Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-07-25 | 145 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Теория государства Гегеля.
Гегель полагал, что государство есть высшая форма развития абсолютной идеи («мирового разума», «абсолютного духа»). Абсолютная идея, зарождаясь, начинает познавать себя. Сначала это самопознание осуществляется через человека, общество, а затем через высшую, по мнению Гегеля, форму общественного развития – государство.
Теория насилия.
Представители: Гумплович, Каутский.
В соответствии с этой теорией в догосударственное время существовали племена, которые воевали между собой. Государственные образования возникают в результате завоевания одними племенами других племен, т.е. в результате насилия. Как у племени завоевателей, так и у племени завоеванных было родовое общество, т.е. отсутствовал государственный строй. Но когда происходило завоевание, у завоевателей возникала необходимость управлять подчиненным племенем, а, следовательно, необходимость создания неродовых органов управления, которые со временем становятся государственными.
Марксистская теория.
(Наиболее научно обоснованная).
Представители: Маркс, Энгельс. Основной труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Согласно данной теории государство возникло в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы. При разложении родоплеменного строя, когда в результате совершенствований орудий труда и разделения труда родовая община распадается на семьи и у семей появляется прибавочный продукт, тогда возникает частная собственность. А раз появляется собственность, то появляются люди, у которых она есть, и у которых ее нет, происходит разделение общества на классы: собственники и несобственники (имущие и неимущие).
|
Тема «Форма государства».
1. Понятие «форма государства».
2. Форма правления.
3. Форма государственного устройства.
4. Политический режим.
1. Понятие «форма государства».
Форма государства – организация государственной власти, устройство государства в целом, включающее в себя методы осуществления государственной власти, территориальное построение государства, а также формирование и взаимодействие органов государства.
Форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма государства зависит от:
1) конкретных исторических условий, в которых существует и развивается государство;
2) политической ситуации в стране, от соотношения политических сил;
3) размера территории страны, количества национальностей, проживающих на ней.
2. Форма правления.
Форма правления включает в себя организацию и порядок образования высших органов государственной власти, а также их взаимодействие между собой.
Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу — монарху. Глава государства — монарх. Он персонифицирует государство, то есть оно отождествляется с ним. Монарх получает свою власть по наследству. Выступает во внешней и внутренний политике как глава государства, представитель нации. Как правило, монарх не несет конкретную политическую и юридическую ответственность за результаты своего правления.
Монархия бывает ограниченной и неограниченной.
Неограниченная (абсолютная) монархия – это форма правления, при которой монарх осуществляет всю полноту законодательной, исполнительной, судебной власти. Издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует казну бесконтрольно. Например, Франция при Людовике XIV, Российская империя при Петре I.
Ограниченная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом или (и) конституцией.
|
Виды ограниченной монархии:
Дуалистическая монархия: власть разделена между правительством и парламентом, который не участвует в формировании правительства. Монарх выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент – интересы буржуазии.
Парламентская монархия: власть монарха может быть ограничена конституцией. Правительство формируется из представителей определенной партии, получившей большинство голосов на выборах парламента.. Руководит правительством лидер партии, получившей большинство голосов. Главой государства может быть и не монарх, а, например, председатель правительства. Власть монарха может носить символический характер, фактически отсутствует во всех сферах: законодательной, исполнительной, судебной. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь формально подписываются монархом. Правительство, по конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом (пример: Англия).
Республика — форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, которые избираются на определенный срок и несут ответственность перед населением.
Признаки республики:
1) Органы государственной власти формируются по принципу разделения властей.
2) Глава государства и парламент избираются.
3) Государственная власть осуществляется от имени народа.
Республика может быть парламентской и президентской, можно говорить и о смешанной республике.
Президентская республика (США):правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Глава государства – президент, который избирается непосредственно населением или коллегией выборщиков. В руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Президент имеет право роспуска парламента.
Парламентская республика (Италия):глава государства избирается парламентом. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент может выразить правительству недоверие, затем следует его отставка. Должности президента может и не быть. Правительство возглавляет премьер – министр. У президента нет права роспуска парламента.
Смешанная республика (Франция, Россия): присутствуют признаки и парламентской, и президентской республики. Например, правительство может формироваться президентом, но нести ответственность перед парламентом. Парламент может вынести квоту недоверия правительству и импичмент президенту.
|
3. Форма государственного устройства.
