Этапы развития изобразительного мастерства ребенка. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Этапы развития изобразительного мастерства ребенка.

2017-07-01 437
Этапы развития изобразительного мастерства ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные ошибки в интерпретации детских рисуночных тестов

К сожалению, при интерпретации рисуночного теста педа­гог-психолог не всегда учитывает возраст ребенка, нормативный онтогенез графической деятельности и нормативные законы дет­ского рисунка.

1. Интерпретация расположения изображения на листе.
Расположение изображения традиционно интерпретируется

в терминах самооценки, уровня притязаний, защищенности, де­прессивных тенденций. Однако все больше встречается детей со спецификой пространственного восприятия и пространственных представлений, обусловленной своеобразием межфункциональ­ных взаимодействий мозговых систем. К этим особенностям мож­но отнести несформированность всех уровней пространственных представлений, а также тенденцию к левостороннему (чаще) иг­норированию зрительного поля.

При традиционной трактовке рисунка ребенка с подобными проблемами, скорее всего, речь пойдет о тех или иных искажениях самооценки, уровня притязаний и Я-концепции или о пессими­стичном (оптимистичном) восприятии жизни в целом, что может быть совершенно нехарактерным для конкретного случая.

Совершенно очевидно, что точно так же встречаются случаи, когда объем зрительного поля сужен в верхней или нижней его части. Характерные особенности подобного игнорирования легко увидеть по школьным тетрадям. Следовательно, и рисунок будет уплощен, сжат в какой-либо плоскости или будет располагаться ближе к одному из краев листа.

Классическая трактовка связывает эти особенности изобра­жения с личностными характеристиками, чего вовсе может и не быть.

2. Интерпретация взаиморасположения фигур относительно
друг друга на листе.

Согласно традиционной проективной трактовке, «наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий наиболь­шей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким полинейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна». При такой интерпретации совершенно не учитыва­ется, что в фазе суперпозиции (примерно до 7-летнего возраста) ребенок располагает предметы, рисуя более отдаленные над на­ходящимися ближе, несколько позже ребенок изображает более отдаленные предметы более маленькими, чем предметы близкие, и над близкими. Так ребенок в процессе развития подходит к пер­спективе.

Проективная трактовка в этом случае переворачивает все с ног на голову, и то, что эмоционально менее значимо для ребенка (более отдаленное на рисунке и, следовательно, менее значимое), интерпретируется как директивное и более значимое. Это же от­носится и к изображениям значимых членов семьи.

Схожие ошибки в проективной трактовке рисунка могут воз­
никнуть, если начать анализировать относительные размеры тех
или иных фигур (особенно в рисунке «Семья») — ведь в норме
пропорции в размерах людей и предметов возникают около 5,5—
блет..

Интерпретация отсутствия каких-либо деталей.

Отсутствие, скажем, ушей, в рисунке 4,5—5,5-летнего ребен­ка будет вовсе не стремлением избегать критики, заглушить ее, а всего лишь отражением нормативного этапа уровня развития рисунка, так как такие детали, как уши и волосы, появляются на очертании головы, в среднем, лишь к 6-летнему возрасту.

4.Интерпретация цветового решения рисунка.
Значительное количествоошибок в проективной интерпретации может наблюдаться в том случае, когда ребенок выпол­няет тестовое задание цветными карандашами, фломастерами и т. п. В этом случае анализу подвергается не только характер рисунка, но и цветовое решение того или иного персонажа. Разумеется, это допустимо только с определенного возраста, так как существует период, когда отношение детей к цвету если не безразличное, то ограниченное интересом к самому цвету, краске. Что изображается — не имеет значения, цвет как бы автономен.


 

Тест «Несуществующее животное»

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее жи­вотное и назовите его несуществующим названием».

Показатели и интерпретация:

Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем бли­же, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продви­жение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нере­шительность, незаинтересованность в своем положении в социу­ме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Рисунок семьи

«Рисунок семьи» — одна из самых популярных методик, ис­пользуемых в практической работе школьного психолога.

Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. Существует множество модификаций применения теста и обработки резуль­татов. Ребенка просят или «нарисовать свою семью» (В. Хьюлс, Дж. Дилео), или «нарисовать семью» (Е. Хаммер), или «нарисо­вать всех членов своей семьи, занятых чем-либо» («Кинетический рисунок семьи» — Р. Берне, С. Кауфман) и т. д. Некоторые вари­анты предусматривают беседу после рисования по определенным вопросам и по содержанию рисунка (Л. Корман). Методика может дополняться другими заданиями (например, нарисовать семью в • четырех комнатах — в модификации А. Захарова), может прово­диться как отдельно с ребенком, так и со всеми членами семьи (Ч. Ширн и К. Расселл). В последнем варианте появляется воз­можность сравнить точки зрения отца, матери и детей на семей­ные отношения.

