Маркс и Энгельс пришли к выводу, что способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Маркс и Энгельс пришли к выводу, что способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

2017-07-25 386
Маркс и Энгельс пришли к выводу, что способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Производительные силы явля­ются сложной системой, включающей, во-первых, субъективные компоненты (трудящийся человек, технологические и научные знания, применяемые в процессе труда), и, во-вторых, компоненты вещественные (орудия и средства производства). Производитель­ные силы характеризуют уровень освоения природы человеком. Они являются наиболее подвижной и ведущей стороной способа производства. С изменения производительных сил начинаются из­менения всего способа производства.

Каждой качественно новой ступени развития производитель­ных сил соответствует определенный тип производственных отно­шений.Производственные отношения — это материальные эконо­мические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и потребления орудий труда и средств жизни. Их надо отличать от технологических и технических отношений, без кото­рых невозможен процесс производства. Это отношения между ин­женерами и рабочими, между участками и цехами и т.п., основан­ные на техническом сотрудничестве, на чисто технологическом разделении труда в процессе производства. В отличие от такого типа отношений производственные отношения являются социаль­но-экономической формой производительных сил. Они характе­ризуют не технические навыки и опыт работников, а прежде всего собственность на средства производства. Именно поэтому они яв­ляются не техническими или технологическими отношениями, а экономическими отношениями. В общественном производстве люди вынуждены относиться друг к другу как собственники и не­собственники.

Система производственных отношений включает в себя три основных элемента:

· типы и формы собственности на средства производства и произведенные продук­ты;

· характер взаимного обмена деятельностью в про­цессе производства;

· способы распределения произве­денного продукта.

Ведущую роль в этой системе играет первый элемент — собст­венность на средства производства. Поэтому в истории общества выделяют следующие основные формы собственности: первобыт­но-общинную, рабовладельческую, феодально-крепостническую, буржуазную, социалистическую. Развитие материального произ­водства рассматривается как основа всего исторического процесса, а экономическая подсистема выступает фундаментом, базисом всех остальных подсистем.

Социальная подсистема.

Термин социальность (от лат.socialis) означает общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности в общественной жизни. Употребляются также терми­ны «социум» — общее, совместное и «социетальный» — относя­щийся к обществу в целом, затрагивающий интересы всех общест­венных групп и слоев населения. Взятый в широком смысле термин «социальный» по объему и по содержанию совпадает с термином «общественный».

В узком смысле под «социальным» понимают все, что относится к разновидностям социума — семейно-родственные, национально-этнические, территориально - поселенческие сообщества. Сюда же входят проблемы структурирования общества, или его деления на группы по различным социальным признакам — клас­совым, профессиональным, демографическим и т.п.

Существует не только социально-групповой, но и институцио­нальный срез социума. Социальными институтами называют орга­низации, учреждения, образования и т.п., выполняющие опреде­ленные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения.

В ходе истории складываются устойчивые группы людей, полу­чившие название исторические общности. Исторически первыми были родо-племенные общности, основанные на кровнородствен­ных связях. Вместе с ними возникают первые формы семьи и брака, прошедшие большой путь развития: от кровнородственной, груп­повой, семьи к парной и, наконец, к моногамной семье - наиболее распространенному типу семейно-брачных отношений. Разновид­ностью моногамной семьи является так называемая нуклеарная семья, состоящая из супругов и их детей. На социальном микроу­ровне семья оказалась наиболее устойчивой общностью несмотря на многочисленные попытки разрушить ее, заменив «свободным сожительством». На социальном макроуровне современного обще­ства наиболее устойчивой исторической общностью следует при­знатьнации.

В первобытно-общинном строе доминировали родовые отно­шения, базирующиеся на кровных связях. Носителями родовых отношений были племена, из которых впоследствии образовались народности и народы. Нации начали формироваться только в пери­од становления буржуазного общества и возникновения единого рынка. Например, русская нация начала складываться в XVII веке, когда на базе растущего товарного обращения и концентрации местных рынков возник всероссийский рынок.

