Тема 2.15. Преступления в сфере компьютерной информации — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 2.15. Преступления в сфере компьютерной информации

2017-06-26 2346
Тема 2.15. Преступления в сфере компьютерной информации 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Понятие преступлений в сфере компьютерной информации, их виды и общая характеристика. Значение уголовно-правовой охраны компьютерной информации и систем обработки информации с использованием ЭВМ.

Неправомерный доступ к компьютерной информации. Понятие компьютерной информации как предмета этого преступления. Виды общественно опасных последствий неправомерного доступа к компьютерной информации. Квалифицирующие признаки данного состава преступления.

Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ. Понятие и признаки вредоносной программы. Содержание квалифицирующего признака данного состава преступления.

Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей. Виды общественно опасных последствий, включенных в состав данного преступления.

Значение компьютерных преступлений для деятельности таможенных органов в связи с выполнением функции защиты экономической безопасности Российской Федерации.

Практическое занятие «Преступления в сфере компьютерной
информации»
– очная форма обучения

Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и проблем квалификации преступлений в сфере компьютерной информации.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.

2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):

1.1.«Влияние компьютерной техники и информационных технологий на развитие уголовного права России»;

1.2.«Сравнительный анализ российского и зарубежного уголовного законодательства о преступлениях в сфере компьютерной безопасности»;

1.3.«Вредоносная программа как предмет преступления».

2. Задачи.

2.1. Студент технического вуза Иванченко во время занятий по информа­тике подключился к сети «Интернет» и регулярно получал в течение семестра материалы разного содержания, в том числе и сексуального характера. В конце семестра в институт поступил запрос о работе в «Интернет» и пришел чек на оплату 105 часов пребывания в сети «Интернет». Руководство института поставило вопрос о привлечении Иванченко к уго­ловной и гражданской ответственности.

Дайте правовую оценку действиям студента Иванченко.

2.2. Аспирант университета Хохлов, 23-ти лет, занимался исследова­тельской работой по компьютерной «вирусологии». Целью работы было выяснение масштаба глобальной сетевой инфраструктуры. В результате ошибки в механизме размножения вирусы, так называемые «сетевые чер­ви», проникли в университетскую компьютерную сеть и уничтожили информацию, содержащуюся в компьютерах факультетов и подразделений. В результате этого были полностью уничтожены списки сотрудников универ­ситета, расчеты бухгалтерии по зарплате, повреждены материалы науч­но-исследовательской работы, в том числе «пропали» две кандидатские и одна докторская диссертации.

Решите вопрос о правомерности действий Хохлова. В чем заключается субъективная сторона преступлений в сфере компьютерной информации?

2.3. Левченко и другие граждане Российской Федерации вступили в сго­вор на похищение денежных средств в крупных размерах, принадлежащих «CityBankofAmerica», расположенного в г. Нью-Йорке. Образовав устойчивую преступную группу, они в период с конца июня по сентябрь 2007 г., используя электронную компьютерную систему телекоммуникационной связи «Интернет» и преодолев при этом несколько рубежей многоконтурной защиты от несанкционированного доступа с помощью персонального компьютера стан­дартной конфигурации из офиса предприятия, находящегося в г. Санкт-Пе­тербурге, вводили в систему управления наличными фондами указанного банка ложные сведения. В результате этих операций было осуществлено не менее 40 переводов денежных средств на общую сумму 10 млн 700 тыс. 952 доллара США со счетов клиентов названного банка на счета лиц, входящих в состав преступной группы, проживающих в шести странах: США, Великобри­тании, Израиле, Швейцарии, ФРГ, России.

Дайте уголовно-правовую оценку действиям Левченко и других членов орга­низованной группы.

2.4. Студент заочного отделения Шатурин решил использовать компью­тер из компьютерного класса университета для оформления контрольных и курсовых работ. Без разрешения деканата факультета он проник в класс и стал работать на компьютере. Из-за крайне поверхностных знаний и навы­ков работы на компьютере произошли сбои в работе машины, что привело в дальнейшем к отключению модема - одного из элементов компьютерной системы.

Подлежит ли уголовной ответственности Шатурин?

