История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-06-29 | 282 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Если согласный звук состоит из тона (голоса) и шума, он называется звонким, если только из шума - глухим.
Среди согласных существуют так называемые парные: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [Д] - М, [з] - [с], [ж] - [ш].
Пары образуются так: если из звонкого согласного «вычесть» тон (голос), получается глухой согласный.
Особенность звонких парных согласных состоит в том, что они не могут звучать на конце слова. В этом положении парный звонкий всегда заменяется парным глухим.
Ошибки взрослых. Если вы предлагаете ребенку определить, на какой звук оканчивается слово «дуб», правильным ответом будет такой: на звук [п]. О том, что в слове «дуб» на конце нужно писать букву б [бэ], ребенку станет известно только в начальной школе. Он тогда и узнает, что пишем мы не всегда то, что слышим. Но к этому времени у него уже должно сформироваться представление о различии звука и буквы.
У р о к 4. Пары по твердости - мягкости
Кроме пар по звонкости - глухости, согласные образуют пары по твердости - мягкости. Мягкость согласного в фонетической записи передается значком «'». Так, звуку [г] мягкую пару составит звук [г'], для звука [ф] мягкой парой будет звук [ф'].
Но есть согласные звуки, которые не имеют пар. Например, звук [ц] всегда твердый, звук [ч'] всегда мягкий, а звук [1] вообще не считается ни мягким, ни твердым. (Мягкое произношение звука осуществляется за счет приподнятости спинки языка и ее приближения к передней части неба. А при произношении звука [1] язык дополнительно не выгибается.)
Глухие согласные [х], [х'], [ц], [ч'] не имеют звонких пар.
Согласные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [1] не имеют глухих пар. Они в любой позиции - даже в конце слова — звучат звонко и называются сонорными.
|
Ошибки взрослых. Иногда можно слышать, как педагог спрашивает у ребенка: «С какого звука начинается слово «герой»? И тут же отвечает: «Запомни: со звука [г]». Это ошибка. В слове «герой» ясно слышится мягкий звук [г'], именно поэтому после буквы г пишется буква е, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного. Нужно научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, потому что это дает ключ к использованию ь и букв я, ё, ю, е, служащих для обозначения мягкости согласных на письме.
Урок 5. Позиционные чередования
Положение звука в слове называется позицией. Позиция может определять употребление того или иного звука. На предыдущем уроке мы говорили, что звонкие парные согласные не могут стоять на конце слова. В слове «дуб» на конце слышен глухой звук [п]. Но стоит изменить форму слова и сказать: «Мы встретились у дуба», - как тут же в слове «проявится» звонкий парный звук [б]. Его проявлению будет способствовать позиция перед гласным.
Возьмем другое слово - «кружок». В середине отчетливо слышится звонкий парный согласный [ж]. Но стоит изменить форму слова, произнести «кружки», как звонкий согласный уступает место парному глухому — [ш].
В этом случае имеет место позиционное чередование звуков.
Урок 6. Фонемы
Главное назначение звуков -различать слова. Но внутри позиционных чередований они не являются полноценными смыслоразличителями. Поэтому ученым пришлось ввести еще одно понятие - «фонема». Обозначается она треугольными скобками, вот такими: «< >».
Фонема представляет собой своеобразную «обобщенную» звуковую единицу и может быть представлена рядом позиционно чередующихся звуков. В словах «дуб» и «дубы» слышатся разные звуки -соответственно [б] и [п], но они представляют одну и ту же фонему. В данном случае это фонема <б>, которая определяется по сильной позиции звука.
А вот в формах слова «потоп» второй звук [п] чередуется «сам с собой»: он слышится и на конце слова, и перед гласным («потопы»). В данном случае мы имеем дело с фонемой <п>.
|
Понятие фонемы - одно из самых сложных в русском языке. Но эта информация безусловно не предназначена для детей, обучающихся грамоте. Достаточно, если ею владеет взрослый, занимающийся с детьми фонетическим анализом слов.
С фонемами и с фонематическим принципом русской орфографии дети в соответствии с государственной программой по русскому языку знакомятся в 5 классе. (Исключение составляют программы развивающего обучения Давыдова-Эльконина, где представления о сильных и слабых позициях, а также о позиционных чередованиях, вводятся в начальной школе.) На этапе обучения грамоте1 детям достаточно оперировать понятиями звуков, букв и усвоить представления, что
' Подробнее об этом см.: ГраникГ. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991; Русский язык: Учеб. для средней школы. 5 класс / Под ред. М. В. Панова. — М.: Коммерческий вестник, 1995; Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. - Владимир, 1991.
буквы служат для обозначения звуков речи. Конечно, с точки зрения науки, в формулировках возникают некоторые неточности. Но ими, пожалуй, можно пренебречь. Ведь фонема - это обобщенное понятие звука.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!