Нация - историческую общность людей, которая характеризуется общностью территории, экономических связей, языка и спецификой духовной культуры и психологического характера. Было бы неправильно рассматривать нацию как чисто природное, биологическое образование. Нация прежде всего про­дукт развития социальных отношений и связей, характерных для эпохи капитализма. Но каждая нация имеет глубокие корни, ухо­дящие в глубь ее истории. Психологические черты и другие особен­ности русской нации стали складываться не в XVII веке, а на не­сколько веков раньше. В них отразились как особенности истори­ческой судьбы, так и природно-географические условия жизни наших предков.

Социальные классы. Первобытно-общинный строй просущест­вовал не менее миллиона лет. Ему был присущ крайне медленный темп социальных изменений. Тем не менее, примерно 7—8 тысяч лет назад этот строй подошел к важнейшему рубежу — возникнове­нию частной собственности, которая постепенно вытеснила кол­лективную (общинную и родовую) собственность и привела к воз­никновению классов, или социальных групп с противоположными интересами и особым местом в социальной структуре общества. Материальной предпосылкой формирования классов стало обще­ственное разделение труда. Сначала отделились скотоводческие племена от той массы племен, которые продолжали заниматься охотой, рыболовством, собиранием диких плодов и кореньев. Затем ремесло отделилось от возникшего регулярного земледелия, наконец, торговля превратилась в самостоятельный вид деятель­ности, и сформировался класс торговцев, первая в истории челове­чества социальная группа, которая хотя ничего не производила, но осуществляла ставшую общественно необходимой коммуникатив­ную функцию обмена произведенными продуктами.

Существование классов и классовой борьбы было известно уже античным философам и историкам.

Классики английской политической экономии раскрыли эко­номическую анатомию социальных классов, а французские исто­рики времен реставрации (первая половина XIX века) усматривали в борьбе классов ключ к пониманию всей французской истории. Они считали эту борьбу естественным явлением в жизни любого общества, причину возникновения классов находили в насилии приведшем к порабощению слабых сильными.

Еще с античных времен и до наших дней бытует так называемая органическая теория общества, с точки зрения которой существо­вание классов так же необходимо, как наличие органов, выполня­ющих целенаправленные функции в живом организме.

Принципиально иным был подход к решению этой проблемы у основоположников марксизма. Существование классов связано с определенными историческими фазами в развитии производства. Никакое насилие не могло бы привести к возникновению классов, пока не сформировались необходимые материальные предпосылки для их появления, а именно возросший уровень развития произво­дительности труда. Исходяиз этих предпосылок, Ленин дает сле­дующее определение понятия классов: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отно­шению (большей частью закрепленному и оформленному в зако­нах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присва­ивать себе труд другой, благодаря различию их места в определен­ном укладе общественного хозяйства».

В докапиталистических классовых обществах существовали также сословия — социальные группы, пользующиеся особыми. правами и имеющие обязанности, которые были закреплены в обычаях или законах. В России до 1917 г. имелись сословия дворян, купцов, мещан, селян. Купцы делились на гильдии, или степени, которые отличались правами и платимыми пошлинами. Свои гра­дации были и в других сословиях.

Любой социальный класс неоднороден. В его состав входят слои и группы, различающиеся по роду деятельности, квалификации, богатству, происхождению и т.п. Все они объединены общими ус­ловиями существования и функционирования соответствующего класса.

Конкретизированное поня­тие социальной группы определяется как некое коллективное единство, направленное на выполнение общего дела, выражающее себя через определенное поведение и стремящееся к известному равновесию, в котором центростремительные силы преобладаютнад центробежными.

Дальнейшая конкретизация понятия «социальная группа» дает­ся в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Все общество делится на особые слои, или страты. Этот термин заимствован из геологии, где под стратами понимаются пласты в геологической породе. Иногда в социологии страты называют классами, статусами и т.п. На основании каких же признаков сле­дует относить людей к определенному слою? Однозначного ответа на этот вопрос западные социологи не дают. Обычно в качестве основания деления выдвигают следующие признаки: профессия или род занятий, доходы или уровень жизни, общность социальных интересов, культурный уровень или образование, стиль и образ жизни, обладание политической властью и т.п.

