Предмет и задачи психологии. Методы психологии: классификация. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Предмет и задачи психологии. Методы психологии: классификация.

2017-07-25 222
Предмет и задачи психологии. Методы психологии: классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Память: явление, функции и виды. Основные подходы к изучению памяти. Память – способность субъекта сохранять в течение какого-то времени содержания, являющиеся результатом процессов запоминания, о которых мы можем судить по результатам процессов актуализации этих содержаний.

Виды памяти

По критерию различных содержаний памяти выделяют:

• Процедурную и декларативную память/знания (Сквайер).

Процедурные знания: привычки (индивидуально своеобразные для каждого человека действия, которые воспроизводятся при определенных условиях), умения (способы действий, которые в сочетании с определенными знаниями позволяют человеку решать те или иные задачи) и навыки (хорошо освоенные умения).

Декларативная память: все те знания, о которых человек может объявить. Существует в двух основных формах: образной и словесной. Примеры образной формы: образы-представления (образы, возникающие в отсутствие действия стимулов на органы чувств; менее яркие и более обобщенные, чем образы-ощущения или образы-восприятия); образы-воспоминания (образы конкретных, ранее воспринятых человеком эпизодов из его жизни, которые соотносятся хотя бы приблизительно с определенным временем в прошлом; какие-то значимые эпизоды из жизни, эмоционально окрашенные).

• Семантическую (хранение в словесной форме) и эпизодическую (образы-воспоминания) (Тулвинг)

• Моторную, аффективную, образную, словесно-логическую (Блонский)

• Автобиографическая память (психологи с недавних пор стали выделять; АП содержит эпизоды, наиболее значимые для человека, определившие его жизненный путь).

По критерию времени хранения память разделяют на:

• Ультракратковременную

• Кратковременную

• Долговременную

По критерию доступности содержаний и последующей их актуализации память разделяют на:

• Эксплицитную (содержания, которые могут быть извлечены с помощью процессов воспроизведения, узнавания, опознания)

• Имплицитную (содержания, которые не могут быть извлечены посредством вышеперечисленных процессов; об этих содержаниях мы можем судить либо по проявлениям в поведении, либо через анализ бессознательного)

Функции памяти:

1. Способность ориентироваться во времени. Без памяти, по словам Рубинштейна, мы были бы «людьми мгновения».

2. Условие приобретения навыков, умений, знаний.

3. Формирование идентичности и Я-концепции.

Основные подходы к изучению памяти

1. Объектно-ориентированный (ОО): исследователя интересует зависимость организации памяти от вида и структуры запоминаемого материала.

2. Субъектно-ориентированный (СО): внимание исследователя акцентировано на субъективных факторах – мотивы, эмоции и пр.

1) Ассоцианизм. ОО Память – механически складывающийся продукт ассоциации. Ассоциация – предполагаемая умственная связь между явлениями сознания и поведения, которая образуется при условии их близости в пространстве или во времени, а также благодаря их сходству или контрасту. Эббингауз изучал формирование ассоциаций, их фиксацию и разрушение. Были разработаны классические количественные методы исследования памяти.

2) Бихевиоризм. Исследовали навык. Торндайк, Толмен. Память - приобретение различных двигательных и речевых навыков. Центральная проблема – заучивание наизусть. Влияние на успешность заучивания повторений, объема и характера материала, установок и мотивов субъекта.

3) Гештальт-психология. ОО Келер, Коффка, Вертгеймер, Левин. Память как результат организации восприятия. Припоминание элемента гештальта → припоминание всего гештальта.

4) Бергсон. Память тела (знания, привычки, умения), память духа (собственно воспоминания), работают совместно.

5) Конструктивный подход. Бартлетт СО Память как конструктивный процесс. Память организована в виде схемы. Основания организации: по интересам. Схема – активная организация прошлых реакций или переживаний, которая должна действовать при любом адаптивном ответе организма.

6) Когнитивная психология. Комплексный подход: учитывают объективные (стимульные факторы, контекст, инструкция) и субъективные (мотивация, эмоции, прошлый опыт, культурные и индивидуальные особенности) факторы. Компьютерная метафора психических процессов человека. Поэтапность процесса переработки информации.

7) Подход уровней переработки информации. Запоминание – побочный продукт переработки информации. Чем глубже переработка, тем прочнее след памяти.