2.5. Оператор ЭВМ одного из государственных учреждений Утевский, ис­пользуя многочисленные дискеты с информацией, получаемые от сотрудни­ков других организаций, не всегда проверял их на наличие «вирусов», доверя­ясь заверениям поставщиков о том, что «вирусов» нет. В результате этого в компьютер Утевского, а затем и в компьютерную сеть учреждения попал ком­бинированный вирус, что привело к утрате информации, содержащей госу­дарственную тайну, и поставило под угрозу срыва запуск одного из космичес­ких объектов.

Дайте юридический анализ действий Утевского.

3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

В последнее время преступления в сфере компьютерной информации, впервые упомянутые в российском уголовном законодательств в 1996 г., имеют тенденцию квсе большему распространению, создавая серьезную угрозу как личным, так и общественным интересам. Поэтому изучение соответствующих уголовно-правовых норм должно представлять интерес для каждого пользователя ЭВМ, каковым является современный студент вуза.

Перед выполнением заданий для самостоятельной работы студенту рекомендуется внимательно изучить положения главы 28 (ст. 272 – 274) УК РФ о преступлениях в сфере компьютерной информации. Для лучшего понимания смысла и содержания данных положений уголовного закона следует изучить также рекомендуемую литературу, закрепив полученные знания с помощью заданий для самостоятельной работы.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой компьютерная информация как предмет преступлений, предусмотренных главой 28 УК РФ?

2. Что российский законодатель понимает под вредоносной программой?

3. Какое из преступлений в сфере компьютерной информации может быть совершено по неосторожности?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

8.1. –2, 9.

8.3. –2.

8.4. – 1–4.

Тема 2.16. Преступления против основ конституционного строя и
безопасности государства

Понятие, общая характеристика и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

Преступления против основ конституционного строяРоссийской Федерации.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Отличие от террористического акта, посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, убийства лица в связи с осуществлением им служебной деятельности.

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Специальные основания освобождения от уголовной ответственности.

Вооруженный мятеж. Отличие от насильственного захвата власти, массовых беспорядков.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Организация экстремистского сообщества.

Организация деятельности экстремистской организации.

Финансирование экстремистской деятельности

Преступления против внешней безопасности Российской Федерации.

Государственная измена: понятие, формы государственной измены. Специальные основания освобождения от уголовной ответственности.

Шпионаж: понятие и виды. Специальные основания освобождения от уголовной ответственности.

Разглашение государственной тайны. Отличие от государственной измены и от разглашения других видов тайн.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну.

Утрата документов, содержащих государственную тайну. Отличие от разглашения государственной тайны, халатности.

Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности

Посягательства на экономическую безопасность и обороноспособность РФ.Диверсия. Отличие от терроризма, уничтожения и повреждения имущества.

Семинар «Преступления против основ конституционного строя и
безопасности государства: проблемы законодательной регламентации и правоприменительной практики, их значение для деятельности
таможенных органов РФ»
– формы обучения: очная и заочная – проводится в интерактивной форме «Круглый стол»

1. Студенты выступают с докладами по вопросам существующих в теории и правоприменительной практике проблем квалификации преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, выявленным ими в ходе подготовки к семинарскому занятию, кратко излагая суть проблемы и обосновывая свое видение путей ее разрешения.

2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.

3. В конце занятия подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

Практическое занятие «Преступления против безопасности движения и
эксплуатации транспорта»
– очная форма обучения

Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и проблем квалификации преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.

2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):

1.1.«Основы конституционного строя Российской Федерации как объект уголовно-правовой охраны»;

1.2.«Развитие российского уголовного законодательства о преступлениях против государственной безопасности»;

1.3.«Уголовно-правовое противодействие распространению экстремизма в Российской Федерации»;

1.4.«Уголовно-правовая охрана государственной тайны в Российской Федерации».

2. Задачи.

2.1. Старший научный сотрудник КБ №7 Семенов, по предложению сотрудника службы разведки иностранного государства Зингельгофера, находясь на рабочем месте, скопировал фрагменты чертежей разрабатываемой системы противовоздушной обороны, являющейся государственной тайной, и по окончании рабочего дня вынес копии за пределы предприятия, где передал их Зингельгоферу. Зигельгофер за это передал ему 10000 долларов США, которые при последующей проверке оказались фальшивыми.