Деление общества на страты можно производить по одному из вышеуказанных признаков, но чаще берется несколько признаков, и тогда получается «многомерная стратификация», согласно кото­рой один и тот же человек может принадлежать одновременно к нескольким слоям, или классам. Например, входить в класс людей, имеющих высшее образование, в класс менеджеров, в класс людей, имеющих собственные дома, и т.п. При такой множественности признаков отходит на второй план или вовсе игнорируется такой важнейший признак как место социальных групп в системе обще­ственного производства и их отношения к собственности на сред­ства производства, что, с точки зрения марксизма, является глав­ным классообразующим признаком.

Различные социологи называют разное число страт, или клас­сов: от двух до десяти и выше. Если страт названо много, то они нумеруются или разбиваются на три группы: высшие, средние и низшие.

Характерной чертой общества, разделенного на страты, являет­ся социальная мобильность, которая подразделяется на горизонталь­ную и вертикальную. Горизонтальная мобильность это перемеще­ние людей внутри одного и того же слоя, например, перемена места работы по той же самой специальности при сохранении примерно такого же заработка. Наибольший интерес представляет вертикаль­ная мобильность перемещение людей из низших слоев в высшие и наоборот.

Часть западных социологов полагает, что западное общество как общество «открытое» характеризуется высокой вертикальной мобильностью, причем мобильностью, повышающей статус людей. В нем имеются равные возможности на старте, и каждый имеет шансы стать миллионером. Называют «социальные лифты», при помощи которых можно подняться наверх. Обычно говорят о шести таких лифтах:

1. экономика, сфера бизнеса;

2. политика;

3. армия, военная служба;

4. церковь (и здесь есть шансы пробить­ся в высшую церковную иерархию);

5. наука (это наименее благо­дарное и весьма трудоемкое поприще);

6. брак (благодаря ему можно моментально попасть на вершину общественной пирамиды).

Таким образом, общество уподобляется большому дому с мно­жеством лифтов, поднимающих люде и главным образом в верхние этажи. Приводится сравнение общества с автобусом, где страты — это места, на которых попеременно сидят пассажиры. Однако се­рьезные социологи не подтверждают тезиса о высокой мобильнос­ти повышения в западном обществе. Английский исследователь Т. Боттомор считает, что важная особенность социальной мобиль­ности заключается в том, что она в основном имеет место между общественными слоями, близкими друг к другу, например, между высшими прослойками рабочего класса и низшими прослойками среднего класса. Перемещение рабочего в высший класс носит в любом обществе, и особенно в Англии, ограниченный характер. Анализ состава высших чиновников государственной службы гово­рит, что лишь около 3 % происходит из среды рабочего класса. Опи­раясь на эти факты, ученый констатирует, что «Англия все еще весьма далека от достижения равенства возможностей в получении образования» и в целом остается «жестким иерархическим общест­вом», в котором «выбиваются в люди» лишь единицы.

Политическая подсистема.

Политика в самом широком смысле означает со­знательно проводимую линию поведения социального субъекта по от­ношению к другим субъектам или объектам. Под социальным субъ­ектом можно понимать социальные группы, классы, нации, партии и иные общественные организации и, наконец, то, что является в этом перечне самым главным, — государство.

Направленность поведения субъектов варьируется в широком диапазоне. Поэтому существуют различные виды политики: эконо­мическая, финансовая, социальная, политика в области культуры, образования, демографическая политика, молодежная, нацио­нальная, международная политика и т.д. Политика может быть ад­ресована не только другим социальным субъектам, но также и объ­ектам. Например, экологическая политика — осознанно проводи­мая линия поведения государств и, в конечном счете, всего миро­вого содружества по отношению к окружающей природе.

Центральное место во всем этом многообразии видов политики занимает политика в собственном смысле этого слова. Это линия поведения классов, социальных групп, партий, направленная на достижение или удержание государствен­ной власти. Все остальные виды политики осуществляются, как правило, при помощи рычагов государственной власти. Само слово «политика» происходит от греческого слова «полис», т.е. государст­во. Античные греки под политикой разумели прежде всего умение управлять государством.

