О некоторых физиологических основах формирования двигательных навыков в процессе спортивной тренировки — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

О некоторых физиологических основах формирования двигательных навыков в процессе спортивной тренировки

2017-07-24 988
О некоторых физиологических основах формирования двигательных навыков в процессе спортивной тренировки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спортивная тренировка представляет собой многократное, специально организованное повторение ряда действий, направленное на овладение определенными движениями, а также на развитие, закрепление и поддерживание на должном уровне тех или иных двигательных умений и навыков.

Двигательный навык - одна из форм двигательных действий человека. Он представляет собой слаженную, установившуюся систему условнорефлекторных связей между органами чувств, центральной нервной системой, мышечным аппаратом и внутренними органами. Связи эти образуются не сразу: различают три фазы формирования двигательного навыка (по А.Н. Крестовникову).

Первая фаза характеризуется образованием условнорефлекторных связей при широком распространении (иррадиации) возбудительных процессов по коре головного мозга. Возбуждение значительного количества элементов в коре влечет за собой чрезмерное напряжение и сокращение большого количества мышц, в связи с чем выполнение действий сопровождается неточными и ненужными движениями. Эта первая фаза обобщенной реакции называется стадией генерализации.

Во второй фазе по мере многократного повторения упражнений излишняя иррадиация ограничивается развитием тормозных процессов в коре головного мозга (происходит концентрация возбуждения). Этому соответствует более правильное выполнение двигательных действий. Вместе с тем из-за недостаточного еще совершенства во взаимодействиях процессов возбуждения и торможения внешне еще наблюдается излишняя скованность, закрепощенность движений. На этой фазе еще возможны ошибки, а сам процесс выполнения действия, движения требует непрерывного внимательного контроля (появляется двигательное умение - способность правильно управлять действием при сосредоточении внимания на способе его выполнения).

В третьей фазе формирования навыка происходит автоматизация движений, становление двигательного динамического стереотипа, обусловливающего правильное и более совершенное выполнение действий, причем не требующих специально направленного на них внимания.

Значение двигательных навыков в жизни человека и спортивной его деятельности очень велико, так как они дают возможность человеку решать одновременно сложные задачи, сосредоточиваясь на главном; по мере становления навыков изменяется роль сознания в двигательных действиях. Если на первых порах овладения какими-нибудь действиями человек должен постоянно сознательно направлять и контролировать все элементы движения, то по мере их автоматизации сознание освобождается от такой тяжелой и утомительной работы, оно участвует в основном не в процессе выполнения движения, а в учете изменений в окружающей обстановке, в решении главной задачи, наиболее важной в данный момент, и т.д.

Вместе с тем при наличии двигательных навыков оказывается возможным брать под сознательный контроль мельчайшие детали этих автоматизированных движений, действий, если в этом возникает малейшая необходимость.

Необходимым условием вырабатывания прочного навыка является сознательное его усвоение; чем с большей сознательностью навык формируется, тем прочнее он закрепляется. Для того чтобы навык быстрее и лучше формировался, нужно хорошо осмыслить разучиваемое движение, действие, создать мысленный образ его выполнения. Опираясь на предварительно созданный образ действия, спортсмен старается сознательно воспроизвести его в движении. Поэтому знания о разучиваемом движении и четкое представление о нем являются совершенно необходимым условием для его усвоения.

Следует также иметь в виду, что для быстрейшего и правильного формирования двигательного навыка все многократно повторяющиеся действия должны выполняться предельно правильно. А это, в свою очередь, требует проявления очень высокой степени внимания стрелка к разучиваемому действию.

Совершенствование мышечной деятельности, улучшение согласованности в движениях, повышение работоспособности и выносливости человека, происходящие при овладении двигательными навыками, являются следствием разносторонних изменений в организме, обусловленных, прежде всего, образованием новых условнорефлекторных, временных связей в центральной нервной системе. В процессе их образования совершенствуется взаимодействие, улучшается подвижность и уравновешенность основных нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Поэтому ведущая роль в перестройке организма под влиянием тренировки - специально организованном повторении ряда действий, движений - принадлежит нервной системе, и в первую очередь деятельности высшего ее отдела - коре больших полушарий. При этом тренировка вызывает перестройку всех физиологических проявлений деятельности организма. Эта перестройка является следствием приспособления организма к выполняемой работе.

