История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-07-09 | 337 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Формирование профессионального мышления выступает ка к составная часть системы профессионального образования. Если обучение — это совместная деятельность обучаемого и обучаю- щего, то учебная деятельность характеризует самого субъекта обучения. Под термином «усвоение» понимается процесс пере- хода элементов социального опыта в опыт индивидуальный. Та- кой переход всегда предполагает деятельность субъекта, усваи- вающего социальный опыт. К числу
ся также термин «формирование» — это деятельность обучающего или экспериментатора-исследователя, связанная с усвоением определенного элемента социального опыта учеником. И фор- мирование, и обучение, связано с деятельностью обучающего и обучаемого, но их содержание не совпадает. Понятие более широкое чем понятие «формирование». Когда говорят об обучении, имеют в виду предметную область или то, чему учат.
Образецучебнойкарты
ТЕМА: «Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей»
Задание: Обтачивание цилиндра в патроне при ручной подаче.
I. АНАЛИЗ ЗАДАНИЯ
Цель:
Предмет деятельности:
Средства деятельности:
Состав (план)
деятельности:
Изготовить изделие — цилиндр: наружный диаметр, длина, класс точности, чистота об- работки, материал.
Заготовка — анализ ее характеристик:
1. Сравнить размеры заготовки и изделия и определить величину припуска: припуск на диаметр, припуск на длину.
2. Проверить отсутствие брака на заготов- ке: трещин, выбоин, раковин, деформации формы.
|
2. Режущий инструмент. Его характеристи- ки: вид, геометрия, материал.
2. Проведение технологического процесса: получение исходного размера диаметра, по- лучение заданного размера.
3. Анализ продукта (изделия) на качество
II. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
Подготовка 1. Проверить и отрегулировать ход каретки
станка к работе: поперечного суппорта.
2. Установить заданное число оборотов шпин- деля.
Подготовка 1. Установить точно по центру, перпендику-
режущего лярно к оси вращения шпинделя.
инструмента: 2. Вылет 1,5 высоты головки.
заготовки допускающим обработку по требуемой длине
па патроне: с припуском.
2. Прочно закрепить заготовку.
Технологические операции | Действия и способ . ихвыполнения | Контроль |
1. Получение ис- ходного размера | См. учебную карту | |
2. Получение заданного размера | Первый 1.Включить шпинделя. 2. Подавать резец непрерывно и равномерно двумя руками. 3. Отвести резец на 1/2—1/3 оборота на себя и за пределы поверхности вправо. 4. Проверить состояние резца — при дефектов пе- реточить! Второй и последующие проходы: 1.Установить резец на задан- ную глубину резания. 2. Обточить заготовку до задан- ного размера: — если чистота недостаточна, проверить заточку, крепление, величину подачи резца | На всю длину обработки. Резец не касается поверхности, не вы- не зату- пился. Контролировать форму, размеры, чистоту |
III. АНАЛИЗ ПРОДУКТА (ИЗДЕЛИЯ) НА КАЧЕСТВО
|
Измерение 1. Измерить, не вынимая из
изделия 2. Записать фактически полученные размеры:
и контроль: диаметр, длина.
3. Проверить на класс точности.
Оценка качества 4„ Проконтролировать чистоту обработки — сравнить данные по всем параметрам с тре- буемыми и установить наличие или отсут- ствие отклонений.
Термин «формирование» обычно употребляется тогда, когда речь идет о том, что приобретает обучаемый (навыки, понятия, при- емы мыслительной деятельности, трудовые операции, профес- сиональное мышление).
Термин «профессиональное мышление» в практический и на- учный обиход стал входить сравнительно недавно, со второй по- ловины нашего века, в связи со значительной интеллектуализа- цией всего общественного труда, вызванного научно-техничес- кой революцией. Понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. В одном смысле, когда хотят под- черкнуть высокий профессионально-квалификационный уровень специалиста, здесь речь идет об особенностях мышления, выра- жающих его «качественный» аспект. В другом смысле, когда хотят подчеркнуть особенности мышления,, обусловленные ха- рактером профессиональной деятельности, здесь имеется в виду предметный аспект. Но чаще всего понятие «профессиональное мышление» употребляется одновременно в обоих этих смыслах. Так, принято говорить о «техническом» мышлении инженера, технического рабочего, о «клиническом» мышлении врача, «про- странственном» мышлении архитектора, «экономическом мыш- лении» экономиста и менеджеров, «художественном» мышле- нии работников искусства, «математическом» мышлении,
«физическом» мышлении научных работников, работающих в соответствующих областях науки, и т. д. Интуитивно имеются в виду некоторые особенности мышления специалиста, позволя- ющие ему успешно выполнять профессиональные задачи на вы- соком уровне мастерства: быстро, точно, оригинально решать ка к ординарные, та к и неординарные задач и в определенной предметной области. Таких специалистов обычно характеризу- ют как людей творческих в своей профессиональной области, как людей, по-особому видящих предмет своей деятельности и спо- собных к рационализаторству, новаторству, открытиям нового.
