I. Подготовительный и настроечный этапы психологического консультирования — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

I. Подготовительный и настроечный этапы психологического консультирования

2017-08-07 1402
I. Подготовительный и настроечный этапы психологического консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познакомиться с клиен­том, в роли которого может выступать ребенок (подросток), его родитель, педагог (воспитатель или учитель), выслушать его жалобу, совместно обозначить день и время следующей встречи.

Получить из различных доступных источников дополнитель­ной информации о клиенте — такой, которая может понадобиться во время консультирования:

ü просмотр имеющейся информации о клиенте в кабинете психолога;

ü просмотр классного журнала с целью выявления успеваемости учащегося;

ü при необходимости провести беседу с классным руководителем, социальным педагогом и т.д. при обращении учащегося и т.д.

Разработать план проведения консультации с учетом индиви­дуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы.

Консультация начинается с личной встречи с клиентом.

1. Процедура встречи клиента включает в себя специальные дейст­вия, совершаемые психологом во время встречи клиента, включая его приветствие, проводы на место, где он должен будет находиться во время проведения консультации. К этой про­цедуре относится также выбор места своего расположения по отношению к клиенту во время нача­ла разговора с ним, приемы установления психологического кон­такта консультанта с клиентом, первые слова, которые произносит психолог, начиная свой разговор с клиентом.

В рамках общей процедуры встречи клиента консультанту рекомендуется применять следующий технический прием: выбирать место своего расположения при встрече клиента таким образом, чтобы в момент встречи оказаться лицом к лицу с клиентом и проводить его на место.

Здесь может встретиться ряд частных ситуаций, в которых требуется вести себя иначе. Рассмотрим эти ситуации подробнее.

Если, войдя в помещение, клиент там никого не встретит, то он, наверное, растеряется, и это определенно скажется на его дальнейшем поведении во время консультации. Если клиент войдет в помещение и увидит людей, которые не обратят на него никакого внимания, то клиент может не только растеряться, но и обидеться, особенно если впоследствии выяснится, что среди них были психолог.

Возникновение неожиданных препятствий на пути продвижения клиента к своему месту также может изменить не в лучшую сторону его психологический настрой. Допускается, однако, чтобы клиент сам приходил на место проведения консультации, но в этом случае должна быть обеспечена полная гарантия того, что при поиске своего места в консультации у клиента не возникнут проблемы.

Если клиент уже вошел в помещение, где будет проходить консультация, а те люди, кто в это время находится в помещении, встречают его сидя, особенно если это делает психолог, то клиент почти наверняка воспримет это как проявление невнимания и личного неуважения к нему. Установить нормальный психологический контакт с таким клиентом будет нелегко.

Психологу желательно, указав клиенту место, где он будет сидеть во время проведения консультации, пропустить его вперед и дать возможность первому занять свое место. Это рекомендуется делать потому, что данное действие может предупредить возникновение у клиента чувства растерянности и психологически определить для него ситуацию, не ставя его в неловкое положение, предоставив ему возможность вести себя раскованно и вполне самостоятельно. Кроме того, уже в этот момент, наблюдая за тем, как клиент идет к своему месту, как он садится и какую при этом занимает позу, психолог может сделать о нем немало полезных выводов для дальнейшего успешного проведения консультации.

Если психолог сядет на свое место первым, то клиент это может воспринять как демонстрацию консультантом своего превосходства перед ним, что совершенно нежелательно для нормального проведения психологического консультирования. Особенно неблагоприятно такое действие психолога может повлиять на проведение психологической консультации в том случае, если клиент окажется сам авторитетным и достаточно самолюбивым человеком, с повышенным чувством собственного достоинства. В любом случае психолог должен занимать свое место в психологической консультации или после клиента, или одновременно с ним.

Никаких специальных разговоров с клиентом не рекомендуется начинать до тех пор, пока клиент не займет свое место и не расположится на нем достаточно удобно. Во-первых, вести с человеком разговор на ходу, особенно тогда, когда он идет на свое место и садится, невежливо. Во-вторых, человек, идущий, ищущий свое место и занимающий его, в момент совершения подобных действий сосредоточивает свое внимание в основном на том, что он делает, и поэтому будет не очень внимательно слушать то, что ему говорит психолог. В-третьих, любой человек, который только что пришел в психологическую консультацию, вначале будет не вполне готов к серьезному и содержательному разговору с психологом по поводу своей проблемы. Клиент или будет волноваться, или еще некоторое время находиться во власти переживаний и мыслей, связанных со своими предыдущими делами. В любом случае клиенту необходимо время для того, чтобы успокоиться и психологически настроиться па серьезный разговор с консультантом.

