Г. Международная постановка еврейского вопроса. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Г. Международная постановка еврейского вопроса.

2017-06-26 202
Г. Международная постановка еврейского вопроса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Добиваясь отмены всех ограничений гражданских и политических прав евреев в тех странах, где таковые ограничения ещё сохраняются, а также признания национальных прав еврейского народа в том объёме, в каком этого требует еврейство каждой отдельной страны, « Идише Фолкспартей» полагает, что еврейское полноправие должно быть гарантировано для всех стран в международном порядке.

II. Следует стремиться к международному признанию еврейской нации в её целом и к созданию соответствующих общееврейских органов.

III. В отношении отдельных стран « Идише Фолкспартей» выставляет следующие требования:

1) немедленная натурализация евреев в Румынии, предоставление им всей полноты гражданских, политических и национальных прав;

2) национальная автономия для еврейства в Польше;

3) отмена существующих в Палестине ограничений, препятствующих свободе и иммиграции и колонизации; национальная автономия для палестинского еврейства;

4) уравнение во всех странах евреев-иностранцев в правах с иностранными подданными других национальностей. Для достижения указанных целей, орган, избранный еврейским съездом, должен войти в сношения с еврейскими организациями других стран, преследующими аналогичные цели.

Д. О суверенитете съезда.

« Идише Фолкспартей» полагает, что только созванный на демократических началах съезд и избранный им орган уполномочены выступать от имени еврейского народа; всякое же насилие со стороны над волей народа принципиально противоречит праву народа на самоопределение и практически привело бы к созданию параллельных общин и к распылению наших национальных сил. Партия будет поэтому считать для себя обязательным отстаивать постановление съезда, касающееся организации и устройства внутренней жизни русского еврейства, оставляя за собой право критики и борьбы внутри еврейства за проведение своих программных положений.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После Февральской революции еврейское политическое движение пережило наибольший расцвет. Этот благоприятный период длился с весны 1917 г. по лето 1918 г. Под конец Гражданской войны члены еврейских партий все больше отходили от политики или вливались в ряды большевиков. Шел процесс становления однопартийной системы[215]. На территории России наиболее «живучими» оказали сионисты. Их либеральное крыло – «общие сионисты» – успешно вело подпольную культурно-просветительскую деятельность. «Поалей-Цион» – «левые сионисты» – партия, которая сотрудничала с большевиками, действовала до 1922 г.[216]
В Пензе эта тенденция также была выражена.

Гражданская война в России исторически была тесно связана с Первой мировой войной и логически вытекала из нее. Одним из последствий этой войны было изменение демографической ситуации. Массовые депортации еврейского населения привели к тому, что евреи стали одним из самых крупных национальных меньшинств в тех регионах, где раньше их было ничтожное количество. Еврейская социальная защита и помощь беженцам явились важным общественным событием. Участие евреев в боевых действиях на фронтах Первой мировой войны привело к тому, что многие отряды самообороны стали создаваться бывшими военнослужащими. Все это оказало большое влияние на развитие еврейского политического движения в 1917–1922 гг. В Пензе демографическая ситуация с евреями-беженцами явилась главным фактором начала, а впоследствии и угасания[217], деятельности еврейских политических партий.

Отличительной особенностью этого движения было необычайное разнообразие национальных политических партий. В отличие от других национальных меньшинств, еврейский народ, в силу своей малочисленности и рассеянного положения, не создал своего государства в годы Гражданской войны. В условиях отсутствия собственного государства повышалась, соответственно, важность задач, выполняемых еврейскими партиями:

1. Защита еврейского населения. Денежный откуп от погромщиков, создание отрядов самообороны.

2. Социальная защита. Различная помощь беженцам, создание медицинских учреждений, финансовая взаимопомощь, трудоустройство.

3. Национально-идеологическая и просветительско-культурная работа. Развитие еврейской образовательной системы, различные курсы, лекции, создание библиотек. Борьба за придание государственного статуса еврейскому языку (в зависимости от партии: идиш или иврит). Создание культуры и идеологии, которая позволила сохранить самосознание евреев в условиях кризиса[218].

4. Посредничество между еврейским социумом и различными государствами, военно-политическими режимами. В советской России это выражалось в сотрудничестве большевиков с еврейско-марксистскими партиями («Бунд», «Поалей-Цион» и пр.): помощь Красной армии[219], пропаганда марксизма на «еврейской улице», сотрудничество с еврейским комиссариатом, взаимодействие с государственными органами по вопросам социальной поддержки еврейского населению и пр.

5. Для сионистского движения помощь евреям в возвращении в Эрец Исроэль.

6. Связующая коммуникативная роль внутри еврейского общества. Обеспечение взаимодействия между беженцами и местными евреями, между национальной буржуазией и пролетариатом, между русскоязычными и идишеязычными евреями и т.д.

