Психическое развитие в период взрослости — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Психическое развитие в период взрослости

2017-07-25 396
Психическое развитие в период взрослости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание

Новообразования, характерные для ранней взрослости:

£ трудовая деятельность и родительство

£ формирование "Я-концепции"

R создание собственной семьи и родительство

£ интимно-личностное общение

Задание

Задача усиления личностного аспекта супружеских отношений стоит в...

R средней взрослости

£ ранней взрослости

£ пожилом возрасте

£ подростковом возрасте

£ период дряхлости

Задание

Задача приспособления к убыванию физических сил и ухудшению здоровья стоит в...

R пожилом возрасте

£ ранней взрослости

£ средней взрослости

£ подростковом возрасте

£ период дряхлости

Задание

Задача приспособления к выходу на пенсию и снижению доходов стоит в...

R пожилом возрасте

£ ранней взрослости

£ средней взрослости

£ подростковом возрасте

£ период дряхлости

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризую щих этапы формирования компетенций.

 

Процедура оценивания результатов обучения обучающихся основана на использовании балльно-рейтинговой системы

Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр по дисциплине в ходе текущего и рубежного контроля, составляет 100 баллов. По дисциплине зачетной формой является написание – реферата.

За учебную работу баллы распределяются следующим образом:

аудиторные занятия (посещение и работа на занятии) – 30 баллов;

самостоятельная работа – 30 баллов;

рубежные контроли – 40 баллов.

Студенту, набравшему менее 60 баллов по дисциплине с итоговой контрольной работой выставляется «незачтено».

Порядок прохождения дальнейшего обучения регулируется Положением о курсовых экзаменах и зачетах.

Текущий контроль по лекционному материалу проводит лектор, по практическим занятиям – преподаватель, проводивший эти занятия. Контроль может проводиться и совместно.

 

УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Форма обучения Максимальное количество баллов за одно занятие
Лекция  
Практическое занятие (п/з)  
Лабораторное занятие (л/з)  
Формы обучения Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Лекция 1,3  
Практические занятия 1,7  
Лабораторные занятия    
Формы контроля Минимальное для аттестации количество баллов Максимальное для аттестации количество баллов
Лекция 19,5  
Практическое занятие (п/з) 8,5  
Лабораторное занятие (л/з) 13,3  
Коллоквиум / Защита долговременной работы 1/1 6/6
Рубежный контроль    
Всего: 45,6  

БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ

Формы контроля Формы обучения Формы работы, которые подлежат контролю Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов Общее количество баллов
Текущий контроль Лекция Посещаемость лекций 0,5 0,5  
Конспектирование или опрос на лекции 0,3 0,5
Заполнение таблиц 0,5  
Практические занятия Посещаемость п/з 0,5 0,5  
Готовность к п/з 0,3 0,5
Решение психологических задач 0,3 0,5
Опрос 0,3 0,5
Результаты самопроверки 0,3  
Лабораторные занятия Посещаемость л/з 0,5 0,5  
Готовность к л/з 0,3 0,5
Результаты самодиагностика 0,3 1,5
Результаты саморефлексии 0,3 0,5
Блиц - опрос 0,5  
Рубежный контроль   Коллоквиум (контр. точка 1)      
Защита творческого задания (контр. точка 2)      
  Рубежный контроль (экзамен)      

 

8. Технологическая карта дисциплины

 

Коэффициент Макс. оценка Число баллов за 1 меропр Максим. число баллов Кол-во меропр.  
          Текущий контроль (аудиторная работа)
0,333333333   0,333333333     Посещение лекции, ведение конспекта
0,266666667   0,8     Активная работа на лекции
0,357142857   0,357142857     Посещение практического занятия, ведение конспекта
0,171428571   0,857142857     Ответ у доски на практическом занятии, письменный опрос
          Текущий контроль (внеаудиторная работа)
0,333333333         Самостоятельное выполнение задания, аналогичного разобранному на лекции
0,428571429   1,285714286     Выполнение основного домашнего задания, полученного на практическом занятии
          Выполнение творческого инициативного проекта, участие в НИРС
          Рубежный контроль
4,0   20,0     Аудиторная контрольная работа - 2

 

 

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

1. Возрастная психология Марцинковская Т.Д., Авдулова Т.П., Гавриченко О.В. и др. //Под ред. Т.Д.Марцинковской - М. Изд-во Академа., 2011.

2. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / В.Г. Каменская. – М.: ФОРУМ, 2011. – 288 с.

3. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: учебгое пособие / Б.Р. Мандель. – М.: ИНФРА-М, 2013. 352 с.