В момент появления клиента в помещении психологической консультации там должно быть тихо, и желательно, чтобы никто, кроме психолога, в помещении не находился.

2. Техника, относящаяся к началу беседы с клиентом, включает в себя приемы, которые может использовать психолог, лично знакомясь с клиентом и приступая к детальному выяснению его проблемы.

Встретившись лицом к лицу с клиентом после того, как он занял свое место и удобно расположился, психолог, с внимательным и доброжелательным выражением липа (возможно, улыбнувшись клиенту), может обратиться к нему с такими, например, словами:

«Я рад видеть вас здесь. Хорошо, что вы обратились к нам. Я надеюсь, что наш разговор, наша совместная работа будет приятным и полезным делом как для вас, так и для меня. Прежде всего, давайте познакомимся поближе...»

Далее психолог представляется клиенту, называя, свое имя и отчество, и просит клиента рассказать о себе.

К клиенту, в свою очередь, можно далее обратиться с такими вопросами: «А как вас зовут?» (Если имя клиента заранее не было известно психологу.) «Что вас к нам привело?» «Какие проблемы вас волнуют?»

После этого психолог обычно делает паузу в беседе с клиентом, необходимую для того, чтобы предоставить клиенту возможность собраться с мыслями и обстоятельно ответить на поставленные перед ним опросы.

Если пауза натягивается и клиент затрудняется ответить на заданные ему вопросы, волнуется или, начав разговор, вдруг прерывает его, то психологу не рекомендуется сразу же вмешиваться в сложившуюся ситуацию. Консультанту в этом случае лучше терпеливо и доброжелательно ждать, пока клиент сам не продолжит разговор.

Если же пауза затягивается слишком надолго и становится ясно, что клиент попал в затруднительное положение, не знает, что говорить дальше, то психологу рекомендуется самому обратиться к клиенту, воспользовавшись, например, репликами следующего типа:

«Я вас внимательно слушаю, продолжайте, пожалуйста». «Для нашей с вами плодотворной работы мне лично очень интересно все то, о чем вы говорили, продолжайте, пожалуйста».

Если и после этого клиент будет молчать, то психолог может его спросить: «Объясните, пожалуйста, почему вы молчите? Может быть, что-то мешает вам говорить? Давайте обсудим это, и я постараюсь вам помочь».

В том случае, если клиент сам после этого продолжит разговор, психолог со своей стороны должен будет вновь взять на себя роль терпеливого, внимательного и доброжелательного слушателя и слушать клиента, не перебивая его. Если клиент все же будет молчать, испытывая явные затруднения в разговоре, волноваться, делать слишком большие, неоправданные паузы, не знать, что говорить дальше, то психологу рекомендуется, ориентируясь на содержание тех вопросов, которые он уже поставил перед клиентом, или на содержание тех ответов, которые он уже получил от клиента на ранее поставленные вопросы, продолжать задавать клиенту наводящие вопросы — преимущественно такие, на которые клиент мог бы легко и свободно отвечать. При достаточном умении и опыте психолога через систему наводящих, дополнительных вопросов он сможет довольно быстро «разговорить» клиента, сняв у него психологический барьер, и получить от него необходимую информацию.

В случае серьезных затруднений клиента при ответе на вопросы психолога рекомендуется воспользоваться следующими приемами, которые помогут снять у клиента излишнюю психологическую напряженность, сделать его более открытым:

Можно ввести в помещение консультации кого-либо из достаточно близких к клиенту людей, кто может его успокоить и облегчить разговор с психологом. Данного человека (или данных людей, если их несколько) можно разместить рядом с клиентом или же между ним и психологом.

Очень важно, чтобы, приступая к разговору с клиентом, психолог сам мог легко и свободно общаться с ним, не испытывая затруднений. В противном случае его собственное волнение, напряженность и неуверенность передадутся клиенту.