Следует иметь в виду, что функциональная перестройка центральной нервной системы, направленная на совершенствование мышечной деятельности, возможна лишь при том непременном условии, если тренировка будет регулярной и достаточно интенсивной по нагрузке.

Стрелку следует знать, что разносторонняя тренировка, выполнение спортивных упражнений, содержащих отдельные элементы тех движений, которые он выполняет в своем основном виде стрельбы, способствует укреплению в целом ранее образованного динамического стереотипа, а односторонняя тренировка может привести к тому, что уже выработанный динамический стереотип будет обедняться и даже постепенно разрушаться.

При тренировке улучшается различительная деятельность анализаторов, происходит повышение чувствительности органов. Особенно заметно повышается в процессе тренировки чувствительность двигательного анализатора, что очень важно для спортсмена. Вместе с тем, как показали специальные наблюдения, сформировавшаяся для данного упражнения острота мышечно-суставного ощущения значительно притупляется, если спортсмен применяет в качестве вспомогательных упражнения с чрезмерно большими физическими нагрузками с отягощениями. Это значит, что стрелок, долгие годы развивающий тонкую различительную способность двигательного анализатора, может значительно понизить ее, если будет применять в качестве вспомогательных те виды спорта, которые связаны с большими физическими перегрузками (снарядовая гимнастика, тяжелая атлетика и др.).

В процессе тренировки повышается пластичность коры больших полушарий, другими словами - повышается ее способность к более быстрому образованию новых временных связей и перестройке старых; вместе с этим развивается способность к более тонкой и соответствующей по силе реакции на раздражение, связанной с работой мышц. При этом тренировка, связанная с преимущественной деятельностью одного органа чувств, может оказывать прогрессивное влияние на деятельность связанных с ним других органов чувств. Поэтому стрелок в процессе тренировок должен всемерно стремиться разнообразить отдельные стрелковые приемы, так как этим повышается его способность к последующему более быстрому усвоению новых движений и улучшению выполнения ранее известных. Это обеспечит, в конечном счете, рост спортивных результатов и стабильность их при различных условиях ведения стрельбы.

В процессе тренировки формируются стойкие условнорефлекторные связи, складывающиеся со временем, как уже было сказано, в динамический стереотип. Следует иметь в виду, что в начальный период тренировки, когда временные связи в коре еще не окрепли, побочные внешние раздражители, вызывая также побочные очаги возбуждения, могут разрушить эти еще не окрепшие связи. Однако в дальнейшем ходе тренировки условные рефлексы прочно закрепляются, выполнение упражнения автоматизируется и посторонние раздражители уже не оказывают вредного влияния. Следовательно, в начальный период тренировки стрелку нужно создавать наиболее благоприятные условия для совершенствования техники стрельбы, причем отрабатывать отдельные элементы выстрела так, чтобы они прочно закрепились и автоматизировались, а уж затем, после освоения в комплексе всех действий с обработкой выстрела, начинать тренироваться во все усложняющихся условиях (при неблагоприятной метеорологической обстановке, в соревновательной, в умышленно усложненной и т.п.). Таким образом будут выработаны стойкие условнорефлекторные связи, прочные двигательные навыки с гибкой приспособительностью их к переменным условиям ведения стрельбы.

Основой формирования двигательного навыка, как уже было сказано, является образование новых условнорефлекторных связей в центральной нервной системе. Разучивая технику выполнения какого-либо упражнения, человек последовательно производит ряд движений, из которых и складывается все упражнение. Когда при постоянном повторении движений связь между ними укрепляется, становится возможным все спортивное упражнение выполнять слитно, поскольку все части упражнения вступают между собой во взаимосвязь вследствие образования динамического стереотипа - сложной уравновешенной системы корковых процессов. Динамический стереотип, обладая известной косностью, обусловливает постоянную технику выполнения упражнения, отчего стойко закрепленный двигательный навык трудно изменить. Однако благодаря пластичности высшей нервной деятельности переделка навыка все же возможна, динамический стереотип при определенных обстоятельствах может изменяться. На этом основана перестройка навыков, исправление ошибок.