Квалифицируйте действия Семенова и Зингельгофера.

2.2. Профессор Московского института права Копылов по запросу инициативной группы подготовил законопроект, усиливающий ответственность за террористическую деятельность. Представитель сепаратистской группировки Батоев, узнав, что именно Копылов работает над законопроектом, стал звонить Копылову на домашний телефон и угрожать расправой с ним и его семьей, если он не прекратит работу над законопроектом. А в один из вечеров Батоев на легковом автомобиле попытался совершить наезд на Копылова, однако Копылову удалось отпрыгнуть в сторону, и Батоев скрылся.

Квалифицируйте действия Батоева. Подлежит ли Батоев уголовной ответственности по ст. 277 УК РФ?

2.3. Курсант Института МВД РФ Небезов после самостоятельной подготовки к семинару по предмету «Оперативно-розыскная деятельность ОВД» положил, задумавшись, конспект по данному предмету, имеющий гриф «Секретно», в свою сумку и уехал домой. Дома он переоделся и с этой же сумкой пошел в спортзал, где конспект выпал из сумки. Инструктор по фитнессу Сумроков в раздевалке обнаружил данный конспект, увидел гриф «Секретно» и передал его администратору спортклуба. Администратор вместе с гардеробщиком, медсестрой и продавцом продуктов здорового питания спортклуба пытались прочитать, что записано в конспекте, однако из-за крайне неразборчивого почерка Небезова смогли прочитать только его фамилию. Во время следующего посещения спортклуба администратор вернул Небезову конспект.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

2.4. Афанасьев, испытывая личную неприязнь к представителям кавказских национальностей, организовал группировку, в которую, кроме него, вошли еще двадцать человек. Они стали пропагандировать идеи уничтожения представителей всех кавказских национальностей на территории России. Чтобы иметь отличительную особенность своей группировки, все ее члены брили себе головы наголо и делали на затылках татуировки в виде трех ползающих мух. Четыре человека из этой группировки, встретив женщину кавказской национальности, напали на нее и сильно избили. От полученных побоев женщина скончалась. Узнав об этом, Афанасьев испугался, что дело зашло слишком далеко, объявил членам группировки о ее роспуске, а сам переехал жить в другой город. Однако семь членов группировки в его отсутствие продолжали нападать на представителей кавказских национальностей, пока их деятельность не была пресечена Отделом по борьбе с экстремизмом ГУ БОП.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

2.5. В г. Санкт-Петербурге была зарегистрирована иностранная фирма «Дельта», занимающаяся поставками финской одежды и обуви. Однако отдел рекламы, возглавляемый гражданином иностранного государства Смитом, занимался и другой деятельностью. По заданию Смита, который являлся представителем иностранной разведки, сотрудники отдела ежедневно про­сматривали все периодические издания газет и журналов и собирали сведе­ния, касающиеся военно-морского флота РФ. С данным отделом сотрудни­чала переводчица, гражданка РФ Воронцова, которая помогала переводить отдельные статьи.

Содержатся ли в действиях Смита, сотрудников отдела рекламы фирмы «Дельта», Воронцовой признаки какого-либо состава преступления? Что мо­жет быть предметом шпионажа? Раскройте объективную сторону шпионажа.

3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовкой к семинарскому и практическому занятиям студенту рекомендуется повторить положения главы 1 Конституции Российской Федерации, установившие основы конституционного строя Российской Федерации. После этого следует с самым серьезным отношением изучить содержание диспозиций и санкций уголовно-правовых норм главы 29 (ст. 275 – 284) УК РФ о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства. Для успешного усвоения и лучшего понимания содержания данных норм необходимо обратиться к рекомендуемой учебной и научной литературе.

При решении задач на практическом занятии студенту следует особое внимание уделять на то обстоятельство, был ли причинен вред безопасности российского государства или создана серьезная угроза его причинения, а также на особенности субъекта общественно опасного деяния.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие сведения составляют государственную тайну?

2. Кто относится к государственным и общественным деятелям?