8) Деятельностный подход. Зависимость памяти от мотивации. Понятие мнемической направленности (Смирнов): задачи и/или установки запоминания на полноту, прочность, точность, последовательность, своевременность.

9) Социокультурный подход. Жане, Выготский. Память – акт социального поведения в условиях отсутствия субъектов или объектов социального взаимодействия. Жане: амнемозия – отсутствие памяти у детей (недостаточный словарный запас) и стариков (выпали из ситуации соц.взаимодействия). Выготский: память как ВПФ.

 

Примеры и методы регуляции, самотегуляции психческих состояний обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

В связи с тем что ряд состояний приводит к дезорганизации поведения и деятельности, необходимо эти состояния регулировать. В самом широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и ликвидацией уже возникших состояний. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействия на психику человека извне (например, воздействие психолога на пациента путем использования психорегулирующей тренировки, использование цвета, музыки, природного ландшафта), либо через самовоздействие (самовнушение, самоубеждение, самоприказы). Во втором случае речь идет о саморегуляции.

В ходе регуляции состояний может решаться одна из трех задач:

1. сохранение имеющегося состояния;

2. перевод в новое, требуемое условиями состояние;

3. возвращение в прежнее состояние.

Последние две задачи реализуются, с одной стороны, через дополнительное генерирование нервной энергии и повышение уровня активации, с другой — через срочный и эффективный разряд чрезмерно большой нервной энергии по эффекторным каналам, т.е. через речевые, идеомоторные, двигательные и висцеральные реакции.

Эффективность многих приемов регуляции состояний зависит от ряда факторов: регулярности их использования, опыта специалиста, психологических особенностей человека, на которого оказывается воздействие, наконец, от того, верит ли сам человек в их эффективность.

Важно учитывать перед любым регулирующим воздействием, в каком состоянии находится человек или его отдельная функциональная система. Иначе оказываемое воздействие может привести к обратному эффекту.

Успешной, а главное — адекватной, регуляции состояний (особенно функциональных) способствует обратная связь, сообщающая об изменении физиологических и психологических параметров человека в процессе регуляции. Изард выделяет три метода устранения нежелательного эмоционального состояния:

1) регуляция посредством другой эмоции;

2) когнитивная регуляция;

3) моторная регуляция.

Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности, как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

В целом все методы регуляции делятся на две группы: внешние и внутренние (саморегуляция), хотя деление это чисто условное, так как внушение

может быть и самовнушением, а массаж — и самомассажем и т. д.

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции:

- самовнушение,

- релаксационная тренировка,

- аутогенная тренировка,

- десенсибилизация,

- реактивная релаксация,

- медитация и др. Aутогенная тренировка, основывается на самовнушении в состоянии расслабления. При расслаблении мышц, дыхания, сосудов, сердца сознание не мешает подсознанию воспринимать самовнушение в виде целевых формул. AT - это методика самовнушения, которая позволяет

посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой. Ею можно заниматься в любом месте и в любое время. Слово «аутогенная» произошло от греческих слов «аутос» - сам, и «генос» - род, рождающий, и означает сам себя рождающий. Человек, освоивший аутогенную тренировку, чувствует себя «заново родившимся». Он становится более терпимым к окружающим, изменяются его поведение, отношение ко многим вещам, которые раньше могли вывести из равновесия. «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке данного способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. На основании этого он в соответствии с теорией Джемса-Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Данному способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация peгулирует настроение и степень психического возбуждения. Это позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Медитация. Цель медитации — овладение собственным вниманием и контролем над ним для того, чтобы уметь концентрироваться на выбранном предмете для предотвращения психического напряжения. Внедрение методов психической саморегуляции в обучение и воспитание детей становится необходимым. В идеале, при овладении методами саморегуляции ребенок становится более уравновешенным, спокойным. Все методы саморегуляции основаны на создании баланса между левым и правым полушариями головного мозга. При поддержании баланса анализ и синтез учебной информации происходят одновременно, снижая психоэмоциональное напряжение, вызываемое процессом обучения как таковым.

 

Сокращенный.

Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.

Развитие психических процессов.

Мышление. У младших школьников мышление является доминирующей функцией. Формирование логического мышления является показателем правильного психического развития у детей данного возраста. В этот период проявляются индивидуальные отличия в развитии мыслительных процессов.

Память. Развитие памяти протекает одновременно в двух направлениях: произвольность и осмысленность (связь памяти и мышления). Идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная.

