История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-07-01 | 324 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Как узнать, в какой мере педагог способен проявлять терпимость к другим и в первую очередь к учащимся и другим субъектам педагогического взаимодействия? Об этом могут свидетельствовать определенные поведенческие признаки и умонастроения.
О низком уровне общей коммуникативной толерантности свидетельствуют следующие особенности поведения педагога:
не умеет либо не хочет понимать или принимать индивидуальность других людей. Индивидуальность другого — это прежде всего то, что составляет особенное в нем: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания. Мера несовпадения личностных подструктур партнеров и составляет различия их индивидуальностей;
оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, рассматривает в качестве эталона самого себя. В этом случае он отказывает партнеру в праве на индивидуальность и словно в прокрустово ложе пытается втиснуть его в ту или иную подструктуру своей личности. В прямом или завуалированном виде он считает себя «истиной в последней инстанции», судит о своих коммуникативных партнерах (учащихся и коллегах), руководствуясь своими привычками, установками и настроениями;
категоричен или консервативен в оценках учащихся и своих коллег. Таким способом он регламентирует проявление индивидуальности учащихся и требует от них предпочтительного для себя однообразия, которое соответствует его внутреннему миру — сложившимся ценностям и вкусам;
не умеет скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у своих воспитанников. Качества личности партнера, которые определяют положительный эмоциональный фон общения с ним, назовем коммуникабельными, а качества партнера, вызывающие негативное отношение к нему — некоммуникабельными. Человек с низким уровнем общей коммуникативной толерантности обычно демонстрирует неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера. Неприятие в другом чаще всего вызывают некоммуникабельные типы лиц, некоммуникабельные черты личности и некоммуникабельные манеры общения;
|
стремится переделать, перевоспитать учащихся. В сущности, он берется за непосильную задачу — изменить ту или иную подструктуру личности, обновить, переподчинить или заменить ее элементы. Попытки педагога перевоспитать учащегося (учащихся) проявляются в жесткой или мягкой форме, но в любом случае они встречают его сопротивление. Жесткая форма отмечается, например, в привычке читать мораль, поучать, укорять в нарушении школьного распорядка и дисциплины на занятиях. Мягкая сводится к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам;
хочет подогнать партнера под себя, сделать его удобным. В данном случае он как бы «обтесывает» те или иные качества личности ученика, стремясь регламентировать его поступки или добиваясь сходства с собой, настаивает на принятии своей точки зрения, оценивая учащегося, руководствуется своими обстоятельствами и т. д.; не умеет прощать учащимся их ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные ему неприятности. Его сознание «застревает» на различиях между личностными подструктурами — своей и учащегося. Это источник взаимных обид, стремления усложнить отношения с воспитанником, придавать особый неприятный смысл поступкам и словам ученика;
нетерпим к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался учащийся. Такое наблюдается в тех случаях, когда учащийся жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопереживания. Педагог с низким уровнем коммуникативной толерантности — душевно черствый и потому либо не замечает подобных состояний, либо они его раздражают, по крайней мере, вызывают осуждение. При этом он игнорирует то, что сам тоже бывает в дискомфортных состояниях и обычно рассчитывает на понимание и поддержку окружающих;
|
плохо приспосабливается к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других. Это обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для него функционально важнее и достигается проще, чем адаптация к своим партнерам (учащимся и коллегам). Во всяком случае, он старается менять и переделывать прежде всего партнера, а не себя — для некоторых педагогов это непоколебимое кредо. Взаимное существование, однако, предполагает адаптационные умения обеих сторон.
Нарастание нетерпимости к окружающим является достаточным признаком устойчиво низкого или очень низкого уровня толерантности — спутника некоторых нарушений в сфере характера, а также профессиональной деформации личности. Подобное особенно опасно для педагога, потому что со временем приводит к социально-психологическим и психическим изменениям личности в процессе выполнения профессиональной деятельности, которые наносят непоправимый ущерб душевному состоянию учащихся и отрицательно сказываются на формировании их личности.
Профессиональная деформация личности педагога во многом определяется сложностью педагогической деятельности и ее повышенной эмоциональной нагруженностью. Первым показателем того, что отношение педагога к своей профессии приобретает негативный характер и резко снижается его коммуникативная толерантность, является проявление синдрома «психического (профессионального) выгорания».
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!