3. Каковы основные отличия между государственной изменой
(ст. 275 УК РФ) и шпионажем (ст. 276 УК РФ)?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

8.1. –2, 9.

8.2. – 22, 23.

8.3. –2.

8.4. – 1–4.

 

Тема 2.17. Преступления против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного
самоуправления

Понятие, общая характеристика и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие должностного лица как специального субъекта этих преступлений.

Злоупотребление должностными полномочиями.

Нецелевое расходование бюджетных средств.

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.

Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений.

Превышение должностных полномочий.

Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа.

Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации.

Присвоение полномочий должностного лица.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

Получение взятки. Понятие взятки, ее отличие от подарка. Формы получения взятки. Момент признания получения взятки оконченным преступлением. Отличие от злоупотребления должностными полномочиями, превышения должностных полномочий, коммерческого подкупа и провокации взятки.

Дача взятки. Специальные основания освобождения от уголовной ответственности. Отличие от коммерческого подкупа, провокации взятки.

Посредничество во взяточничестве.

Служебный подлог.

Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ.

Халатность.

Значение уголовно-правовой охраны интересов государственной службы для предупреждения, пресечения и выявления должностных преступлений в сфере таможенной деятельности.

Семинар «Практическое занятие «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» – очная форма обучения –
проводится в интерактивной форме «Круглый стол»

1. Студенты выступают с докладами по вопросам существующих в теории и правоприменительной практике проблем квалификации должностных преступлений, выявленным ими в ходе подготовки к семинарскому занятию, кратко излагая суть проблемы и обосновывая свое видение путей ее разрешения.

2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.

3. В конце занятия подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

Практическое занятие «Преступления против государственной власти,
интересов государственной службы и службы в органах местного
самоуправления»
– формы обучения: очная и заочная

Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и проблем квалификации должностных преступлений.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.

2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):

1.1.«Должностное лицо как специальный субъект преступлений»;

1.2.«Понятие и виды взяточничества»;

1.3.«Опасность должностных преступлений для таможенной службы».

2. Задачи.

2.1. Зиганшин, будучи заместителем руководителя государственной орга­низации, периодически выезжал в командировки на автотранспорте своего учреждения либо на самолете. К авансовому отчету о поездках он прилагал использованные иными гражданами авиабилеты, переправляя в них фами­лию на свою. Таким путем Зиганшин за несколько лет переполучил 540 тыс. руб. Его действия органами предварительного следствия и судом квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями и служебный подлог (ч.1 ст.285 и ст.292 УК РФ).

Дайте юридический анализ содеянного Зиганшиным и решите вопрос о правильности квалификации его действий органами предварительного след­ствия и судом.

2.2. В начале учебного года школе-интернату были выделены 38 тыс. руб. для приобретения теплого белья для учащихся. Директор школы Евстафьев израсходовал большую часть денег на ремонт своей служебной квартиры. Когда начались холода, многие ученики, не обеспеченные теплым бельем, простудились. Будучи привлеченным к ответственности, Евстафьев утверж­дал, что рассчитывал до наступления холодов получить дополнительные ас­сигнования на покупку белья, но таковых не получил.

Содержатся ли в содеянном признаки какого-либо преступления? Какая форма вины характеризует действия Евстафьева?

2.3. Директор заготконторы Борисов не осуществлял должного контроля за деятельностью бухгалтерии, которая, в свою очередь, не проверяла рабо­ту материально ответственных лиц, в том числе заготовителей овощей. Кро­ме того, Борисов не контролировал выполнение своих распоряжений, изда­вал свои приказы с большим опозданием. В связи с этим за полгода загото­витель Алиев, числившийся в конторе старшим инженером, расхитил 1 млн. руб. Как установлено следствием и судом, это стало возможным в результате того, что Борисов давал распоряжения о выдаче Алиеву под отчет денег, не имея для этого законных оснований.

Областным судом Борисов признан виновным в злоупотреблении слу­жебным положением при отягчающих обстоятельствах. Президиум Верхов­ного суда республики, рассмотрев дело по протесту в порядке надзора, переквалифицировал содеянное Борисовым на халатность.

Проанализируйте содеянное Борисовым и решите вопрос о квалифика­ций его действий. Каким образом должен быть решен вопрос об уголовной ответственности Алиева?