Форма государственного устройства – это административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений государства как целого с его соответствующими частями, взаимоотношения между центральными и местными органами государственной власти.
Принято выделять две формы государственного устройства: унитарное государство и федерация. Отдельное место занимает конфедерация.
Унитарное государство (Франция, Великобритания)– единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета, такими суверенными правами как возможность иметь свои органы государственной власти и свое законодательство. В унитарном государстве единая система органов законодательной, исполнительной, судебной власти и единая система законов, издаваемых высшими органами государства.
Федерация (Россия, США) – это государственное образование, состоящее из относительно самостоятельных субъектов федерации, которые обладают признаками государственного суверенитета; форма государственного устройства, при которой составные части государства обладают такими суверенными правами как возможность иметь свою систему законодательства, свою систему государственных органов.
К суверенным правам субъекта федерации не может относиться наличие своих вооруженных сил, наличие своей денежной единицы, наличие внешних политических отношений, наличие своего гражданства.
Признаки федеративного государства:
1. Наличие двух систем законодательной и исполнительной власти.
2.Федеративное государство состоит из территорий, его территориальных частей, каждая из которых имеет свои административные границы, и вместе с тем это территория единого государства.
|
3. Федерация имеет единые вооруженные силы, единую финансовую, налоговую, денежную системы.
4. Субъекты федерации, как правило, не участвуют во внешнеполитической деятельности.
5. Федерация может строиться по административно-территориальному и (или) национально-территориальному признаку.
Конфедерация – объединение (союз) независимых государств на договорной основе для совместного достижения определенных целей (экономических, военных, политических и др.).
В конфедерацию входят независимые государства, каждое из которых обладает своей территорией, своим гражданством, своими государственными органами, своими вооруженными силами, своей денежной единицей. Как правило, конфедерация – это временный нестабильный союз (пример: США с 1776 по 1786 гг.).
4. Политический режим.
Политический режим – элемент формы государства, который представляет собой методы осуществления государственной власти, способы управления, используемые государством для организации общественной жизни.
Политический режим характеризует взаимодействие государственной власти с населением, соотношении политических сил в стране, результат классовой борьбы.
Выделяют демократический и недемократический политические режимы.
Нормативность.
Право — это система норм. Норма — это правило поведения, мера чего-либо, т.е. отмеренность, определенность. С помощью нормы права определяется возможность или обязанность. Нормативность отражает главное назначение права – быть регулятором, организатором общественных отношений.
Нормативность предполагает также общий характер права, его общеобязательность, т.е. нормы права регулируют общественные отношения в целом, применимы к однотипным отношениям, возникающим в разное время и между разными субъектами (многократность применения к неопределенному кругу лиц), а также обязательны для выполнения всеми.
2. Интеллектуально-волевой характер.
Право — это следствие и проявление воли и сознания людей. Право формируется как осознанный механизм регулирования, как продукт не только экономических и других закономерностей развития общества, но и как продукт разума.
Право имеет волевой характер так как:
- в основе права лежат социально-правовые притязания конкретных субъектов;
- право устанавливается волевыми действиями народа и государства;
- право функционирует (исполняется) через волевую деятельность конкретных людей, государственных органов и др. субъектов права.
3. Обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Право — это единственная социальная норма (система норм), обеспеченная государством. Этот признак не предполагает обязательное государственное принуждение, речь идет о гарантии. За счет государственной гарантированности право действенно, работоспособно. В случае нарушения права может последовать наказание.
|
4. Формальная определенность права.
Этот признак означает:
- нормы права закреплены в письменных актах, они четко и определенно сформулированы;
- нормы права закреплены в официальных документах, имеющих необходимые реквизиты и формы, изданных государством и подлежащих единообразному толкованию, принятых в установленном законом порядке. Нормы определены в конкретных государственных актах, которые издаются по четкой регламентированной процедуре.
Системность.
Право — это не просто совокупность норм, это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, институтов и отраслей. Форма системы права — это система законодательства, состоящая из упорядоченной и иерархичной совокупности нормативно-правовых актов.
Право предполагает организацию и упорядочивание общественных отношений и само необходимым образом организовано в определенную логическую систему.
3. Сущность права. Право и закон.
