Роль психологических воздействий в воспитании — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Роль психологических воздействий в воспитании

2017-08-24 760
Роль психологических воздействий в воспитании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О психологическом воздействии говорят, когда один человек пыта­ется изменить, одобрить, принять поведение другого и повлиять на него. В «Психологическом словаре» дается такое определение:

· Воздействие — это целенаправленный перенос движения, информа­ции или других материальных агентов от одного участника взаимодей­ствия к другому.

Во взаимодействии возможен физический контакт, передающий импульс движения (например, физическое прикосновение), и дистантный, при котором информация сообщается в виде сигналов, имею­щих определенный смысл. Судить о значимости тех или иных воз­действий можно по тому, как изменяются эмоциональные состояния или поведение человека.

Соответственно и воспитание — это такие взаимоотношения, ко­гда педагог влияет на воспитанника с помощью различных воздейст­вий, а тот, в свою очередь, отвечает изменениями на те из них, кото­рые являются для него значимыми.

Психологическое воздействие направлено на изменение потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности. При воспитании, со­действующем психическому здоровью и самоактуализации, должны реа­лизоваться психологические воздействия, помогающие формированию у школьника высоких нравственных качеств, творческого самосозна­ния, стремления к постоянному личностному росту. Но это происходит далеко не в каждом случае.

Психологи выделяют три типа стратегий психологического воз­действия, зависящих от специфики теоретических подходов. Смысл последних заключается в том, как рассматривать ребенка: пассив­ным, зависимым от взрослых существом (объектом) или субъектом своей собственной деятельности и взаимодействия.

Исторически первой является объектная (реактивная) страте­гия, согласно которой психика человека — пассивный объект воздей­ствия окружающего и его продукт. Данную точку зрения отстаивали представители бихевиоризма. По их мнению, если создать нужные условия, предусмотреть факторы влияния, можно механическим пу­тем, тренировкой развить нравственные качества. Более того, у ре-

 

С.202

бенка следует сформировать навык нравственного поведения, который он проявит потом в той или иной ситуации. Сторонники бихевиоризма указывали:

Психологический организм, в отличие от биологического организма, мо­жет рассматриваться как сумма реакций плюс их различные интеграции Такой поведенческий акт, направленный на специфический целевой объ­ект или исходящий из пего, вместе с использованием объектов в качестве средств характеризуется также селективностью, избирательностью, выражающенся в большей готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями, то есть навык регулируется целью1.

Интересно, что и некоторые свойства поведения, связанные с эмо­ционально-волевыми чертами, можно было толковать в рамках соот­ношения «стимул—реакция». Термин «викарные пробы и ошибки» был предложен для обозначения нерешительного поведения с попе­ременным возвращением.

Вместе с тем следует отметить, что, анализируя ситуации, бихевиористы касаются мотивации. Описывая поведение, они пытались найти его движущие силы. В нем различались некоторые составляющие:

• целевой компонент (из чего человек исходит);

• отношение к объекту (как средство достижения цели);

• избирательность (выбор средств, ведущих к цели наиболее рацио­нальным путем).

Эти продуктивные идеи необходимо учесть при анализе поступ­ков детей, а также различных коммуникативных ситуаций, в кото­рых оказываются дети и взрослые.

Однако именно бихевиоризм стал теоретической платформой императивной стратегии воспитания. Ее основные функции — контроль над поведением и установками человека и их подкрепление. Одним из главных воздействий является принуждение и подавление воли ребенка во что бы то ни стало: воспитанник обязан беспрекословно выполнять требования педагога.

Идея о необходимости принуждения уходит корнями в педагоги­ку Й. Гербарта. Он разработал специальную шкалу воздействия на личность и деятельность детей, куда включил угрозы, приказания,

_____________

1 Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психоло­гии. Период открытого кризиса (начало 10-х гг. — середина 30-х гг. XX в.). — M, 1980. - С.52-53.

