальным пособием обучающегося. Поэтому хороша та запись, по которой можно повторить изученное, быстро мобилизовать в памяти прочитанный материал, получить необходимую справку. Такая запись всегда окажет помощь при подготовке к беседе, докладу, выступлению на семинаре.

Ведение лекционных записей возможно совместно с материалом для подготовки к семинарам и практическим занятий. Если используется одна тетрадь, то рекомендуется с одной стороны вести лекции, с другой самостоятельные записи (семинар, п/з), при этом тетрадь должна быть большого объема (не менее 48 листов) и включать в себя не более одной дисциплины.

При подготовке сообщения слушатель формулирует тему и обсуждает ее с преподавателем, получает рекомендации. Развернутое сообщение предполагает подробное раскрытие проблемы. Это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.

Развитие групповых форм работы позволяет объединить для достижения целей знания, умения и навыки курсантов (слушателей). Большинство интересных идей возникает в группах. Отдельный человек, выполняя индивидуально какую-либо работу, может найти верное решение. Вместе с тем учесть все аспекты решаемой проблемы ему вряд ли удастся. Чем больше людей-тем больше мнений может быть высказано в процессе обсуждения проблемы. Перед началом работы необходимо сформулировать правила работы в группе, определить роли для каждого участника. Руководитель группы распределяет задания для каждого ее члена, определяет форму отчета, координирует деятельность группы в целом.

Работа в группе стимулирует взаимное доверие, уверенность в товарищах, особенно если при совместном решении сложных проблем им приходилось преодолевать трудности. При объединении в группы следует помнить, что наиболее эффективная группа состоит из 5-7 человек.

Выполнение контрольной работы:

В качестве основной теоретической части слушатели должны выбрать тему из предложенного перечня тем контрольных работ, закрепить ее у преподавателя в период установочной сессии и подготовить по ней реферат. Контрольная работа должна быть выслана не менее чем за месяц до лабораторно-экзаменационной сессии.

Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа должна включать:

- титульный лист;

- план;

- основное содержание, состоящее из теоретической части;

- список литературы.

На титульном листе указываются (см. приложение):

- название учебного заведения и кафедры;

- наименование дисциплины;

- номер курса и учебной группы;

- фамилия, имя, отчество слушателя, место работы, должность, специальное звание.

Объем содержания контрольной работы должен составлять 10-15 листов машинописного текста (20-25 страниц рукописного текста, соответственно). Возможно оформление работы в тетради объемом 18 листов. В содержании должны быть выделены введение, основная часть и заключение.

В конце работы обязательно приводится список использованной литературы. Следует обратить внимание на правильное оформление библиографических данных и ссылок на литературные источники в тексте работы.

Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено» и «не зачтено».

Критерии оценки знаний:

«Зачтено» – если обучаемый усвоил весь программный материал; исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает; тесно увязывает с задачами практической деятельности; не затрудняется с ответом при видоизменение задания; свободно справляется с задачами и практическими заданиями.

«Не зачтено» – обучаемый не знает значительной части программного материала; допускает существенные ошибки; с большими затруднениями выполняет практические задания (задачи).

 


 

Методические указания по изучению тем курса

Семинар: тема 4. «Требования к профессиональным и личностным качествам психолога»

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Профессиональные и личностные качества пенитенциарного психолога.

2. Этические принципы и правила в профессиональной деятельности психолога.

3. Сфера профессиональной компетенции психолога-практика ИУ.

Рекомендуемая литература:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 2010.

2. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. М., 2009.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. метод. пособие по курсу «Психология человека». М., 2006.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2008.

5. Шмелева И. Введение в профессию. Психология. Эксмо, 2010.

6. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 2006

Задания для самоподготовки:

После изучения темы ответьте на следующие вопросы.

1. Профессиональные и личностные качества пенитенциарного психолога.

2. Этические принципы и правила в профессиональной деятельности психолога.

3. Сфера профессиональной компетенции психолога-практика ИУ.

4. Профессиональные и личностные качества пенитенциарного психолога. Требования к образованию профессионального психолога.

5. Знания, умения и навыки необходимые психологу пенитенциарного учреждения в обеспечении процесса исполнения и отбывания уголовного наказания.

6. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов в ВУЗах.

7. Специфика профессионального общения психолога.

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

 

Методические материалы
для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения)

 

Вологда – 2016


Введение в профессию: Методические материалы для направления подготовки 37.03.01 – Психология. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. – 14 с.

 

Подготовила:

С.А. Прокопьева – доцент кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы.

 

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России 21 июля 2016 г., протокол № 12.

 

 

© ВИПЭ ФСИН России, 2016


Введение

 

Методические материалы по дисциплине «Введение в профессию» составлены в соответствии с содержательными блоками рабочей программы указанного учебного курса.

Цель данного курса – знакомство обучающихся с профессией психолога, сферами профессиональной деятельности психологов, требованиями к их личности и профессиональной компетенции, ролью психолога в УИС и задачами психологической службы.

Задачами изучения дисциплины являются:

-оказание помощи обучающимся в формировании представлений об особенностях профессии психолога;

-способствовать развитию научно-понятийного аппарата обучающихся, описывающего профессиональную деятельность психолога, дифференциации обыденных и профессиональных представлений о психологии;

-ознакомление обучающихся с содержанием профессиональной деятельности психолога УИС, ее особенностями, основными направлениями в работе, применяемыми методами, основными подходами сложившимися в психологической практике;

-способствовать развитию у обучающихся высокой культуры общения и профессиональной эрудиции.

Общая трудоемкость дисциплины «Введение в профессию» составляет 2 зачетные единицы или 72 академических часа:

Заочная форма обучения:

- лекции – 4 часа

– семинарские занятия – 4 часа

– самостоятельная работа – 64 часов

Настоящие материалы включают тематику лекционных занятий, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной подготовки, задание для контрольной работы, список рекомендуемой литературы.

Планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой и включают в себя вопросы и рекомендуемую литературу. Семинарские занятия посвящены изучению наиболее сложных и дискуссионных проблем современной психологии.

Учебно-тематический план, заочная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: СР
Всего часов Лк СЗ
  Психологическая наука: основные проблемы и перспективы развития.          
  Психология как профессия. Сферы и виды практической деятельности психолога.          
  Роль юридической психологии в общей системе психологической деятельности. Структура и задачи юридической психологии.          
  Профессиональная подготовка психологов. Требования к профессиональным и личностным качествам психолога.          
  Зачет          
  Итого          

 

Интерактивные образовательные технологии, используемые на аудиторных занятиях

Рраздел Вид занятия Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
  Л Постановка проблемных вопросов, сопровождаемая мультимедийной презентацией материалов.  
Итого:  

Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа слушателей основывается на умении планировать время самоподготовки. Системность и привычная последовательность умственной деятельности являются обязательными для прочного усвоения знаний.

Во время подготовки необходим отдых, он позволит восстановить работоспособность. Рекомендуется через каждый час занятий делать перерывы в работе продолжительностью в 5 минут. В течение отдыха важна смена деятельности, можно подышать свежим воздухом, пройтись, т.е. снять мышечное и нервное напряжение. Особое внимание уделить отдыху глаз. Закрыть глаза, сделать гимнастику глаз.

Большое значение для успешных занятий имеет правильный подбор литературы. Необходимый перечень обязательной литературы дается в учебной программе и в планах семинарских, практических занятий. Правильно ориентироваться в подборе дополнительной литературы помогут библиотечные картотеки, каталоги, электронные библиотечные системы.

В подготовке к занятиям поможет конспектирование источников. Предельная ясность и логическая стройность изложения – непременное условие правильного конспектирования. Конспекты учат нас творчески изучать научную литературу; вооружают умением кратко и точно излагать содержание прочитанного. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении.

Правильно организованная запись («письменная память») сохраняет много фактов, цифр, событий, обобщений и выводов; позволяет быстро вспомнить их и использовать в процессе занятий или работы.

При заполнении таблицы также необходимо обращаться к первоисточникам. Табличная форма поможет увидеть проблему развернуто, системно. Записывать надо самое главное и как можно короче своими словами (кроме определений). Не допускается бездумное механическое переписывание.

Любой вид записей (в том числе и конспект) составляется для себя, т. е. является индивидуальным пособием обучающегося. Поэтому хороша та запись, по которой можно повторить изученное, быстро мобилизовать в памяти прочитанный материал, получить необходимую справку. Такая запись всегда окажет помощь при подготовке к беседе, докладу, выступлению на семинаре.

Ведение лекционных записей возможно совместно с материалом для подготовки к семинарам и практическим занятий. Если используется одна тетрадь, то рекомендуется с одной стороны вести лекции, с другой самостоятельные записи (семинар, п/з), при этом тетрадь должна быть большого объема (не менее 48 листов) и включать в себя не более одной дисциплины.

При подготовке сообщения слушатель формулирует тему и обсуждает ее с преподавателем, получает рекомендации. Развернутое сообщение предполагает подробное раскрытие проблемы. Это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.

Развитие групповых форм работы позволяет объединить для достижения целей знания, умения и навыки курсантов (слушателей). Большинство интересных идей возникает в группах. Отдельный человек, выполняя индивидуально какую-либо работу, может найти верное решение. Вместе с тем учесть все аспекты решаемой проблемы ему вряд ли удастся. Чем больше людей-тем больше мнений может быть высказано в процессе обсуждения проблемы. Перед началом работы необходимо сформулировать правила работы в группе, определить роли для каждого участника. Руководитель группы распределяет задания для каждого ее члена, определяет форму отчета, координирует деятельность группы в целом.

Работа в группе стимулирует взаимное доверие, уверенность в товарищах, особенно если при совместном решении сложных проблем им приходилось преодолевать трудности. При объединении в группы следует помнить, что наиболее эффективная группа состоит из 5-7 человек.

Выполнение контрольной работы:

В качестве основной теоретической части слушатели должны выбрать тему из предложенного перечня тем контрольных работ, закрепить ее у преподавателя в период установочной сессии и подготовить по ней реферат. Контрольная работа должна быть выслана не менее чем за месяц до лабораторно-экзаменационной сессии.

Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа должна включать:

- титульный лист;

- план;

- основное содержание, состоящее из теоретической части;

- список литературы.

На титульном листе указываются (см. приложение):

- название учебного заведения и кафедры;

- наименование дисциплины;

- номер курса и учебной группы;

- фамилия, имя, отчество слушателя, место работы, должность, специальное звание.

Объем содержания контрольной работы должен составлять 10-15 листов машинописного текста (20-25 страниц рукописного текста, соответственно). Возможно оформление работы в тетради объемом 18 листов. В содержании должны быть выделены введение, основная часть и заключение.

В конце работы обязательно приводится список использованной литературы. Следует обратить внимание на правильное оформление библиографических данных и ссылок на литературные источники в тексте работы.

Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено» и «не зачтено».

Критерии оценки знаний:

«Зачтено» – если обучаемый усвоил весь программный материал; исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает; тесно увязывает с задачами практической деятельности; не затрудняется с ответом при видоизменение задания; свободно справляется с задачами и практическими заданиями.

«Не зачтено» – обучаемый не знает значительной части программного материала; допускает существенные ошибки; с большими затруднениями выполняет практические задания (задачи).

 


 

Методические указания по изучению тем курса

Тема 1. Психологическая наука: основные проблемы и перспективы развития


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.