При рассмотрении той или иной роли, которую играла каждая отдельно взятая партия, следует учитывать то, что во время Гражданской войны в России (1917–1922 гг.) многие политические партии были аморфными. Это проявлялось в частых партийных расколах, плохой организации их работы. Политика партии на местах могла быть диаметрально противоположной политике центральных партийных органов. Были случаи, когда один и тот же человек состоял в нескольких политических партиях. Все это затрудняет провести систематизацию партий. При детальном рассмотрении традиционная система классификации логически «рассыпается»[220]. Так, агитация пензенской «Идише Фолкспартей» более схожа с агитацией местного «Бунда», чем с пропагандой центрального руководства партии «Идише Фолкспартей». Члены пензенского «Ахдос Исроэль» фактически слились с верхушкой сионистов. Между тем в Витебске они выступали отдельным списком[221]. Из-за неоднородности состава партии и противоречивости найденной информации трудно определить, какой политики придерживалась местная ячейка той или иной партии. Члены пензенской «Поалей-Цион», хотя и сотрудничали с большевиками, на митингах открыто критиковали их политику. Несмотря на столь сильные различия, можно сказать, что еврейские партии имели общий вектор развития. Наиболее распространенными и «сильными» были: «общие сионисты», «Бунд» и «Поалей-Цион». Например, периодическая печать «общих сионистов» в разных городах имела схожую структуру[222], одну агитационную направленность. Особенно сходство сионистских газет бросается в глаза, если сравнивать их с периодической печатью «Бунда»[223].

С увеличением еврейского населения того или иного региона увеличивалось и количество партий и организаций. Так, в Екатеринославле существовали[224]: «Цейре-Цион», «Тарбут»[225], «Геховер»[226], «Гатхио»[227], «Гаморе»[228], «Маккаби», «Союз воинов евреев». С большой долей вероятности можно предположить, что перечисленные организации находились под сильным влиянием «общих сионистов». Кроме того, у последних было два периодических издания[229]. И это только в рамках «общих сионистов» и их организаций. Также существовали: «Бунд», «Поалей-цион», «Идише Фолкспартей», «Ахдус-Ам-Исраэль» и прочие партии, в том числе различные местные организации. Это и неудивительно, потому что Екатеринослав был крупным городом, находившимся в зоне традиционного проживания евреев. В 1918 г. в городе было зарегистрировано 41 тыс. евреев-избирателей[230].

А как обстояли дела на окраине «еврейского мира»? Возьмем для сравнения два города Среднего Поволжья – Пензу и Самару. Эти города ранее находились за чертой оседлости[231]. В Самаре у «общих сионистов» существовала только одна газета. Количество различных организаций, подчиненных «общим сионистам», было меньшим, чем в Екатеринославе, но в то же время, помимо «сильных» партий, таких как «Бунд» и «Поалей-Цион», функционировали еще и более мелкие партии и организации: Еврейская народная группа, «Свобода и традиции», Самарская организация объединенных еврейских рабочих социал-демократических партий. Таким образом, мы видим, несмотря на то, что Самара была провинцией, далекой от мест компактного проживания евреев, за счет евреев-беженцев создалась благоприятная среда для национального политического движения. В Пензе мы также наблюдаем наплыв беженцев. Но, хотя Пенза, так же как и Самара, являлась губернским городом, в ней еврейского населения было намного меньше, соответственно и возможностей для создания еврейских организаций тоже было меньше.

В Пензе существовали три наиболее устойчивые организации: «Бунд», «Поалей-Цион» и «общие сионисты», но при этом функционировали и слабые организации: «Идише Фолкспартей» и «Ахдос Исроэль». Последние две носили довольно аморфный характер. «Идише Фолкспартей» проявляла слабую активность и, судя по всему, более тяготела к местному «Бунду». «Ахдос Исроэль» фигурирует как составная часть организации «общих сионистов», среди которых количество организаций, связанных с ними, заметно меньше, чем, например, в Екатеринославе: «Маккаби», «Союз евреев воинов», клуб древнееврейского языка (объединяющий учителей-евреев). Собственной газеты у сионистов в Пензе не было, и они размещали свои объявления на страницах общегородских периодических изданий.