С.203

запрещения, наказания, в том числе телесные, одобрения, увещева­ния. Авторитету педагога отведена была последняя роль. Между ре­бенком и взрослым, по мнению Й. Гербарта, должна быть социаль­ная дистанция. У воспитателя своя дорога, поэтому он не должен заботиться об одобрении или неодобрении собственных действий со стороны детей, чья воля несоизмеримо слабее.

Приверженцы гештальт-психологии исходили из того, что чело­век — часть поля, характеризуемая целостностью (таковы же и реак­ции). Для психологических воздействий в воспитании важно выяснить условия жизни (поля), окружение, привычки, манеру поведения, волю.

Один из основателей гештальт-психологии М. Вертгаймер писал:

Когда люди находятся вместе... то самым неестественным поведением бу­дет такое, о котором можно сказать, что несколько «Я» просто находятся вместе. На самом деле эти различные «Я» работают совместно, каждый как осмысленно функционирующая часть целого...Мы приходим к тако­му выводу, что если с теми людьми, с которыми человек сотрудничает, по некоторым причинам невозможно осуществить хорошие отношения, от­ношения гармонии, то вместо этого возникает определенный суррогат, который изменяет психическое бытие человека1.

Позднее гештальт-психологи привлекли свою теорию, чтобы изу­чить потребности и мотивы поведения человека. Это оказалось важ­ным для понимания сущности не только императивной, но и других стратегий.

Г. А. Ковалев описывает еще манипулятивную и развивающую стратегии 2. При первой ребенок видится существом пассивным, «стра­дательным». Если умело на него воздействовать, из него «можно вы­лепить что угодно». По сути дела, такой подход также является объект­ным, а стратегия — монологичной.

Считается, что манипулятивная стратегия теоретически подтверж­дается психоанализом. 3. Фрейд и его последователи полагали сущ­ностью природы человека инстинкты. Проявляясь в агрессии, де­струкции, оговорке, они противоборствуют социальным санкциям и запретам. Человек — существо биологическое, а потому злое и аморальное. Эти качества исправляются только с помощью автори­тетов и манипулирования.

______________

1 Левин К. Топология и теория поля. // Хрестоматия по истории психологии... — С. 93.

2 Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воз­действия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. — М, 1987. – С. 4-16.

 

С. 204

Как писал Э. Шостром, «манипуляция — это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролиро­вать как себя, так и других»1. По его мнению, существуют 8 типов ма­нипулятора, стремящегося подчинить себе взаимодействующую с ним личность:

1. Диктатор. Преувеличивает свою силу и власть, пытается приказывать, сломить волю другого, постоянно дает поручения.

2. Прилипала. Преувеличивает свою зависимость, исподволь застав­ляет других делать все за себя. Может притвориться больным, ин­теллигентным, брошенным, обиженным и пр.

3. Калькулятор. Постоянно хочет знать про всех все, контролиро­вать их жизнь, обсуждать ее. Хитрец, шантажист, аферист.

4. Жертва диктатора (тряпка). Преувеличивает свою зависимость, поэтому якобы забывает что-то, не высказывается, очень мнителен и конформен.

5. Судья. Излишне критичен, никому не верит, собирает улики, про­махи, мстит.

6. Защитник. Постоянно подчеркивает поддержку, снисходителен, преувеличивает свою заботу о других, тем самым не дает инициа­тивы другому.

7. Хулиган. Управляет другими посредством своей агрессивности, не­доброжелательности и угроз. Окружающие его боятся.

8. Славный парень. Надоедает добротой, квазизаботливостью, зануд­ством, морализаторством.

Проникая в самые потаенные механизмы психики человека, мож­но управлять ею как угодно, причем даже вопреки желаниям самого индивида. Следовательно, подобная стратегия опасна, поскольку зомбирует людей и предписывает им поступать определенным образом. Ее активно используют многие группы. Это скинхеды, исповедую­щие бредовые идеи о национальном превосходстве людей; ваххабиты, считающие ислам лучшей религией в мире; криминальные авто­ритеты, вовлекающие несовершеннолетних в преступления, и пр.