Процедура успокоения клиента, нейтрализации действия имеющихся у него комплексов и снятия психологических барьеров в общении может включать в себя технические приемы, создающие для клиента атмосферу физического и психологического комфорта, обеспечивающие его психологическую безопасность. Это могут быть, например, следующие приемы:

Дать клиенту возможность некоторое время побыть одному, например, посидеть в одиночестве две-три минуты, не общаясь ни с кем. В это время психолог может заняться каким-либо делом здесь же, в психологической консультации, или же выйти на несколько минут из помещения.

Включить в помещении консультации негромкую и приятную музыку в то время, когда клиент находится в нем и настраивается на предстоящий разговор с консультантом.

Дать в руки клиенту во время беседы какой-либо приятный, привлекательный небольшой предмет, например игрушку.

Предложить клиенту что-либо делать своими руками во время разговора с психологом под предлогом, например, оказания психологу небольшой услуги, помощи.

Действия, описанные выше, можно применять на практике в самых различных комбинациях, и в отдельности, и в различных сочетаниях друг с другом.

3. Для нейтрализации возможного отрицательного действия комп­лексов и снятия психологических барьеров используется процеду­ра «снятие психологических барьеров». При применении этой про­цедуры психолог с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверен­ность, вызывает доверие к себе.

Общий эмоционально-положительный настрой клиента на пред­стоящую консультацию обеспечивается не только при помощи опи­санной выше процедуры — она в основном только преднастраивает клиента, успокаивает его, — но также посредством применения осо­бой процедуры, преследующей указанную цель. В рамках данной процедуры можно, в частности, применять специальные приемы, поднимающие настроение у клиента, вызывающие у него позитив­ные эмоциональные переживания.

 

II. Диагностический этап

Клиент рассказывает о том, что его волнует, в этот момент необходимо вни­мательно, терпеливо и доброжелательно выслушать его. Время от времени можно задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Не­обходимо следить за тем, чтобы вопросы не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздражения, на­пряжения, сопротивления, не порождали желание прервать разго­вор или же просто перевести его на формальные рельсы или на дру­гую тему.

Во время слушания клиента запоминайте имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для пони­мания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и реко­мендаций.

Лучше всего запоминать информацию, поступающую от клиен­та, без ее письменной фиксации. Однако если Вы не вполне уверены в своей памяти, то, попросив на то разрешение кли­ента, можно делать краткие письменные записи услышан­ного от клиента, в том числе и во время исповеди. Исповедью в психологическом консультировании называется адресованный психологу подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и о своей проблеме.

К концу рассказа-исповеди клиента у Вас должно сложиться определенное представление о сути пробле­мы клиента, а также предположения о возможных причинах проб­лемы и способах ее разрешения. Всем этим Вы должны непосредственно поделиться с клиентом по окончании ис­поведи и после сравнительно небольшой паузы, которая обычно не­обходима для того, чтобы собраться с мыслями, а кли­енту настроиться на внимательное слушание.

Далее разговор продолжаете Вы, а клиент, слу­шая Вас, может задавать интересующие его вопросы и, если он этого пожелает, дополнять свою исповедь. Кроме того, в этой части кон­сультации клиент может выражать свое мнение о том, что сам услы­шит от Вас.

Прежде чем формулировать свои выводы и заклю­чения, проведите дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную для кон­сультирования информацию.

О том, что Вы собираетесь беседовать с други­ми лицами о проблеме клиента, заранее поставьте в из­вестность самого клиента и спросите у него на это разрешение.

Если для принятия решения о проблеме клиента Вам понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов, объясните клиенту необхо­димость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важ­но также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологиче­ского обследования.

Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то не настаи­вайте. Вместе с тем преду­предите клиента о том, что его отказ участвовать в психологическом тестировании может затруднить осмысление его проблемы и нахож­дение ее оптимального решения.

Процедуры и техники, используемые психологом на диагностическом этапе проведения психологического консультирования

1. Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди.

Создать благоприятную психологическую атмосферу для исповеди клиента кроме описанных выше приемов, используемых в основном в начале проведения психологического консультирования, можно также с помощью следующих практических действий психолога, предпринимаемых уже во время проведения самой исповеди.

А. Вербальная поддержка того, что говорит и делает клиент во время исповеди — прием требует пояснения. Иногда во время исповеди клиент может говорить то, с чем психолог не согласен, например высказывать свои, не вполне обоснованные, претензии к психологу, к проводимой консультации, к обстановке и т.д.