Один из самых важных вопросов в истории еврейских политических партий в период Гражданской войны в России заключался в том, какая из партий имела большее влияние на «еврейской улице». При его рассмотрении следует учитывать, о каком регионе идет речь. Если обобщить имеющуюся информацию, то можно сказать, что в период существования Временного правительства и начала Гражданской войны значительная роль в еврейском политическом движении принадлежала «общим сионистам». Ближе к концу существования такого большого количества партий в рассматриваемый период явно намечается преобладание «Бунда» и «Поалей-Цион» как более причастных к власти. Большевиками после левоэсерского восстания была взята политика построения однопартийной политической системы, но на местах, в провинции, очень нуждались в кадрах, поэтому была распространена практика активного привлечения к работе членов еврейских социалистических партий. Например, в Рославле старший надзиратель концентрационного лагеря принудительных работ был членом «Поалей-Цион»[232]. В конечном итоге, в общем масштабе страны, еврейские политические партии сделали выбор в пользу большевиков. После погромов украинских националистов и «белых» у евреев не оставалось выбора: или они будут уничтожены физически, или принимают сторону большевиков[233].
В Пензе наибольшим влиянием среди евреев пользовались «общие сионисты», по крайне мере до 1921 г. включительно.

Еврейские политические партии оказали значительное влияние на национальное самосознание и развитие еврейского самоуправления в эту смутную эпоху, а также способствовали лучшему взаимодействию власти с еврейскими общинами. Идеология автономизма[234], активно пропагандируемая «Бундом» и «Идише Фолкспартей», в той или иной степени подготовила почву для создания еврейских районов в Крыму и на Украине. Впоследствии идеология автономизма проявилась в создании Еврейской автономной области в СССР. Активная агитация еврейских марксистских политических партий на тему «Идиш – язык еврейского пролетариата» способствовала тому, что в СССР официально еврейским языком стал именно идиш, а не иврит.

Но Гражданская война в России заставила многих евреев эмигрировать в США. Среди эмигрантов были представители еврейских социалистических партий, которые продолжили свою бурную деятельность уже в Америке. «Красная угроза»[235] в Америке также была обусловлена и деятельностью евреев-коммунистов. Сионистское движение в свою очередь внесло свой вклад в еврейскую историю и прочно закрепило позиции иврита. Третья Алия в Эрец Исроэль была мощным толчком к развитию «нового ишува»[236]. Среди участников третьей Алии было много «левых» представителей партий «Поалей-Цион», «Цейре-Цион» и пр. Кибуцы и Хагана[237] были созданы в том числе и теми, кто прошел хорошую школу в еврейских политических партиях.

 

 
 

 


Научное издание

 

 

Кузнецов Даниил Сергеевич

Еврейские политические партии
в г. Пензе (1917-1922 гг.)

Отпечатано с готового оригинал-макета
в Издательстве ……….


[1] Особенно эсеро-меньшевистская в 1917–1918 гг.

[2] См. приложение 1 в статье «Еврейские политические партии в Пензе (1917–
1922 гг.)».

[3] Для данной партии также использовалось произношение: «Агудат Исраэль», «Ахдут Исраэль», «Ахдус Исроэл».

[4] См. приложение 9 в статье «Еврейские политические партии в Пензе (1917–
1922 гг.)».

[5] ГАПО. Ф. р-2. Оп. 4. Д. 148. Л. 59.

[6] См. приложения 1, 7 в статье «Еврейские политические партии в Пензе (1917–
1922 гг.)», а также: ГАПО. Ф. 36. Оп. 1. Д. 92. Л. 13 об.

[7] См. приложение 5 в статье «Еврейские политические партии в Пензе (1917–
1922 гг.)».

[8] ГАПО. Ф. 36. Оп. 1. Д. 101. Л. 64; ГАПО. Ф. 37. Оп. 1. Д. 52. Л. 114; ГАПО.
Ф. 36. Оп. 1. Д. 257. Л. 10.

[9] ГАПО. Ф. 36. Оп. 1. Д. 92. Л. 13 об.

[10] Левин В. И. История евреев России. Взгляд из Пензы. Пенза, 2003. С. 355.

[11] Организационное собрание членов Бунда // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. 1918. 20 января (2 февраля). № 14. С. 1.

[12] Объявления // Наш путь. 1918. 27 января. № 30. С. 1.

[13] Собрание «Поалей-Цион» // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. 1918. 7 июля. № 134. С. 4.

[14] «Идише Фолкспартей» // Наш путь. 1917. 19 декабря. № 2. С. 4.

[15] См. приложение 1 в статье «Еврейские политические партии в Пензе 1917–
1922 гг.»

[16] Объявления // Наш путь. 1918. 27 января. № 30. С. 1.

[17] «Бунд» // Наш путь. 1917. 23 декабря. № 6. С. 4.

[18] Кондрашин, книга 2, с. 245–246.

[19] Общее собрание увеченных и демобилизованных евреев-воинов // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1918. 12 июля. № 138 (241). С. 4.

[20] Маккаби // Известия. 1919. 26 января. № 19 (402). С. 4.

