Агрессия,направленнаянадругих — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Агрессия,направленнаянадругих

2017-07-09 181
Агрессия,направленнаянадругих 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретики-эволюционистыполагали,чтопервоисточникомагрессивногоповеденияпредставляетдругойврожденныймеханизм:инстинктборьбы,присущийвсемживотным,включаяичеловека(Лоренц-этологическийподход;Андри-«охотничьягипотеза»:именноохотничийинстинкткакрезультатестественногоотборавсочетаниисразвитиеммозгаипоявлениеморужия,сформировалчеловекакаксущество,котороеактивнонападаетнапредставителейсвоегожевида);социобиологическийподход:агрессивность-средство,спомощьюкоторогокаждыйиндивидуумхочетзаполучитьименносвоюдолюресурсов,чтообеспечиваетпобеду(преимущественнонагенетическомуровне)вестественномотборе).[7]

Различныетеориитакогоинстинкта,какагрессия,сильноспорятвдеталях,новсеонисовпадаютпосмыслу,кпримеру,основноедлявсехтеорийположенииотом,чтоагрессияявляетсяследствиемпопреимуществуинстинктивных,врожденныхфакторов,логическиведеткзаключению,чтоагрессивныепроявленияпочтиневозможноустранить.Ниудовлетворениевсехматериальныхпотребностей,ниустранениесоциальнойнесправедливости,нидругиепозитивныеизменениявструктуречеловеческогообществанесмогутпредотвратитьзарожденияипроявленияагрессивныхимпульсов.Самоебольшое,чегоможнодостичь,-этовременнонедопускатьподобныхпроявленийилиослабитьихинтенсивность.Поэтому,согласноданнымтеориям,агрессиявтойилиинойформевсегдабудетнассопровождать.Ивсамомделе,агрессияявляетсянеотъемлемойчастьюнашейчеловеческойприроды[54].

Другаятеория,теорияпобужденияпредполагает,чтоисточникомагрессииявляется,впервуюочередь,вызываемыйвнешнимипричинамипозыв,илипобуждение,причинитьвреддругим.Наибольшимвлияниемсредитеорийэтогонаправленияпользуетсятеорияфрустрации-агрессии.Согласноэтойтеории,уличности,пережившейфрустрацию,возникаетпобуждениекагрессии.Внекоторыхслучаяхагрессивныйпозыввстречаеткакие-товнешниепрепятствияилиподавляетсястрахомнаказания.Однакоивэтомслучаепобуждениеостаетсяиможетвестикагрессивнымдействиям,хотяприэтомонибудутнацеленыненаистинногофрустратора,анадругиеобъекты,поотношениюккоторымагрессивныедействиямогутсовершатьсябеспрепятственноибезнаказанно.ЭтообщееположениеосмещеннойагрессиибылорасширеноипересмотреноМиллером,выдвинувшимсистематизированнуюмодель,объясняющуюпоявлениеэтогофеномена.[25]КэтомуженаправлениюможноотнеститеориюпосыловкагрессииБерковитца:фрустрацияилиинойаверсивныйстимулприводиттолькокготовностидействоватьагрессивно.Чтобыпоявилосьагрессивноеповедение,вситуациидолжныприсутствоватьпосылыкагрессии(средовыестимулы,связанныесактуальнымиилипредшествовавшимифакторами,провоцирующимизлость,илисагрессиейвцелом).[10]

Теоретики,занимающиесяпроблемоймотивации,достаточнооптимистичнорассматриваютвозможностикупированияагрессивногоповеденияиликонтролянадним,т.к.агрессиюприписываютскореевлияниюособыхусловийокружающейсреды(т.е.фрустрирующих,аверсивныхиливозбуждающихсобытий).Ноаверсивныеусловиявтойилиинойформевстречаютсянастолькочастоиповсеместно,чтоихтотальноеустранениесовершеннонереально.[29]Когнитивныемоделиагрессиипомещаютвцентррассмотренияэмоциональныеикогнитивныепроцессы,лежащиевосновеэтоготипаповедения.Согласнотеориямданногонаправления,характерпониманияилиинтерпретациииндивидомчьих-тодействий,например,какугрожающихилипровокационных,оказываетопределяющеевлияниенаегочувстваиповедение.Сдругойстороны,степеньэмоциональноговозбужденияилинегативнойаффектации,которуюпереживаетиндивид,влияетнакогнитивныепроцессы,занятыевопределениистепениопасностикотораяемуугрожает.[58]Ипоследнеетеоретическоенаправление,которогомыхотимкоснутьсявэтойчастинашейработы,рассматриваетагрессиюпреждевсего,какявлениесоциальное,аименнокакформуповедения,усвоенноговпроцессесоциальногонаучения.Всоответствиистеориямисоциальногонаучения,глубокоепониманиеагрессииможетбытьдостигнутотолькоприобращениипристальноговнимания:

1)нато,какимпутемагрессивнаямодельповедениябылаусвоена;

2)нафакторы,которыееепровоцируют;

3)наусловия,способствующиезакреплениюданноймоделиповедения.

Агрессивныереакцииусваиваютсяиподдерживаютсяпутемнепосредственногоучастиявситуацияхпроявленияагрессии,атакжеврезультатепассивногонаблюденияпроявленийагрессии.Данныетеорииутверждают,чтоагрессияпоявляетсятольковсоответствующихсоциальныхусловиях,т.е.вотличиеотдругихтеоретическихнаправлений,теорииэтогонаправлениягораздоболееоптимистичноотносятсяквозможностипредотвращенияагрессиииливзятияеёподконтроль.[13,14]Пословампсихологов,повседневнаяжизньпостояннодемонстрируетнаммоделиагрессивногоповедениявсемье,субкультуреисредствахмассовойинформации.

Итак,мырассмотрелиосновныетеоретическиенаправления,описывающиепо-разномусущностьипроисхождениеагрессии,выдвигаятеилииныедетерминантыагрессиинаосновноеместо.


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.