Основные бюджетные пропорции. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основные бюджетные пропорции.

2017-07-25 380
Основные бюджетные пропорции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В экономической теории существует несколько концепций государственного бюджета:

· концепция ежегодно сбалансированного бюджета (независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, например, что в период спада в экономике, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты), хотя их снижение ведет к дальнейшему уменьшению совокупного спроса, а, следовательно, и еще более глубокому спаду. Наоборот, если в экономике бум, то есть максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличивать государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию макроэкономических процессов очевидна.)

· концепция бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); иметь ежегодно сбалансированный бюджет необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета в период рецессии (спада). Данная концепция также имеет существенный недостаток – дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому обеспечить сбалансированность бюджета не удается.

· концепция сбалансированности не бюджета, а экономики. Инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать государственные закупки и трансферты и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации экономики. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Дж. М. Кейнса была направлена на выработку рецептов борьбы со спадом в экономике, то она основывалась на идее «дефицитного финансирования». Практическое использование кейнсианских рецептов в макроэкономическом регулировании в большинстве развитых стран в 1950-е – 1960-е гг. привело к середине 1970-х гг. к проблеме хронического дефицита государственного бюджета, и стало одной из причин усиления инфляционных процессов в мировой экономике.

21. Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). Бюджетный дефицит в пределах 3 % от ВНП считается нормальным явлением.

В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита [1, С.290]:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация); представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). При монетизации увеличивается количество денег в обращении, темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.

Последний, третий способ вряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим, правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним: кредитование Центральным банком в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.

В макроэкономической теории рассматирвается 3 вида дефицита гос бюджета:

1. Фактические – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами государственного бюджета

2. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня ВВП, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

3. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.

Существует 2 способа финансирования бюджетного дефицита:

1. Выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования;

2. Займы (внутренние или внешние), что принято называть неэмиссионным способом финансирования бюджета страны.

Сущность и функции налогов.

Налог (сбор, пошлина) – обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.

Выделяют следующие функции:

· Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.

· Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.

· Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.

· Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.

· Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.

Эк. сущность налогов – присвоение, централизация, перер-ие через бюджеты части произв. нац. продукта.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.