[21] Пензенская губерния в эпоху Первой мировой войны: моногр. / С. В. Белоусов, О. А. Сухова, С. О. Юдин; под общ. ред. О. А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. –
С. 92–94.

[22] См. статью «Отражение на страницах газеты «Еврейская мысль» деятельности сионистов в Самарской еврейской общине (март–сентябрь 1918 г.)».

[23] Пензенская губерния в годы Первой мировой войны. 1914 – март 1918: в 2 кн. Кн. 1: 1914–1916 / отв. сост. В. В. Кондрашин. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014. 544 с. (далее используется сокращение: Кондрашин, книга 1); Пензенская губерния в годы Первой мировой войны. 1914 – март 1918: в 2 кн. Кн. 2:
1917 – март 1918 / отв. сост. В. В. Кондрашин. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014. 596 с. (далее используется сокращение: Кондрашин, книга 2).

[24] Кондрашин, книга 1, с. 197, 204–205, 246–251, 253, 383–384, 392.

[25] Кондрашин, книга 1, с. 196–197, 243, 382.

[26] Кондрашин, книга 1, с. 393.

[27] Кондрашин, книга 1, с. 414–415.

[28] Кондрашин, книга 1, с. 148.

[29] Кондрашин, книга 2, с. 59.

[30] Кондрашин, книга 1, с. 195–196.

[31] Кондрашин, книга 2, с. 229.

[32] См. статью «Еврейские политические партии в Пензе (1917–1922 гг.)».

[33] Кондрашин, книга 2, с. 156.

[34] Кондрашин, книга 2, с. 156.

[35] Кондрашин, книга 2, с. 238.

[36] Кондрашин, книга 2, с. 245–246. «Заседание городской думы об организации власти в Пензенской губернии. 31 октября 1917 г. [Осуждение захвата власти большевиками в Петрограде] … Гл[асный] Цимкин от имени еврейской национальной фракции заявляет о преступности действия большевиков и присоединяется к заявлению нар[одных] соц[иалистов], для борьбы же с анархией предлагает организовать самооборону».

[37] См. статью «Еврейские политические партии в Пензе 1917 - 1922 гг.»

[38] Бунд. Документы и материалы. 1894–1921. М.: РОССПЭН, 2010. 1360 с. (далее будет использоваться сокращение: Бунд, документы и материалы).

[39] Там же. С. 1106 (указана объединенная численность членов партии от Пензы и Царицына, всего 465 человек).

[40] Там же. С. 1127.

[41] Там же. С. 1137.

[42] Пекный А. И. Певзнер Мордехай Ехильевич // Пензенская энциклопедия. Пенза, 2001. С. 436.

[43] Левин В. И. История евреев России. Взгляд из Пензы. Пенза, 2003. С. 386.

[44] Там же. С. 41, 46, 59, 98–101, 109–111, 118–120.

[45] Там же. С. 99. «На развалинах двух прежних правительств возникло и выросло новое правительство в России. Оно перевернуло вверх дном своими нововведениями и порядками, которые базировались на новом учении социализма. Самой желанной целью его было залечить раны народа. Образ жизни изменился совершенно, и нет этому примера в мировой истории, ведь это правительство «коммунистического совета», которое правит в России сейчас около десяти лет. Однако правительство и учение его, порядки его и пути его не будем обсуждать вообще, это дело достойно внимания историков. Мы же запишем в книгу только дела, касающиеся жизни нашего народа и жителей этого города».

[46] Там же. С. 99. «[М. Е. Певзнер о работе автономной еврейской общины Пензы в 1917 г.] Все они работали на благо своего народа без вознаграждения. Хотя между группами иногда были разногласия, и каждая настаивала на своем варианте, но лишь тогда, когда заметны стали признаки возрождения Израиля, и в мертвом теле забилась сила древняя и юная».

[47] Там же. С. 46, 110–111, 118–120.

[48] Там же. С. 59. «В 90-е годы прошлого века [т.е. XIX в.] поселились в Пензе эти семьи, которые вышли с юга России и из Литвы: р. Альханан бар Авли [Ханон Абелевич] Пинес, р. Моше бар Аарон [Моисей Аронович] Гольдштейн, р. Аарон бар Элиягу [Арон Эльевич] Рапопорт, р. Иегуда-Лейб Хотин и р. Иегуда-Лейб [Лейб Ицкович] Слободский. Эти люди, придя из городов черты еврейской оседлости, были вооружены еврейским духом и сильной любовью к своему народу, образованием и знаниями. Жители узнали ценность этих людей и избрали их руководителями общины, и эти руководители не опозорили доверия избравших их. Взяв в свои руки бразды правления в городе, принесли они струю жизни во все общественные дела и стояли на этих постах много лет. Они были поистине живым духом и вносили дыхание жизни в самые сухие вещи и любое дело – малое или большое, которое случалось в жизни общины, касалось их сердец, и передавали сердца свои и души свои работе на совесть для народа своего. Любимы и почитаемы они были всей общиной, и взаимная любовь царствовала всегда между общиной и вождями и лидерами ее».