Манипулятивная стратегия строится на вытеснении (страхов), вну­шении (это необходимо сделать) и подавлении совести как внутрен­него цензора или стремления к саморазвитию. Развивающая основана на другом — на вере в конструктивное, активное начало в человеке.

________________

1 Шостром Э. Анти-Карнеги. – M, 1992.

 

С.205

Главным является опора на неповторимость и уникальность творче­ской личности школьника. Когда-то А. С. Макаренко сказал:

Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость1.

Можно считать, что воспитание должно конструировать завтраш­нюю радость.

Это диалогическое направление, оно базируется на личностном подходе во взаимодействии педагогов и воспитанников. Только при диалоге с ребенком реальны настрой друг на друга, эмоциональная открытость, «событие», в котором воздействие уже не является одно­направленным. У педагога и учащихся один и тот же эмоциональный порыв. Они как бы «заряжены» общей энергией, имеют сходные стрем­ления. Обе стороны равноправны и прислушиваются друг к другу.

Диалогический характер психической деятельности изначально присущ человеку в организации его отношений с другими людьми. Следовательно, активность и потребности людей могут развиваться только в условиях взаимодействия. По мнению Г. А. Ковалева, диа­лог основан на равенстве позиций партнеров по общению, эмоцио­нальной открытости и доверии к другому человеку, принятии его внутреннего мира как особой ценности.

Сотрудничество учителя и учеников должно строиться на прин­ципах доверия, веры в самое лучшее и творческое начало в другом.

Б. Г. Ананьев подчеркивал особую роль оценок в воздействии учителя на ребенка. Положительные помогают подбодрить учащегося, выделить его достижения, личностный рост. Хуже всего, когда нет никаких оценок: это дезорганизует детей, провоцирует ощущение их незначительности, неуверенность, если при этом оцениваются дру­гие. Данное обстоятельство угнетает активность детей и замедляет их личностное развитие. В деятельности многих педагогов обнару­живается существенный недостаток: они неодинаково относятся к де­тям, не проявляют к ним чуткости, не понимают их.

Характер психологических воздействий ярко проявляется в авто­ритете взрослых.

Авторитет (от лат. autoritas — «власть», «влияние») означает, что родитель (или человек, обладающий в глазах детей значимостью), пользуясь своей властью или статусом, влияет на ребенка, который признает за ним право принимать ответственные решения и изме­нять поведение. Такой взрослый (родитель или учитель) наделяется

______________

1 Макаренко А. С. Собр. соч. в 7 т. – M., 1958. – T. 5. - С. 74.

 

С. 206

идеальными нравственными чертами, что создает эталон для подражания.

Первыми авторитетными фигурами для любого человека являются его родители, опыт взаимодействия с которыми изначален, — с ними ребенок связан от рождения. Однако затем дети становятся автономными, иногда вопреки желаниям родителей.

Когда же ребенок идет в школу, авторитетным для него оказывается учитель. Однако по-прежнему сохраняется влияние и авторитет родителей, поскольку существует естественное разделение институ­тов социализации — семьи и школы. В том случае, когда взаимоотношения между детьми и родителями остаются хорошими, изменяются аспекты авторитетности: главными выступают достоинства отца и матери.

Власть и влияние родителей на детей ослабевают или усиливаются по достижении последними определенного возраста. Известно та кое остроумное выражение: «Когда я был маленьким, я думал: "Мама знает все". Когда стал учиться в школе, понял, что мама не вес знает. Подростком я считал, что мама ничего не знает. Много позже я осознал, что надо было слушаться маму, которая знала главное, тогда я не сделал бы многих ошибок».

По мнению А. С. Макаренко, авторитет и послушание не мoгут быть целью, необходимо правильное воспитание, а послушание детей — только один из путей к ней.