В этом случае психолог не должен открыто возражать клиенту, тем более — начинать спорить с ним. Гораздо разумнее при возникновении подобной ситуации поступить следующим образом: признав прямо или косвенно, открыто или молча право клиента па критику, предложить ему отложить спорные вопросы и обсудить их в конце консультации.

В этом случае к клиенту можно обратиться со следующими, например, словами;

«Вполне возможно, что вы, по существу, правы, и я готов обсудить с Вами то, что Вас волнует. Но давайте вместе подумаем, как это лучше сделать. Если мы сейчас прервем консультацию и перейдем к обсуждению спорных вопросов, то не сможем найти способ решения основной, волнующей Вас проблемы. В этом случае я вряд ли смогу Вам реально помочь, так как наше с Вами время ограничено и будет затрачено на дискуссию, не имеющую прямого отношения к вашей проблеме. Я предлагаю поступить по-другому: на время отложить обсуждение спорных моментов, связанных с проведением консультации, и продолжить работу но заранее намеченному плану. Затем мы найдем дополнительное время и договоримся, когда и где обсудим и решим все волнующие вас вопросы».

Если клиент все же настаивает на немедленном обсуждении данных вопросов и, более того, требует, чтобы поставленные им вопросы были решены здесь и теперь, то консультант-психолог может поступить одним из следующих способов:

1) прервать на время консультирование и постараться как можно быстрее разрешить спорные вопросы;

2) отложить психологическую консультацию и перенести ее на другое, более подходящее, время, когда все спорные вопросы будут решены;

3) вообще отказаться от дальнейшего проведения психологической консультации, вежливо извинившись перед клиентом и объяснив ему, почему консультацию пришлось прервать и почему поставленные им вопросы не могут быть решены, а претензии — удовлетворены.

В том случае, если клиент говорит психологу нечто такое, что прямо не относится к условиям проведения консультации, но снизано с сутью обсуждаемой проблемы, консультант может переключиться па разговор по вопросу, поднятому клиентом, если ему, конечно, есть что сказать клиенту по соответствующему поводу.

Тем не менее, в процессе исповеди все же не желательно, чтобы психолог выражал свое несогласие с клиентом в чем-либо. Лучше не возражать клиенту, а поступить следующим образом: отметив про себя и для себя тот пункт в действиях и высказываниях клиента, который требует обсуждения и возражений, продолжать далее внимательно и доброжелательно, до конца слушать исповедь клиента. К обсуждению же спорных вопросов стоит вернуться только после того, как консультация будет завершена и принято решение по основной проблеме, волнующей клиента.

Б. «Зеркализация» — прием заключается в незаметном для клиента повторении его высказываний и движений; «зеркализировать», в частности, можно жесты, мимику, пантомимику, интонацию, ударение, паузы в речи клиента и т.п.

Зеркализация особенно важна в те моменты проведения исповеди, когда клиент бросает мимолетные взгляды на консультанта, рассказывая о себе и о своей проблеме.

В. «Перифраза» — краткая, текущая реплика психолога, произносимая им во время исповеди клиента и предназначенная для прояснения, уточнения смысла того, что говорит клиент.

В случае применения перифразы психолог, слушая клиента, во время естественных пауз, возникающих и речи клиента, кратко, своими словами, в виде утверждений или вопросов повторяет то, что сказал клиент, и, в свою очередь, ждет от клиента подтверждения или опровержения правильности его понимания.

Перифразу можно начинать, например, словами: «Итак...», «Вы сказали...», «Правильно ли я вас понял, вы сказали...».

Можно просто повторить последние слова, произнесенные клиентом, но в вопросительной форме, ожидая, соответственно, от него подтверждения или опровержения правильности сказанных слов.

Г. «Обобщение» — прием, который внешне чем-то напоминает перифразу, но относится не к тому последнему, что сказал клиент, а к целом) высказыванию, состоящему из нескольких суждений или предложений. В отличие от перифразы, которая буквально повторяет последнюю мысль клиента, обобщение представляет собой вольную, но достаточно точную передачу его мысли в обобщенной форме.

Обобщение можно начинать, например, со следующих слов: «Итак, если обобщить и в краткой форме выразить то, что вы скачали, то можно ли это сделать так...?» «Если подвести краткий итог сказанному, то можно ли это передать так...?» «Если я вас правильно понял, то смысл сказанною вами сводится к следующему... Так ли это?»