Политические отношения в своей совокупности образуют поли­тическую подсистему общества. В нее входит государство как ос­новное звено, а также политические институты и организации, вы­полняющие определенные функции. В их числе политические пар­тии, профсоюзы, женские, молодежные и иные объединения граж­дан, церковь (прежде всего там, где она не отделена от государства).

Государство есть механизм политического управления всем об­ществом, и в этом смысле оно представляет все общество в целом. Системное устройство общества предполагает приоритет целого над частью. В противном случае обществу и государству, его пред­ставляющему, угрожает нестабильность и развал. Тотальность, целостность как жизненно необходимое качество государства не надо путать с тоталитаризмом как особым видом политического режима.

В классовом обществе политическая организация носит клас­совый характер. Поэтому государство в таком обществе неизбежно является организацией политического господства того класса, ко­торый владеет основными средствами производства. Это господ­ство может выступать как откровенная или зака­муфлированная диктатура. Трудно, например, спорить против того, что рабовладельческое государство при любой форме прав­ления и любом политическом режиме было чрезвычайно жесткой диктатурой класса рабовладельцев в отношении всего несвобод­ного населения. Раб был не просто негражданином, а людским скотом.

Огромным историческим прогрессом явилась демократия, ро­дившаяся в результате буржуазных революций. Она провозгласила юридическое равноправие всех граждан, политический плюра­лизм, свободу слова и многое другое. Эта демократия сохраняет известные условия для легальной политической деятельности оп­позиции. Однако ценность такой демократии в историческом мас­штабе относительна. Существуют вполне определенные и довольно жесткие пределы ее функционирования. Об этом красноречиво свидетельствует исторический опыт, в том числе опыт истекающе­го столетия. Как только развитие политических событий начинает всерьез угрожать господству буржуазии, последняя без колебаний идет на смену одной формы классового господства к другой, от демократии мгновенно переходит к террористической диктатуре.

Современное государство наделено внутренними и внешними функциями. Внутренние функции сводятся к сохранению общест­венного порядка и существующей системы социальных отноше­ний, в первую очередь отношений экономических. К числу внут­ренних функций принадлежит функция экономическая: общее ре­гулирование имущественных отношений, а также в определенных пределах — общественного производства. Те или иные формы эко­номического планирования и прогнозирования народного хозяйства имеются во всех развитых странах современного мира, а также в межгосударственных экономических союзах. Современные госу­дарства осуществляют социальную функцию, включающую по­мощь безработным и малоимущим, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, экологические мероприятия и т.п.

Внешняя функция государства сводится к обороне страны и к защите ее интересов во взаимоотношениях с другими государства­ми, а также в проведении геополитики, которая сводится к расши­рению «жизненного пространства», улучшению стратегических по­зиций и географического положения, обеспечению доступа к ис­точникам сырья и энергии.

В систему политических отношений общества входит также право совокупность социальных норм и отношений, на страже которых стоит государство и входящие в него правоохранительные органы. Право не может существовать без особого аппарата, при­званного принуждать людей к соблюдению установленных госу­дарством юридических норм.

Духовная подсистема.

Человек — единственное существо на земле, которое наделено не только телесной, но и духовной жизнью. Человек не просто воспринимает окружающий мир при помощи органов чувств, он способен мыслить логически, постигая все сущее по меркам исти­ны, справедливости и красоты. Без мыслящего человека не может быть духовного производства, науки, искусства, религий. Однако было бы неправильно сводить духовную жизнь общества общест­венное сознание к механической сумме сознания отдельных инди­видов.

Отношение между индивидуальным и общественным сознанием является сложнейшей проблемой, не имеющей однозначного ре­шения. С точки зрения объективных идеалистов, например Плато­на или Гегеля, первичным и объективным является сверхчелове­ческое божественное сознание, которое порождает природу, обще­ство и самого человека с его индивидуальным сознанием. И это последнее — лишь слабый отблеск абсолютных в своей полноте и истинности божественных идей. В сущности то же самое проповедует религия.

