Пейзаж в русской живописи второй половины 19 века. От классицизма к романтизму и реализму. Творчество И. И. Шишкина (анализ 2 произведений). — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Пейзаж в русской живописи второй половины 19 века. От классицизма к романтизму и реализму. Творчество И. И. Шишкина (анализ 2 произведений).

2017-07-01 702
Пейзаж в русской живописи второй половины 19 века. От классицизма к романтизму и реализму. Творчество И. И. Шишкина (анализ 2 произведений). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Девятнадцатый век был временем значительного подъёма русской культуры, этот период по праву считается золотым веком русской литературы, философской мысли и, конечно же, живописи. Полотна русских живописцев XIX века, разнообразные по жанру и стилю, являются сегодня жемчужинами крупных российских и европейских музеев и частных коллекций.

Выдающийся вклад в развитие русской живописи этого периода внесли пейзажисты. Пейзажная живопись во все периоды её существования была воплощением внутреннего состояния художника и идеалов его современников, образы природы отражают в себе жизнь, чувства и мысли того общества, которым художник был взращен. Передовые художники XIX века, решая художественные задачи, наполняли образ природы гуманистическим философским содержанием, размышлениями о судьбах своей родины, глубокой любовью к народу, всегда уделяя особое внимание национальной русской природе, изображению родного края.

Природа всегда вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, художнику-пейзажисту не нужно украшать природу, добавлять к ней что-то, в ней и без того содержится бесконечный, таинственный смысл бытия. Но самая сложная задача для живописца – передать его, прочувствовать его суть, оживить свое полотно, избавившись от всего лишнего. Блестящих успехов и художественных открытий в этом добились многие русские живописцы XIX века, богатого на удивительные, самобытные таланты.

Начало XIX века в русском искусстве было ознаменовано появлением романтизма. Это явление, не имея четко очерченных границ и провозглашая свободу творческой личности, открыло для художников невиданный дотоле простор. Художники смогли увидеть эстетические ценности в совершенно новых сюжетах, которые не признавала господствующая прежде классическая эстетика. Взаимосвязь явлений, свобода художественной интуиции, желание вступить в диалог с действительность, так важные для художников этого периода, наиболее полно раскрылись именно в пейзажном жанре. При этом художники ориентировались на национальные формы искусства, включая в сферу своего внимания отечественную историю, народное искусство и обычаи, и главное, их интересовал уже не идеализированный образ природы, а близкий их сердцу родной край, иногда печальный и суровый, но всегда наполненный глубоким духовным содержанием.

Говоря о русской пейзажной живописи, конечно, нельзя не вспомнить о творчестве художников, входивших в Товарищество передвижников. Со второй половины XIX века искусство, обращенное к жизни, к человеку, думающему о современных проблемах, все больше развивалось и набирало силу. Нарастающие реалистические тенденции позволили художникам обратиться к более глубокому и разностороннему постижению образа природы. Часто пейзаж соединялся с портретным или бытовым жанром, представляя целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ. Жизненная правдивость и глубина философской мысли сочетается в полотнах передвижников с высочайшими живописными достижениями в передаче воздушной среды, пространства, света и необычайно тонкими и красивыми колористическими решениями.

Творческие достижения и наследие живописцев XIX века имели значение и влияние на все последующее русское искусство, и сегодня считаются одним из ярчайших явлений не только отечественной, но и мировой культуры.

Творчество И. В. Шишкина:

Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. С помощью отца - любителя-археолога и краеведа - юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы; он рано полюбил просторы уходящей вдаль Камы, бесконечные леса Вятского края. Картин в Елабуге он не видал - их не было, он знал о них по рассказам, из книг. В 1852 году он уехал учиться в Москву, в Училище живописи и ваяния, и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А.Н. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А.Г. Венецианова. Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к убеждению, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей. Крамской писал: «Шишкин знает приоду ученым образом». Шишкин участвовал в движении передвижников. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

В 80-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.

Утро в сосновом лесу».

Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Картина была написана в 1889 году.

Считается, что замысел картины был подсказан Шишкину известным художником Савицким К. А. Рукой именно этого художника, кстати, были написаны медведица и играющие медвежата. Однако Третьяков, который приобрел полотно, решил закрепить за ним авторство Шишкина, поскольку считал, что основная работа сделана именно им.

Возможно, именно занимательный сюжет картины способствовал ее популярности, однако настоящая ценность полотна определяется точно переданным состоянием природы. Перед нами – не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман.

Проснулись обитатели чащи – три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, - все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы.

Картина «Утро в сосновом лесу» показывает, как умело Шишкин решает проблему взаимодействия цвета и света в живописи. Колорит заднего плана полотна – прозрачный, неопределенный, а переднего – глубокий, красочный, хорошо разработанный. В картине, которая заслуженно считается для многих поколений людей образцом пейзажа, в полной мере передано восхищение художника красотой и богатством первозданной природы. Ссылка: http://mykartinka.ru/_ph/5/643070489.jpg

 

Рожь».

Иван Иванович Шишкин создал лучшие пейзажи русской природы. На эскизе одной своей работы он сделал такую надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство». Трудно описать картину «Рожь» точнее.

На ней мы видим поле, созревающей ржи во всей его красе: налитые тяжелые колосья уже клонятся к земле, сосны-великаны замерли в полуденной дреме, дорога пустынна, незаметно даже движение воздуха – покоем и умиротворением дышит эта картина. И даже ласточки, торопливой стайкой перечеркивающие неяркое небо, не нарушают величественную гармонию этого пейзажа.

Использование линейной перспективы позволило художнику воссоздать на картине широкое пространство поля, а выстроенные на среднем плане сосны создают своего рода границу, которую не стоит пересекать взгляду – нужно сосредоточить все свое внимание на открывшемся виде.

В то же время могучие сосны, так любимые Шишкиным (вспомните «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Сосновый бор»), рассказывают о судьбе местности: деревья-великаны, вероятно, когда-то были частью леса, но человек освоил и покорил землю, подчинил ее своей воле, но она от этого не стала менее прекрасной.

Только виртуозное мастерство настоящего художника могло создать картину, вызывающую столько ассоциаций и мыслей. Недаром Крамской в одном из писем Репину написал: "Рожь" - одна из удачнейших вещей Шишкина вообще". Сейчас «Рожь», написанная Шишкиным в 1878 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Ссылка: http://img.nnov.org/data/myupload/1/432/1432329/rozh.jpg

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.