Тема 1. Славянский мир: истоки цивилизационного развития — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 1. Славянский мир: истоки цивилизационного развития

2017-08-11 278
Тема 1. Славянский мир: истоки цивилизационного развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ

 

Методические материалы по изучению дисциплины

для направления подготовки 37.03.01 – Психология
(профиль подготовки – Организация психологической службы в УИС,
квалификация выпускника – бакалавр,

форма обучения – заочная)

 

Вологда – 2016


История: Методические материалы по изучению дисциплины для направления подготовки 37.03.01 – Психология (профиль подготовки – организация психологической службы в УИС, квалификация выпускника – бакалавр, форма обучения – заочная). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. – 76 с.

 

Подготовили:

Н.А. Белова – старший преподаватель кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат исторических наук;

А.Л. Кузьминых – профессор кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, доктор исторических наук, доцент.

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 9 февраля 2016 г., протокол № 6.

 

 

© ВИПЭ ФСИН России, 2016

© Н.А. Белова, А.Л. Кузьминых, 2016


ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучения дисциплины «История» для направления 37.03.01 – «Психология» (квалификация выпускника – бакалавр) с целью оказания практической помощи обучающимся в самостоятельном освоении материала, подготовке к семинарским занятиям, написанию домашней контрольно-проверочной работы и сдаче экзамена по данному курсу.

Учебная дисциплина «История» относится к базовой (обязательной) части ОП ВО 37.03.01 (раздел Б.1.Б.1) для слушателей заочной формы обучения.

Целью освоения учебной дисциплины «История» является формирование у обучающихся исторического сознания, привитие им навыков исторического мышления. В процессе обучения слушатели должны понять роль России во всемирной истории. Главной задачей в изучении истории является формирование понимания важнейших исторических событий и воспитание чувства уважения к национальной культуре, историческому прошлому всех народов.

При освоении дисциплины «История» по заочной форме обучения основную роль играет самостоятельная работа слушателей, которую они ведут в межсессионный период, руководствуясь тематическим планом по предмету и содержанием рабочей программы. Необходимой частью самостоятельной работы является написание домашней контрольно-проверочной работы (КПР).

Изучение дисциплины «История» слушателями заочной формы обучения предполагает следующие формы учебной работы: прослушивание лекций; самостоятельное изучение материала; работа на семинарских занятиях; выполнение и защита контрольно-проверочной работы; сдача экзамена.

В ходе самостоятельной работы слушателям следует обратить внимание на установление причинно-следственных связей социальных явлений, раскрытие закономерностей социальных процессов, роли личности в жизни общества.

Целью семинарских занятий является изучение наиболее сложных, дискуссионных вопросов курса. Самостоятельная подготовка слушателей к семинарам предполагает изучение рекомендованных преподавателем материалов и конспектирование основных теоретических положений по рассматриваемому кругу проблем. Для этого следует обратиться к различным новейшим учебникам и пособиям по истории России (печатным и электронным), а также научным периодическим изданиям (журналам «Российская история», «Вопросы истории» и «Родина» и др.), историческим сайтам в Интернете: http://www.historia.ru–электронный российский журнал «Мир истории»; http://www.istrodina.com – журнал «Родина»; http://www.mil.ru – Военно-исторический журнал; http://www.mes.igh.ru – Электронный научно-образовательный журнал «История»; http://www.nivestnik.ru – журнал «Новый исторический вестник»; http://www.iri-ran.ru/index.html – библиотека электронных ресурсов ИРИ РАН; http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и др.

В ходе устного ответа на семинаре (доклада, сообщения, дополнения) слушателю необходимо продемонстрировать умение самостоятельно излагать материал, аргументировать свою точку зрения, отвечать на заданные вопросы. Во время ответа слушателю разрешается пользоваться конспектом, однако дословное чтение конспекта (статьи, отксерокопированной из журнала или распечатанной из Интернета) не допускается.

Выполнение контрольно-проверочной работы помогает слушателю обнаружить тематические пробелы в освоении курса и своевременно приложить усилия к их устранению, позволяет активизировать изученный теоретический материал путем формирования навыков практического использования полученных знаний при решении профессиональных задач.