Иной позиции придерживаются материалисты. Они убеждены, что любые формы познания порождаются человеческим мозгом и в них отражается объективная реальность. Маркс и Энгельс утверждали, что общественное сознание является порождением и отражением общественного бытия иди совокупности материальных общественных отношений. Общест­венное бытие первично, оно определяет общественное сознание. Но это не пассивное, зеркальное отражение. Общественное созна­ние активно воздействует на породившее его общественное бытие, обладает относительной самостоятельностью и собственной спецификой, которую невозможно непосредственно вывести из каких-то свойств общественного бытия.

В общественном сознании обобщается все типичное, сущест­венное из того, что находится в сознании индивидов. Индивиду­альное и общественное сознание не могут существовать друг без друга, но они и не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании кроме общезначимого много сугубо личного, интимного, неповторимого, и в этом отношении оно богаче общественного. Но с другой стороны, общественное сознание настолько богато содер­жанием, насыщено таким объемом информации, что оно просто не может «поместиться» в сознании отдельного, пусть самого гениаль­ного и обладающего феноменальной памятью человека. Индивиду­альный тезарус — набор известных человеку понятий (понятийный аппарат) и соответствующий словарный запас (лексикон) намного уступает общественному тезарусу и лексикону, зафиксированным в энциклопедиях и толковых словарях.

«Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, со­ставляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко обхо­дилась тридцатью». «Людоедка Эллочка», изображенная Ильфом и Петровым в романе «Двенадцать стульев», — это, конечно, сатирическое преувеличение, но оно метко и характеризует интеллек­туальную и лексическую нищету, типичную для определенного рода личностей.

Общественное сознание не существует без своего материального носителя, в качестве которого могут выступать знаковые систе­мы, вещественные компоненты произведений искусства, техника и т. п.

В известном смысле общественное сознание существует незави­симо от индивидуального сознания, вернее, от сознания каждого отдельно взятого человека. В то же время формы общественного сознания должны восприниматься и пониматься индивидами, группами людей, а в конечном счете, большинством человечества.

Уровни общественного сознания. Общественное сознание пред­ставляет собой сложное системное образование, включающее раз­личные уровни и формы. Как и всякое общее понятие, обществен­ное сознание может делиться на виды по различным основаниям.

-Если взять в качестве основания глубину и обоснованность отра­жения объективного мира, включая общественное бытие, то обще­ственное сознание делится на так называемое обыденное и теоре­тическое.

Обыденное, или обиходное, сознание отражает общественное бытие поверхностно, фиксируя его внешние, случайные признаки. Оно руководствуется здравым смыслом, популярной индукцией, а более всего — житейским опытом, практикой, и в этом его сильная сторона. Но здравый смысл не помогает там, где человек сталкива­ется с нестандартной, противоречивой ситуацией. Здесь уже требу­ется теоретическое сознание — глубинный системный анализ, про­никновение в закономерную сущность явлений. Иными словами, надо призвать на помощь науку и не науку вообще, а специализи­рованное научное знание.

Общественное сознание включает не только уровни, но и струк­турные элементы, которые принято называть формами обществен­ного сознания. К их числу относят:

1. политическое,

2. правовое,

3. моральное,

4. эстетическое,

5. религиозное,

6. философское.

Каждая из названных форм является особым видом духовного производства. Они отличаются друг от друга по предмету и способам отражения действительности, а также по присущим им социаль­ным функциям.

Политическая и правовая формы сознания, отражая политичес­кие и правовые отношения, ближе всех стоят к экономическому базису общества, выполняя важнейшие функции, без которых не­возможна жизнедеятельность социального организма. Нравствен­ное и эстетическое сознание также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений и воспитании человека. Предметом их отражения надо считать не саму природную и соци­альную реальность, а особый — аксиологический, оценочный вид отношения человека к этой реальности. Философия и религия наи­более удалены от экономического базиса и вследствии этого обла­дают наибольшей степенью относительной самостоятельности в своем функционировании и развитии.

Каждая из форм общественного сознания имеет два уровня: со­циально-психологический и идеологический. Следует также учи­тывать взаимодействие и взаимопроникаемость различных форм общественного сознания.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.