[49] Там же. С. 346–386.

[50] Там же. С. 355. «Дядя был убежденный сионист. Англичане тогда продавали участки – ахузы в Палестине. И каждый мало-мальски состоятельный еврей покупал эти ахузы, но они не сохранились. Я только тогда поняла, что дядю Давида отговаривали ехать. Тетя Хвола с ним ехать не хотела. И вот тут вся родня на него насела: «Куда ты едешь? Зачем ты едешь?» – «Я землю пахать буду». – «Зачем тебе землю пахать, когда ты провизор?» и так далее, и так далее. «Что, тебе плохо?» Но он был такой фанатик. Убежденный был сионист. Я помню эти разговоры за столом, что он куда-то хочет ехать, а жена не хочет. И так далее».

[51] Рубашева Е. Е. Еврейская периодическая печать на русском языке в России (1860–1992 гг.): справочная информация. 1993. С. 10–11 (см.: Читальный зал Российской национальной библиотеки).

[52] Молчанов Л. А. Газетная пресса России в годы революции и Гражданской войны. М.: Издатпрофпресс, 2002. С. 142–145.

[53] Там же. С. 174–175.

[54] Рубашева Е. Е. Указ. соч. … С. 10.

[55] Там же. С. 9.

[56] Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917–1920). М.: РОССПЭН, 2005. С. 454–455, 456, 457–458, 465–466, 475; Гавриленков А. Ф. Страницы истории Рославля первых лет советской власти (1918–1922 гг.). Смоленск, 2005. С. 30, 52.

[57] Молчанов Л. А. Газетная пресса России в годы революции и Гражданской войны. М.: Издатпрофпресс, 2002. С. 24–25, 142.

[58] Будницкий О. В. Указ. соч. … С. 246, 249–250, 300–301.

[59] Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917–1920). М.: РОССПЭН, 2005. С. 494–495.

[60] Рубашева Е. Е. Еврейская периодическая печать на русском языке в России (1860–1992 гг.): справочная информация. 1993. С. 11 (см.: Читальный зал Российской национальной библиотеки).

[61] Но, если рассматривать Гражданскую войну в России в рамках всей бывшей территории Российской империи, то исключение составили лимитрофные государства: Эстония, Латвия, Литва, Польша и Финляндия, в которых, несмотря на все негативные факторы, сохранились разнообразные еврейские политические партии и печать, дающая разного рода информацию о еврейских партиях.

[62] Энциклопедия благотворительности, Санкт-Петербург. «Дело помощи»:
журнал, посвященный вопросам помощи евреям – жертвам войны. URL: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2853563534

[63] Там же.

[64] Еврейский национальный фонд («Керен Каемет ле-Исраэль») является некоммерческой корпорацией, принадлежащей Всемирной сионистской организации, был основана на пятом сионистском конгрессе в Базеле в 1901 г. Создан для покупки земель в Эрец Исроэль под еврейские поселения.

[65] Сионизм в освещении «охранки» // Еврейское слово. 1918. 03.03 (18.02). № 4.
С. 2–3; Сионизм в освещении «охранки» // Еврейское слово. 1918. 10.03 (25.02). № 5.
С. 3; Сионизм в освещении «охранки» // Еврейское слово. 1918. 22.03 (09.03). № 6–7. С. 4.

[66] Нуждов В. И. Пензенская правда// Пензенская энциклопедия. Пенза, 2001.
С. 454–455.

[67] Забродина Н. И. Наш путь // Пензенская энциклопедия. Пенза, 2001. С. 386.

[68] Периодическая печать Пензенского края. 1838–1974 гг.: каталог / отв. за выпуск Е. И. Мурзина // Государственный архив Пензенской области. Пенза, 1977. С. 8, 45.

[69] Забродина Н. И. Пензенская речь // Пензенская энциклопедия. Пенза, 2001.
С. 455.

[70] Периодическая печать Пензенского края. 1838–1974 гг. … С. 8, 45.

[71] Кузнецов, Д. С., Верхолевский Ю. В. Пензенский еврейский некрополь конца XIX – первой четверти XX в. // Тирош: труды по иудаике. Вып. 16. М., 2017. С. 138–153.

[72] Кондрашин В. В. Крестьянство России в Гражданской войне: к вопросу об истоках сталинизма. М., 2009. С. 8.

[73] Романенко А. З. О классовой сущности сионизма. Л.: Лениздат, 1986. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/24828/ogl.shtml

[74] Моше Рафес. Два года революции на Украине. Эволюция и раскол Бунда. М., 1920.