Представленная тематика вариантов контрольных работ охватывает основные проблемы истории России. По согласованию с преподавателем тема контрольной работы может быть изменена, однако при этом слушатель самостоятельно составляет план и осуществляет подбор литературы.

В процессе подготовки и выполнения контрольной работы слушателям необходимо творчески отнестись к изучаемой теме, имея в виду, что решение исторических проблем, трактовка определенных событий включает в себя различные оценки ученых, противоположные мнения и суждения. Поэтому, отстаивая свою позицию, необходимо ссылаться не только на выводы одного какого-либо историка, но и уметь показать противоположные точки зрения на существующую проблему.

При изучении учебного материала слушателям следует внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями по каждой теме и прилагаемыми списками литературы и Интернет-ресурсов. КПР должна быть написана и выслана не позднее, чем за 1 месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии. Номер темы КПР, выполняемой слушателем, должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки (номер «10» – цифре «0»).

При проверке КПР преподаватель составляет рецензию, где отмечает положительные и слабые моменты работы, а затем выставляет одну из трех оценок: «зачтено», «не зачтено», «собеседование». Оценка «зачтено» предполагает, что работа выполнена без существенных замечаний и соответствует требованиям, предъявляемым к её написанию. При оценке «собеседование» слушатель исправляет и корректирует отдельные вопросы и в форме устного отчёта доводит их до преподавателя. При оценке «не зачтено» работа переделывается полностью с учётом тех замечаний, которые указаны в рецензии. Успешное выполнение КПР является допуском к промежуточной аттестации – экзамену

Структура данного пособия включает введение, материалы к семинарским занятиям (темы семинаров и перечень вопросов к ним, методические рекомендации, списки основной и дополнительной литературы, понятия и термины, темы сообщений, вопросы для самопроверки), общие и методические рекомендации по подготовке контрольно-проверочных работ (с приложениями), примерный перечень вопросов для экзамена.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ В XVIII В.

План

1. Петр Великий и первая попытка модернизации страны

2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

3. Духовный переворот XVIII в.

 

Методические рекомендации

Изучение первого вопроса следует начать с раскрытия термина «модернизация». Далее требуется дать общую характеристику положения России и Европы в начале XVIII в., выяснить причины отставания России от Запада. Затем рассмотреть содержание государственной, административной, военной, экономической, социальной и церковной реформ Петра I, преобразований в сфере культуры и быта. Особое внимание обратить на роль личности Петра I в выборе стратегического курса развития страны, а также подготовиться к обоснованию и защите своей позиции в рамках дискуссии на тему: «Петровская модернизации: цена, итоги и влияние на дальнейшую судьбу России».

Во втором вопросе требуется объяснить термин «просвещенный абсолютизм», его западный и российский варианты. Затем охарактеризовать реформы Екатерины II в сфере государственного и местного управления, экономики, образования, преобразования судебной системы, способствовавшие окончательному оформлению сословного строя в России, а также объяснить, почему правление Екатерины стало «золотым веком» для дворянства и «апогеем крепостного права» для крестьянства.

В третьем вопросе необходимо отразить общие тенденции в развитии духовной сферы XVIII в., объяснить суть духовного переворота как переход от культуры преимущественно традиционной, церковной к культуре светской и европейской, показать основные достижения в области общественно-политической мысли, образования, науки и культуры.

 

Основная литература

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2013. С. 89–191. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=406952

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 90–121. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=488656

 

Дополнительная литература

1. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2. С. 15–29.

2. Анисимов Е. Почему Петр?: Была ли альтернатива для России? // Родина. 2007. № 11. С. 2–4.

3. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие. М., 2006. С. 121–163.

4. Кузьминых А.Л. Отечественная история: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы курсантов, студентов и слушателей. Ч. 2: Российская империя в XVIII – начале ХХ веков. Вологда, 2009. С. 7–87.

5. Мезин С.А. Петр I, Лейбниц и Сперанский // Российская история. 2011. № 1. С. 115–20.