Сущность права заключается в его организующей роли, в том, что право регулирует и упорядочивает общественные отношения.
Сущность права – это его главное назначение в обществе. Право — это всегда регулятор общественных отношений, но можно говорить о классовой направленности и о социальной направленности права.
1. Классовая направленность (следовательно, классовая сущность), которая заключается в том, что содержание права и механизм права направлены на защиту интересов определенных слоев общества, в первую очередь господствующего класса.
2. Общесоциальная направленность (общесоциальная сущность), которая заключается в том, что право служит интересам всех людей, выступает универсальным регулятором, обеспечивает стабильное развитие всех социальных связей.
Классовая сущность права проявляется в меньшей степени и связана с агрессивным и, как правило, неразвитым обществом. По мере развития общества право все более и более выполняет общесоциальную роль, хотя полностью свободным от классового аспекта оно не бывает.
Право представляет собой социальную потребность каждого человека, так как общество нуждается в организации и регулировании. Только право как всеобщий и универсальный регулятор способно выполнить эту потребность.
Право является обозначением меры свободы человека и общества, поскольку определяет ее, обозначает и гарантирует, делает ее действенной благодаря обеспеченности государством.
Право и закон.
В современной догме юридической науки право и закон не рассматриваются как тождественные понятия.
Закон – это всегда официально установленный, надлежащим образом оформленный нормативно-правовой акт, созданный государством, а право, имея общесоциальную сущность, во многом выступает как самостоятельный регулятор общественных отношений, возникающий на основе естественных прав людей.
Если понимать право в этом смысле, то в основе права лежат социально-правовые притязания индивидов, которые складываются с потребностями общества и конкретных людей, исходя из их естественного развития. Соответственно выделяют правовое содержание (право в широком смысле) – сложившееся естественным образом и основанное на социально-правовых притязаниях индивида; правовую форму (право в узком смысле) – закон, изданный и гарантированный государством, т.е. естественное право рассматривается как содержание, а нормативно – правовой акт как форма.
В обществе правовое содержание и правовая форма могут совпадать и нет, если совпадение незначительно, то речь идет о тоталитарном государстве, где воля государства совпадает с нормой правовых актов и не совпадает с потребностями общества.
Если право и закон совпадают, то есть в законе отражены социально-правовые отношения индивидов, то речь идет о демократическом государстве, поскольку закон отражает реальное, фактически сложившееся право, а государство его обеспечивает.
В то же время достичь полного совпадения невозможно в силу несовершенства общественной системы и наличия классовых аспектов в деятельности государства и права.
4. Принципы права.
Принципы права — основополагающие идеи, основные направления, в соответствии с которыми должны строиться любые правоотношения.
Основные принципы права, как правило, закреплены в законах государства.
Принципы подразделяются:
· общеправовые (свойственны для всего общества);
· межотраслевые (для нескольких отраслей права);
· отраслевые.
Общеправовые (в различных источниках выделяют различное количество данных принципов: от 3 до 35):
- справедливости;
- демократизма;
- уважения и равенства свобод человека и гражданина;
- верховенство закона;
- равенство всех форм собственности;
- добросовестность;
-гуманизм;
-невмешательство в личную жизнь граждан;
+ принцип правосудия.
Межотраслевые: например, принцип гласности судопроизводства и тайны совещания судей (для гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права).
Отраслевые: например, презумпция невиновности для уголовного права; свобода предпринимательской деятельности для гражданского права и т.д.
5. Функции права.
Традиционно выделяют: регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную и оценочную функции.
1. Регулятивно-статическая – функция закрепления правового статуса, правового режима, функция фиксации, функция предоставления прав. Реализуется через управомочивающие нормы. Например: закрепление прав и свобод человека и гражданина, компетенция государственного органа.
2. Регулятивно-динамическая – функция предписания, функция действия, реализуется с помощью обязывающих норм. Через обязывающие нормы субъекты совершают определенные действия, т.е. активно себя ведут. Например: обязанность платить налоги, служить в армии.
3. Оценочная – стоит особняком. Субъект права всегда может оценить свои действия с позиции соответствия или несоответствия их правовым нормам, т.е. с позиции соответствия (несоответствия) государственной воле, которая выражена в законе.
4. Охранительная – функция защиты, реализуется с помощью охранительных норм. Например: запрет на кражу, на убийство.