Вместе с тем авторитет бывает и ложным, т. е. он держится на ложных основаниях, а потому недолговечен. Существует несколько его разновидностей: авторитет подавления, резонерства, расстояния чванства, подкупа, «рубахи-парня» и пр. Рассмотрим некоторые.

Авторитет подавления заключается в том, что послушание ребенка достигается путем прямого насилия над ним. Воздействия исключают совместную деятельность; запреты, оскорбления, угрозы и т. п. провоцируют хитрость, уход от ответственности, несамостоя­тельность. Чаще всего такая функция принадлежит главе семьи, которого ребенок боится.

Авторитет расстояния проявляется в периодическом взаимодействии родителя и ребенка. Время от времени отец интересуется дела­ми сына, но чаще тогда, когда мать рассказывает о его проступках. В этом случае ребенок стремится отгородить свой мир от других.

Авторитет чванства. Родители убеждают детей в своей «особенности». Уважение и любовь, таким образом, вызывает не сами отец и мать, а их эфемерная «важность». Наиболее действенным образом

 

С.207

влияют не они со своими слабостями и силой, а временное благополучие. Как только родители оказываются «как все», их воздействия нa детей не дают эффекта. С ними перестают считаться и начинают ix игнорировать.

Авторитет педантизма. Его специфика в том, что указания, да­ваемые родителями, должны быть неукоснительно выполнены.

Авторитет резонерства сказывается в бесконечном увещевании и морализировании. В итоге образуется смысловой барьер: ребенок слушает, но не слышит («в одно ухо влетает, а в другое вылетает»), Отвлекается, ему надоедает бесконечная нудная проработка.

Авторитет подкупа отличается тем, что все воздействия чем-то сопровождаются — обещаниями за хорошую учебу поехать за грани­цу, купить компьютер. Происходит взаимный обмен: учеба за возна­граждение.

А. С. Макаренко указывает на авторитет дружбы, доброты, «руба­хи-парня». Все это однобоко, поскольку в процессе воспитания раз­вивает императивные или манипулятивные стратегии, которые, в свою очередь, и стимулируют появление ложных авторитетов.

Какие же психологические условия должен создать учитель, что­бы методы воспитания — побуждение, приказ, принуждение, внуше­ние, пример, поощрение, наказание и пр. — были действенными? Ка­кие требования предъявляются к последним?

1. Развивающая стратегия воспитания эффективна, когда педагог психологически компетентен. Это значит, что он должен знать возрастные и психологические особенности детей.

Например, одна из главных черт подростка — чувство взрослости. Оно появляется при бурном половом созревании, что приводит к пре­обладанию возбуждения над торможением. Поэтому подростки не­сдержанны, импульсивны, эмоционально неуравновешенны. Это чувство бывает 3-х типов. Оно касается:

• самого себя (подросток занимается самовоспитанием);

• сверстников (они воспринимаются как референтная группа);

• взрослых (происходит переоценка их влияния на личность под­ростка, и только обладающие значимостью оказывают положи­тельное воздействие).

Подросток стремится к познанию, поэтому многим интересуется. Он хочет сохранить свою независимость, быть значимым в глазах сверстников. Стремится овладеть молодежной субкультурой, ориен­тируясь на мнение ровесников.

 

С.208

Знание этих особенностей позволит педагогу избежать ошибок и воспитании: не морализировать, использовать яркие примеры, убеж­дать, но не принуждать и реже прибегать к наказанию. Необходимо развивать мотивы поведения, а воздействовать лучше, когда эмоцио­нальная напряженность становится минимальной.

2. Следует организовывать совместную деятельность, предпола­гающую взаимозависимость детей, их взаимопомощь. Например, стар­шие дети могут шефствовать над учащимися начальной школы, про­вожая их в бассейн.

Иногда возможна кооперация, направленная на достижение об­щего результата при условии распределения определенных операций. Например, школьники младших классов могут сшить одежду для ку­кол и отнести потом ее в детский сад. Работа распределяется между всеми: одни шьют платья, другие — фартуки, третьи — башмачки, четвертые — шляпки.

