Международное морское право как отрасль современного международного права. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Международное морское право как отрасль современного международного права.

2017-07-01 1407
Международное морское право как отрасль современного международного права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Международное морское право — это система принципов и норм, регламентирующих режим морских пространств и деятельность государств (и иных субъектов международного права) по исследованию и использованию указанных территорий. Международное морское право — это отрасль международного публичного права, определяющая правовой статус морских пространств и порядок использования пространств и ресурсов в мирных целях.

 

К принципам современного международного морского права необходимо отнести:

- принцип свободы открытого моря. Данный принцип закреплен в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Он означает, что открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Он включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; г) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом; д) свободу рыболовства; е) свободу научных исследований. Все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря;

- принцип рационального использования морских ресурсов. Он возник в начале XX в. и был отражен в двусторонних договорах о рыболовстве и окончательно сформулирован в Женевской конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г. В ст. 2 Конвенции под словами «охрана живых ресурсов открытого моря» понимается совокупность мер к обеспечению оптимума устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимума снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами. Государство, граждане которого занимаются ловом из фонда или фондов рыбы или иных живых морских ресурсов в районе открытого моря, где граждане других государств рыболовством не занимаются, обязано принимать, по мере надобности, в отношении своих граждан в данном районе меры для охраны соответствующих живых ресурсов (ст. 3). Этот принцип получил дальнейшее развитие в разделе 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В соответствии со ст. 117 этой Конвенции все государства принимают такие меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан таких мер, какие окажутся необходимыми для сохранения ресурсов открытого моря.

- принцип использования открытого моря в мирных целях. Главная задача этого принципа заключается в исключении применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств и в конечном счете запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении на деле лишь мирного использования пространств Мирового океана. В общей форме этот принцип отражен в ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В этой статье указано, что открытое море резервируется для мирных целей. В преамбуле этой Конвенции отмечается, что установленный ею правовой режим должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях. Согласно ст. 141 Конвенции международный район морского дна «открыт для использования исключительно в мирных целях». Такие же предписания закреплены в отношении режима исключительной экономической зоны (ст. 58), транзитного прохода через международные проливы (ст. 39) и архипелажные воды (ст. 54), морских научных исследований (ст. 240);

- принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые этот принцип был закреплен в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. Согласно преамбуле в Конвенции закреплены согласованные меры для предотвращения загрязнения моря нефтью, выливаемой с судов. Конвенция устанавливает запретные для слива нефти зоны. Женевская конвенция об открытом море 1958 г. (ст. 24) обязывает каждое государство издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание постановления действующих договоров по данному вопросу. Рассматриваемый принцип детально раскрыт в Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Протоколе о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973 г., Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (с последующими изменениями), а также в более чем 20 конвенциях по предотвращению загрязнения региональных морей. Становление принципа предотвращения загрязнения морской среды завершилось в связи с принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Статья 192 Конвенции в императивной форме обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Конвенция определяет меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнении морской среды (ст. 194), обязывает государства не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнения в другой (ст. 195).

- принцип свободы морских научных исследований. Впервые закреплен в ст. 87 и в части XIII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Свобода научных исследований является одним из элементов свободы открытого моря. Согласно ст. 238 все государства независимо от их географического положения и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных в Конвенции 1982 г. Статья 240 определяет общие принципы проведения морских научных исследований. Конвенция устанавливает порядок проведения исследований в территориальном море (ст. 245), в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе (ст. 246), на морском дне (ст. 255). Государства и компетентные международные организации обязаны предоставлять информацию прибрежному государству о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах.

- принцип исключительной юрисдикции государства флага - означает, что государство обладает полным контролем над судном, принадлежащим или зарегистрированным в государстве;

- принцип полного иммунитета военных кораблей, от иностранной юрисдикции - военный корабль государства в территориальных, внутренних водах и открытом море не могут быть подвержены вмешательству со стороны властей другого государства;

- принцип общего наследия человечества - открытое море, район морского дна являются достоянием всего человечества на равной основе вне зависимости от политического, социального и экономического строя в государстве;

- принцип ответственности государств за деятельность в Мировом океане - все государства в соответствии с международным правом обязаны нести ответственность за противоправную деятельность в Мировом океане.

 

К источникам международного морского права относятся:

1. Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву.

2. Брюссельская конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.).

3. Конвенция по предотвращению загрязнения сбросами судов (1973 г.).

4. Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.).

5. Конвенция об условиях регистрации морских судов (1986 г.).