Наряду с требованиями профессиональных задач, которые дол- жен решать специалист, предъявляется ряд требований к его общему интеллектуальному развитию, к его способностям охва- тить суть проблемы, не обязательно в профессиональной облас- ти, способность видеть оптимальные способы ее решения, выхо- да на практические задачи, прогнозирование.
|
онных моделей для организации профессионального обучения, т. е. передачи системы профессионально востребованных зна- ний и организации их усвоения. Проблема психологии заключа- ется не в отборе содержания профессионального образования, что
является преимущественной компетенцией педагогической на- уки, а в решении психологических проблем формирования и функционирования знаний. В этой связи разрабатываются пси- хологические основы информационной основы обучения, фор- мирования системного мышления как способности видеть предмет изучения с разных позиций и решать связанные с его усвоением задачи творчески, самостоятельно, на уровне ориентировки во всем комплексе связей и отношений.
Для системы образования проблема обеспечения оптимально- го объема информации и передаваемых знаний является особен- но актуальной, но до последнего времени она остается нерешен- ной в звеньях системы профессионального образования. статок передаваемой в процессе обучения информации связан с помехами, возникающими в процессе передачи информации (ис- кажение, недопонимание, неправильное толкование). Избыточ- ность информации, которая компенсирует этот недостаток, тоже имеет ряд негативных моментов: подключением сразу несколь- ких информационных каналов, многократным повторением пре- подавателем какого-то материала, привлечением большого чис- ла терминов, синонимов, что делает информацию терминологи- чески перегруженной, при этом истинный смысл как бы уходит на второй план. Избыточность учебной информации приводит к общей перегрузке каналов связи и как следствие — вызывает запоздалые или неправильные формы реагирования. В условиях профессионального образования эта возможность существует и в силу объективного обстоятельства — большого объема материа- ла по предметам, реализующим учебный план. Построение оп- тимальных информационных систем профессионального об- разования является важнейшим средством повышения эф- фективности усвоения учащимися передаваемых им знаний.
|
Остановимся кратко на тех требованиях, которым должна от- вечать учебная информация, чтобы обеспечивать оптимизацию процесса обучения:
— адекватность информации. В силу индивидуальных психо- логических особенностей у разных обучающихся могут быть построены разные образы и представления относительно од- них и тех же ситуаций обучения. Формируемые у человека концептуальные модели и информационные образы никогда не являются зеркальным отражением реальной обстановки и ситуации обучения. Степень адекватности, с которой эта субъективная модель отражает реальную обстановку и ситуа- цию обучения, сказывается на эффективности всего процесса обучения;
— полнота информации, которая обеспечивается опорой на про- шлый опыт, включением разнообразных информационных ис-
точников (исключающее перегрузку), соответствием мотива- ционных ожиданий обучающихся, их интересам, целям, прак- тическая ориентированность учебной информации, ее соот- ветствие профилю образования и т. д.;
ния. Слабая дифференциаци я значимо й и малоценной информации неизбежно ведет к ее плохому усвоению;
— объективность и точность учебной информации. В этом отношении выделяют объективные причины (выход из строя технических средств обучения или их отсутствие) и субъек- тивные (заведомое искажение или преднамеренное утаивание преподавателем информации, индивидуальные психофизио- логические особенности как передающего, так и принимаю- щего информацию);
— структурированность информации. Многомерный характер информации, поступающей из всех ее источников, затрудня- ет ее прием и переработку, особенно в условиях дефицита времени. Структурированность информации по принципу ее иерархизации, составления теоретических моделей облегча- ет возможность ее восприятия и усвоения;
включенным в число изучаемых в системе профессионально- го образования. При этом локальные информационные экви- валенты должны быть сопоставимы с решением общих целей профессионального образования;
|
— доступность информации. Свою развивающую и обучающую функцию информация может сыграть лишь тогда, когда ее содержание понято всеми обучающимися. Ее понимание дос- тигается доступностью, зависящей от форм и способов предо- ставления информации на принципах информационного па- ритета (когда все обучаемые имеют возможность доступа к идентичным каналам, а также когда преподаватель и обучае- мые равны в праве пользования ею, что создает возможности информационного диалога на равных);
— своевременность и непрерывность информации. Всякая за- паздывающая информация становится либо бесполезной, либо ведет к действиям, не соответствующим учебной ситуации. Таким образом, основные требования к учебной информации,
соответствующие дидактическим принципам, обеспечивают пе-
ставных частей общей информационной основы
пользования в своей будущей деятельности.