Разнообразные двигательные навыки развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. Образование новых движений человека возможно лишь на базе уже имеющихся условнорефлекторных связей. Поэтому новые двигательные навыки формируются в зависимости от ранее приобретенных, включая в себя их отдельные элементы. В свою очередь, вновь формируемые навыки оказывают свое влияние на уже имеющиеся. Поэтому стрелок должен внимательно относиться к подбору вспомогательных видов спорта и стрелковых упражнений. Если, например, для стрелка основной является скоростная стрельба из пистолета по силуэтам, то такое вспомогательное для него упражнение, как медленная стрельба из матчевого пистолета, принесет только пользу, поскольку будет способствовать упрочению и обогащению фонда навыков, необходимых для обеспечения устойчивости вытянутой руки с оружием.

Основой устойчивости двигательного навыка является автоматизация движений. Как уже говорилось, выполнение автоматизированного движения почти не осознается. Вместе с тем человек может в любое время осознать и отдельные части упражнения, и выполнение всего упражнения в целом, если специально будет сосредоточивать на этом внимание. Закрепленные автоматизированные условнорефлекторные связи окружаются в коре больших полушарий как бы тормозным валом (Квасов Д.Г., 1952), изолирующим эти связи от действия других раздражителей, не связанных с выполнением данного движения. Автоматизация тех или иных движений создает психофизиологическую основу для расширения контроля со стороны сознания за выполнением упражнения в целом, окружающей обстановкой и т.п. Однако двигательный навык, выработанный в предельно однообразных условиях, может легко деавтоматизироваться, если эти условия будут внезапно изменены. Чтобы этого не произошло, нужно в процессе тренировки нарочито разнообразить манеру стрельбы. Так, очень важно стрелку отрабатывать, например, упражнение "стандарт" как из произвольной, так и из спортивной, и служебной винтовок, имеющих различный вес, натяжение спуска; применять различный темп и ритм стрельбы при разной метеорологической обстановке и т.д., что в целом способствует развитию достаточно широкого диапазона и устойчивости двигательного навыка.

Следует сказать, что изучение специалистами физиологических основ автоматизации движений привело к выводу, что усиление автоматизации приводит к увеличению функциональной изоляции условнорефлекторных связей, лежащих в основе данного навыка (из-за развития вокруг них тормозного вала), и вследствие этого к прекращению дальнейшего совершенствования двигательного навыка. Спортивная практика в различных видах спорта свидетельствует о том, что с применением ограниченного круга упражнений возможен быстрый, но зато сравнительно непродолжительный рост спортивных результатов, так как он происходит за счет совершенствования условнорефлекторных связей, обеспечивающих выполнение только данного движения, без широкого использования функциональных возможностей организма в целом. Поэтому тренировка спортсмена-стрелка будет во многократ эффективней, если во время нее постоянная работа над автоматизацией движений, связанной с повышением техники стрельбы, будет сочетаться с разносторонней физической подготовкой: занятиями вспомогательными видами спорта и выполнением вспомогательных стрелковых упражнений (при условии, конечно, их правильного выбора).

Следует иметь в виду, что при тренировке имеет место явление переноса навыков. Оно выражается в том, что при одновременном формировании двух или более двигательных навыков они могут влиять друг на друга. Кроме того, ранее образованный навык может воздействовать на формирование последующих или наоборот. Различают положительный и отрицательный перенос навыков, в зависимости от того, способствует ли ранее приобретенный навык усвоению нового или, наоборот, затрудняет его формирование. В основе явления положительного и отрицательного переноса двигательных навыков лежит сходство или различие в структуре динамических стереотипов.