[75] Островский З. С. Еврейские погромы. 1918–1921 гг. 1926.

[76] Национальная программа Бунда: коррективы 1917 года. http://cyberleninka.ru/ article/n/natsionalnaya-programma-bunda-korrektivy-1917-goda; Деятельность «Всеобщего еврейского рабочего союза в России и Польше» (Бунд) на территории Полесского региона в 1919–1921 годах. http://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-vseobschego-evreyskogo-rabochego-soyuza-v-rossii-i-polshe-bund-na-territorii-polesskogo-regiona-v-1919-1921-godah; Деятельность «Поалей-Цион» в период Гражданской войны на территории русско-белорусско-украинского пограничья. http://cyberleninka.ru/article/n/ deyatelnost-poaley-tsion-v-period-grazhdanskoy-voyny-na-territorii-russko-belorussko-ukrainskogo-pogranichya; Формирование новой еврейской национальной школы в советской России (1920–1923 гг.). http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-novoy-evreyskoy-natsionalnoy-shkoly-v-sovetskoy-rossii-1920-1923-gg

[77] Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917–1920). М.: РОССПЭН, 2005. С. 552.

[78] Материалы конференций по иудаике. http://sefer.ru/rus/publications/ conferences_publications.php

[79] Сборник «Тирош труды по иудаике» представляет собой публикацию статей аспирантов и студентов по еврейской истории, философии, литературоведению, библеистике и семитологии. http://sefer.ru/rus/publications/tirosh.php

[80] Архив еврейской истории – сборник документов по истории российского и восточноевропейского еврейства, издаваемый Международным исследовательским центром российского и восточноевропейского еврейства. Главным редактором сборника является О. В. Будницкий.

[81] Зельцер А. Евреи советской провинции: Витебск и местечки. М., 2006. С. 478; Гавриленков А. Ф. Страницы истории Рославля первых лет Советской власти. 1918–
1922 гг. Смоленск, 2005. 76 с.; Хроника жизни евреев Екатеринослава – Днепропетровска [Электронный ресурс]. URL: http://litbook.ru/article/8212/ (дата обращения: 31.01.2017).; Гольдельман С. И. Еврейская национальная автономия в Украине. 1917–1920 гг. 1967; Романова В. В. Власть и евреи на Дальнем Востоке России – история взаимоотношений. 2001. (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока; вып. 7); Гусєв В. І. Бунд в суспільно-політичному житті України (кінець ХІХ ст. – 1921 р.). 1999.

[82] Лакер В. История сионизма. 2000.

[83] Российский сионизм – история и культура: материалы научной конференции. 2002.

[84] Пензенская губерния в эпоху Первой мировой войны: моногр. / С. В. Белоусов, О. А. Сухова, С. О. Юдин; под общ. ред. О. А. Суховой. Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. 464 с

[85] Кондрашин В. В. Крестьянство России в Гражданской войне: к вопросу об истоках сталинизма. М., 2009. С. 276–281.

[86] Пекный А. И. Евреи // Пензенская энциклопедия. М., 2001. С. 171–172.
У Пекного есть еще статьи, но в них он также обходит стороной еврейские политические партии в Пензе в 1917–1922 гг.

[87] Левин В. И. История евреев России. Взгляд из Пензы. Пенза, 2003.

[88] Этот раздел книги является расширенным вариантом статьи: Кузнецов Д. С. Движение за объединение еврейского народа в г. Пензе в 1917–1920 гг. // «Белые пятна» российской и мировой истории. 2015. № 1–2. С. 68–94. Добавлено 40 % нового материала.

[89] Пенза – город (c 1663 г.), расположенный на Приволжской возвышенности в центре европейской части России, административный, экономический и культурный центр Пензенской области.

[90] Общие сионисты – либеральное крыло в мировом сионистском движении.

[91] «Бунд» (на идише Bund – союз) («Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России») – еврейская социалистическая партия, действовавшая в Восточной Европе с 90-х гг. XIX в. до 40-х гг. XX в. Будучи сугубо национальной организацией, «Бунд» претендовал на исключительную роль представителя интересов еврейского пролетариата в социал-демократическом движении. С первого дня своего существования он неуклонно выступал против сионизма и религиозных партий, но сотрудничал в различных областях с другими еврейскими рабочими партиями.

[92] «Идише Фолкспартей» («Еврейская народная партия», идиш) – название ряда еврейских политических партий в России и странах Восточной Европы, основанных на идеологии автономизма[92]; существовали с 1906 по 1939 г. В России «Фолкспартей» существовала до 1918 г.

