Правовой статус немедицинских видов массажа. Оказание услуг массажа без медицинской лицензии. Нормативно-правовая база и судебная практика — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Правовой статус немедицинских видов массажа. Оказание услуг массажа без медицинской лицензии. Нормативно-правовая база и судебная практика

2017-06-29 7162
Правовой статус немедицинских видов массажа. Оказание услуг массажа без медицинской лицензии. Нормативно-правовая база и судебная практика 5.00 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Правовой статус немедицинских видов массажа. Оказание услуг массажа без медицинской лицензии. Нормативно-правовая база и судебная практика

I. Правовое поле лицензирования медицинских услуг определено Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».

1.1. Согласно п. 46 ст. 12 вышеуказанного Закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.

1.2. Согласно п. 2 ст. 5 Закона - утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования находится в компетенции Правительства РФ, при этом, согласно п. 2 ст. 12 Закона - исчерпывающие перечниоказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности устанавливаются Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

1.3. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности и утвержден (исчерпывающий) Перечень лицензированных работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность.

1.5. В Перечень включены работы и услуги по «медицинскому массажу».

Выводы:

1. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 указывается, что «понятие медицинская деятельность шире чем понятие «медицинская услуга». При этом лицензируется не медицинская деятельность вообще, а только медицинские услуги, согласноисчерпывающему Перечню, включенному в Положение о лицензировании, утвержденное Правительством РФ.

2. В Перечень лицензируемых медицинских услуг, который согласно Закону является исчерпывающим, включены только услуги по «медицинскому массажу».Иных лицензируемых видов массажа (не медицинских) в Перечне нет.

3. Так как документы, обязательные для исполнения сторонами правоотношений в сфере лицензирования (нормативно-правовые акты по вопросам лицензирования) согласно Закону могут быть утверждены только Правительством РФ, то издание обязательных для исполнения документов по вопросам лицензирования медицинской деятельности Минздравом РФ (приказов, а тем более писем), например, по включению тех или иных массажных практик, ранее (и по сути) не относящиеся к медицинскому массажу в услуги лицензируемого медицинского массажа - является прямым нарушением Закона.

В нарушение рассматриваемых норм Закона Минздравом РФ издано письмо от 20.02.2013 года № 17-2/10/2-1005, дублированное письмом Росздравнадзора от 13.03.2013 г. № 16и-243/13 «О лицензировании тайского массажа», в котором относит тайский массаж к лицензируемому медицинскому массажу.

4. Включение в медицинские и лицензируемые услуги “иных” техник массажа противоречит так же сути Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так как создает угрозу причинения ущерба здоровью пациентов в лицензированных медицинских организациях, так как “иные” техники массажа не проверены на безопасность и эффективность, для них не установлены показания и противопоказания, а так же последствия их применения, которые могут повлечь причинение ущерба здоровью. Такие выводы сделаны, в частности, в Решении Арбитражного Суда Республики Коми от 04.05.2008 года по делу N А29-1941/2008.

Более того, так как услуги “медицинского массажа” включены в услуги, оплачиваемые за счет средств ОМС, такое включение позволяет покрывать услуги с непроверенными техниками массажа “федеральными” деньгами.

III. Федеральное законодательство и нормативно-правовые акты разграничивают медицинские услуги и не медицинские, но влияющие на здоровье.

3.1. Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены правовые критерии отнесения услуг к медицинским: «медицинская услуга – это медицинское вмешательство, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию». Соответственно, если услуги не направлены на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию – они не могут быть квалифицированы как медицинские, даже если они так или иначе влияют на здоровье.

Такие выводы сделаны в частности, в Апелляционном определении Суда Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры от 2.10.2012 г. по делу N 33-4315/2012, в котором опротестована ошибочная позиция прокуратуры и Судов первых инстанций, относящих все техники массажа к медицинским. Суд установил, что массаж является медицинским, только если он направлен на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию.

3.2. Услуги направленные, в частности, на расслабление, снятие усталости, стимулирование, создание психологического комфорта, а так же в целом, на оздоровление, поддержание, укрепление здоровье, на создание условий для его восстановления - нормативными документами Национальной системы стандартизации квалифицированы не как медицинские, а как оздоровительные в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности и частично как услуги салонов красоты (бытовые). Указанные виды деятельности не входят в перечень лицензируемых, утвержденный Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Для справки: На здоровье повседневно влияют состав пищи и режим питания, состав воздуха, двигательный режим, эмоциональная реактивность, межличностные отношения, уровень самооценки, наличие вредных привычек активность, режим труда и отдыха (длительность рабочего времени, отпуск, сон), активное применение оздоровительные процедур.

Такие услуги обособлены в российском правовом поле от медицинских услуг следующими нормативными документами (на примере услуг немедицинского массажа):

1. ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные», принятый и введенный в действие Госстандартом России от 18.03.2003 г. № 80-ст., включающий массаж, рациональные техники двигательных действий, правильное питание и др.

2. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 - ОК 034-2014, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст., включающий подгруппу 96.04.10 «Услуги физкультурно-оздоровительные», где перечислены т.ч. «услуги массажных салонов, за исключением лечебного массажа»;

3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2 - ОК 029-2014, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст., включающий подгруппу 96.02.2 «Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты», где перечислены «гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный, СПА-массаж; уход за кожей кистей рук, кожей стоп; СПА услуги по телу,включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы.

4. Общероссийский классификатор услуг населению ОКУН ОК 002-93 (изменения 14/2013), принятый и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 N 1166-ст, включающий код 019326 раздела « Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально- бытового назначения», где перечислены «гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратныймассаж, СПА - массаж».

5. Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Общероссийские классификаторы и ГОСТы являются нормативными документами Национальной системы стандартизации.

V. Судебная практика.

Высший Арбитражный Суд РФ

Постановление Пленума от 08 октября 2012 года № 58

Извлечения

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н (Комм.: – а сейчас значит в редакции Приказа Минздрава РФ от 28 октября 2013 г. N 794н).

Пункт 10 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" раскрывает содержание понятия "медицинская деятельность".

Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга".

В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами (Комм.: – предоставлять лицензию в редакцию СМИ следует только на лицензируемые медицинские услуги, а не на медицинские услуги и медицинскую деятельность вообще).

П О С Т А Н О В ЛЕН И Е

от 21 октября 2014 года по делу No А69-2146/2014 г. Красноярск

Извлечения

Указанные в перечне услуг косметического кабинета услуги по коррекции бровей, их покраске, декоративному макияжу, маски, шелковые волокна, бодиарт, наращивание ресниц в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 No 1664н (в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого административного правонарушения), не относятся к медицинским услугам, поэтому осуществление предпринимателем деятельности по их оказанию без лицензии состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, не образуют (Комм.: квалификация услуг на медицинские и не медицинские основана на наличии или отсутствии услуг в Номенклатуре медицинских услуг).

Указанные в перечне услуги по релаксу лица, шеи, кистей рук, ног не могут быть отнесены судом к массажу, поскольку административным органом не установлено при проведении проверки и не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих, что релакс лица, шеи, кистей рук, ног является именно массажем.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 11 августа 2014 года по делу NoА12-8197/2014

Извлечения

Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области считает, что ООО «Эталон красоты» осуществляет медицинскую деятельность и оказывает медицинскую помощь по профилю - «косметология» в отсутствие лицензии на медицинскую деятельность. следующее… Между тем, собранные административным органом доказательства недостаточны для квалификации деятельности Общества в качестве медицинской… Косметологические услуги относятся к виду деятельности - ОКВЭД 85.14 «Прочая деятельность по охране здоровья», которая не содержится в перечне видов деятельности Общества, согласно выписки из ЕГРЮЛ. Судом правомерно установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ видами деятельности ООО «Эталон красоты» являются: предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты – ОКВЭД 93.02.

Таким образом, виды деятельности Общества, отраженные в выписке из ЕГРЮЛ, подтверждают, что такой вид предпринимательской деятельности как медицинская, не является видом деятельности ООО «Эталон красоты» (Комм.: квалификация услуг на медицинские и не медицинские основана на наличии или отсутствии услуг в кодах статистики по ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛе).

Согласно Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 No 163 (далее – ОКУН), косметические услуги относятся к группе 019300 ОКУН. Указанные услуги предоставляются салонами красоты по виду деятельности ОКВЭД 93.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты».

Судом также установлено, что метод - висцеральная хиропрактика, за отсутствие лицензии на осуществление которого административный орган имел намерение привлечь ответчика к административной ответственности, не относиться к медицинской деятельности и, следовательно, не подлежит лицензированию

Правовой статус немедицинских видов массажа. Оказание услуг массажа без медицинской лицензии. Нормативно-правовая база и судебная практика

I. Правовое поле лицензирования медицинских услуг определено Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».

1.1. Согласно п. 46 ст. 12 вышеуказанного Закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.

1.2. Согласно п. 2 ст. 5 Закона - утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования находится в компетенции Правительства РФ, при этом, согласно п. 2 ст. 12 Закона - исчерпывающие перечниоказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности устанавливаются Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

1.3. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности и утвержден (исчерпывающий) Перечень лицензированных работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность.

1.5. В Перечень включены работы и услуги по «медицинскому массажу».

Выводы:

1. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 указывается, что «понятие медицинская деятельность шире чем понятие «медицинская услуга». При этом лицензируется не медицинская деятельность вообще, а только медицинские услуги, согласноисчерпывающему Перечню, включенному в Положение о лицензировании, утвержденное Правительством РФ.

2. В Перечень лицензируемых медицинских услуг, который согласно Закону является исчерпывающим, включены только услуги по «медицинскому массажу».Иных лицензируемых видов массажа (не медицинских) в Перечне нет.

3. Так как документы, обязательные для исполнения сторонами правоотношений в сфере лицензирования (нормативно-правовые акты по вопросам лицензирования) согласно Закону могут быть утверждены только Правительством РФ, то издание обязательных для исполнения документов по вопросам лицензирования медицинской деятельности Минздравом РФ (приказов, а тем более писем), например, по включению тех или иных массажных практик, ранее (и по сути) не относящиеся к медицинскому массажу в услуги лицензируемого медицинского массажа - является прямым нарушением Закона.

В нарушение рассматриваемых норм Закона Минздравом РФ издано письмо от 20.02.2013 года № 17-2/10/2-1005, дублированное письмом Росздравнадзора от 13.03.2013 г. № 16и-243/13 «О лицензировании тайского массажа», в котором относит тайский массаж к лицензируемому медицинскому массажу.

4. Включение в медицинские и лицензируемые услуги “иных” техник массажа противоречит так же сути Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так как создает угрозу причинения ущерба здоровью пациентов в лицензированных медицинских организациях, так как “иные” техники массажа не проверены на безопасность и эффективность, для них не установлены показания и противопоказания, а так же последствия их применения, которые могут повлечь причинение ущерба здоровью. Такие выводы сделаны, в частности, в Решении Арбитражного Суда Республики Коми от 04.05.2008 года по делу N А29-1941/2008.

Более того, так как услуги “медицинского массажа” включены в услуги, оплачиваемые за счет средств ОМС, такое включение позволяет покрывать услуги с непроверенными техниками массажа “федеральными” деньгами.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.