Существует немало различных систем интерпретации резуль­татов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи чаще всего пользуются схемами, которые предложены В. К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом.

Так, Г.Т. Хоментаускас считает нужным анализировать рисунок семьи по трем уровням. На первом уровне выделяется и интерпре­тируется обобщенная структура рисунка. На втором дается ин­терпретация графических изображений отдельных членов семьи. Третий предполагает анализ процесса рисования.

При интерпретации теста используется очень много отдель­ных более или менее значимых признаков рисунка. В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка. Она также обра­щает внимание на процесс рисования, на подписи, которые де­лает ребенок рядом с персонажами. В отличие от многих авторов, В.К. Лосева замечает, что изображение множества вещей говорит не о бедной эмоциональной жизни в семье, а о направленности этих эмоций на мир предметов, о потребности в стабильности и постоянстве эмоций.

При рисовании используются стандартный лист белой бумаги (А4), простой карандаш и цветные карандаши.

Интерпретация:

1. Отсутствие на рисунке автора или сиблинга.

Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случа­ях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с кем существуют конфликтные отношения. На вопрос, почему их нет на рисунке, ребенок может дать защитный ответ: «не хватило места», «боюсь, что плохо получится» и пр.

Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне труд­но найти свое место». Такие конфликтные пессимистические на­строения не могут считаться признаком конкуренции.

Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения». В этом случае можно говорить о соперничестве.

2. Присутствие на рисунке только автора или сиблинга.
Иногда в ответ на просьбу психолога нарисовать свою семью

ребенок рисует только сиблинга. Так автор подчеркивает важность его в своей жизни. Причем если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить ч» конкурентных нега­тивных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и допол­нений, то это — самый важный и самый любимый человек для автора, тот, кто понимает его и занимается с ним.

В некоторых случаях дети рисуют только себя, в фантастиче­ских нарядах, с цветами, большого размера. Это может свидетель­ствовать о наличии эгоиентричности и, возможно, истероидных черт характера. Автор, подчеркивая свою индивидуальность, за­бывает обокружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, вос­питанных по типу «кумир семьи».

Единственная на рисунке фигура автора может быть и, на­оборот, маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Такое настроение бывает у первенцев в первое время после рождения младшего сиблинга, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.

3. Размер фигур автора или сиблинга.

Если автор рисует всех членов своей семьи, то при анализе ри­сунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть адекватно распределены по росту, но могут присутствовать и искажения. Так, если дети и взрослые примерно одного раз­мера или фигура автора выше остальных, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родите­лем или братом-сестрой. Большой рост автора в совокупности с тщательной детализацией подчеркивает его значимое положение в семье.

Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то он, скорее всего, страдает от своей незначимости для родителей.

Маленькая фигура автора в совокупности с большой, хорошо нарисованной фигурой сиблинга может подчеркивать привиле­гированное положение последнего по сравнению с автором. Сиблинг может быть выше всех или только выше автора (нередко для этого специально выдумывается пьедестал). Таким образом, неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкурен­ции между ними.

4. Расположение фигур на листе.

На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной лини». Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то

ниже остааьных. Считается, что таким образом дети показывают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не за­висит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура мо­жет быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует если кто-то из детей располагается значительно ниже другого.

В случаях линейного расположения самый значимый персо­наж располагается самым первым (левым). В норме чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором (слева направо) — меть, на третьем — себя.

При неврозах у мальчиков картина остается без изменения, а девочки чаще ставят на первое место мать, подчеркивая ее доми­нирующую позицию.

Если сиблинг расположен вторым, то это свидетельствует о
том, что автор ревнует к нему родителей;

Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью или делающих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии::), а также стоящих вплотную друг к другу, держащихся за руки или протягивающих руки друг другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включен­ности ребенка в эту ситуацию.

При конфликтах наблюдается раздробленность простран­ства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой. Из-за разобщенности в пространстве чле­нов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены.

Если сиблинга стоят близко друг к другу, значит, автор бла­гожелательно воспринимает своего брата или сестру; а если дер­жатся за руки, значит, между ними наблюдается тесный пси­хологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга и/или разделены другими персонажами или предметами, то можно предположить, что между ними существуют конфликт­ные отношения. При этом близость к родителям одного из де­тей и отдаление от них другого подчеркивает исключительный статус кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.