Внимание преобладает непроизвольное; отличается неустойчивостью. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления. Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер, время его концентрации увеличивается. Удержание внимания требует от ребенка волевых усилий.

Восприятие также недостаточно произвольно и слабо дифференцировано. Однако со временем происходит увеличение ориентации на сенсорные эталоны, становится характерно анализирующее восприятие, к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее.

Воображение Развитие воображения происходит в двух направлениях: репродуктивное (воссоздающее), опирающееся на знакомые предметы и продуктивное (новые образы).

С возрастом большое значение начинает иметь слово, которое дает простор фантазии.

Речь Словарный запас ребенка увеличивается до 7 тысяч слов. Большое значение для развития речи имеет учение. В этот период появляется острая необходимость в развитии связной речи, ребенок овладевает звуковым анализом, что является основой для усвоения грамматики. Ребенок познает основы контекстной речи, которая является показателем его развития.

Самосознание формируется довольно активно. В этот период развивается самооценка, которая длительное время зависит от успехов в учебной деятельности. Можно наблюдать неадекватную самооценку на фоне школьных достижений. У неуспевающих учеников может формироваться заниженная самооценка, а у успевающих учеников, становящихся часто объектом для похвалы, может формироваться завышенная самооценка. У детей начинает формироваться компенсаторная мотивация, благодаря которой дети могут утверждаться в других занятиях (спорт, художественное творчество и др.).

Большое значение в этот период имеет усвоение ценностных и моральных норм общества.

В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, поэтому активно развивается воля и самоорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки).

 

Общие положения психологической теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.К.Марковой, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной

Учебная деятельность - это особая форма учения,направленная на овладение обобщенными способами учебных действий и саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом. Она направлена на совершенствование, развитие, формирование личности обучаемого через осознанное, целенаправленное присвоение им общественного опыта.

Психологическая теория учебной деятельности сформировалась в общей теории учения. Ее разработчики: Эльконин, Давыдов, Гальперин, Талызина, Маркова.

Учебная деятельность имеет определенное предметное (психологическое) содержание: предмет учебной деятельности, средства, способы, продукт и результат.

Предметом учебной деятельностиявляется усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего происходит развитие самого ученика.

В качестве средств учебной деятельностивыступают интеллектуальные действия (знаковые, языковые, вербальные средства), в форме которых усваивается знание, а также фоновые знания, при помощи которых структурируется индивидуальный опыт ребенка.

Способы учебной деятельности:репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия.

Продуктом учебной деятельностиявляются структурированное знание, новообразования в психике и поведении ученика, его индивидуальный опыт.

Результат учебной деятельности - потребность ее продолжать либо уход от нее.

Структура учебной деятельности включает пять основных компонентов:

• мотивацию (познавательную и социальную);

• учебные задачи, представленные в форме учебных заданий;

• учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи;

• действия контроля, переходящие в самоконтроль;

• действия оценки, переходящие в самооценку.

 

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей. Роль невербальной коммуникации: Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения. Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Невербальные средства коммуникации имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный.

Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа: Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д. Ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа. Собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.

Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:

Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;

Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Однако в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;

Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером; Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми.

 

Предмет и задачи психологии. Методы психологии: классификация.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.

Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Задачи психологии:

1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс).

2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ - совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Существуют различные классификации методов психологии. Одной из наиболее популярных является классификация Б.Г. Ананьева. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов психологии.

1 группа – организационные методы – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.

К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ (метод «поперечных срезов») организации исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное исследование (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.

2 группа – эмпирические методы - группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому данные методы известны еще как «методы сбора первичной информации».

К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент (которые часто признаются основными эмпирическими методами), а также тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод и др.).

3 группа – методы обработки данных – подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т.д.).

4 группа – интерпретационные методы – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).

Ввиду того, что часто психологам приходится оказывать влияние на развитие личности, на оптимальное формирование ее познавательной сферы и т.д., помимо выделенных Б.Г. Ананьевым методов целесообразно выделить еще одну группу.

5 группа – методы психологического воздействия - специфические приёмы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.

Психологическая наука свое практическое назначение реализует, прежде всего, посредством методов воздействия.

Среди многообразия методов психологического воздействия можно выделить следующие виды: метод предъявления моделей, дискуссионный метод, тренинг и др.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.