Социальное назначение права состоит в том, что право выступает универсальным регулятором общественных отношений и таким образом:
- обеспечивает общественный порядок, недопустимость анархии и произвола в обществе,
- обеспечивает нормальное стабильное функционирование основных общественных институтов: экономических, политических, социально-культурных,
- обеспечивает свободу индивидов как волевых и самостоятельных субъектов,
- обеспечивает реализацию в жизнь общечеловеческого и общенравственного принципа справедливости.
Мораль.
Нормы морали формируются в процессе человеческой жизнедеятельности, в сознании людей и связаны с представлением о плохом и хорошем, о добре и зле.
Нормы морали существуют в сознании человека, они нигде не закреплены. Их форма – идеи, мысли, представления.
Нормы морали имеют широкую сферу действия, но в современном обществе в большей степени они регулируют отношения любви, дружбы, преданности, этического поведения и др. отношения неподконтрольные государству, хотя в принципе мораль регулирует любое поведение.
Право изначально базируется на общечеловеческой морали, однако может вступать в противоречия с общественной, групповой или личной моралью.
Например: когда в обществе случаются внезапные серьезные изменения или катаклизмы (в конце 80-х г. отношение к предпринимательству как к спекуляции).
Обычай.
Складывается исторически в процессе повторения одних и тех же действий.
Форма существования – привычка.
Воздействует через само поведение: человек постоянно совершает одни и те же действия и таким образом соблюдает обычай.
Особый механизм обеспечения отсутствует.
Право может относиться к обычаям нейтрально, никак не взаимодействуя с ними, а может вытеснять вредный, ненужный обществу обычай.
Например: ритуальное убийство животных.
Если право ссылается на обычай, то он становится правовым, т.е. обычаем, имеющим государственную обеспеченность (обычай делового оборота в гражданском кодексе).
А если положение обычая закреплено в законе, норме права, то он перестает быть обычаем, становится нормой права.
Корпоративная норма.
Корпоративная норма - это правило поведения, действующее в организованных сообществах людей, распространяющееся на членов данного сообщества и обеспечивающее организацию и функционирование данного сообщества.
Корпоративные нормы создаются в сообществах с четкой структурой (партиях, профсоюзах, клубах) и действуют в пределах данного сообщества, т.е. в отношении его членов. Они фиксируются в определенных документах (уставах, положениях), являются четко сформулированными и структурно взаимосвязанными. Принимаются по определенной процедуре.
Корпоративные нормы обеспечиваются организацией, в которой они действуют. За их нарушение может быть применена определенная организационная ответственность.
Корпоративные нормы направлены на регулирование отношений, возникающих внутри организаций и предназначены для обеспечения ее функционирования.
Они не регулируют общественные отношения, которые регулирует право, они не обеспечены юридическими гарантиями, не обеспечены государственным принуждением. В случае их нарушения нельзя обратиться за защитой к государству.
3. Правосознание: виды и уровни.
Правосознание — форма общественного сознания, которая характеризуется определенными знаниями о государственно-правовых явлениях и определенным отношением к ним;
это сфера сознания человека, группы людей, всего общества, выражающаяся в совокупности идей, концепций и принципов, а также чувств и эмоций, которые отражают оценку права и его назначение в обществе, отношение людей к праву и правовым явлениям, ориентации, установки, готовность поступать определенным образом в юридически значимых ситуациях.
Признаки правосознания:
- правовая идеология.
- правовая психология.
- В процессе обыденной жизни человека, когда он осуществляет обычную правовую жизнь, сталкивается с правовыми явлениями, получает информацию о них, вырабатывает к ним определенное отношение.
- В процессе получения знаний (школа, ВУЗ, курсы и т.д.), где затрагиваются различные правовые вопросы.
Правосознание понимают как субъективную реакцию людей на право в целом и отдельные правовые явления, которые существуют как объективная реальность.
Правосознание участвует как составная часть механизма правового регулирования в течение всего процесса правового регулирования как на стадии правотворчества, так и на стадии реализации права, в том числе правоприменения.
На правосознание влияют:
Лояльность правосознания — это свойство правосознания и его отдельных элементов обеспечивать правомерность поведения людей, реализацию ими своих прав и исполнение обязанностей и таким образом обеспечивать общественный правопорядок.
