Находим тему в принципе сборки — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Находим тему в принципе сборки

2017-08-26 195
Находим тему в принципе сборки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАЗДЕЛЯЕМ ТЕМУ ДЛЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ

Тема — ваш нравственный довод, который вы сформулировали в одном предложении. Теперь нужно выразить тему драматическим образом. Для этого разделите ее на противопоставленные части. Затем эти части темы вы раздадите сражающимся герою и противникам.

Есть три основные методики, при помощи которых вы можете разделить тему на части: дать герою нравственный выбор, сделать каждого персонажа вариантом темы и столкнуть в конфликте ценности персонажей.

Нравственный выбор героя

Линия нравственного развития героя — это его нравственная потребность из начала истории и самоосознание в конце, за которым следует нравственный выбор. Эта последовательность — нравственное обрамление истории, она очерчивает фундаментальный нравственный урок, который вы хотите дать аудитории.

Классический способ драматизировать нравственную линию героя — дать ему в начале нравственный изъян, потом показать, как отчаянные попытки победить противника раскрывают все худшее в нем. Вкратце, чтобы стать лучше, герой должен сначала стать хуже. Сначала болезнь, потом исцеление. Постепенно герой понимает, в чем его главная нравственная проблема, и приходит к выбору между двумя способами поведения.

Все равно, насколько сложны действия персонажей на протяжении истории, финальное нравственное решение сводит все к выбору из двух вариантов. И этот выбор окончателен. Нравственный выбор — нечто вроде узкой части воронки для вашей темы. Два варианта — это два наиболее важных нравственных поступка, которые может совершить герой, так что они задают основное противопоставление в теме.
Выбор герою обычно приходится делать после самоосознания, показывающего, какой именно выбор перед ним стоит. В редких случаях сначала делается выбор, а потом происходит самоосознание, во время которого герой понимает, правильный ли выбор он сделал.

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ: Раз конечная точка в нравственной линии героя — это финальный выбор, то начать составлять нравственное противопоставление лучше всего с него.

«Касабланка» (https://www.google.ru/search?q=casablanca+movie):
К Рику возвращается его бывшая любимая, Ильза, и он может использовать две имеющиеся визы, чтобы бежать в Америку. Но вместо этого Рик решает бороться с нацистами.

«Мальтийский сокол» (https://www.google.ru/search?q=The+Maltese+Falcon):
Детектив Сэм Спейд узнает, что Бриджит О’Шоннесси убила его напарника. Когда прибывает полиция, Спейд ставит правосудие выше своей любви.

«Выбор Софи» (https://www.google.ru/search?q=sophie+choice):
Софи рассказывает молодому американскому писателю о том, как была заключенной концентрационного лагеря Освенцим. Там ей пришлось делать выбор: которого из детей дать убить нацистам? (Нужно заметить, что выбора, по сути, нет).

«Илиада» (https://www.google.ru/search?q=the+iliad):
В решающем поединке Ахиллес убивает Гектора, великого воина троянцев, а потом тащит его тело за колесницей. Ахиллес разрешает отцу Гектора, Приаму, забрать тело для должных похорон.

«Головокружение» (https://www.google.ru/search?q=vertigo+movie):
Скотти узнает, что его любимая Мэдлин помогла другому человеку убить его жену. Нравственный выбор в конце приходится сделать до самоосознания. Он решает не прощать Мэдлин и потому оказывается раздавлен, когда понимает, что неверное решение погубило любимую им женщину.

 

Персонажи как варианты темы

Определив нравственное противопоставление, изучив финальный
нравственный выбор героя, вы должны детализировать противопоставление через сеть персонажей — сделать каждого из крупных персонажей вариантом темы.

Вот как работает эта методика:

1. Вернитесь к финальному нравственному выбору и работе над замыслом, чтобы точно представлять себе центральную нравственную проблему, с которой герою придется иметь дело в истории.
2. Убедитесь, что каждый из крупных персонажей сталкивается с одной и той же нравственной проблемой, но делает это по-своему.
3. Сначала сравните героя и главного противника, раз уж эти персонажи олицетворяют основное нравственное противопоставление в истории. Затем сравните героя с другими противниками. 4. На протяжении истории каждый из крупных героев должен делать нравственный довод в диалоге, оправдывая свои действия, которые совершает, чтобы достичь цели. (Хороший нравственный довод делается в основном через структуру, хотя и не только через нее. Как писать нравственный диалог, мы обсудим в главе 10, «Сооружение сцены и симфонический диалог». (@@ надо будет добавить ссылку)

«Тутси» (https://www.google.ru/search?q=tootsie)
(Larry Gelbart и Murray Schisgal, сценарий Don McGuirc и Larry Gelbart, 1982)
Актер не может найти работу и потому выдает себя за женщину, чтобы получить роль в телесериале. Потом он влюбляется в одну из актрис, а изображаемая им женщина начинает привлекать других мужчин.
Центральная проблема героя — как мужчина должен относиться к любимой женщине. Каждый противник и союзник показывает свое отношение мужчин к женщинам и то, какой отношение женщины сами допускают.