Существование у автора ревности к родителям предполагает­ся, если сиблинг нарисован между родителями или вплотную к ним. Тот же вывод можно сделать, если при линейном расположе­нии всех членов семьи автор рисует себя правее брата или сестры, подальше от родителей,

5. Отличительные особенности в рисовании фигур автора или сиблинга.

Отрицательное отношение к себе или к сиблингу ребенок мо­жет выразить через недетализированное или неполное (например, без каких-либо частей тела) изображение. Так, автор может тща­тельно изобразить себя, в красивой одежде, до деталей прорисо­вывать свою фигуру, возвращаться к ней в процессе рисования, поправлять и дополнять ее, а сиблинга нарисовать всего несколь­кими штрихами, в неряшливой одежде. Это служит признаком конкуренции между сиблингами. Об этом же можно говорить, если автор наряжает сиблинга в праздничные, броские, фанта­стические наряды, а на своей фигуре долго не останавливается.

С помощью штриховки, нажима, темных тонов показывается наличие конфликта. Интерпретаторы в данном случае обращают внимание на то, что особенно выделено, пытаются определить функции той части тела, которую автор отвергает. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напомина­ет других персонажей), можно установить, с кем он себя иденти­фицирует, соответствует ли это его полу, Общая цветовая гамма с одним из взрослых или детей на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую вероятность отож­дествления с ним по признаку пола.

6. Специальные признаки конкуренции на рисунке. О конкуренции может говорить изображение сиблинга меж­ду солнцем или другим источником света и автором. Источники света символизируют тепло, защиту, поэтому фигура, мешающая автору пользоваться этим, рассматривается как препятствие для получения в полной мере защиты и опеки.

В редких случаях дети прямо изображают ссоры, борьбу, драки, соревнования с братьями и сестрами.

Прямым символом конкуренции является изоляция сиблин­га от остальных членов семьи, заключение его в-замкнутое про­странство (кровать, коляска), изображение опасных для его жиз­ни предметов, затемнение области около сиблинга. Последние признаки можно рассматривать не только как конкуренцию, но и как проявление гнева, агрессии по отношению к нему.

Пять часто встречающихся признаков конкуренции между братьями и сестрами:

—различный размер фигур детей;

—расположение фигур детей не на одной линии;

—изоляция одной или обеих фигур детей;

—выделение фигур автора или сиблинга с помощью штри­
ховки, темных тонов, прерывистой линии;

—разделение фигур детей различными предметами, людьми
или пространством.


Двери

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремле­нии раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одна или несколько), задние или боковые — отступле­ние, отрешенность, избегание.

Двери открыты — первый признак откровенности, достижи­мости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (от­кровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уедине­ние, неприятие реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чув­ство несоответствия, неадекватности и нерешительности асоци­альных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции, Дым

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональ­ной теплоты дома. Окна

Первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсо­нальным отношениям. Тенденция к изоляции от действительно­сти.

Окна сильно открытые — субъект ведет себя несколько раз­вязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок— отсутствие стремления скры­вать свои чувства.

Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодей­ствием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях. -Крыша

Крыша— сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, не­зависимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, — фикса­ция на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопро­вождаемая тревогой.

 

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления кон­троля фантазии.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

. Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая лич­ностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мни­тельностью) установка.

Комната

Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1)человеком, проживающим в комнате,

2)интерперсональными отношениями в комнате,

3)предназначением этой комнаты (реальным или приписы­
ваемым ей). •

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоци­ональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, - нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Субъект выбирает ближайшую комнату— мнительность.

Ванна — выполняет санитарную функцию. Если мане­ра изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.,Труба

Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психологиче­ской теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрос­лых.

Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнитель­ность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — уси­
ленные защитные установки (и обычно повышенная мнитель­
ность)... *

Дополнения

Прозрачный, «стеклянный» ящик символизирует пережива­ние выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает же-

лание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность за­висимости при доминировании родителей.

Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружа­ют дом, может иметь место сильное желание оградить себя за­щитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе сто­роны дорожки — незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — показы­вает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и са­моконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочета­ющаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто воспринима­ется как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос­принимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет — обычное его использование: зеленый — для крыши; коричневый — для стен; желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: 1) среда к нему враждебна,

. 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз. Количество используемых цветов: хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно ис­пользует не меньше 2 и не более 5 цветов. Субъект, раскрашива­ющий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабиль­ным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений. Цвет черный — застенчивость, пугливость.

 

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является ие столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждеб­ности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти. Цвет крас­ный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

' Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выраже­нием эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Цвет желтый — сильные признаки враждебности.