Структура правосознания.
По содержанию:
1. Правовая идеология: включает рациональные компоненты, обоснованные представления о правовой действительности. В формировании правовой идеологии большую роль играет правовая наука — юриспруденция. К правовой идеологии относятся идеи, принципы, концепции, взгляды, оценка.
2. Правовая психология: включает эмоциональные компоненты. Правовая психология формируется в основном на практическом уровне, когда люди так или иначе сталкиваются с правом, вырабатывают какое-то эмоциональное отношение к нему. К правовой психологии относятся чувства, эмоции, настроение, интересы, предрассудки, желания.
По роли:
1. Информационный компонент (совокупность знаний о праве и правовых явлениях).
2. Оценочный компонент (отношение к правовым явлениям).
3. Волевой компонент (волевая готовность к определенным действиям).
Виды правосознания.
По носителям:
1. Индивидуальное.
2. Групповое (например, правосознание студентов-юристов).
3. Массовое (правосознание толпы, формируется с помощью политических лозунгов).
4. Общественное (господствующее в данном обществе правосознание народа, нации).
По уровню:
4. Правовая культура.
Правовая культура — это качественная характеристика правовой жизни общества, отражающая совокупность всех правовых ценностей в данном обществе, обусловленная историческим развитием общества, государства и правовых явлений, а также экономической, политической и духовной составляющими жизни общества.
Виды правовой культуры:
1. общественная;
2. групповая;
3. личная.
В содержание правовой культуры входят следующие показатели:
1. Уровень правосознания граждан и должностных лиц.
2. Уровень совершенства законодательства (обоснованность, эффективность, юридическая техника, уровень развития всей системы правовых актов).
3. Уровень законности и правопорядка.
4. Уровень гарантированности исполнения правовых норм, уровень правореализационной и правоприменительной деятельности, уровень работы правоохранительных органов.
5. Уровень развития всех других правовых явлений.
Показатели правовой культуры личности.
1. Знание и понимание права.
2. Уважение права на основе собственных идей, принципов, представлений, а также чувств и эмоций.
3. Правовая активность, готовность к реализации прав и исполнению обязанностей.
Правовая культура юриста — это правовая культура личности, которая включает в себя помимо собственно правовых представлений и эмоций еще и нравственные основы деятельности, а также определенные политические воззрения.
Содержание профессиональной культуры юриста:
Правовой нигилизм.
Правовой нигилизм — неприятие роли и назначения права в обществе, отрицательное отношение к правовой форме организации общественных отношений.
Правовой нигилизм может быть теоретический (идеологический),когда ученые или политики концептуально, используя определенную систему доказательств, утверждают о ненужности права или об отрицательной роли права и отдельных правовых явлений в жизни общества.
Правовой нигилизм может быть практический, когда определенные политики, государственные деятели, представители различных социальных групп на практике стараются бороться с правом, насаждать иные способы и меры регулирования общественных отношений, поступать не в соответствии с правом, а вопреки ему.
Когда правовой нигилизм осуществляется на уровне государственной политики, это приводит к произволу государственных органов и как следствие к многочисленным жертвам и репрессиям.
5. Правовое воспитание.
Правовое воспитание — это целенаправленный процесс воздействия на сознание личности, заключающийся в передаче правового опыта, правовых знаний, идеалов и принципов с целью формирования высокого уровня правовой культуры в целом.
Данное определение — это правовое воспитание в узком смысле слова. Правовое воспитание в широком смысле слова — это правовое формирование, которое заключается в процессе приобретения индивидом правовых знаний и представлений под воздействием самых разных факторов окружающего мира.
Правовое воспитание — это многогранный процесс, который включает в себя как правовое обучение, то есть формирование знаний о праве, правовых нормах, принципах, других правовых явлениях, так и формирование определенного отношения к праву, ценностных правовых установок, восприятие правовых идеалов, правового мировоззрения.
Система правового восприятия включает в себя субъектов (воспитателей), объекты (воспитываемых) и систему средств и методов воспитания (правовоспитательные мероприятия).
Воспитываемыми выступают граждане, в том числе не только добропорядочные, но и совершившие правонарушение.
Воспитатели — это различные лица: преподаватели в школах и вузах, работники предприятий и учреждений, работники правоприменительных органов. Их основной признак — наличие высшего юридического образования и правового опыта.