Такая кооперация подчиняется общим требованиям — аккурат­ности, красоте, ответственности, внимательности к другому.

Совместная деятельность может быть различной: сочинение ска­зок, участие в спектаклях, играх, делах и пр.

3. Необходимо сформировать способы нравственного поведения уча­щихся по отношению к другим людям. Если деятельность общест­венно значима и видны ее результаты, а школьник понимает их необ­ходимость, возникает обязательность и ответственность.

Если дети берут шефство над домами для престарелых, помогают другим школам, то их деятельность становится общественно необхо­димой. Об этом речь шла в главе об образовательных технологиях.

Общая забота, послужившая принципом воспитательной техноло­гии, предложенной И. П. Ивановым, помогла преодолеть равнодушное отношение к учебе и общественной работе, лень, недисциплинирован­ность, зазнайство. Из педагогического опыта И. П. Иванова приве­дем пример — сочинение, которое следовало бы назвать: «Не узнаю себя».

Никогда не верила в свою способность тратить вечера ради других... В свою инициативность... А тут, оказывается, могу!.. За какие-то два месяца про­читала уйму научно-популярных книжек, и ведь без всякого нажима... Дома все удивляются: а ты можешь и руками работать... Раньше мне мно­гие в классе были безразличны, а некоторые даже противны. И вдруг как-то само собой получилось, что хочется дружить со всеми, хочется делить­ся всем, что знаю, умею, люблю... Раньше не тянуло в школу, так надоели постоянные замечания, двойки, какая-то второсортность. И почему-то

 

С.209

теперь такого ощущения нет, наоборот, чувствую, что смогу стать совсем другим человеком. Смогу и других сделать лучше...1

4. Необходима атмосфера увлеченности, чтобы совместная дея­тельность оказалась значимой. Например, подростки, участвующие в археологических экспедициях или десантах по местам воинских за­хоронений, заражаются вместе со взрослыми одной страстью — по­знать историю, или же они объединены памятью о трагических собы­тиях войн.

Педагог создает такую деятельность, которая соответствует по­требностям детей и их активности в ее осуществлении. Здесь востре­бованными становятся оценки, даваемые учащимися самими себе.

5. Не менее важной является адекватность требований, предъяв­ляемых педагогом, уровню саморазвития и самовоспитания школь­ников.

Успех применяемого педагогом воздействия зависит от того, на­сколько оно соответствует личностной программе развития. Каждый ребенок должен знать, какие свойства его личности хорошие, а какие плохие. Подобная рефлексия способствует развитию самосознания (осмыслению себя как непохожего на других людей), а также эмо­циональным оценкам своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самосознание развивается благодаря оцениванию со сто­роны взрослых людей, поэтому необходимо, чтобы они были и адек­ватными, и прогностическими и оптимистическими одновременно.

Высокая степень совпадения оценок, даваемых окружающими и — главное — референтными людьми, с самооценками создает внутрен­ний комфорт, ведет к психическому здоровью личности. Известно, что воспитание наиболее эффективно в том случае, когда направле­но на те качества, которые более всего приятны самому школьнику, какие он сам в себе ценит и любит. (Бесшабашный, иногда импуль­сивный, способный выдержать сильные нагрузки ученик не боится трудностей и может выполнить предлагаемое поручение, если педа­гог говорит: «У нас Андрей, пожалуй, отличается от многих ребят тем, что он очень выносливый и смелый, не боится трудностей. Он лучше всех справится с организацией похода. Ты сам как думаешь, Андрей?»)

Сначала развивается самосознание, лишь много позднее — адекват­ная самооценка. Она зависит от сопоставления образов идеального Я

_________________

1 Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. // Педагогический поиск. / Сост. И. Н. Ба­женова. - М., 1990. - С. 385.