6. Моряков В.И. Екатерина: просветитель или консерватор? // Вестник Московского ун-та. Серия 8. История. 2010. № 3. С. 9–6.

7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник для вузов. М., 2003. С. 128–186.

8. Петр Великий и рождение Российской империи // Отечественная история: учебное пособие / под ред. В.В. Фортунатова. СПб., 2005. С. 176–185.

9. Петровская Россия // Парсамов В.С. История России: XVIII – начало ХХ вв.: учебное пособие. М., 2007. С. 7–60.

10. Реформы в России в XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учебное пособие / под ред. Я.А. Пляйса. М., 2011. С. 19–105.

11. Реформы Петра Великого и оформление российского абсолютизма // Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие. М., 2008. С. 103–118.

12. Россия в XVIII в. // Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): учебное пособие. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Dvor/index.php.

13. Россия в конце XVII – первой четверти XVIII в. Петровские преобразования // Хрестоматия по истории России / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2010. С. 159–185.

14. Россия в эпоху Екатерины II // Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bohan_2/index.php.

15. Россия при Екатерине Великой // Павленко Н., Андреев И., Кобрин В., Федоров В. История России с древнейших времен до 1861 года. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Pavlenko/_Index.php.

16. Фоккеродт И. Россия при Петре Великом. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/fokk/index.php.

17. Эпоха Петра I // История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М., 2010. С. 305–438.

Понятия и термины

Абсолютизм, бюрократия, Генеральный регламент, губерния, император, империя, коллегии, мануфактура, меркантилизм, модернизация, обер-прокурор, протекционизм, рекрут, Сенат, Синод, Табель о рангах, масонство, аристократия, барокко, классицизм, городская дума, государственные крестьяне, сословный суд, Уложенная комиссия, «Наказ», приписные крестьяне, секуляризация, просвещенный абсолютизм, разделение властей, фаворит.

 

Темы сообщений

1. Реформы Петра I в армии. Создание военно-морского флота

2. Петровская «революция» в области образования, культуры и быта

3. Сподвижники Петра I

4. Русская православная церковь в XVIII в.

5. Екатерина II: исторический портрет

6. Культура России XVIII в.

7. Великие люди екатерининской эпохи

Вопросы для самопроверки

1. Почему многие исследователи считают петровские преобразования «центральным пунктом нашей истории» (выражение В.О. Ключевского)?

2. Как оценивали петровские реформы славянофилы и западники? Кто из них был, на ваш взгляд, ближе к истине?

3. Почему Северная война стала катализатором петровских преобразований? Перечислите важнейшие реформы Петра I. В каких сферах жизни общества они оказались наиболее результативными? Почему?

4. Что такое абсолютизм и в чем его отличие от сословно-представительной монархии?

5. Чем вы можете объяснить нынешний интерес в обществе к личности Петра Великого? Екатерины II?

6. Как огосударствление церкви в XVIII в. повлияло на культурное развитие страны?

7. Каковы последствия модернизации России в XVIII в.?

 

 

Семинар 2. БУРЖУАЗНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX – начале ХХ ВВ.

План

1. Кризис феодально-крепостнической системы в России. Подготовка, ход и итоги аграрной реформы 1861 года

2. Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века и их значение для развития страны

3. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее результаты

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо выяснить конкретные проявления кризиса феодально-крепостнической системы, объяснить неизбежность отмены крепостного права в России. Далее показать взаимосвязь между проигранной Россией Крымской войной и внутриполитическим курсом Александра II, дать характеристику личности этого российского императора. Затем следует раскрыть причины и ход подготовки крестьянской реформы, условия освобождения крестьян от крепостной зависимости, показать наличие разных проектов отмены крепостного права и острую борьбу в правящих кругах страны по поводу выбора варианта освобождения крестьян. Особое внимание необходимо обратить на результаты и последствия крестьянской реформы.