[93] «Поалей-Цион» («Рабочие Сиона») – общественно-политическое движение, сочетавшее политический сионизм с социалистической идеологией.

[94] «Единство Израиля» (ивр. Ахдус Исроэл, также допустимо Ахдос Исроэль, Агудат Исраэль, Ахдут Исраэль) – партия ортодоксальных евреев. Сведения об этой партии сильно различаются. Очень многое зависело от той местности, где вела деятельность та или иная ячейка данной организации.

[95] Декларация Бальфура 1917 г. – официальное письмо, датированное 2 ноября
1917 г., от министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура к лорду
Л. У. Ротшильду, представителю британской еврейской общины, для передачи Сионистской федерации Великобритании. Это декларация о доброжелательном отношении Великобритании к сионистским стремлениям евреев.

[96] «Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия» (ОЕСРП, «Фарейникте») – еврейская партия социалистической ориентации. После октября 1917 г. одна часть «объединенцев» выступила в роли явных противников большевиков и приняла активное участие в вооруженной борьбе противоборствующих сторон в различных частях страны. Другая восприняла коммунистические идеалы как руководство к действиям.

[97] Евсекция – Еврейская секция Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Главной ее задачей являлось распространение коммунистической идеологии в еврейской среде. Центральный орган Евсекций – газета «Дер Эмес» (на идише). Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в Орле, а затем еще в 12 городах с еврейским населением. Евсекция начала свою деятельность в тесном контакте с еврейскими комиссариатами. В январе 1930 г. Евсекция была закрыта в порядке общего решения о ликвидации национальных секций в коммунистической партии Советского Союза.

[98] «Дер Э́мес» (идиш ‏דער עמעס‏‎ – «Правда») – советская еврейская газета на идише, выходившая с 1918 по 1939 г. Газета уделяла значительное внимание коммунистической пропаганде и борьбе с антисемитизмом, а будучи органом Евсекции РКП(б) – крайне резкой антисионистской пропаганде. Для основной массы потенциальных читателей «революционный» язык газеты был непонятным и непривычным.

[99] И хотя де-факто «черта оседлости» была отменена в 1915 г., в Пензенскую губернию евреи начали прибывать раньше. Например, в августе 1914 г. в городах Пензенской губернии было размещено около 2 тыс. галицких евреев-выселенцев [Cухова, 2015,
с. 300].

[100] Отчет губкома РКП(б) за июнь 1920 г.

[101] Отчет губкома РКП(б) за июнь 1920 г.

[102] После Октябрьской революции на VII съезде РСДРП, проходившем 6–8 марта 1918 г., РСДРП была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков) (РКП(б)).

[103] Протокол заседания горкома пензенской организации РКП от 5 ноября 1919 г.

[104] Вейцер Израиль Яковлевич – партийный деятель, с 1905 г. член «Бунда»,
в 1914 г. стал членом РСДРП(б). Послужной список: июнь-август 1921 г. – председатель Пензенского губернского СНХ; август-ноябрь 1921 г. – уполномоченный ВЦИК по сбору продналога в Пензе; декабрь 1921 г. – январь 1922 г. – председатель Исполнительного комитета Пензенского губернского Совета.

[105] Пенза, 6 сентября 1920 г. Заседание коллегии организационно-инструкторского отдела при губкоме РКП(б).

[106] Переписка пензенского губкома РКП(б) с военным советом Пензенского укрепленного района. 25 августа 1919 г.

[107] Штаб пензенского укрепленного района создан в июле 1919 г. для обороны
г. Пензы и прилегающего района. Район входил в состав Восточного фронта, с 5 сентября передан в подчинение командования Особой группы войск Южного фронта, с 1 октября 1919 г. – Юго-Восточного фронта. Расформирован в декабре 1919 г.

[108] Сводка № 14 о положении Пензенской губернии за время с 1 по 15 мая 1920 г. Секретно-оперативный отдел Пензенской губернской чрезвычайной комиссии.

[109] Кондратьев Н. Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. Часть вторая. Регулирование рынка хлебов и снабжение ими армии и населения во время войны и революции за 1914–1918 гг. // Исторические материалы. URL: http://istmat.info/node/25354 (дата обращения: 15.11.2016).

[110] Методика расчета. Пейсах длится восемь дней. Возьмем условную норму потребления хлеба на одного человека – 500 г (1,25 фунта), умножаем на 8 дней, итого получаем 4 кг; 16381 кг делим на 4, получаем около 4 тыс. беженцев. Но из-за продовольственного кризиса де-факто потребление хлеба в день могло быть меньше. Если возьмем условно 300 г хлеба/мацы в день, то получаем около 6800 человек. Скорее всего эта маца раздавалась самым нуждающимся семьям. Нужно учитывать, что существовали категории населения с разным уровнем потребления хлеба, которую трудно установить из-за большой разницы между де-юре и де-факто.