Двигательные навыки при отсутствии упражнений постепенно ухудшаются; при отсутствии подкрепления происходит угасание условнорефлекторных связей. После продолжительных перерывов в занятиях физическими упражнениями спортсмен теряет способность выполнять многие сложные двигательные навыки, ранее характеризовавшие уровень его спортивной подготовки. Причем угасают прежде всего наиболее тонко дифференцированные элементы двигательного навыка, - собственно, то, что характеризует высокое мастерство в двигательных действиях. Имея это в виду, спортсмен-стрелок не должен допускать длительных перерывов в выполнении стрелковых упражнении и поддерживать на соответствующем уровне ранее выработанные двигательные навыки.

Изменение уже сложившихся двигательных реакций, как уже было сказано, весьма затруднительно. Поэтому и спортсмену, и тренеру приходится сталкиваться с большими трудностями при переучивании какого-либо упражнения. Нередко наблюдаются случаи, когда после переучивания и овладения более совершенным приемом выполнения, когда новый прием, казалось бы, хорошо освоен, спортсмен в наиболее ответственные моменты (на соревнованиях, во время угрожающей ему опасности и т.д.) возвращается к старым привычным действиям (Яковлев Н.Н. и др., 1957).

Общеизвестно, что переучивать всегда труднее, чем научить. Поэтому во время учебно-тренировочной работы нужно внимательно следить за тем, чтобы отработка стрелковых упражнений и занятия вспомогательными видами спорта проводились с учетом специфических особенностей, присущих основным стрелковым упражнениям, в которых совершенствуется стрелок, и тем самым, насколько возможно, предотвращать формирование вредных для данного упражнения двигательных навыков.

5.1.2 Физическая подготовка спортсмена-стрелка

Стрелковый спорт в отношении разнообразия движений очень беден. Вдобавок некоторые тренеры по сей день пренебрегают общей физической подготовкой и занятиями другими видами спорта, направляют деятельность стрелка в процессе его учебно-тренировочной работы только на отработку какого-либо одного стрелкового упражнения. Стрелковые упражнения, вообще характеризующиеся однообразным повторением одних и тех же действий, превращаются в нудное, утомительное занятие, надоедающее стрелкам. При этом автоматизированные процессы и двигательные навыки не обогащаются, наоборот, возможности их дальнейшего совершенствования сужаются. Это и является подчас основной причиной прекращения роста спортивного мастерства при продолжающейся тренировке, а переутомление и падение интереса к занятиям, наступающие из-за однообразно выполняемой работы, приводят к снижению спортивных результатов.

Поэтому учебно-тренировочная работа спортсмена-стрелка вообще и специализирующегося в одном каком-нибудь виде стрельбы в особенности должна включать в себя общую и специальную физическую подготовку и занятия вспомогательными видами спорта. Причем эти занятия должны планироваться как обязательная часть учебно-тренировочного урока, а не превращаться в самодеятельность того или иного спортсмена.

В основе воспитания двигательных качеств лежит одна из замечательных особенностей организма человека - отвечать на повторные и все повышающиеся нагрузки известным превышением исходного уровня работоспособности. Для реализации этого свойства спортсмену нужно наряду с формированием двигательных умений и навыков воспитывать в себе физические качества, и в первую очередь силу, выносливость, ловкость и быстроту. Эти качества не существуют отдельно друг от друга. Однако их взаимосвязь совсем не означает, что при подборе и применении соответствующих упражнений нельзя достигнуть преимущественного развития какого-нибудь из этих качеств, например выносливости. Именно такая задача и решается общей физической и специальной физической подготовкой в любом виде спорта, в том числе и стрелковом.

На современном этапе своего развития пулевая спортивная стрельба, как правило, связана со значительными статическими усилиями. Необходимость при выполнении такого упражнения, как "стандарт 3x40", на протяжении 5 час. многократно поднимать винтовку весом 7-8 кг требует от стрелка значительного расходования энергии, поскольку за это время он поднимает груз в сумме свыше 3 т. При этом происходит значительная статическая работа мышечного аппарата стрелка, вызываемая суммарным длительным удерживанием на весу винтовки; так, по наблюдениям, проведенным автором за стрельбой стоя из произвольной винтовки стрелков-стандартистов, удерживание винтовки на весу во время выполнения упражнения в общей сложности продолжается иногда до 75 мин.