2.4. Будучи директором дома отдыха санаторного типа, Шигабиев с раз­решения курортного управления продавал нереализованные управлением путевки на месте. При оформлении путевок к продаже желающим Шигабиев совместно с заведующей хозяйством дома Мардановой завышал стоимость путевок с 9900 до 5100 руб., полученные деньги не оприходовались, а трати­лись ими, в том числе на личные нужды.

Органы предварительного следствия действия Шигабиева квалифициро­вали как получение взяток, а действия Мардановой - как соучастие в этом преступлении.

Как следует квалифицировать действия Шигабиева и Мардановой, если лица, приобретшие путевки, в суде показали, что они считали уплаченные ими деньги фактической стоимостью путевки, тем более что до этого обра­щались в другие санатории и узнали, что путевка стоит 520 руб.?

2.5. Злакова, будучи заведующей столовой и заподозрив уборщицу Игошину в краже икры, несмотря на сопротивление Игошиной, подвергла ее обыс­ку, который не дал результатов. Несмотря на это, Злакова громогласно объявила, что нашла воровку и расправится с ней.

Есть ли в действиях Злаковой состав превышения должностных полно­мочий?

3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовкой к семинарскому и практическому занятию студенту рекомендуется ознакомиться с источниками российского права, регламентирующими порядок прохождения различных видов государственной службы, после чего внимательно изучить положения главы 30 (ст. 285 – 293 УК РФ). При изучении данных уголовно-правовых норм и их толкований, содержащихся в рекомендуемой литературе, особое внимание следует уделить уголовно-правовому понятию должностного лица, его юридическим признакам (см. примечание к ст. 285 УК РФ).

При решении практических задач каждый раз необходимо проверять обладает ли описываемое в них действующее лицо отдельными признаками и соответственно статусом должностного лица. Для правильной квалификации действий (бездействия) должностного лица как преступления против интересов службы важно также установить, входило ли совершенное деяние в круг его полномочий или нет.

Для выполнении третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можно найти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Выполнение каких функций охватываются понятием должностного лица в уголовном праве?

2. Как определяется крупный размер получения взятки по УК РФ?

3. Какие преступные деяния в уголовном законе определяются как халатность?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

8.1. –2, 9.

8.2. – 15, 26.

8.3. –2.

8.4. – 1–4.

Тема 2.18. Преступления против правосудия

Понятие, общая характеристика и виды преступлений против правосудия.

Преступные посягательства на деятельность органов суда и предварительного расследования: воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, его отличие от убийства лица в связи с его служебной деятельностью, посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, террористического акта; угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования, отличие этого преступления от преступлений против личности; неуважение к суду; клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя, ее отличие от оскорбления и неуважения к суду; разглашение данных предварительного расследования, его отличие от разглашения государственной тайны; разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса; укрывательство преступлений.

Преступления лиц, ведущих производство по уголовному делу: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; незаконное освобождение от уголовной ответственности; незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей; вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта; принуждение к даче показаний.

Преступления, связанные с фальсификацией или сокрытием доказательств: фальсификация доказательств; провокация взятки или коммерческого подкупа, ее отличие от коммерческого подкупа, дачи и получения взятки; заведомо ложный донос; заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод; отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний; подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу.

Преступления, связанные с невыполнением судебных и иных процессуальных решений: незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации; побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера; уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений; неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

Значение уголовно-правовой охраны порядка производства по уголовному делу для правоохранительной деятельности таможенных органов.

Семинар «Преступления против правосудия» – очная форма обучения

1. Общая характеристика преступлений против правосудия.

2. Преступные посягательства на деятельность суда и органов предварительного расследования.

3. Преступления лиц, ведущих производство по уголовному делу.

4. Преступления, связанные с фальсификацией или сокрытием доказательств.

5. Преступления, связанные с невыполнением судебных и иных процессуальных решений.

Практическое занятие «Преступления против правосудия» – формы
обучения: очная и заочная

Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и квалификации преступлений против правосудия.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.