тором и решаются задачи приобретения нужных, доступных и практически ориентированных знаний.
ру предмета в системном ракурсе, содержащем следующие моменты:
— описание ее специфических свойств как целого;
— выделение уровней строения системы;
46 2
Каждый из названных элементов вносит свой вклад в целост- ное теоретическое описание предмета.
ной науки, они несут функцию обобщения, поднимают на более высокий уровень обобщений конкретные научные знания.
Знани я при системном способе организаци и их усвоения имеют также следующие важные характеристики:
— осознанность, выражающуюся отношением к деятельности познания как к объективному процессу, имеющему свои за- кономерности;
— адекватным выражением понятийными средствами и пред- мета, и метода;
— возможностью использования знаний в любых ситуациях, обес- печивающих решение задач, относящихся к данной предмет- ной области;
— знания о предмете наиболее полно выражают его как каче- ственно определенную систему;
— системное раскрытие предмета существенно повышает миро- воззренческий аспект предметных знаний. Изучаемая систе- ма выступает не сама по себе, а в совокупности существенных связей с другими системами.
Познавательна я деятельность учащихс я в процессе усвое- ни я системных знани й приобретает рефлексивны й характер, поскольку знания становятся для них особым «предметом», фун- кционирующим по своим собственным законам. Усвоенный ими метод приобретения, присвоения знаний становится способом орга- низации мысли о предмете, выражая такое психологическое образование, как базальные оперативные схемы.
Резюмируя изложенные теоретические проблемы, связанные с формированием профессионального мышления, необходимо от- менить следующее. В настоящее время особенно остро перед про- фессиональным образованием стоят вопросы построения такой системы знаний, которая бы отвечала требованиям сегодняшне- го уровня современного производства. Знани я должны быть фун- даментальными, профессионально и практически ориентиро- ванными. Именно эти положения и лежат в основе разработки дидактических принципов профессионального образования.
Широкопрофильные профессии — это не совмещение прежних профессий, это новый тип профессиональной деятельности, с дру- гим содержанием, функциями и требующий нового способа ори- ентировки в предмете своей деятельности. Для широкопрофиль- ного работника характерен такой способ организации познава- тельной деятельности, который позволяет ему на единой ориентировочной основе решать разнотипные профессиональные задачи: проектирование, конструирование, производство, эксп- луатацию технических систем.
любых видах деятельности (и практической, и теоретической): проектировании, конструировании, эксплуатации и т.д. возможности открывает системный тип ориентировки — отра- жение объекта как системы.
Политехническое обучение не следует противопоставлять про- фессиональному. Напротив, профессионально-техническое обу- чение, где бы оно ни осуществлялось: в средней школе, профес- сионально-техническом училище, техникуме или вузе, в совре- менных условиях должно быть политехническим. Обучение должно быть «политехнизировано» не по принципу увеличения суммы общетехнических предметов (или расширения их объе- ма), а по принципу воспитания политехнического способа мыш- ления при изучении каждого из них.
тельности по его усвоению, проблемы формирования способов мышления учащихся, границ их интеллектуального развития на разных уровнях обучения и возможностей правильно ориен- тироваться в научной картине мира. С разработкой теории учеб- ного предмета и дидакты, и психологи связывают совершенство- вание процесса обучения в целом.
Первая (ее в основном представляли ученые — представители разных наук) выражала мысль о том, что учебный предмет дол- жен представлять «сокращенную и упрощенную копию конк- ретной науки». Содержание учебного предмета представляет не всю науку, а ее основы, однако эти основы должны быть раскры- ты, хотя в несколько и упрощенной форме, но все же в логике представляемой науки. При этом в учебном предмете должны получить отражение разные аспекты науки: методологический, исторический, логический.
Вторая точка зрения (ее представляли в основном педагоги, разрабатывающие школьную дидактику) выражала другую по- зицию, а именно: учебный предмет не наука, у него другие
риев «основ наук» и не располагает средствами, способами пере- дачи методов науки. Другие апеллируют к возрастным возмож- ностям учащихся и выражают опасения, что установка на раз- вити е абстрактног о мышлени я може т привест и к
«выхолащиванию содержательности знаний», к непониманию учащимися конкретного материала. Третьи указывают на то, что учебный предмет должен рассматриваться в системе учеб- ного плана, в межпредметных связях, и не может рассматри- ваться сам по себе.
ке введения в науку — раскрытие той предметной деятельнос-
муся учиться самостоятельно.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!