[111] «В течение отдельных месяцев 1915 и 1916 годов количество евреев-беженцев доходило до 10 тысяч. Расходы на удовлетворение самых необходимых нужд были очень большими. Об этом Х. А. Пинес писал в Санкт-Петербургский комитет с приложением расходных документов».

[112] Шаббат – в иудаизме суббота, седьмой день недели, в который предписывается воздерживаться от работы.

[113] Влияние социализма прослеживается и у «общих сионистов». Социалистическими идеями пронизана книга Теодора Герцеля «Еврейское государство». В частности, показательна мысль о семичасовом рабочем дне.

[114] В документах указана объединенная численность членов партии от Пензы и Царицыно, всего 465 человек. Логично предположить, что пензенских «бундовцев» было приблизительно 50 % от указанной цифры (около 230 человек). А если брать минимальное значение, то не меньше 100 партийных.

[115] Объявление о митинге было дано официально в газете. Дата проведения назначена на субботу при дневном свете, в час дня, т.е. в шаббат. Ведь шаббат начинается вечером в пятницу, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды, а заканчивается в субботу также с наступлением темноты.

[116] «На старом еврейском кладбище на Западной Поляне в Пензе многие годы стоял красивый и единственный на погосте, выполненный из металла, склеп. Я видел его. Со временем склеп разобрали хулиганы, когда кладбище не охранялось. 11 мая 1907 года в этой могиле была захоронена дочь Х. А. Пинеса – Ольга. Она умерла в возрасте 8 лет от порока сердца. Так написано в еврейской метрической книге. В этой же могиле покоится прах и матери Пинеса – Сарры Юдковны».

[117] В оригинале документа слова почти не видно, возможно несколько вариантов прочтения.

[118] В оригинале документа слово почти не видно.

[119] В оригинале документа «Пойалей-Цион».

[120] В оригинале документа «Фолькс-Партей».

[121] В оригинале документа слова почти не видно.

[122] В оригинале документа слова почти не видно.

[123] В оригинале документа опечатка – написано «Но знемеющую».

[124] В оригинале документа слова почти не видно.

[125] В оригинале документа слова почти не видно, возможно несколько вариантов прочтения.

[126] В оригинале документа слова почти не видно.

[127] В оригинале документа «Пойалей-Цион».

[128] В оригинале документа «№7» плохо видно.

[129] Евсекция – Еврейская секция Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Главной ее задачей являлось распространение коммунистической идеологии в еврейской среде. Центральный орган Евсекций – газета «Дер Эмес» (на идише). Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в Орле, а затем еще в 12 городах с еврейским населением. Евсекция начала свою деятельность в тесном контакте с еврейскими комиссариатами. В январе 1930 г. Евсекция была закрыта в порядке общего решения о ликвидации национальных секций в коммунистической партии Советского Союза.

[130] «Дер Э́мес» (идиш ‏דער עמעס‏‎ «Правда») – советская еврейская газета на идише, выходила с 1918 по 1939 г. Газета уделяла значительное место коммунистической пропаганде и борьбе с антисемитизмом. Будучи органом Евсекции РКП(б), газета также уделяла место крайне резкой антисионистской пропаганде. Для основной массы потенциальных читателей «революционный» язык газеты был непонятным и непривычным.

[131] Еврейский комиссариат (Центральный комиссариат по еврейским национальным делам) – правительственный орган в Советской России и РСФСР для проведения среди евреев национальной политики Коммунистической партии. Еврейский комиссариат действовал с 20 января 1918 г. по апрель 1924 г. в составе Народного комиссариата по делам национальностей. До середины 1918 г. в Еврейском комиссариате сотрудничали также левые представители «Поалей-Цион». Впоследствии из Еврейского комиссариата были устранены все небольшевистские сотрудники. Была начата организация евсекций Коммунистической партии, которые в тесном контакте с Еврейским комиссариатом подчинили партийному контролю решение всех проблем жизни советского еврейства.

[132] Так в тексте. Правильное прочтение названия – «Культур ун билдунг» («Культура и просвещение»). Журнал выходил с 1918 по 1920 г.

[133] Ме́нделе Мо́йхер-Сфо́рим (настоящее имя – Шолем-Янкев (Шолом-Яков) Бройде, по паспорту Соломон Моисеевич Абрамович; 2 января 1836 г. – 8 декабря 1917 г.) – выдающийся еврейский писатель, основоположник новой еврейской классической литературы. Классик литературы на идише и иврите. Его повесть «Ди кляче, одер Цаар баалей хаим» («Кляча, или Жалость к животным», Вильна, 1873) принесла ему широчайшую известность. Менделе Мохер


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.