2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) или письменного эссе по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):

1.1.«Культура правосудия как элемент правовой культуры и объект уголовно-правовой охраны»;

1.2.«Уголовно-правовое обеспечение безопасности отдельных участников уголовного судопроизводства»;

1.3.«Квалификация преступных посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство должностных лиц таможенных органов, осуществляющих производство дознания или неотложных следственных действий, в связи с их участием в уголовном судопроизводстве».

2. Задачи.

2.1. Следователь Гуров во что бы то ни стало решил «раскрыть» автодо­рожное преступление со смертельным исходом. В этих целях он встал на путь фальсификации доказательств против шофера Шамова: уничтожил про­токол опознания автомобиля свидетелем и сфабриковал новый, подделав при этом подпись свидетеля и понятых, затем составил фиктивный протокол об обнаружении на автомашине ниток от пальто потерпевшего и следов пя­тен крови, сходной по группе с кровью потерпевшего. Шамову было предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения, повлекшем смерть потерпевшего, и он был заключен под стражу. Впоследствии судом Шамов был оправдан.

Дайте юридический анализ состава привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности. Квалифицируйте действия Гурова.

Имеют ли значение для квалификации мотив и цель совершения этого преступления?

Дайте характеристику квалифицирующих признаков состава привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности. Следует ли квалифицировать содеянное Гуровым дополнительно по ч.2 ст. 303 УК РФ?

2.2. Дежурный одела внутренних дел Попов сделал Карлову, находящему­ся в дежурной комнате, замечание в связи с тем, что последний, будучи в состоянии опьянения, закурил, а затем бросил на пол окурок. Карлов начал пререкаться, окурок не поднял, вышвырнул его ногой в коридор. Тогда Попов открыл дверь камеры изолятора временного содержания и со словами «я тебе покажу» затолкнул Карлова в камеру и запер дверь. Водворяя Карлова в камеру, Попов личного обыска его не произвел, имеющийся у Карлова поясной ремень не отобрал и впоследствии наблюдения за его поведением не осуществлял. Через некоторое время Попов обнаружил, что Карлов покон­чил жизнь самоубийством.

Квалифицируйте действия Попова. Изменится ли квалификация преступ­ления, если Карлов лишь пытался покончить жизнь самоубийством? Кто мо­жет быть субъектом состава заведомо незаконного задержания?

2.3. Лучкин во время производства судебным приставом Макаровой описи имущества за долги сына, будучи в состоянии опьянения, схва­тил Макарову за руки и с применением грубой силы вывел из квартиры.

Заключением судебно-медицинской экспертизы установлено, что на обе­их руках потерпевшей обнаружены кровоподтеки, не повлекшие за собой расстройства здоровья.

Дайте юридический анализ содеянного.

2.4. Родители двоих несовершеннолетних подозреваемых Бурков и Кара­ваев договорились между собой дать следователю Тамарину взятку за осво­бождение их детей от уголовной ответственности. Бурков и Караваев обрати­лись к адвокату Дорожкиной с просьбой за вознаграждение добиться от сле­дователя согласия на освобождение их сыновей от уголовной ответственно­сти. Дорожкина передала предложение родителей подозреваемых следова­телю Тамарину, который согласился вынести постановление о прекращении уголовного дела. Получив от Буркова и Караваева 80000 руб., Дорожкина из этой суммы передала Тамарину лишь 50000 руб., а остальную сумму присвоила.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

2.5. По приговору суда Волин признан виновным в заведомо незаконном задержании при следующих обстоятельствах.

Ночью в медицинский вытрезвитель районного отдела внутренних дел, где Волин работал дежурным милиционером, сотрудниками милиции была доставлена Ракова. Волин без проверки ее состояния на степень алкоголь­ного опьянения водворил Ракову в медицинский вытрезвитель, т.е., как ука­зано в приговоре, заведомо незаконно задержал ее.

По делу установлено, что Ракова доставлена в медицинский вытрезвитель из квартиры Адамовой, где она в состоянии опьянения учинила скандал.

Имеется ли в действиях Волина состав преступления против правосудия? Изменится ли оценка содеянного, если врач, прибыв в медицинский вытрез­витель по вызову, осмотрел Ракову и дал заключение о том, что она находит­ся в легкой степени опьянения?

3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подг

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.