Глава 3 обязанности граждан в сфере государственного управления — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 3 обязанности граждан в сфере государственного управления

2017-08-24 272
Глава 3 обязанности граждан в сфере государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Граждане Республики Беларусь, имея права, рассмотренные в предыдущей главе, также должны выполнять возложенные на них Конституцией Республики Беларусь обязанности.

Институт конституционных обязанностей закреплен в ст.52-58 Конституции Республики Беларусь. Эти обязанности относятся ко всем государственным сферам, в том числе и к сфере государственного управления. Так, выделяются следующие обязанности:

1. Согласно ст. 52 Конституции «каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции» [12]. Как правильно отмечает А.М.Багмет, это самая главная обязанность гражданина [13, с. 108]. Данную конституционную обязанность нужно трактовать более широко. А это значит, что граждане обязаны соблюдать не только Конституцию и законы, но и иные законодательные акты и акты законодательства, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты. В этой части необходимо понимать, что при их нарушении возможно привлечение виновного лица к ответственности, в том числе уголовной, административной, гражданско-правовой и иной ответственности.

2. В соответствии со ст.53 Конституции «каждый обязан уважать достоинство, права и свободы, законные интересы других лиц» [12]. Данная обязанность, на наш взгляд, напрямую «вытекает» из положений ч. 1 ст. 21 Конституции, где установлено, что «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства» [12].

По утверждению А.М.Багмета, уважение к правам других людей требует развитого правосознания и нравственных начал в человеке, особенно, когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Конституция предлагает единственную возможность избежать этого – закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав [13, с. 109].

3. Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54). К историко-культурным ценностям относят наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства.

4. Охрана природной среды - долг каждого (ст. 55). Как отмечает Г.А.Василевич, «хотя в комментируемой статье относительно охраны природной среды использован такой термин как долг, а не обязанность каждого, действующим законодательством устанавливаются различные меры ответственности за его нарушения (административные, уголовно-правовые и другие)» [7, с. 186].

5. Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов пу­тем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56 Конституции). Это простое требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности.

С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества [13, с. 112].

В Республике Беларусь главным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы видов налогов, порядка их взимания, налоговых ставок является Налоговый кодекс Республики Беларусь. В то же время отметим, что для современной белорусской практики стало нормой регулировать данные вопросы актами Главы государства. К примеру, Декрет Президента Республики Беларусь «О предупреждении социального иждивенчества». Здесь не будем подробно останавливаться на конституционности данных актов, а просто укажем на факт их существования.

6. Защита Республики Беларусь - обязанность и священ­ный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтер­нативной определяются законом (ст. 57). В некоторых случаях выполнение этой обязанности ошибочно сводят лишь к наличию Вооруженных Сил и прохождению в них воинской службы. Защита государства может, как того потребуют обстоятельства, осуществляться и вне рамок Вооруженных Сил. При этом не имеются в виду случаи прохождения альтернативной службы. Отметим, что до 2015 года реализовать право на прохождение альтернативной воинской службы было невозможно в силу отсутствия специального закона. Сейчас такой закон принят и вступает в действие с июля 2016 года.

7. Никто не может быть понужден к исполнению обязан­ностей, не предусмотренных Конституцией Республики Бе­ларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав (ст. 58). Граждане Республики Беларусь, иные лица, пребывающие на ее территории исполняют лишь те обязанности, которые основываются на ее Конституции и законах. В случае их неисполнения допускается применение со стороны государства санкций (мер принуждения). Лица вправе отказаться от своих прав (не воспользоваться ими), но лишь добровольно, принуждение к такому отказу влечет ответственность [7, с. 197].

Согласно ч. 1 ст.1 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» (далее – Закон о гражданстве) «гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека» [14].

Согласно ст. 12 Закона о гражданстве «гражданство Республики Беларусь приобретается:

по рождению;

в результате приема в гражданство Республики Беларусь;

в порядке регистрации;

по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь» [14].

Подводя итог данной главе отметим, что обязанности граждан в сфере государственного управления исходят из конституционных обязанностей граждан и связаны устойчивой политико-правовой связью с государством, именуемой гражданством.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.