Кроме того, стрельба связана с задержкой дыхания; так, при выполнении упражнения "стандарт 3x40", при котором спортсмен производит выстрел в среднем с 1-3-й попытки, суммарная задержка дыхания при 5-часовой стрельбе достигает 40-50 мин., что неизбежно вызывает определенное кислородное голодание организма, влекущее за собой преждевременное утомление.

Из всего этого становится очевидным, какое огромное значение для стрелка имеет физическая подготовка как средство развития силы и выносливости. Не менее важное значение приобретает она и в отношении перестройки деятельности центральной нервной системы стрелка - увеличении подвижности в протекании нервных процессов в коре больших полушарий, образовании новых условнорефлекторных связей, формировании динамического стереотипа, выработке и закреплении положительных двигательных навыков. Поэтому физкультура и спорт помимо сохранения и укрепления здоровья являются основным средством для постановки правильного дыхания и увеличения жизненной емкости легких, укрепления мышечного аппарата, выработки силовой и статической выносливости, ловкости, расторопности, находчивости, самообладания и др. Именно благодаря хорошей физической подготовленности и занятиям другими видами спорта многим спортсменам удалось в короткие сроки добиться высоких результатов и встать в ряды ведущих стрелков страны.

Суммируя накопившийся в настоящее время материал, основанный на опыте ведущих стрелков и тренеров, можно сделать определенные выводы о характере физической подготовки спортсмена-стрелка.

Стрелок должен обладать в основном следующими общефизическими данными:

— достаточно развитой мышечной системой (особенно мышц брюшного пресса, плечевого пояса, рук и ног) и выносливостью, чтобы производить большое количество выстрелов, заметно не снижая их качества;

— умением максимально расслаблять и в наибольшей мере выключать из работы те группы мышц, которые не принимают непосредственного участия в удерживании тела при изготовке, а также при нажатии на спусковой крючок;

— сильными мышцами, участвующими в процессе дыхания, чтобы при стрельбе лежа и с колена, когда грудная клетка несколько сдавлена, не ощущать затруднения в дыхании;

— точностью и согласованностью движений, быстротой реакции, хорошо развитым чувством равновесия и т.п.

На развитие этих качеств и должна быть направлена общая и специальная физическая подготовка стрелка. Учитывая, что успешное выполнение стрелковых упражнений требует от спортсмена всестороннего физического развития и высокого уровня тренированности нервной системы, физическая подготовка его должна носить преимущественно комплексный характер и обеспечивать гармоничное развитие основных физических и специальных качеств.

Прежде всего, физическая подготовка спортсмена-стрелка не должна быть эпизодической и приурочиваться к какому-то определенному периоду его тренировки и подготовки к соревнованиям; она должна проводиться регулярно (но с различной интенсивностью) в течение всего тренировочного года. В этом отношении особое значение приобретает внедрение в жизнь и быт стрелка утренней зарядки и водных процедур (обтирание холодной водой или душ), которые должны быть обязательной частью его режима.

Утренняя зарядка стрелка должна содержать достаточное количество упражнений общего типа, направленных на укрепление мышечного аппарата в целом, постановку дыхания, вырабатывание гибкости тела и точности движений. Учитывая специфические требования, предъявляемые стрелковым спортом к спортсмену, зарядка должна включать в себя упражнения, предназначенные для развития мышц - сгибателей рук и пальцев, мышц плечевого пояса, поясничной части спины. Следует указать на ценность введения в упражнения и статических напряжений в небольшой дозе (например, не очень продолжительного удерживания груза на весу), что способствует лучшему развитию мускулатуры и приучает мышечный аппарат к такой работе, которую он выполняет при изготовке к стрельбе. Необходимо включать и упражнения для развития равновесия (например балансирование на рейке или ребре доски, и т.д.). Учитывая все это, при зарядке желательно применять комплекс упражнений, показанных на рис. 277. Для периодического изменения комплекса здесь приводятся в отдельных случаях однотипные упражнения, которые рекомендуется применять в различных сочетаниях - с возрастающим числом повторений и добавлением более сложных упражнений - в зависимости от возраста и степени тренированности спортсмена. Нагрузка при зарядке должна быть такой, чтобы после нее чувствовалась бодрость, а не утомление.