4. Мухина В.С.Возрастная психология: Феноменология развития - М. Изд-во Академа., 2012.

5. Урунтаева Г.А. Детская психология - М. Изд-во Академа., 2013.

6. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособ. – 4-е изд., стер. / сост. Л.М. Семенюк. – М.: НПО МОДЭК. 2010. – 400 с.

 

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 1999

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М., 2000

3. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. - М., 2002

4. Айхорн А. Трудный подросток. - М., 2001.

5. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1994. – С. 77-84

6. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М., 2000

7. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие для студ. Вузов. - Ростов н/Д, 2000

8. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учебное пособие.- М., 1999.

9. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. -Москва-Воронеж, 1996

10. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2-х кн. - М., 2000 Ю.Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. - М, 1995

11. И. Баттерворт, Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с анг.- М., 2000

12. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 199%

13. Башаева Т.В. Развитие восприятия: детиЗ-7 лет. - Ярославль, 2000

14. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. - М., 1994

15. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986

16. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., 1997

17. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М., 1995

18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968

19. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин 5-е изд., - М. Изд-во Академа., 2008.

20. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия /Сост. и научн. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов 7-е изд., перераб. и доп. - М. Изд-во Академа., 2008.

21. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. - М., 2005.

22. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учеб. Пособие. М.. 2000

23. Волков Б.С. Психология подростка: Учеб. Пособие. М., 2001

24. Волков Б.С. психология ранней юности: Учеб. Пособие М.,2001

25. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. -М., 2003

26. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1992

27. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989

28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. -М., 1998

29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М, 1986

30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983

31. Марцинковская Т.Д. История детской психологии.- М..1998.

32. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников., М., 1984

33. Мид М. Культура и мир детства. - М, 1988.

34. Мухина В.С. Возрастная психология.-М.,1997

35. Мухина В.С. Детская психология: Учебник. М.,1999

36. Мухина В.С. Психология игры: Учеб. Пособие.М..2000

37. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1990.

38. Обозов НН. Психология взрослого человека. - СПб., 1995

39. Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Головей Л.А. Рыбалко Е.Ф.- СПб., Изд-во Речь., 2008.

40. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000

41. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М, 1989

42. 38.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.,2002.

43. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

44. Хухлаева О. В. Психология развития – М., 2002

III. Периодические издания

1. «Вопросы психологии»

2. «Психологический журнал»

3. «Психология в школе»

4. «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы»

5. «Психология в вузе»

6. «Гуманизация образования»

7. «Детский психолог»

8. «Журнал практического психолога»

9. «Психолог в детском саду»

10. «Психологическая наука и образование»

11. «Развитие личности»

12. «Семейная психология и семейная терапия»

13. «Школьный психолог»

14. «Образование и общество»

15. «Семья и школа»

16. «Учительская газета»

17. «Наука и школа»

 

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины.

1. Кабинет психологических портретов http://www.psyh-portret.ru

2. History of psychology http://usite.ru/Psychology/Psychol

3. http://www.e-psy.ru

4. http://www.psyh-portret.ru

5. Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru

6. PsyCatalog Все о психологии в России http://psycatalog.ru

7. Библиотека психологической литературы http://www.bookap.by.ru

8. Виртуальная Психоаналитическая Лаборатория http://www.e-psy.ru

9. ВООКАР: Библиотека психологической литературы http://www.bookap.by.ru

10. Все о психологии в России http://psycatalog.ru

11. Институт практической психологии «Иматон» URL: http://www.imaton.ru

12. Национальная федерация New психоанализа http://oedipus.ru/

13. Новости Харьковской New психиатрии http://www.psychiatry.org.ua/

14. Новости: http://www.imaton.ru

15. Открытая русская электронная PsyCatalog

16. Пси-портал http://www.psy-portal.ru

17. Пси-портал http://www.psy-portal.ru

18. Псипортал развития личности http://psy.com.ru

19. Психологические ресурсы http://www.psyresurs.ru/

20. Психология Интернета http://psynet.carfax.ru

21. Психология на RIN.RU http://psy.rin.ru

11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Методические указания студенту

Основная цель курса «Возрастная психология» - формирование профессиональной компетенции будущего учителя. Учебная работа реализуется в ходе занятий и предполагает умение студента:

  • использовать методы возрастной психологии в исследовательской и практической деятельности;
  • определять уровень личностного и познавательного развития детей

При изучении лекционный материал имеет значение, так как в нем в сжатом, обработанном виде изложен необходимый минимум знаний. Работа с конспектом лекций имеет свои особенности. Студенту рекомендуется:

  • вспомнить о чем говорилось на лекциях;
  • дополнить конспект примером из жизненного опыта;
  • дополнить конспект из материала для самостоятельной работы;
  • подобрать дополнительный учебный материал, чтобы разобраться в деталях изучаемого вопроса.