Второй вопрос предполагает рассмотрение либеральных реформ, осуществленных вслед за отменой крепостного права. Их изучение целесообразно провести в форме работы в малых группах. Каждая группа, предварительно изучив комплекс источников и литературы, должна раскрыть содержание одной из реформ (земской, городской, судебной и военной, преобразований в области просвещения и печати) в форме презентации или устного выступления одного из участников. Остальные члены группы выступают в роли экспертов и могут дополнить основное выступление. В итоге группа должна придти к выводу о цивилизационной направленности реформ и показать их значение для прогресса страны. Подводя итоги занятия, преподаватель раскрывает положительные и отрицательные последствия реформ, а группа оценивает работу каждого участника и сообщает результаты преподавателю.

Третий вопрос посвящен анализу содержания и итогов аграрной реформы П.А. Столыпина. Какие политические и экономические цели преследовала политика разрушения общины, создания фермерских хозяйств и переселения крестьян в малонаселенные районы страны (Сибирь, Казахстан, Дальний Восток и др.). В чем причины трагического финала жизни П.А. Столыпина и причины неудачи его реформы? Попытайтесь найти ответы на эти вопросы в рекомендуемой учебной и научной литературе.

Основная литература

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник. М., 2013. С. 192–207, 247–253. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=406952

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 122–139. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=488656

Дополнительная литература

1. Александровская модернизация // Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебное пособие. Брянск, 2000. С. 211–223.

2. Внутренняя политика России во второй половине XIХ в. // Хрестоматия по истории России / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2008. С. 292–311.

3. Воейков М. Великая реформа и судьба капитализма в России // Вопросы экономики. 2011. № 4. С. 119–136.

4. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие. М., 2006. С. 191–203, 211–223.

5. Дорожкина А.Г. Столыпинская аграрная реформа в оценках современной германоязычной историографии // Отечественная история. 2006. № 2. С. 116–135.

6. Захарова Л.Г. Великие реформы 1860–1870-х годов: поворотный пункт российской истории // Отечественная история. 2005. № 4. С. 151–167.

7. Козлов С.С. Столыпинская аграрная реформа: идеологическая основа и эволюционный характер // История государства и права. 2009. № 3. С. 26–29.

8. Крестьянская реформа 1861 г. // Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник. М., 2004. С. 172–179.

9. Кузьминых А.Л. Отечественная история: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы курсантов, студентов и слушателей. Ч. 2: Российская империя в XVIII – начале ХХ веков. Вологда, 2009. С. 88–117.

10. Медушевский А.Н. Великая реформа и модернизация России // Российская история. 2011. № 1. С. 3–27.

11. Могилевский К.И. Личность и деятельность П.А. Столыпина как историографическая проблема / К.И. Могилевский // Вопросы истории. 2012. № 10. С. 157–167.

12. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник для вузов. М., 2003. С. 248–258, 284–290, 307–308.

13. Отмена крепостного права и особенности аграрного развития страны // Отечественная история: учебное пособие / под ред. В.В. Фортунатова. СПб., 2005. С. 220–230.

14. Пожигайло П. Столыпинская программа модернизации // Родина. 2006. № 12. С. 4–9.

15. Пушкарев С.Г. Россия в XIX веке (1801–1914 гг.). URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/pushk/index.php.

16. Реформы в России в XVIII – XX вв.: опыт и уроки: учебное пособие / под ред. Я.А. Пляйса. М., 2011. С. 144–165.

17. Реформы и реформаторы в России // Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие. М., 2008. С. 187–203.

18. Россия в эпоху преобразований 60–70-х гг. XIX в. // История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М., 2010. С. 504–510.

19. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861–1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки по истории России IX – начала ХХ в. / сост. С.В. Мироненко. М., 1991. С. 293–325.

20. Тихомирова Г.В. Исторический опыт Земской реформы 1864 г. // История государства и права. 2006. № 10. С. 28–30.

21. Шестопалов А.П. Лица и дела Секретного комитета по крестьянскому делу. 1857–1858 гг. // Вопросы истории. 2005. № 4. С. 39–72.

 

Понятия и термины

Волостное правление, волостной сход, временнообязанные крестьяне, всеобщая воинская повинность, выкупная операция, земства, капитализм,община крестьянская, отработки, отрезки, отруб, присяжные заседатели, промышленный переворот, Столыпинская аграрная реформа, трудовики, суд присяжных, уравнительное землепользование, уставные грамоты, чересполосица, хутор.

