Вопрос 2. Государственный бюджет и государственная бюджетная политика. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Вопрос 2. Государственный бюджет и государственная бюджетная политика.

2017-08-26 280
Вопрос 2. Государственный бюджет и государственная бюджетная политика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственный бюджет - экономическая категория,
объединяющая совокупность всех формируемых на территории конкретной страны бюджетов - централизованных финансовых фондов, аккумулируемых и используемых государством в процессе
перераспределения национального дохода.
Сущность государственного бюджета отражает:

· базовые функции финансов в целом;

· текущую финансовую политику конкретного государства.
Цели и функции государственного бюджета:

· ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера;

· регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.
Принципы построения государственного бюджета:

· единство всех собираемых доходов и проводимых затрат на соответствующем уровне управления (один субъект государственного управления - один бюджет);

· полнота при формировании бюджетных статей (в одной статье должны быть сосредоточены все соответствующие доходы или расходы);

· реальность при планировании конкретных статей (недопустимость завышения планируемых доходов или занижения планируемых затрат);

· правдивость (недопустимость умышленной фальсификации бюджетных записей);

· гласность (обязательность публикации утвержденного бюджета в открытой печати).
Общая структура государственного бюджета:
а) По направлениям:

· доходная часть;

· расходная часть.
б) По уровням управления:

· федеральный бюджет;

· бюджеты субъектов Федерации;

· местные (муниципальные) бюджеты.
Постатейная классификация структуры государственного бюджета (применяется в процессе анализа эффективности текущей бюджетной политики):
а) По доходной части бюджета:

· по источникам (налоги, займы, доходы неналогового характера);

· юридическая (нормативный или добровольный характер поступления доходов);

· экономическая (по возможным экономическим последствиям поступления доходов, например, снижение инвестиционной активности как неизбежное последствие увеличения налогового давления);

· финансовая (постоянный или временный характер поступления доходов).
б) По расходной части бюджета:

· отраслевая (по конкретным отраслям и сферам деятельности);

· ведомственная (по государственным ведомствам, в распоряжение которых выделяются соответствующие бюджетные ассигнования);

· програмно-целевая (по федеральным, региональным или муниципальным целевым программам, финансируемым за счет соответствующего бюджета);

· экономическая (по хозяйственным признакам - инвестиции, дотации, субвенции).
Периоды планирования государственного бюджета:

· бюджетный год - период, в течение которого действует утвержденный бюджет (в России, как и во многих странах, бюджетный год совпадает с календарным);

· льготный срок - время, законодательно предоставленное государственным финансовым органам для завершения финансирования отдельных объектов и закрытия счетов после окончания бюджетного года;

· счетный период - фактический период исполнения бюджета, определяемый как бюджетный год, увеличенный на льготный срок.
Бюджетный процесс как регламентированная бюджетным законодательством формализованная деятельность различных уровней государственной власти по составлению, утверждению и исполнению бюджета соответствующего уровня.
Основные этапы бюджетного процесса (на примере федерального бюджета):

I. ый этап: формирование проекта бюджета (Министерство финансов РФ на основании собственных расчетов и полученных им решений Президента и Правительства РФ, постановлений органов представительской власти федерального уровня, а также заявок со стороны федеральных ведомств);

II. ой этап: согласование и утверждение проекта бюджета (обсуждение на заседании Правительства РФ, рассмотрение проекта органами представительской власти с последующим принятием Закона РФ “О федеральном бюджете на... год” Государственной Думой, одобрением его Советом Федерации и подписанием Президентом);

III. ий этап: исполнение бюджета (Федеральное казначейство как специальное подразделение Министерства финансов РФ, несущее ответственность за данный этап);

IV. ый этап: отчет об исполнении бюджета (Министерство финансов РФ перед Государственной Думой).
Типовая структура федерального бюджета:
а) Доходная часть бюджета:

· налоговые доходы;

· поступления от федеральных займов;

· доходы от государственного имущества, приватизации, прочие неналоговые доходы.
б) Расходная часть бюджета:

· расходы по регулированию и прямому финансированию национальной экономики;

· расходы на международную деятельность;

· расходы на оборону, судебную систему, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

· расходы на науку, культуру, образование, здравоохранение, искусство, средства массовой информации;

· расходы социального характера (в части, не покрываемой из внебюджетных фондов социального назначения);

· расходы на обслуживание внешнего и внутреннего долга;

· расходы на пополнение государственных запасов и резервов;

· расходы целевых бюджетных фондов;

· расходы на государственное управление;

· расходы на целевые программы федерального уровня.
Примечание:
в настоящем Пособии приведена лишь укрупненная группировка традиционных статей бюджетных поступлений и затрат, структура конкретных бюджетов характеризуется существенно большей степенью детализации.
Сбалансированность бюджета, как соотношение между доходной и расходной его частями, разница между которыми определяется как сальдо баланса бюджета (положительное, нулевое или отрицательное).
Бюджетный дефицит, (отрицательное сальдо бюджета) как результат:

· ошибок в процессе бюджетного планирования;

· низкой дисциплины исполнения бюджета в форме недополучения доходов или превышения расходов;

· развития инфляционных процессов;

· необходимости обслуживания значительного внешнего и внутреннего долга;

· дополнительных затрат, связанных с форс-мажорными обстоятельствами в условиях отсутствия специального финансового резерва.
Сокращение дефицита бюджета, как комплексный процесс последовательного ослабления воздействия и полной ликвидации сформулированных выше негативных факторов.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.