Главная цель воспитания как целенаправленной деятельности — донесение до воспитуемых роли права как универсального регулятора общественных отношений, функций и значения права.
Главные принципы правового воспитания:
1. стремление к объективности, беспристрастности;
2. принцип научности — использование научных достижений в процессе правового воспитания.
Воспитание юриста.
6. Приобретение профессионалом знаний и умений по научной организации труда, использование в юридической практике научных достижений.
5. Формирование системы убеждений и ценностных ориентаций.
4. Приобретение знаний и представлений, входящих в профессиональную этику юриста.
3. Приобретение профессиональных знаний, касающихся реализации и применения права, юридической техники, юридического формализма.
2. Приобретение конкретных юридических знаний о системе права, о правовом регулировании, о юридических нормах и т.д.
1. Приобретение основных знаний о принципах права, сущности права, о назначении и роли права в обществе.
Этапы правотворчества.
Этапы различны в зависимости от органа, который осуществляет правотворчество.
Общие этапы правотворчества:
1. Исследование отношений, подвластных правовому регулированию, выявление предмета НПА.
2. Подготовка и обсуждение нормативного акта.
3. Принятие документа и вступление его в законную силу.
Наиболее важным является принятие закона, поэтому рассмотрим этапы законотворчества.
1. Предпроектный этап.
Выявление общественных отношений, нуждающихся в системе правового регулирования на уровне закона.
2. Принятие закона.
Стадии:
1. Законодательная инициатива: внесение предложения проекта закона в законодательный орган субъектом законодательной инициативы.
2. Прохождение законопроекта в соответствующих комитетах и комиссиях парламента, т.е. доработка, усовершенствование проекта до его непосредственного рассмотрения в парламенте, обсуждения (чтения) законопроекта на заседании парламента.
3. Обсуждение законопроекта на заседании парламента.
4. Принятие закона.
5. Одобрение закона верхней палатой парламента (если такая есть). В РФ это Совет Федерации.
6. Подписание закона Президентом в президентской и полупрезидентской республике.
7. Вступление закона в силу. В РФ закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента его опубликования в официальных источниках: Российская газета и Собрание законодательства.
3. Закон.
Закон - это нормативный акт высшей юридической силы, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки:
1. Закон обладает высшей юридической силой, т.е. стоит во главе иерархии НПА.
2. Закон принимается высшим представительным органом государства либо непосредственно народом.
3. Закон принимается с соблюдением обязательной и подробно регламентированной процедуры на основе строгого соблюдения всех процессуальных правил.
4. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения, т.е. отношения имеющие особое значение для общества и государства.
Подзаконные НПА – это акты компетентных органов и лиц, принимаемые на основе и в соответствии с законом.
4. Действие нормативно правовых актов во времени,
в пространстве и по кругу лиц.
Действие НПА во времени определяется:
НПА вступает в силу:
1. С момента наступления конкретной календарной даты, указание на которую дается в тексте самого принимаемого акта либо в тексте специального акта о вступлении НПА в законную силу. Например, часть IV ГК РФ принята в 2007 году с указанием о вступлении в законную силу с 1.01.2008 г.
2. С момента наступления конкретных событий, обстоятельств, на которые дается указание в тексте НПА. Например, закон о чрезвычайном положении вступает в силу с момента введения чрезвычайного положения.
3. С момента, определенного общими правилами (наиболее распространенными для вступления НПА в законную силу). Существуют специальные законы о порядке вступления в силу НПА на территории РФ. Общие правила применяются, если отсутствуют условия, перечисленные в первых двух пунктах.
Пример общих правил:
Законы РФ вступают в законную силу по истечении 10 дней с момента их опубликования в официальном источнике, указы Президента и постановления Правительства по истечении 7 дней, акты министерств и ведомств по истечении 10 дней.
Для всех НПА официальным источником является Российская газета, Собрание законодательства. Отдельно для каждого вида НПА существует дополнительно свой источник. Например, для НПА министерств и ведомств дополнительным источником является Бюллетень НПА министерств и ведомств РФ.
Прекращение действия НПА:
Обратная сила закона.
Общее правило: закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на общественные отношения, возникшие до введения его в действия. Однако, законы, которые смягчают или улучшают положение гражданина, могут быть распространены на
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!