 

С. 210

(каким ребенок хочет себя видеть) и реального Я (каков он на самом деле). Педагог должен не только адекватно оценивать деятельность воспитанника, но и считаться с тем, что ему дорого в самом себе Требования учителя достигают наибольшего эффекта, если совпадают с требованиями, которые ученик предъявляет к себе.

7. Воздействия педагога должны быть гуманными, щадить самолюбие ребенка, не травмировать его и соответствовать ведущим пси­хическим функциям. Это означает, что с детьми дошкольного возрас­та воздействия чаще всего осуществляются в игровых формах; они более эмоциональны, поскольку нравственные принципы в этом возрасте осмыслить еще трудно.

Когда же младший школьник обретает некий нравственный опыт, психологические воздействия педагога опираются на это, на память ребенка. У подростка ведущая функция — мышление; следовательно и педагогические воздействия должны быть построены на размыш­лении и рефлексии, чтобы «провоцировать» самовоспитание, имею­щее существенное значение для развития личности.

· Самовоспитание — преднамеренная деятельность человека, пре следующая целью его совершенствование.

Оно не должно отклоняться от общественных норм, быть соци­ально полезным. Самовоспитание складывается из:

• самопознания;

• отношения к себе;

• саморегуляции.

Сфера самопознания — это:

1) самооценка;

2) самонаблюдение;

3) самокритика;

4) локус контроля (за чем должен наблюдать школьник в себе самом и в каком направлении ему следует двигаться дальше).

Сфера отношения к себе — это:

1) самочувствие;

2) самолюбие;

3) честолюбие;

4) самоуверенность;

 

С.211

5) скромность;

6) наглость;

7) достоинство.

Саморегуляция — это:

1) сдержанность;

2) самообладание;

3) самоконтроль;

I) самодисциплина.

Психологические воздействия в процессе воспитания могут вклю­чать целый комплекс различных методов. Самовоспитание предполага­ет иные: например, самоприказ, самоизоляцию, самопоощрение и т. п. Начинается же оно с вопросов: «А кто я такой? Почему я хотел сде­лать так, а вышло по-другому? Может, попробовать сделать, как Се­режа?» Потом рождаются решения: «Я не буду оборачиваться, и мне не сделают замечание».

В литературе описаны примеры самовоспитания, когда человек стре­мился к вершинам своего развития. А. П. Чехов в письме к О. Н. Книппер-Чеховой, жене и актрисе, замечал:

Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый.. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что

Программа самовоспитания должна быть конкретной. В ней долж­ны быть указаны не только дела, к которым школьник стремится, но и пути изменения личности. В качестве примера приведем программу самовоспитания Л. Н. Толстого: изучить юридические науки, необ­ходимые для сдачи за курс университета; изучить медицину; изучить французский, русский, итальянский, латинский, немецкий языки; изу­чить сельское хозяйство; изучить историю, географию, статистику; изучить математику; написать диссертацию; достигнуть некоторого совершенства в живописи и музыке; иметь познания в естествозна­нии и пр. Как видно, у гениального писателя программа саморазви­тия всесторонняя.

Самое главное, чтобы саморазвитие и самовоспитание человека оказались полезными не только для него самого, но и для людей, а их результаты приносили удовлетворение.

Осознанным самовоспитание становится у подростка. Это связа­но со стремлением стать взрослым, хотя школьники часто не знают,

 

С. 212

что надо воспитывать и как это делать. Так, съев селедку, они не пьют воду, чтобы воспитать волю. На контрольной работе у строгого учителя решаются списывать, и это, по их мнению, воспитывает смелость.

Самовоспитание — процесс трудный, предполагающий борьбу не только с обстоятельствами, но и с самим собой. Кроме того, сталки­ваются в нем и различные мотивы.

Это средство, помогающее совладать с различными психически­ми травмами (трудностями) и обрести психическое здоровье.

Нужно также заметить, что самовоспитание имеет непосредственное отношение к возникновению и преодолению смысловых барьеров.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.