Общий вцд

Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чув­ство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое,

б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным
ее жильцом,

в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона —
эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает не­доступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженно­сти. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание от­вергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки «потери перспективы» (индивид правиль­но рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную ли­нию крыши и стены — не умеет изображать глубину) — сигнали­зируют о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, еубъектрисует по меньшей мере четыре отдельные стеньг, на которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружающисебе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначи­тельные, все черты.

Размещение рисунка

Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недо­
стижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях
(внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне. -•
Размещение рисунка точно в цетре листа—незащищенность

и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого кон­троля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это соз­
дает у него депрессивное настроение;

2)субъект чувствует себя ограниченным, скованным реаль­
ностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа—акцентирование прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углу­биться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Кон­тролируемое поведение. Акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа—фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свобод­ными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.

Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не ис­пытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем слу­чае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиция.

 

Выделяемый признак

Схематическое изображение

Детализированное изображение

Метафорическое изображение

Городской дом

Сельский дом

Заимствование из литературного или сказочного сюжета

Наличие окон и их количество

9.

Наличие дверей

Труба с дымом

10.
П.

Ставни на окнах

Размер окон

12.
13.

Общий размер дома

Наличие палисадника

14.

Наличие людей рядбм с домом и в доме

Наличие крыльца

Наличие штор на окнах

17.
18.

Наличие растений (количество)

.оличество животных

19.

Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и

-д.)

20.
21.

Наличие штриховки по шкале интенсивности 1,2, 3

22.

олщина линий по шкале интенсивности 1,2, 3

23.

,верь открытая

(верь закрытая

«Человек» Голова

Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадек­ватности.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Голова изображается в самом конце — межперсональный кон­
фликт..-..'.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его со­циальный авторитет.

Шея

Орган, символизирующий связь между сферой контроля (го­ловой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их коор­динационный признак.

Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллектуаль­
ном контроле. (

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея—уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры

Признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие — ощущение малоценное™, ничтожности.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторож­ности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недоста­ток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище

Символизирует мужественность.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, мало-ценности.

Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут— потребность доминиро­вать Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюци­нации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакой крити­ки, заглушить ее.

Глаза закрыты май спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремле-н ие избегать визуальных стимуле*. Враждебность.

Глаза выпучены — грубость, черствость.

Глаза маленькие-погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, чер-етшсп,.

Длинные ресницы — кокетливость, склониостъ обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины—женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый — пассивная значимость.

Нос широкий, выдающмЙЕЯ, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными сте­реотипами.

Ноздри — примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы — агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность-

Лицо,.похожее на маску, — осторожность, скрытность, воз­можны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Волосы

Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стрем­ление к ней).

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышле­нием или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голо­ву — субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности

Руки — орудия более совершенного к чуткого приспособле­ния к окружению, главным образом в межперсональных отно­шениях.

Широкие руки (размахрук) — интенсивное стремление к дей­
ствию.. ч

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вы­тянутые в стороны, — субзьектмногдалошат себя надействияхили поступках, которые вышли у нега из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная уста­
новка. •,

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрес­сивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физиче­ской силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремле­ния.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость

в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость,

. ригидность.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чув­ством неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей при­способляемости в социальных отношениях с чувством неадекват­ности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком ин­теллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой сто­роне — социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, нерешительность, по­требность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависи­мость, желание яюбви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достиг­нутого.

Рука как боксерская перчатка — вытесненная агрессии.

Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверен­
ность в себе. -•

Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятель­ности и социальных отношениях.

Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, нёподдержива-ющая.

Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, зам
кнутость. •. --

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти —г агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

Пальцы длинные — скрытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.

Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы крупные, как гвозди (шипы), — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного'чувства.

Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие — чувство физической или психоло­гической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (не­подчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремле­нии к независимости.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

Ноги акцентированы — грубость, черствость. Ступни — при­знак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные — потребность безопас­ности, потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скованность,-зависи­мость.

Поза

Лицо изображено так, что виден затылок, — тенденция к зам­
кнутости. ' -.

Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социаль­ным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению л к правой и левой стороне — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела указывает на отверже­ние, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляе­мость.

Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный — определенные части тела изо­бражены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.

Куклы — уступчивость, переживание доминирования окру­жения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощуще­ние внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек — может означать увиливание и негати­
визм. ~~

Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам ощущение не­полноценности. Враждебность, самолрезрение.. Фон. Окружение

Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность. Фигура человека на ветру — notpe6HOCTb в любви, привязанности, заботливой те­плоте Линия основы (земли) — незащищенность, йредставияет со­бой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования це­л


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.