Рис. 277 - Упражнения для комплекса утренней физической зарядки стрелка: I - подготовительные упражнения; II - общеразвивающие

упражнения для определенных групп мышц; III - специальные упражнения; IV - заключительные упражнения.

Общая физическая подготовка спортсмена-стрелка независимо от специфики стрелкового спорта должна быть направлена на развитие физических качеств: силы, силовой и общей выносливости, быстроты, ловкости и гибкости.

Сила. Средствами воспитания силы являются упражнения: с отягощениями (гантели, набивные мячи, грузы на блоках и др.); с сопротивлением упругих предметов (резиновые бинты, эспандер); с преодолением собственного веса (подтягивания, приседания, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и др.); статические (напряжение мышц, развиваемое без движения, где усилия мышц направлены на неподвижный объект - нажим на стену, столб и т.п.).

Существует несколько методов развития силы с помощью физических отягощений, однако все они являются различными вариантами соотношений величины отягощения, числа повторений движений, темпа выполнения упражнения и продолжительности отдыха.

Учитывая, что при стрельбе необходимость подъема и удерживания на весу оружия требует проявления стрелком не чрезмерно большой мышечной силы, а главным образом силовой и статической выносливости (связанной с относительно длительным и многократным пребыванием в позе изготовки), при тренировке для развития силы желательно применять отягощения небольшого веса с большим количеством повторений - до наступления некоторого утомления; затем, после кратковременного отдыха, нужно переходить к выполнению другого упражнения (их должно быть 6-8) для вырабатывания силы, силовой и статической выносливости уже другой группы мышц.

С большим успехом для развития силы можно применять упражнения с преодолением собственного веса: приседания, разгибание и сгибание рук в упоре лежа, в упоре о стул, табурет, стену и т.д.; такая тренировка не требует ни инвентаря, ни спортзала или спортплощадки. Подобный комплекс упражнений можно выполнять где угодно в течение дня. Большую пользу для развития силы и силовой выносливости приносят упражнения с набивным мячом. С.М. Вайцеховский (Сб. "Пулевая стрельба". ФиС, 1964.) рекомендует упражнения с набивными мячами в качестве одного из основных средств физической подготовки спортсмена-стрелка. Парные и групповые упражнения в метании мячей (весом 4-6 кг) из различных положений и поз, выполняемые с максимальными усилиями, развивают не только силу, но и быстроту сокращений наиболее важных групп мышц. Кроме того, выполнение упражнений с большим количеством повторений (25-75) очень хорошо развивает силовую выносливость. Упражнения нужно выполнять в различном темпе: для развития силы темп должен быть не ниже 8-15 метаний в минуту, для воспитания силовой выносливости - не менее 23-35. Возможно, рекомендации С.М. Вайцеховского в отношении темпа и количества повторений здесь несколько завышены, однако это нисколько не умаляет значения упражнений с набивными мячами как действенного средства развития ценных для спортсмена-стрелка физических качеств, и в первую очередь силовой выносливости.

Выносливость - способность организма противостоять утомлению - обуславливается высоким уровнем физической и технической подготовленности спортсмена, способностью нервных клеток длительное время поддерживать определенную степень возбуждения, высокой слаженностью в функционировании центральной нервной системы, экономичностью обменных процессов, способностью противостоять с помощью волевых усилий ощущениям наступающего утомления. В спортивной практике принято различать общую и специальную выносливость.

Методом развития общей выносливости является длительное выполнение физических упражнений умеренной интенсивности с вовлечением в работу возможно большего количества мышечной массы. Общая выносливость вырабатывается преимущественно упражнениями с длительным повторением циклических движений. Поэтому основными средствами развития общей выносливости у спортсмена-стрелка должны быть: ходьба на лыжах, плавание, длительный бег, продолжительная ходьба в быстром темпе, различные спортивные игры.