Работа с конспектом лекций по психологии будет более плодотворной, если студенты параллельно осваивают методику работы с учебником. Для этого можно использовать сравнительный анализ отдельных разделов, тем учебников разных авторов, так как у каждого из них свои трактовки и видение психических особенностей. Учащиеся должны иметь возможность выразить свою точку зрения, согласие или несогласие с каким-то автором, аргументировав свою позицию.

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме. С тематикой семинаров студенты знакомятся заранее, поэтому они могут подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах. Для приобретения широкого видения проблемы студенту необходимо

• осмыслить ее в общем объеме;

• познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекомендуемой литературе;

• выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему;

• сверить их определения со справочниками, энциклопедией;

• подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы;

· выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;

• составить тезисы выступления и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;

· проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара.

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов - это составная часть обучения, имеющая, как правило, форму внеаудиторных занятий, в процессе которых самостоятельно изучаются первоисточники, научная и учебно-методическая литература; самостоятельная работа имеет целью проработку учебного материала, пройденного на лекциях, семинарах, практических занятиях, пополнение и углубление знаний, выполнение конкретных заданий учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, сбор и анализ практического материала в СМИ, проектирование, выполнение тематических и творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяется индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.

В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента университетского образования:

  • познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;
  • развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;
  • воспитательный -формирование профессионального правового сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

При подготовке к лекции студенту рекомендуется:

1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;

2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;

3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;

4) психологически настроиться на лекцию.

При подготовке к семинару рекомендуется:

1) ознакомиться с темой и планом занятия, чтобы выяснить круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии;

2) поработать с конспектом лекции по теме семинара, прочитать соответствующие разделы учебников и других источников;

3) выполнить конспект первоисточников и выделить положения и вопросы, не совсем понятные или вызывающие сомнения.

При подготовке к лабораторному занятию студенту рекомендуется придерживаться следующего алгоритма;

1) ознакомится с планом предстоящего занятия;

2) проработать литературные источники, которые были рекомендованы и ознакомиться с вводными замечаниями к соответствующим разделам;

3) изучить категориальный аппарат предстоящей темы;

4) если в ходе лабораторного занятия будут использоваться психодиагностические методики, то каждый студент должен заранее подготовить бланк для фиксации результатов данной методики;

5) в заключении, каждый студент должен представить преподавателю краткий письменный отчет, включающий:

- протокол опыта;

- запись обработки результатов исследования;

- анализ обработанных результатов;

- выводы;

- выполнение домашнего занятия и задания СРС.

При подготовке к коллоквиуму студенту рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1) ознакомится с планом предстоящего коллоквиума;

2) изучить рекомендуемую литературу;

3) довести занятия до уровня обобщенности.

При подготовке итоговой СРС студент должен:

1) выбрать тему исследования;

2) осуществить подбор литературы по теме исследования, наметить план работы;

3) согласовать с преподавателем содержание и объем работы;

4) предварительно сдав преподавателю работу на проверку, приготовиться к итоговому занятию, на котором будут обсуждаться результаты СРС.

В ходе самостоятельной работы студенты используют, учебники, учебные пособия, хрестоматии, научные статьи и т.д. позволяющие углублять знания по изучаемому предмету.

Учебники просто излагают материал, в них отсутствуют задания, без выполнения которых вы не сможете начать новую тему. По возрастной психологии учебников издано значительное количество; они отличаются не только по объему, но и по качеству. Чтобы студенты могли ориентироваться в массе учебной литературы, на кафедре утверждены базовые учебники.

 

Учебник можно использовать для самостоятельного изучения материала. Студентам дается определенная тема, по которой они должны написать конспект. Для начала составляется план конспекта, который студент согласовывает с преподавателем. Так же может быть предложено составление опорного конспекта-схемы. Этот вид работы поможет учащимся при подготовке к экзамену или к контрольной работе, так как в нем наглядно видны опорные важные моменты, понятия, определения, необходимые для изучения определенной темы.

Для полного объемного и полного изучения дисциплины чтения учебника недостаточно, так как он дает лишь необходимый минимум знаний по данному предмету. Рекомендуется обращаться и к другим источникам. Читая научный текст, конспектирующий, сам устанавливает время чтения, мысленно перерабатывает и фиксирует информацию. При этом студент имеет возможность более глубоко вникать в содержание текста, анализировать его, возвращаться ко всему тексту или отдельным частям, оформить и изменить его в наиболее удобном виде. Данный вид самостоятельной работы особенно необходим при написании реферата и курсовой работы, где изучение учебника для полного раскрытия определенного вопроса недостаточно.