«Секреты Лос-Анджелеса» (https://www.google.ru/search?q=l.a.+confidential)
(роман James Ellroy, сценарий Brian Helgeland и Curtis Hanson, 1997)
Три полицейских детектива расследуют массовое убийство. Все трое — главные герои, каждый из них по-своему решает центральную нравственную проблему, связанную с правосудием. Бад считает, что надо брать закон в руки, выступая в качестве судьи, присяжных и палача. Джек забыл, почему стал полицейским, и теперь арестовывает людей ради денег. Эд хочет наказать виновных, но при этом его больше интересуют политические игры и карьера. Все трое по-своему показывают, как коррупция извращает правосудие.

«Танцующий с волками» (https://www.google.ru/search?q=Dances+with+Wolves)
(роман и сценарий Michael Blake, 1990) Фильм показывает жизнь офицера на западе Америки в конце XIX века. Постепенно он вовлекается в жизнь индейцев племени сиу, которых сначала считал своим врагом.
Его центральная нравственная проблема — как относиться к другому народу с другой культурой, как жить среди диких животных, среди нетронутой природы. У каждого противника и союзника свой подход к решению этой проблемы.

 

Тема через структуру

Наличие нравственного довода не означает, что ваши герой и противник должны встретиться в первой сцене и завязать словесную дуэль о морали. Нравственный довод в истории — это довод через действия, видный в действиях героя и противника, которые они предпринимают, чтобы достичь цели. Именно так вы развиваете тему через структуру истории, не заставляя героя проповедовать для аудитории в диалогах.
Один из важнейших принципов повествования — что структура это вовсе не способ подачи истории, это тоже история. Это та история, тот материал, который куда сильнее, чем могут произнести ваши персонажи. Лучше всего этот принцип видно на примере темы.

В хорошей истории ближе к концу структура сходится — в то же время, как тема расширяется в сознании аудитории. Как же сходящаяся структура истории заставляет тему расширяться? Схематично хорошую структуру и тему можно изобразить вот так:

В начале истории вы противопоставляете героя и противника. Но конфликт между ними не слишком интенсивен, аудитория пока не знает, как между собой столкнутся ценности противоборствующих сторон. Поэтому она практически не осознает тему истории.

Ближе к середине истории начинает нарастать конфликт между героем и противником — отсюда и схождение структуры. В конфликте начинает проявляться несовместимость ценностей, разница между ними. Таким образом, тема начинает расширяться. И все же, в большинстве хороших историй тема скрыта, она проникает в сознание аудитории исподволь, а потом наносит решающий удар в конце.

Точка схождения в структуре истории — сражение, битва, после чего следует самоосознание и нравственное решение. В сражении аудитория видит не только превосходство одной силы над другой, но и превосходство набора ценностей. Понимание темы аудиторией в этот момент стремительно расширяется. В момент самоосознания (особенно если это нравственное самоосознание) тема снова расширяется. И в момент принятия нравственного решения оно снова расширяется. Поскольку тема в основном выражается через структуру, кажется, что она словно появляется из коллективного духа аудитории, а не выдается наподобие проповеди.

Давайте посмотрим, как нравственный довод выражается через структуру на протяжении всей истории, во всех деталях, с начала до конца. Начнем с простейшего способа выразить нравственный довод, потом взглянем на различные варианты.

Находим тему в принципе сборки

Первый шаг к доводу через действия — сжать свою тему до одного предложения. Тема в одном предложении — это ваш взгляд на то, что правильно, а что — нет, ваше мнение о том, какие действия стоит предпринимать в жизни. Тема в одном предложении — это в меру детализированное выражение вашего нравственного видения. Если записать его так кратко, оно может показаться тяжеловесным. Но оно очень ценное, потому что заставляет вас свести все нравственные элементы истории в одну четко сформулированную идею.
Сложный довод через действие, который вы будете внедрять на всем протяжении истории, начинается с семечка, с зародыша — то есть, с принципа сборки. Принцип сборки является ключом как к замыслу, так и к теме в одном предложении.
Именно принцип сборки делает все действия в истории естественными. Чтобы при помощи принципа сборки выразить тему в одном предложении, сосредоточьтесь на нравственных последствиях действий, совершаемых в истории. Иначе говоря, как действия персонажей вредят другим? Как персонажи делают окружающий мир лучше (и делают ли)?
Те же приемы, которые позволяют при помощи принципа сборки углубить замысел, сейчас помогут вам раскрыть тему. Вот несколько примеров.

Путешествие
Метафорическое путешествие — это отличный фундамент для высказывания о морали, потому что вы можете в одно предложение уместить целую шкалу нравственных ситуаций.
Путешествие Гека вниз по Миссисипи — это еще и путешествие навстречу рабству.
Путешествие Марлоу вверх по реке, в джунгли — это еще и путешествие навстречу размытию нравственных норм и темноте.
Путешествие с Манхэттена на остров Черепа в «Кинг Конге» сначала кажется путешествием из цивилизации навстречу безнравственности джунглей. Но возвращение на Манхэттен показывает настоящую тему: на обоих островах идет кровавая битва за власть, и остров людей при этом оказывается еще более жестоким.

