История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-29 | 444 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Итак, еще один виток нашей ленты времени. Посетим-ка мы для пущей ясности одну из прославленных эпох позднего Средневековья, воспетую в наиболее популярной в то время легенде о возвращении императора Фридриха I Барбароссы. Именно с ним были связаны надежды на спасение: спящий в горах Гарца император проснется однажды и спасет гибнущую страну.
На самом деле император утонул в реке во время третьего Крестового похода в 1190 году. Вероятно, именно поэтому его внезапная гибель показалась современникам чем-то крайне загадочным. В средневековой «Песне о Нибелунгах» эпохи 1200 года вполне могли сохраниться кое- какие отголоски воспоминаний об эпохе Барбароссы.
Рыцарская культура на тот момент времени достигла своего расцвета. Обычаи и ритуалы рыцарства отражались в поэзии и музыке, в стиле одежды, архитектуре и в оружейном искусстве. Проводилось огромное количество турниров. Вдохновляемые провансальской литературой, поэты XII века расцвечивали тексты правилами игры в придворную любовь, описанием добродетелей христианнейших рыцарей. Образ рыцаря начинает конкурировать с образами древних героев эпохи переселения народов.
Кто такой средневековый рыцарь? Воин на мощном боевом коне, в блестящих латах и с острым мечом? Такой стереотип, разумеется, не отражает и малой толики всех средневековых реалий. Рыцари XI и XII столетий на самом деле были до крайности проблемной группой. Их социальный взлет объяснялся единственно военными нуждами. И этот взлет приходится на первый Крестовый поход (1096–1099). «Из тех, кто был разбойником с больших дорог, родились истинные борцы за дело Христово», — заявлял французский летописец и участник Крестового похода Фульхерий Шартрский. В Святой земле создавались религиозные рыцарские ордена — тамплиеры, иоанниты, лазариты и Немецкий орден. Все это оказывало определенное влияние и на старушку Европу. Воинские идеалы и религиозные добродетели были явлены в борьбе с неверными. «Deus lo vult» — «Так желает Господь» — эти слова стали боевым девизом рыцарей первого крестового похода.
|
«Песня о Нибелунгах» — это дитя эпохи Барбароссы. Старые сюжеты и мифы являют себя по-прежнему, но уже в придворных и христианских одеждах.
60 лет назад германист Фридрих Панцер выдвинул тезис, что прием королей бургундов в «Песне о Нибелунгах» маркграфом Рюдигером Бешеларским отражает реальные события: прием
Барбароссы королем Венгрии Белой I в том несчастливом крестовом походе 1190 года.
Современные исследователи сравнивают с Зигфридом популярного английского короля Ричарда Львиное Сердце (1157–1199). Заговор против Ричарда, устроенный отдаленными его родственниками, его слава героя и откуп ради освобождения из плена могли воодушевить создателей «Песни о Нибелунгах». Могли. Но вдохновили ли на самом деле? Вряд ли.
А вот с эпохой Барбароссы кое-что в «Песне…» и в самом деле связано. Автор «Нибелунгов» упоминает, что Этцель торжественно венчался с Кримхильдой в Вене. В эпоху «Песни…» как раз состоялась реальная свадьба удачливого крестоносца герцога Леопольда VI и Феодоры, внучки византийского императора Исаака II Ангела. Руководил церемонией в Вене 1203 года епископ Вольфгер из Пассау. В XII веке Вена была столицей могущественных герцогов австрийских из рода Бабенбергеров, став центром рыцарской культуры и литературы. Причем здесь гунны из «Песни…», спросите вы? Все дело в матери Леопольда— дочери венгерского короля Елене, в жилах которой текла и гуннская кровь.
Вальтер Фогельвайде, один из известнейших немецких поэтов той далекой эпохи, работал в Вене на Бабенбергеров. А еще служил тому самому епископу Пассау Вольфгеру, что связан и с «Песней о Нибелунгах».
|
Самое интересное, что коллега Вальтера Фогельвайде по поэтическому цеху Вольфрам фон Эшенбах в своем «Парсивале» не гнушается цитировать отрывки из «Песни о Нибелунгах».
Посвящение в рыцари, согласно старым героическим сюжетам, проявляется, в сущности, лишь в «смене декораций». Праздники, торжественные приемы и свадьбы тщательно описываются в «Песне о Нибелунгах», здесь перечисляются ткани и платья, украшения, блюда и напитки — все так напоминает эпоху Барбароссы. Именно в XII столетии через итальянские города Венецию, Пизу и Геную в Европу попадает огромное количество редких тканей и предметов роскоши, волнующих фантазию людей. Автор «Нибелунгов», описывая двойную свадьбу (одновременно женятся и Зигфрид, и король Гунтер) в Вормсе, упоминает дорогие шелка с Дальнего Востока. Поэт инсценирует старые мифологические сюжеты, обрядив героев в одежды современного рыцарского эпоса.
Любопытный момент. Супруга Барбароссы Беатрис происходила из королевства Бургундского. Летописец императорского семейства Отто Фрейзингский ведет ее род «из старого и славного рода бургундов». Помните, что в «Песне о Нибелунгах» Зигфрид женится на принцессе из бургундской королевской семьи, и венчаются они именно в Вормсе? В Вормсе же Беатрис венчается на царство; здесь чаще всего предпочитает бывать Барбаросса, а вслед за ним и его преемник Генрих VI.
И еще один факт. После внезапной кончины Генриха VI на императорский трон предъявляет права его младший брат Филипп. И именно в Вормсе он впервые наденет на себя императорскую корону. Описанная в «Кельнской королевской хронике» сцена на Троицу 1198 года сильно напоминает эпизод из «Жалобы», когда юный Гунтер, сын и наследник умерших бургундских королей, венчается в Вормсе на царство.
Ну, вот и все. Оставим же наших рыцарей в их позднем Средневековье. Нам пора дальше, в норвежские литературные пространства.
III ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Места действия
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!