Научная литература очень специфична. Ее изучение не всегда привлекает студентов, как своим объемом, так и своеобразным стилем изложения материала. На сегодняшний день имеется большой выбор психологической литературы, изучающей различные сферы и стороны сознания. На телевидении, в печати поднимаются актуальные вопросы, связанные с сознанием, личностью, причинами и следствиями различных явлений и событий. Все это стимулирует желание самим подробно и точно изучить необходимую информацию, которая может быть изложена только в научной литературе. Облегчению работы студентов с источниками способствует заранее подготовленный преподавателем список литературы, которую следует изучить, чтобы в полном объеме понять научную дисциплину.

Написание реферата, курсовой работы - вид самостоятельной работы, который стимулирует изучение научной литературы.

Реферат составляется с выделением материала глав или частей реферируемого источника (проблематика, цели и задачи исследования, его методы и результаты, выводы и предложения). Это может быть реферирование одного или нескольких научных работ по психологии, посвященных рассмотрению одного и того же вопроса. Написание реферата развивает навыки самостоятельного научного поиска: изучение литературы по выбранной теме, анализ различных источников и точек зрения, обобщение материала, выделение главного, формулировка выводов. С помощью реферата студент глубже постигает более сложные темы курса. При его написании студенты должны опираться на следующую последовательность выполнения:

- выбор темы;

- подбор литературы и других источников их изучения;

- составление плана;

- написание текста работы и его оформление

Курсовая работа - первая самостоятельная творческая работа студента. Студент должен показать теоретические знания по психологии, а также умения и навыки самостоятельной работы, полученные им на практических занятиях и при выполнении контрольных работ. Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения психологических задач и ситуации. Тему курсовой работы следует выбирать самостоятельно из любого раздела возрастной психологии, руководствуясь своими интересами, накопленным опытом и имеющимся материалом.

Структура курсовой работы:

1. Введение (актуальность проблемы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования).

2. Глава 1.Теоретический анализ изучаемой проблемы (сущность исследуемой проблемы, различные подходы к решению, изложение собственной позиции студента).

3. Глава 2. Эмпирическое исследование. Организация и методы психологического исследования (цель, объект, предмет, гипотеза, этапы, методы и методики исследования). Результаты психологического исследования (количественная и качественная обработка результатов исследования, графическое представление результатов исследования, выводы).

4. Заключение (логически последовательно излагаются теоретические выводы и предложения, к которым студент пришел в результате исследования).

5. Литература (списки использованной литературы, а также все ссылки на литературные работы должны быть оформлены следующим образом: фамилия и инициалы автора, название источника, место и год издания; для журнальных статей необходимо указать название журнала, год издания и номер).

6. Приложения (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера).

Еще один вид самостоятельной работы студентов, применяющийся при изучении возрастной психологии - это составление кроссвордов. Данный вид очень интересен студентам, так как это стимулирует их познавательную деятельность. Учащиеся с большим вниманием относятся к его составлению, стараются грамотно сформулировать вопросы, подобрать материал - все это способствует лучшему закреплению изученной темы или раздела, так как учащимся приходится, точно составляя вопрос постоянно обращаться к определениям, формулировкам, основным понятиям темы. Кроссворды помогают преподавателю в проверке знаний других учащихся, так как, разгадывая, его они должны знать изученный материал. Самостоятельная учебная работа имеет разнообразные формы: подготовка и проведение круглых столов, конференций, олимпиад по психологии и т.д.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования.

12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине.

1. Лекционные занятия (вводная лекция, лекция-информация с визуализацией, проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-беседа, лекция-солекторство).

2. Практические занятия (семинар-дискуссия по актуальным проблемам психологии, семинар по студенческим презентациям Power Point, решение проблемных ситуаций в области психологии, решение психологических задач, решение тестовых заданий, работа в малых группах, деловые игры, ролевые игры, моделирование, проектирование).

3. Лабораторные занятия (проведение психодиагностических методик, тестов, решение психологических задач, решение тестовых заданий, проектирование, элементы социально-психологического тренинга, упражнения).

4. Самостоятельная работа (освоение теоретического материала, конспектирование, аннотирование, выполнение домашних заданий, научная работа (публичные выступления, написание тезисов, статей, научных работ, научных проектов), подготовка рефератов, докладов, презентаций, подготовка к текущему и рубежному контролю, выполнение творческого задания).