Темы сообщений

1. Крымская война 1853–1856 гг.

2. Александр II: исторический портрет

3. Судебная реформа 1864 г. и ее итоги

4. Земская реформа 1864 г. и ее результаты

5. Социально-экономическое развитие пореформенной России

6. Реформирование уголовно-исполнительной системы России во второй пол. XIX в.

7. С.Ю. Витте и его реформы

8. П.А. Столыпин: судьба реформатора в России

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются причины отмены крепостного права в России?

2. Какие социальные и политические силы выступали за освобождение крестьян в середине XIX в.?

3. Каковы были условия освобождения крестьян? Можно ли согласиться с мнением В.И. Ленина, назвавшего реформу 1861 г. «крепостнической»?

4. В чем вы видите причины неудовлетворенности реформой 1861 г. помещиков, крестьян, либеральной интеллигенции?

5. Как повлияла на развитие России судебная реформа 1864 г.?

6. Какую роль играли земства жизни страны? Почему Александр II противился созданию этих органов на общероссийском уровне?

7. Почему многие из начатых реформ впоследствии оказались свернутыми?

8. Что общего и что отличного в реформах С.Ю. Витте и П.А. Столыпина?

9. Какие политические силы поддерживали столыпинские преобразования? Какие социальные группы были заинтересованы в успехе этих преобразований? Кто им противился? Почему?

10. Можно ли назвать аграрную реформу П.А. Столыпина неудавшейся? Незавершенной? Половинчатой? Повлияли ли результаты этой реформы на развитие событий в 1917 г.? Если да, то как?

Семинар 3. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В 1918–1930-Е ГГ. СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

План

1. «Военный коммунизм» и его итоги

2. Новая экономическая политика: сущность и противоречия

3. Образование СССР

4. Сталинская модернизация в СССР

 

Методические рекомендации

Рассмотрение первого вопроса следует начать с анализа термина «военный коммунизм». Далее требуется охарактеризовать политику и основные мероприятия большевиков в аграрной и финансовой сфере, промышленности, финансовом секторе экономики, объяснить причины введения продовольственной диктатуры в стране. Особое внимание следует уделить политической борьбе по поводу смены экономического курса и анализу проектов реформирования экономики начала 1920-х гг.

Во втором вопросе необходимо подробно рассмотреть новую экономическую политику: принципы, особенности, результаты, отношение к НЭПу различных групп населения. Завершить рассмотрение вопроса следует анализом причин свертывания НЭПа, а также подготовиться к дискуссии на тему «Стратегии экономического развития СССР в концу 1920-х гг.: достижения и просчеты».

Третий вопрос предполагает выяснение позиции большевиков по национально-государственному вопросу. При этом особое внимание следует уделить предпосылкам и проектам создания Советского Союза. Далее необходимо охарактеризовать условия договора об образовании СССР от 30 декабря 1922 года и основные положения Конституции СССР 1924 года, а также последствия создания Советского Союза.

При изучении четвертого вопроса необходимо вспомнить термины «модернизация» и «индустриализация», а также раскрыть содержание понятия «коллективизация». Далее следует охарактеризовать варианты концепций индустриального развития СССР, обратив особое внимание на позицию И.В. Сталина, а также рассмотреть ход и итоги советской индустриализации. Затем необходимо проанализировать предпосылки, этапы, методы осуществления и последствия коллективизации в СССР. Завершить рассмотрение вопроса следует выяснением сущности политического режима в СССР в 1930-е гг. и влияния тоталитарной идеологии на духовную сферу жизни общества.

 

Основная литература

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник. М., 2013. С. 276–348. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=406952

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 272–294. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=488656

Дополнительная литература

1. Аксютин Ю. «Сталинская конституция» 1936 года: демократические соблазны и риски режима личной власти // Свободная мысль. 2006. № 9–10. С. 160–171.

2. Боффа Дж. История Советского Союза: в 2-х. Т. 1. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Boffa/index.php.

3. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. URL: http://www.gumer.info /bibliotek_Buks/
History/Bohan/34.php.

4. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие. М., 2006. С. 263–380.

5. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М., 2010. С. 612–630.

6. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. Н.Д. Козлова. М., 2010. С. 416–418, 426–442.

7. Ковалев Д.В. Политическая дискриминация крестьянства в нэповской России // Вопросы истории. 2007. № 5. С. 139–142.

8. Кропачев С.А. «Большой террор» и его жертвы в зеркале советской пропаганды 1937–1938 годов // Российская история. 2011. № 2. С. 116–124.

9. Кузьминых А.Л. Отечественная история: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы курсантов, студентов и слушателей. Ч. 3: Советское государство в 1918–1991 гг. Вологда, 2009. С. 9–64.

10. Михеев В.И. Роль спецслужб в осуществлении репрессивной политики Советской власти в 1920-х – начале 1930-х годов // Отечественная история. 2005. № 6. С. 77–90.

11. Нагорная Т.А. Деятельность Советского государства в области промышленности и торговли в период новой экономической политики // История государства и права. 2007. № 16. С. 25–26.

12. Надеждина В.А. Нэповская Россия в зеркале социальной истории // Отечественная история. 2007. № 4. С. 149–157.

13. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник для вузов. М., 2003. С. 338–362.

14. Рогалина Н. Индустриализация как народно-хозяйственная проблема (К вопросу об исходном уровне советской индустриальной модернизации) // Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 127–140.

15. Россия нэповская. 1921–1929 гг. // Новейшая история России. 1914–2005: учебное пособие / под ред. М.В. Ходякова. М., 2007. С. 154–212.

16. Сахаров А.Н. 1930: год «коренного перелома» и начала большого террора // Вопросы истории. 2008. № 9. С. 40–69.

17. Сахаров В.А. Должность Генерального Секретаря ЦК РКП(б) в советской политической системе // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1. С. 250–259.

18. Складывание и основные черты сталинского тоталитарного режима // Отечественная история: учебное пособие для технических вузов / под ред. В.В. Фортунатова. СПб., 2005. С. 338–346.

19. Скрыпников А.В. О политических настроениях российского крестьянства в условиях перехода от гражданской войны к миру // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 3. С. 166–179.

20. Смыкалин А.С. ГУЛАГ как важный фактор экономического развития СССР в 30-е годы // Государство и право. 2007. № 1. С. 92–192.

21. Советская модель модернизации // История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М., 2010. С. 638–657.

22. Советское государство в первой половине 20-х годов ХХ в. // Хрестоматия по истории России / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2008. С. 447–456.

23. СССР в годы новой экономической политики // Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие. М., 2008. С. 285–290.

24. Сталинская «социалистическая» модернизация // Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебное пособие для вузов. Брянск, 2000. С. 394–437.

25. Суслов А.Б. Спецконтингент и принудительный труд в советских пенитенциарных концепциях 1930-х годов // Отечественная история. 2004. № 5. С. 81–96.

26. Упадышев Н.В. От Соловков к Гулагу: зарождение советской лагерной системы // Отечественная история. 2006. № 6. С. 85–94.

27. Формирование административно-командной системы в 1920–1930-е гг. // Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие. М., 2008. С. 290–300.

28. Хмара Н.И. Из опыта национально-государственного строительства в СССР (1920–1930 годы) // Отечественная история. 2006. № 3. С. 126–139.

29. Чемоданов И.В. Была ли в СССР альтернатива насильственной коллективизации? // Вопросы истории. 2006. № 2. С. 156–162.

30. Шейнис В.Л. Образование СССР и его первая Конституция // Российская история. 2010. № 1. С. 64–80.

 

Понятия и термины

Автономизация, авторитаризм, военный коммунизм, военно-революционные комитеты, ВЦИК, ВЧК, ГОЭЛРО, ГУЛАГ, декрет, депортация, диктатура пролетариата, коллективизация, колхоз, кулачество, комбеды, Красная Армия, Кронштадтский мятеж, культ личности, культурная революция, левые эсеры, национализация, новая экономическая политика (НЭП), Реввоенсовет, реквизиция, репрессия, продовольственная диктатура, продотряды, продразверстка, пятилетний план, Совет народных комиссаров, сталинизм, террор, тоталитаризм, трудовая повинность, унитарное государство, федерация, эмиграция, экспроприация.