Один главный символ
Один главный символ тоже может показывать тему, выраженную в одном предложении, либо центральный нравственный элемент. Классический пример единого символа мы видим в «Алой букве». Буква «А», которую обязана носить Эстер Прин, в начале истории символизирует ее проступок — адюльтер, супружескую измену. Но постепенно становится ясно, что она означает и скрытую безнравственность — то, как жители города прячут свои грехи, но при этом осуждают чужую любовь.
В «По ком звонит колокол» образ звонящего колокола означает смерть. Но фраза «по ком звонит колокол» указывает на другую мысль, которая является ключом к принципу сборки истории и теме, которая из этого проистекает. Это мысль из Джона Донна, его «Обращений к Господу в час нужды и бедствий»: «Нет ни одного человека, который существовал бы как остров. (...) Смерть каждого умаляет и меня, потому что я — часть человечества. Не спрашивай, по ком звонит колокол, ибо он звонит по тебе». Символ человека, существующего не виде острова, а в виде части материка, упорядочивает историю под началом одного образа, и указывает на возможную тему: единственное, что может придать смысл жизни, когда за ней маячит смерть, это жертва ради тех, кто тебе дорог.

Два главных символа, объединенных в один процесс
Соединив два главных символа, вы получаете то же преимущество, что и от путешествия: символы представляют два полюса нравственной шкалы. Если используется эта методика, речь обычно идет о падении нравственности. Но бывает и наоборот. В «Сердце тьмы» для показа темы используется и метафорическое путешествие, и два символа. Два символа в названии, черное сердце и центр нравственной тьмы, оба указывают на изучение человеческих пороков.
Другие принципы сборки — временной отрезок, использование рассказчика, особый способ развития истории — также могут помочь вам более ясно показать тему. Давайте вернемся к принципам сборки тех историй, которые уже обсуждали в главе 2, чтобы посмотреть, какие темы из них получаются.

Моисей в Книге Исход

* Принцип сборки: человек, не знавший своего происхождения, борется за освобождение своего народа и получает новый свод правил морали, которые становятся определяющими для него и его спутников.
* Тема: человек принимает на себя ответственность за свой народ и в награду получает от Бога понимание того, как нужно жить.

«Улисс»

* Принцип сборки: современная городская одиссея, уместившаяся в один день. Один человек находит отца, другой человек находит сына.
* Тема: настоящий герой — это тот, кто выдерживает все удары
судьбы и проявляет сострадание к другому человеку, попавшему в беду.

«Четыре свадьбы и одни похороны»

* Принцип сборки: друзья проходят через четыре прекрасных момента (свадьбы) и один ужасный (похороны), пока все ищут подходящего спутника жизни.
* Тема: найдя истинную любовь, стоит отдать партнеру все свое сердце.

Серия книг о Гарри Поттере

* Принцип сборки: принц-волшебник учится быть мужчиной и королем, посещая школу для волшебников в течение семи лет.
* Тема: если у вас есть талант и сила, вы должны стать лидером и пожертвовать собой ради блага остальных.

«Афера»

* Принцип сборки: подать историю аферы в виде аферы, обманув аудиторию так же, как мошенники обманывают своего врага.
* Тема: в борьбе с негодяем немного лжи и жульничества — не грех.

«Долгий день уходит в ночь»

* Принцип сборки: семья проживает один день от утра до ночи, пока каждый в ней сталкивается со своими грехами и призраками прошлого.
* Тема: нужно принять правду насчет себя и других, а потом простить.

«Встреть меня в Сент-Луисе»

* Принцип сборки: рост семьи на протяжении года показан через события лета, осени, зимы, весны.
* Тема: жертва ради семьи важнее борьбы за личную славу.

«Копенгаген»

* Принцип сборки: использовать гейзенберговский принцип неопределенности, чтобы показать амбиции человека, открывшего этот принцип.
* Тема: у нас нет четкого понимания ни причин, ни правоты наших действий.

«Рождественская песнь в прозе»

* Принцип сборки: показать возрождение души человека, застав его увидеть свое прошлое, настоящее и будущее в канун Рождества.
* Тема: человек куда более счастлив, когда делится с окружающими.

«Эта прекрасная жизнь»

* Принцип сборки: продемонстрировать важность одного человека, показав, каким был бы город/страна, если бы он вообще не родился.
* Тема: настоящее богатство человека — не деньги, а семьи и друзья.

«Гражданин Кейн»

* Принцип сборки: при помощи нескольких рассказчиков показать, что невозможно полностью воссоздать жизнь человека.
* Тема: человек, пытающийся заставить себя любить, умирает в одиночестве.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.