5. Внеаудиторная работа (встречи с учителями-предметниками, участие в научно-практических конференциях, мастер-классах, тренингах, круглых столах, олимпиадах, конкурсах).

 

Необходимость использования интерактивных технологий обучения при изучении дисциплины «Общая психология» основывается на их преимуществах, которые заключаются в том, что эти технологии:

- пробуждают у студентов интерес к дисциплине;

- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

- обращаются к чувствам каждого обучающегося;

- способствуют эффективному усвоению учебного материала;

- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

- осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

- формируют у обучающихся мнения и отношения;

- формируют жизненные навыки;

- способствуют изменению поведения.

13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

- оборудование для мультимедийного сопровождения курса;

- презентации;

- демонстрационный и раздаточный материал.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки

050100 «Педагогическое образование».

Дополнительные материалы

Глоссарий

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая специфику развития личности и психики человека от рождения до смерти.

Предмет возрастной психологии – особенности онтогенетического развития человека (формирование его когнитивной и личностной сферы).

Объект возрастной психологии – человек.

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.

Филогенез – процесс становления психологических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации исследователя с испытуемым и установления между ними доверительных отношений.

Близнецовый метод – метод психологического исследования, заключающийся в исследовании особенностей развития монозиготных и дизиготных близнецов.

Изучение продуктов деятельности - метод психологического исследования, характеризующийся выявлением результатов деятельности с последующим их сопоставлением с нормативными показателями и установлением их соответствия (несоответствия).

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретического и практического знания.

Метод – научный способ организации и осуществления исследования.

Наблюдение – метод психологического исследования, характеризующийся фиксацией чувственно воспринимаемых данных.

Эксперимент – метод психологического исследования, характеризующийся созданием искусственной ситуации, посредством которой осуществляется актуализации интересующих исследователя индивидуальных особенностей испытуемых.

Тест – метод психологического исследования, система специальных стандартизированных заданий посредством которых выявляются психологические качества и свойства человека.

Рекапитуляция – краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических форм.

Социогенез – развитие высших психических функций, личности обусловленное особенностями социализации.

Ведущая деятельность – это активность, с процессе которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы и личностные характеристики.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.

Деятельность – активность, направленная на реализацию значимых для человека потребностей и преобразование окружающей среды.

Ведущая деятельность – деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновении и развитие у человека основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К ним относятся речь, произвольное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и пр.

Источником психического развития человека является среда.

Условиями психического развития являются обучение, воспитание, общение, деятельность.

Движущие силы – противоречия, определяющие ход психического и личностного развития человека в онтогенезе.

Закономерность -способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Закономерности развития: неравномерность, гетерохронность, сенситивность, кумулятивность, дивиргентность-конвергентность, дифференциации и интеграции, неустойчивость развития, компенсаторный характер психики.

Зона ближайшего развития – область еще не созревших, но созревающих психических процессов.

Новообразования – это качественные преобразования личности и психики человека, возникающие в процессе реализации ведущей деятельности возрастного периода, являющиеся одновременно продуктом возрастного развития и предпосылкой дальнейшего развития. Возрастные новообразования (по Л. С. Выготскому) – новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Низшие психические функции – психические процессы наличествующие как у человека, так и у животных.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Психическое развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Предпосылками психического развития человека являются наследственность и врожденность.

Сензитивный период – оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов, свойств.

Созревание – проявление в онтогенезе унаследованных особенностей.

Стабильный период характеризуется постепенным развитием.

Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Социальная ситуация развития (по Л. С. Выготскому) – совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; социальная ситуация развития (по Л. С. Выготскому) – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающих в следствии отдаления ребенка от матери и ранней институтуализации (помешения ребенка в ДОУ или иные учреждения).

Депривация – лишение, утрата человека чего-то значимого для него.

Комплекс «оживления» - эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка на близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости (улыбка), общей двигательной активности и звуковой активности.

Младенчество - период в развитии человека от момента возникновения комплекса «оживления» до конца 1 года жизни.

Новорожденность – период в развитии человека от момента рождения до возникновения комплекса «оживления».

Перцептивные действия – действия по восприятию объектов социальной действительности, приводящие к построению образа, адекватного предметному миру.

Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Сенсомоторная координация (зрительно-моторная координация) –осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

Ситуативно-личностное общение – общение ребенка со взрослым, направленное на реализацию потребности ребенка в любви, ласке, внимании и заботе.

Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.

«Спонтанная» («гастическая») улыбка – улыбка новорожденного, проявляющаяся или спонтанно, или при реализации каких-либо потребностей.

Социальная улыбка – эмоциональная реакция ребенка в ответ на голос матери или ее по


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.