Специальная выносливость - способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде физических упражнений, в которых специализируется спортсмен, - вырабатывается главным образом во время выполнения самих стрелковых упражнений. При этом нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, следует вырабатывать высокую степень статической выносливости для обеспечения наибольшей устойчивости системы "тело стрелка - оружие" при производстве каждого в отдельности выстрела и, во-вторых, обеспечивать выдерживание длительной статической нагрузки на протяжении отстрела всего упражнения. Поэтому основным методом воспитания специальной выносливости является специальная тренировка с оружием, его макетом или каким-либо предметом, удерживаемым в позе изготовки (см. ниже).

Ловкость и быстрота - это физические качества также крайне необходимы для спортсмена-стрелка. При их развитии повышается способность быстро осваивать новые движения, успешно действовать в изменяющихся условиях ведения стрельбы, совершенствуется умение распределять и концентрировать внимание, обогащается запас условнорефлекторных связей, ускоряется протекание реакций, приобретается ряд других, важных для стрелка качеств. Ценным средством воспитания ловкости и быстроты, а также точности реакции, являются, например, спортивные и подвижные игры с мячом, гимнастические упражнения.

В этом отношении заслуживают особого внимания волейбол и баскетбол. Движения в этих играх достаточно разнообразны и включают в себя такие полезные элементы, как короткий бег, прыжки, сгибания, повороты туловища, движения руками; игры требуют подвижности, развивают точность движений, что в целом способствует комплексному развитию физических качеств стрелка.

Общая физическая подготовка спортсмена-стрелка помимо развития основных физических качеств - силы, выносливости, ловкости и быстроты - призвана решать и частные, более узкие специальные задачи - развитие дыхания и чувства равновесия.

Совершенно очевидно, что стрелковый спорт предъявляет повышенные требования к развитию дыхательного аппарата спортсмена (стесненность грудной клетки в позе изготовки, многократные задержки дыхания при производстве выстрелов могут приводить к определенному кислородному голоданию организма). Поэтому правильной постановке дыхания нужно уделять самое серьезное внимание при планировании общей физической подготовки стрелка.

Для развития дыхания, как доказано исследованиями и спортивной практикой, лучше всего применять упражнения не в покое, а при ровной физической нагрузке. Хорошим и к тому же доступным в любое время года средством для этого является быстрая ходьба с ритмичным дыханием. Зимой стрелку нужно ходить на лыжах; летом заниматься легкой атлетикой, особенно бегом с ритмичным дыханием, а также плаванием и греблей. Эти виды спорта способствуют правильной постановке дыхания, увеличению силы дыхательных мышц, увеличению жизненной емкости легких.

Развитие чувства равновесия также необходимо для стрелка, так как оно имеет непосредственное значение для придания наибольшей степени устойчивости системе "тело стрелка - оружие" во время производства выстрела. Испытанное средство для повышения различительной чувствительности вестибулярного аппарата - фигурное катание и бег на коньках. Многие стрелки (и не без основания) отмечают положительную роль занятий велосипедным спортом, который помимо общего физического развития способствует тренировке вестибулярного аппарата. По наблюдениям некоторых стрелков, после езды на велосипеде и небольшого перерыва (1-2 часа) хорошо стрелять стоя. Как видно, езда на велосипеде к тому же служит хорошей разминкой, способствующей созданию благоприятного общего состояния для мышц ног, брюшного пресса и рук, при котором обеспечивается наибольшая степень неподвижности изготовки.

При подборе средств общей физической подготовки спортсмена-стрелка следует избегать, особенно в соревновательный период, занятий некоторыми видами спорта, являющимися в какой-то мере антагонистами пулевой стрельбы (тяжелая атлетика, отчасти снарядовая гимнастика, стендовая стрельба). По наблюдениям некоторых тренеров и инструкторов, почти все лыжники, конькобежцы, легкоатлеты, пловцы и гребцы при занятиях стрельбой быстро добиваются хороших результатов, тяжелоатлеты стреляют, как правило, плохо и с трудом достигают более или менее удовлетворительных показателей. Во всяком случае, следует иметь в виду, что нельзя стрелку выполнять большую физическую нагрузку незадолго до стрельбы: дрожание рук после тяжелой физической работы может давать о себе знать в течение многих часов.