Д. Прием эмоциональной поддержки клиента, когда психолог внимательно выслушивает клиента, следует за его мыслью, стараясь в нужные моменты исповеди, в то время, когда клиент обращает на него внимание, внешне выражать поддержку того, что говорит клиент, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия клиента. Это может быть, например, выражение клиенту сочувствия, сопереживания, удовлетворения тем, что он говорит.

Е. Прием постановки перед клиентом стимулирующих его мышление вопросов типа «Что?» «Как?» «Каким образом?» «Зачем?» «Почему?». Он обычно используется тогда, когда психологу необходимо что-либо прояснить для себя в мыслях клиента, а также тогда, когда сам клиент испытывает определенные затруднения в том, что и как говорить дальше.

Ж. Овладение и использование в разговоре с клиентом особенностей его языка — прием психологического консультирования, который заключается в следующем. Консультант, внимательно слушая клиента, старается уловить особенности стиля его речи, обращая внимание на слова, фразы, выражения и обороты, часто используемые клиентом. Определив и усвоив это, психолог через некоторое время сам начинает сознательно пользоваться теми же речевыми приемами в общении с клиентом, то есть незаметно для клиента начинает воспроизводить особенности его речи.

В результате между клиентом и психологом возникает психологическая общность и большее взаимопонимание, чем было вначале. Клиент, в свою очередь, бессознательно начинает воспринимать психолога как психологически близкого к нему человека и оказывается более расположенным к нему.

Важно, однако, не переборщить в использовании этого приема, чтобы у клиента не возникло впечатление, что психолог передразнивает сто.

2. Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента.

Для того чтобы сделать правильные выводы из исповеди клиента и не ошибиться в оценке его проблемы, а также для того, чтобы убедить самого клиента в верности интерпретации его исповеди, психолог в процессе интерпретации исповеди должен придерживаться следующих правил:

А. Не спешить, не торопиться со своими выводами. Желательно после окончания исповеди клиента сделать паузу в общении с ним длительностью от 10 до 15 минут, заполнив ее каким-либо делом, позволяющим отвлечься от слушания, поразмышлять, сделать выводы. Такой перерыв нужен не только психологу, но и клиенту. За время перерыва он сможет отойти от исповеди, успокоиться, психологически настроиться на выслушивание консультанта и на конструктивный диалог с ним.

Рекомендуется, например, организовать во время такого перерыва чаепитие, пригласив к участию в нем клиента и сказав ему о том, что во время чаепития может быть продолжен разговор о его проблеме. Перерыв, кроме того, даст возможность психологу собраться с мыслями и задать, если нужно, дополнительные вопросы клиенту.

Б. Консультанту важно проследить за тем, чтобы при интерпретации исповеди клиента не были упущены какие-либо существенные детали и подробности, чтобы среди тех фактов, на основе которых будут сделаны выводы о проблеме клиента и о способах ее решения, не оказалось таких, которые противоречат, не согласуются друг с другом. Если при интерпретации исповеди это важное правило не будет соблюдено, то противоречия в фактах неизбежно проявятся и в противоречиях в выводах, которые следуют из этих фактов. Это - известный закон логики мышления.

В. Необходимо также следить за тем, чтобы предлагаемая интерпретация фактов не оказалась односторонней, т.е. чтобы в ней не было явного предпочтения какой-либо одной теории или интерпретации перед другими.

Данное требование обусловлено тем, что любая из существующих теорий личности или межличностных отношений, которая может быть положена в основу интерпретации исповеди, неизбежно (по природе самих современных психологических теорий) является неполной и не учитывает все возможные факты.

Для того чтобы на практике не происходило односторонней интерпретации исповеди, необходимо еще на этапе общенаучной теоретической подготовки психолога, а затем и на этапе приобретения им соответствующего профессионального опыта в интерпретации исповедей клиентов научить его умело пользоваться положениями самых различных теорий.

Г. Из сказанного выше вытекает следующий важный вывод: любая из исповедей, какая бы она ни была по содержанию, не может иметь одну, единственно возможную интерпретацию. Таких интерпретаций обязательно должно быть несколько и, как правило, столько, сколько существует разных теорий личности и межличностных отношений в психологии. Имеются в виду, конечно, не буквально все без исключения психологические теории, а только те из них, которые в понимании личности и межличностных отношений взаимно дополняют друг друга. Предлагаемых интерпретаций, вместе с тем, не должно быть слишком много, так как в противном случае их трудно будет согласовать друг с другом и в них можно будет просто запутаться.