Темы сообщений

1. Гражданская война в России: причины, этапы, последствия

2. В.И. Ленин: человек и политик

3. Конституция СССР 1924 г.

4. Советское общество в период НЭПа

5. Борьба за власть в руководстве Советского государства в 1920-е гг.

6. Большевики и церковь в первые годы советской власти

7. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг.

8. И.В. Сталин: исторический портрет

9. Стахановское движение

10. Раскулачивание и депортации в СССР в 1930-е гг.

11. Большой террор 1937–1938 гг.

12. ГУЛАГ как репрессивный институт советского государства

13. Советская культура в 1930-е гг.

 

Вопросы для самопроверки

1. На каких идеологических принципах строилась политика военного коммунизма?

2. Что такое продразверстка? Каковы причины ее введения? Как реагировало крестьянство на политику новой власти в аграрной сфере?

3. Что позволило большевикам одержать победу в гражданской войне?

4. В чем заключается принципиальная разница между «военным коммунизмом» и новой экономической политикой?

5. Какие задачи предполагали решить большевики при помощи НЭПа?

6. Чем был вызван отказ от новой экономической политики?

7. Какую форму государства закрепила Конституция СССР 1924 г.?

8. Как реализовывался курс на индустриализацию и каковы ее итоги?

9. Охарактеризуйте ход и результаты коллективизации сельского хозяйства в 1930-е гг.

10. Какие методы использовал И.В. Сталин для проведения в жизнь социально-экономических и иных преобразований?

11. Что обеспечивало относительную прочность сталинского режима в СССР? Какие факторы дестабилизировали этот режим?

12. Какое место в советской политической системе занимали репрессивные органы?

13. Можно ли назвать СССР «государством свободных трудящихся»?

14. В чем заключались особенности культурной жизни в СССР в 1930-е гг.?

 

Семинар 4. СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941–1953 гг.). эволюция советской системы в 1953–1991 ГГ.

План

1. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

2. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945–1953 гг.)

3. Эволюция советской системы в середине 1950-х – середине 1980-х гг.

4. СССР в эпоху перестройки (1985–1991 гг.)

Методические рекомендации

Приступая к изучению первого вопроса, вспомните периодизацию Великой Отечественной войны. Рассматривая события 22 июня 1941 года, найдите ответы на вопросы: Было ли внезапным нападение Германии на СССР? Была ли готова Красная Армия к войне против Германии? Изучите события первого периода войны: оборона Бреста, Одессы и Севастополя, начало блокады Ленинграда, битва за Москву, оборонительные бои на Кавказе и под Сталинградом. Выясните причины перелома в ходе войны, охарактеризуйте важнейшие сражения, процесс формирования антигитлеровской коалиции. Раскройте источники победы в Великой Отечественной войне, историческое значение разгрома фашизма.

Рассмотрение второго вопроса начните с анализа данных о демографических и материальных потерях Советского Союза в годы войны. Обозначьте основные направления и тенденции развития советской экономики послевоенного периода. В чем причины усиления репрессивной политики государства в послевоенные годы? Проанализируйте изменения, происходившие в государственном аппарате в 1946–1953 годы. Обратите внимание на масштабы культа личности И.В. Сталина.

В ходе рассмотрения третьего вопроса следует проанализировать процесс борьбы за власть в руководстве страны после смерти И.В. Сталина, выяснить причины победы Н.С. Хрущева. Далее необходимо отразить влияние критики сталинизма на внутреннюю и внешнюю политику СССР, рассмотреть содержание и последствия реформ Н.С. Хрущева в административно-политической, социально-экономической и культурной сферах, причины его отстранения от власти. Затем перейти к анализу периода правления Л.И. Брежнева и его преемников – Ю.В. Андропова и К.У. Черненко. Особое внимание обратите на экономические реформы середины 1960-х гг., попытки возрождения сталинизма и усиление роли КПСС в жизни советского общества, а также покажите причины научно-технологического отставания СССР от стран Запада к началу 1980-х гг.