Перед соревнованиями к занятиям другими видами спорта нужно подходить очень осторожно. В распорядок тренировочного дня стрелка желательно включать в небольших дозах ритмичный бег и ускоренную ходьбу с глубокими вдохами и выдохами. На соревнованиях в распорядке дня должна оставаться лишь утренняя зарядка, а в качестве активного отдыха - прогулки пешком и на лыжах. Во время соревнований также не рекомендуется принимать участие в спортивных играх, так как возможны травмы, болевые ощущения в мышцах, которые зачастую являются причиной резкого снижения результатов спортсмена-стрелка.

Специальная физическая подготовка - продолжение общей физической подготовки спортсмена-стрелка. Она направлена на специализированное развитие физических качеств применительно к специфике спортивной стрельбы и призвана решать следующие задачи: преимущественное развитие групп мышц, выполняющих статическую работу по удерживанию тела с оружием в позе изготовки; развитие специальной статической выносливости, связанной с необходимостью длительного удерживания на весу оружия как для производства отдельного выстрела, так и отстрела всего упражнения; развитие специальных качеств - чувства равновесия, "мышечного чувства", тонко дифференцированной координации движений и т.д.

Основными средствами специальной физической подготовки являются прежде всего сами стрелковые упражнения или элементы техники стрельбы, а также специально-подготовительные упражнения. Поэтому она должна базироваться на тренировках с оружием или макетом в позе изготовки для стрельбы. Причем многие из физических упражнений, связанных со специальной физической подготовкой, могут выполняться в течение рабочего дня или в домашних условиях.

Прежде всего, универсальным средством воспитания специальных физических качеств стрелка является тренировка с оружием в позе изготовки, с имитацией стрельбы "вхолостую". Это вид упражнений при различной дозировке статических нагрузок позволяет направленно развивать различные специальные качества спортсмена-стрелка.

Для развития специальной статической выносливости, вырабатываемой в процессе тренировки, существует много методов и приемов. К ним, например, относятся следующие:

— продление времени одноразового удерживания на весу оружия в позе изготовки; после выстрела, не опуская оружия, вновь произвести обработку "выстрела" с прицеливанием и нажатием на спуск. При тренировке "вхолостую" выдерживать "ровную мушку" и многократно нажимать на спусковой крючок в благоприятные моменты, постепенно увеличивая таким образом время прицеливания;

— увеличение интенсивности тренировочной нагрузки, суммарное увеличение времени удерживания на весу оружия за счет чередования действительных выстрелов и обработки выстрелов "вхолостую";

— развитие силовой выносливости мышц правой (левой) руки и плечевого пояса у пистолетчиков в позе изготовки за счет длительного удерживания на весу макета оружия либо какого-нибудь предмета весом, примерно равным весу оружия. Этот способ удобен тем, что его можно весьма эффективно использовать в любое время дня, в домашних условиях.

Для развития чувства равновесия следует применять следующие специально-подготовительные упражнения: стояние на одной и двух ногах вдоль и поперек деревянной рейки или бруска, положенного на пол; балансирование на доске, уложенной на опору - небольшого диаметра валик (такой несложный спортивный "инвентарь" нелишне иметь дома); балансирование на велосипеде, стоящем на месте; хождение по рельсу, ребру доски; упражнение на бревне и др.

Для развития мышечного чувства и некоторого умения гасить непроизвольные колебания тела при стоянии в позе изготовки за счет произвольного, сознательного противодействия этим колебаниям, а также для вырабатывания умения тонко управлять своими мышцами нужно создавать при тренировке усложненные условия, (например, за счет проведения некоторых стрельб из винтовки стоя без спортивной куртки). Большую пользу для выработки этих


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.