Предлагая клиенту свою интерпретацию его проблемы, психолог должен все же, в конечном счете, дать единую, но не единственную (в теоретическом плане) трактовку данной проблемы.

Данное требование не противоречит тому, о чем говорилось выше. Дело в том, что положения, сформулированные в предыдущих пунктах, касаются в основном мышления самого психолога, а не понимания сути проблемы самим клиентом. Ему в доходчивой и доступной форме необходимо сообщать сами выводы, а не теорию, на которой они основываются, т.е. только то, к чему в результате своих размышлений, в том числе теоретических, пришел психолог. И, кроме того, делать это следует в простой, доходчивой, а не в наукообразной, форме.

Из сказанного следует, что для того, чтобы научиться теоретически правильно, разносторонне и интегрировано, интерпретировать исповедь клиента, психолог сам должен стать разносторонне теоретически подготовленным практическим психологом. Хорошая общетеоретическая подготовка психолога предполагает его глубокое знакомство с разными психологическими теориями, охватывающими круг тех проблем, с которыми люди могут обратиться в психологическую консультацию.

Но этого недостаточно, нужна, оказывается, еще и разносторонняя практическая подготовка психолога в интерпретации проблем клиента. Она, в частности, предполагает выработку умения не только интерпретировать исповедь клиента, но и правильно формулировать спои выводы, пользуясь различными теориями. Такие практические умения лучше всего вырабатываются в коллективной работе разных психологов — специалистов, на хорошем профессиональном уровне владеющих различными психологическими теориями. Рекомендуется также чаще проводить так называемые психологические консилиумы, которые включают в совместную работу над одними и теми же проблемами разных по своей профессиональной ориентации специалистов. Такие консилиумы особенно полезны в начале самостоятельной практической деятельности психолога.

1. Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаи­мосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном слу­чае взаимно друг друга дополняют. Слушание заключается в том, что, отрешившись на время от собственных мыслей и переживаний, психолог полностью сосредоточивает свое внимание на клиенте, на том, что он говорит. Задача эмпатического слушания заключается в достаточно глубоком, эмоциональном понимании клиента — таком, которое позволило бы психологу лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит кли­ент, а также приобрести способность думать и переживать происхо­дящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания).

Во время эмпатического слушания клиента психолог психологически отождествляет себя с клиентом, но одновре­менно, оставаясь в своей роли, продолжает думать, анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент. Это, однако, размыш­ления особого рода - такие, в процессе которых психолог-консуль­тант, вживаясь в образ клиента, переживая и чувствуя то, что он го­ворит, психологически оценивает и пытается понять не себя в обра­зе клиента, а клиента в его собственном образе. Это и есть то, что называется эмпатическим слушанием. Оно представляет собой основную процедуру второго этапа психологического консультиро­вания.

2. Процедурой активизации мышления и памяти клиента называ­ется система приемов, в результате применения которой активизи­руются, становясь более продуктивными, когнитивные процессы клиента, в частности его память и мышление, связанные с обсужда­емой проблемой, с поиском ее оптимального практического реше­ния. Клиент в результате применения данной процедуры начинает точнее и полнее вспоминать события, факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога то, что раньше было скрыто от со­знания.

К процедуре активизации мышления могут быть отнесены такие приемы, как подтверждение слушающим, в данном случае психоло­гом, точки зрения говорящего — клиента, выраже­ние определенного, чаще всего положительного, отношения к тому, о чем он сообщает, оказание клиенту практической помощи в слу­чае возникновения у него затруднений в правильном оформлении высказывания. Сюда же можно отнести заполнение психологом неоправданных, вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия пси­хологических барьеров, постановка перед клиентом наводящих вопросов, напоминающих ему о том, что следует говорить дальше, стимулирующих память и мышление клиента.

3. Процедура подкрепления заключается в том, что, слушая клиен­та, психолог время от времени — чаще всего тогда, ког­да сам клиент ищет поддержку со стороны консультанта — словами, жестами, мимикой, пантомимикой и другими доступными экстра- и паралингвистическими средствами выражает согласие с тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его.