6. Конвенция 1958 г. об открытом море.

7. Конвенция 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне и др.

 

Конференция ООН по морскому праву рассматривала широкий круг проблем, и в этом смысле она является беспрецедентной в истории международных отношений. Конвенция устанавливает всеобъемлющий режим всего морского пространства. Она состоит из 17 частей, 320 статей и 9 приложений. В соответствии с п. 1 ст. 311 для государств-участников эта Конвенция будет превалировать над Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г. Конвенция обстоятельно регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает территориальное море шириной в 12 миль, подтверждает традиционные права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы; в ней рассматриваются вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции государств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах. В Конвенции впервые закреплены права прибрежных государств во вновь созданных исключительных экономических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов и охватываются также вопросы другой экономической деятельности; она касается прав доступа к морю и от моря государств, не имеющих выхода к морю, и свободы их транзита; создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом; устанавливает режим для архипелажных вод. Конвенция определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа и создает новую международную организацию — Международный орган по морскому дну (МОД) с его оперативным подразделением — Предприятием в целях управления и осуществления разведки и разработки минеральных ресурсов дна океана как часть «параллельной системы», охватывающей также частные предприятия. Конвенция касается охраны и сохранения морской среды, научных исследований, разработки и передачи морской технологии, составления новых карт океанских вод и районов, покрытых льдами. Конвенция включает положение, которое редко встречается в многосторонних договорах: она предусматривает не только урегулирование споров, связанных с Конвенцией, но и принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения. В качестве одного из средств для этого она учреждает специальный Международный трибунал по морскому праву. Она предусматривает также образование арбитражей для рассмотрения споров по рыболовству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям и т. д.

Конвенция 1982 г. предусматривает осуществление следующих превентивных мер.

1. Право на осмотр судна. Военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, не пользующееся полным иммунитетом (т. е. невоенный корабль или судно, состоящее на некоммерческой службе), может подвергнуть его осмотру, если есть разумные основания подозревать, что это судно: а) занимается пиратством; б) занимается работорговлей; в) занимается несанкционированным вещанием; г) не имеет национальности; д) в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно вообще отказывается поднять флаг. В указанных выше случаях военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку к подозреваемому судну, если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший досмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью. Если подозрения оказываются необоснованными, а также при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые подтверждали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены причиненные убытки и ущерб.

2. Право преследования по «горячим» следам. В соответствии со ст. 111 Конвенции 1982 г. преследование судна может начаться, если иностранное судно (или одна из его шлюпок) находится во внутренних, территориальных или архипелажных водах или в прилежащей зоне государства, осуществляющего преследование, и может продолжаться за их пределами только при условии, что преследование не прерывается. Преследование судна может быть начато только после подачи звукового или зрительного сигнала остановиться на дистанции, позволяющей судну-нарушителю его увидеть или услышать. Право преследования по «горячим» следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или какого-либо третьего государства. Право преследования может осуществляться только военными или иными находящимися на правительственной службе морскими или воздушными судами, специально на то уполномоченными. Если судно было остановлено или задержано вне территориального моря без достаточных оснований, ему должны быть возмещены причиненные убытки и ущерб.

Практика применения Конвенции показала, что отдельные ее положения требуют уточнения или дополнения. В связи с этим Международная конференция, созванная ООН, одобрила Соглашение 1994 г. об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Оно одобрено XLVIII сессией Генеральной Ассамблеи ООН 28 июля 1994 г. (Резолюция 48/263). В этой резолюции подчеркивается, что Соглашение подлежит толкованию и применению вместе с частью XI Конвенции 1982 г. как единый документ.

Цель данного Соглашения — учет политических и экономических перемен, включая ориентированные на рынок подходы, связанные с добычей минеральных ресурсов морского дна и их торговлей; содействие всеобщему участию в Конвенции, особенно промышленно развитых государств. В приложениях к Соглашению конкретизированы вопросы деятельности Предприятия МОД относительно передачи технологии, политики в области производства, экономической помощи и т. д.

Соглашение 1995 г., во-первых, существенно уточнило и дополнило Конвенцию 1982 г.; во-вторых, решило ряд спорных проблем или ликвидировало пробелы в праве (например, проблему сохранения ресурсов в районах, находящихся под юрисдикцией одного государства, в частности в анклаве Охотского моря); в-третьих, закрепило новые принципы международного рыболовного права (например, принципы предосторожного промысла, ответственности государства флага, контроля судов в иностранных портах, совместимости мер охраны ресурсов и необходимости их изъятия).

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.