В четвертом вопросе необходимо выяснить причины «перестройки», раскрыть смысл терминов «плюрализм», «гласность», «ускорение». Далее охарактеризовать политические и экономические реформы М.С. Горбачева. Особое внимание уделить становлению многопартийности после утраты КПСС монополии на власть и формированию рыночной экономики. Затем следует рассмотреть ключевые моменты внешнеполитической концепции М.С. Горбачева, получившей название нового политического мышления, а также проанализировать предпосылки, процесс и последствия распада СССР и подготовиться к дискуссии на тему: «Почему не удалось предотвратить распад СССР?»

Основная литература

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник. М., 2013. С. 349–451. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=406952

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 295–386. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=488656

 

Дополнительная литература

1. Алексеев В.В., Алексеева Е.В. Распад СССР в контексте теорий модернизации и имперской эволюции // Отечественная история. 2003. № 5. С. 3–20.

2. Барсенков А.С. Политика перестройки и реформирование советского общества в 1985–1991 гг. // Российская история. 2014. № 6. С. 77–98.

3. Боффа Дж. История Советского Союза: в 2-х. Т. 1. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Boffa/index.php.

4. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_
Buks/History/Bohan/34.php.

5. Васильев А.Ф. Был ли в 1941 г. Советский Союз готов к войне? / А.Ф. Васильев // Вопросы истории. 2005. № 1. С. 105–110.

6. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие. М., 2006. С. 338–440.

7. Кузьминский И.С. Экономическое развитие СССР в период «оттепели» Н.С. Хрущева // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2. С. 207–214.

8. Кузьминых А.Л. Отечественная история: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы курсантов, студентов и слушателей. Ч. 3: Советское государство в 1918–1991 гг. Вологда, 2009. С. 64–219.

9. Медушевский А.Н. Перестройка и причины крушения СССР с позиций аналитической истории // Российская история. 2011. № 6. С. 3–30.

10. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник для вузов. М., 2003. С. 399–464.

11. Пилько А.В. У истоков «холодной войны»: создание НАТО и его последствия (1947–1955) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2008. № 2. С. 22–38.

12. Пыжиков А.В. Советское послевоенное общество и предпосылки хрущевских реформ // Вопросы истории. 2002. № 2. С. 33–43.

13. Секиринский Д.С. М.С. Горбачев, перестройка и американское общество: 1985–1991 годы // Российская история. 2010. № 5. С. 95–110.

14. Сетов Р.А. «Холодная война»: современные трактовки в теории международных отношений // Вестник Московского ун-та. Сер. 8. История. 2008. № 2. С. 3–21.

15. Смыкалин А.С. Идеологический контроль и Пятое управление КГБ СССР в 1967–1988 гг. // Вопросы истории. 2011. № 8. С. 30–40.

16. Советский Союз. Последние годы существования (1985–1991) // История России в новейшее время 1985–2009 гг.: учебник / отв. ред. А.Б. Безбородов. М., 2010. С. 8–105.

17. Фортунатов В.В. Загадка и разгадка Горбачева // Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917–2008. СПб., 2009. С. 215–277.

18. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2008. С. 480–553.

19. Шахрай С.М., Станских С.Н. Мифология распада СССР // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 127–137.

Понятия и термины

Агрессия, блицкриг, вермахт, нацизм, оккупация, расизм, фашизм, экспансия, денацификация, «железный занавес», космополитизм, НАТО, Нюрнбергский процесс, ООН, репарация, репатриация, Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), «холодная война», авантюризм, амнистия, волюнтаризм, диссидентство, интернационализм, коррупция, научно-техническая революция, номенклатура, права человека, реабилитация, самоуправление, стагнация, антиалкогольная кампания, ГКЧП, гласность, инфляция, кооперация, новое политическое мышление, общечеловеческие ценности, перестройка, плюрализм, президент, путч, СНГ, ускорение, фермеры, Чернобыльская катастрофа.

Темы сообщений

1. Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера?

2. Внезапность нападения Германии на СССР – миф или реальность?

3. Сталинградская битва и ее


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.