4. Процедура прояснения психологом мысли клиента состоит в том, что консультант время от времени вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди в тех слу­чаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно вы­ражена самим клиентом, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать. Необходимость использования этой процедуры чаще всего возникает тогда, когда очевидно, что сам клиент не вполне доволен тем, что и как он гово­рит психологу.

 

III. Рекомендательный этап

Собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проб­леме, на данном этапе вместе с клиентом необходимо выработать практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех суще­ственных деталях.

На контрольном этапе проведения психологического консультиро­вания могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъ­яснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, кон­кретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания клиента тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания клиентом тех выводов и решений, к кото­рым приходит психолог, а также в том, чтобы мотиви­ровать клиента на выполнение этих решений.

1. Убеждение — это процедура, основанная на логически безупреч­но аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психо­лог. Убеждение включает в себя аргументы, факты, ло­гику доказательства, понятную, доступную и достаточно убедитель­ную для клиента.

2. Разъяснение — это процедура, включающая в себя развернутое, конкретное изложение, объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психолога. Здесь психолог сознательно ведет диалог с клиентом таким образом, чтобы стимулировать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти вопросы обстоятельные ответы. Предлагая эти ответы, психолог-консультант одновременно внимательно наблюдает за клиентом и ищет с его стороны очевидные подтверждения того, что клиенту понятно то, что ему говорят.

3. Под процедурой, называемой «поиск взаимоприемлемого реше­ния», имеется в виду следующее. Нередко в процессе проведения психологического консультирования возникает такая ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента ре­шение его проблемы.

Данная процедура включает в себя такие приемы, как предложе­ние альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраива­ет, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы.

4. Следующая процедура - «уточнение деталей» — связана с разъ­яснением клиенту мелких, но существенных подробностей, связан­ных с выполнением совместно выработанных психологом и клиентом практических рекомендаций. Для того что­бы убедиться в том, что клиент не только правильно понял его, но и хорошо знает, что делать, как воплощать в жизнь полученные реко­мендации, психолог задает клиенту вопросы и на ос­нове его ответов определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают. Если что-то в понимании клиентом обсуждае­мых вопросов не вполне устраивает психолога, то он предлагает клиенту дополнительное разъяснение своих мыслей, при­чем старается сделать это максимально конкретно и практически ориентированно.

Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций

Для того чтобы клиенту были вполне понятны предлагаемые психологом советы и рекомендации, а также для того, чтобы клиент смог ими с успехом воспользоваться и добиться желаемого практического результата, при формулировке советов и рекомендаций психологу-консультанту следует придерживаться таких правил:

Правило 1. При формулировании советов и рекомендаций по практическому решению проблемы клиента желательно, как и при интерпретации исповеди, предлагать ему не один-единственный, а сразу несколько, по возможности — разных, советов и рекомендаций. Это связано с тем, что разные способы решения одной и той же проблемы требуют соблюдения различных условий и выполнения разных действий. Некоторые из них в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться недоступными клиенту, что значительно снизит эффективность практического действия соответствующих рекомендаций. В общем случае число предлагаемых клиенту различных способов решения его проблемы должно быть два или три, и все эти способы должны учитывать реальные условия жизни клиента, его возможности, а также его индивидуальные психологические особенности. Число предлагаемых способов решения проблемы также должно быть таким, чтобы клиент был в состоянии выбрать из них то, что его вполне устраивает и полностью подходит для него.

Правило 2. Психологу следует предлагать клиент у не только советы как таковые, но также и собственные оценки и их советов с точки зрения легкости или трудности следования им решении возникшей проблемы. Речь идет о том, что клиент должен иметь достаточно полную информацию о каждой конкретной рекомендации, предлагаемой психологом-консультантом, т.е. знать, чего ему будет стоить следование той или иной рекомендации и с какой степенью вероятности такое следование приведет к решению волнующей его проблемы. После того как психолог предложил клиенту альтернативные советы но решению его проблемы, в голове у клиента далеко не сразу складывается вполне адекватный образ ситуации. Клиент далеко не сразу в состоянии сделать правильный выбор из числа предложенных ему альтернатив. Более того, он, как правило, и не располагает достаточным для этого временем. В силу указанных причин клиент не сразу может принять нужное и верное решение. Для того чтобы облегчить клиенту поиск таког<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.