Структура психолого-педагогической характеристики обучающегося — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Структура психолого-педагогической характеристики обучающегося

2017-06-26 982
Структура психолого-педагогической характеристики обучающегося 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. ОБШИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ 1.Фамилия, имя, отчество, год рождения ученика, класс, школа. 2.Особенности внешности, физическое развитие, состояние здоровья, отно- шение к спорту, урокам физкультуры и физической зарядке. 3.Состав семьи, ее моральный и культурный уровень, профессия родителей, от- ношение родителей к ребенку: требовательность, уважение, суровость, избалован- ность, согласованность или разлад в средствах воспитания среди членов семьи. 4. Мотивы, обусловившие выбор данного ученика.

2. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1.Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или нет успевают по раз- ным предметам). 2.Общее умственное развитие (кругозор, начитанность). 3.Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выра- зить свою мысль письменно и устно). 4.Способность к учению. Особенность внимания (степень развития произволь- ного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению), осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления, уровень и ха- рактер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивают механически или осмысленно, владеют ли приемами преднамеренного за поминаниями, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные осо- бенности памяти), различия мышления (различает ли существенные и второстепен- ные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения), развитие воображения. 5.Старательность в учебной работе. 6.Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя или родителей, основной мотив учебной деятельности). 7.Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение само- стоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, состав- лять планы, конспекты и пр.)

3. ТРУД (уроки труда, общественно-полезный труд в школе и дома) 1.Отношение к труду (уважает ли труд или относиться к нему пренебрежитель- но, заинтересован ли в общественной пользе своего труда, любит ли трудиться и что именно его привлекает в процессе работы). 2.Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает? 3.Организованность и дисциплинированность в труде. 4.Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям. 5.Какие виды труда предпочитает?

4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ 1.Отношение к общественной жизни коллектива (дорожит ею, равнодушен, от- носится отрицательно). 2.Интерес к общественной жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает ли общественные события с учителями и товарищами). http://sv-sidorov.ucoz.com 3 3.Какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические, ника- ких не имеет) и как их выполняет.

5. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 1.Интересы: перечислить все, чем интересуется ученик: техникой, рисованием, музыкой, спортом, коллекционированием и т. д. Отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, подробно осветить интерес к чтению (любит ли читать и что читает - художественную, научно-популярную, или преимуществен- но развлекательную литературу). 2.Отметить, есть ли особые способности в какой-нибудь деятельности (му- зыке, рисовании и т.д.), в чем они проявляются. 3.О чем мечтает и что намеревается делать в будущем (отметить в характери- стике учащегося начиная с 4 класса).

6. ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ 1.Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержано, проявля- ет излишнюю подвижность, непоседливость). 2.Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает вложиться в отведенное время.) 3.Выполнение требование взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие), отметить наиболее типичные наруше- ния дисциплины.

7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕКТИВОМ И ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ 1.Положение в коллективе (пользуется ли авторитетом, любовью, чем опреде- ляется это отношение). 2.Отношение к товарищам по классу (любит ли их, равнодушен к ним, доро- жит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана эта дружба, бывают ли конфликты с ребятами и в чем их причина). 3.Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы за- нять? 4.Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней)? 5.Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт с ними, любит ли их, уважает ли их).

8. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА 1.Ярко выраженные положительные и отрицательные качества характера: чер- ты направленности личности (по отношению к людям, учебе, труду, самому себе чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросове- стность, зазнайство, скромность и т. д.), волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.). 2.Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, в работо- способности, подвижности, общительности). 3.Преобладающие настроение (веселое, грустное, подавленное), устойчивость настроения, чем вызываются его смены.

9. ОБЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЫВОДЫ http://sv-sidorov.ucoz.com 4 1.Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного вос- питания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.). 2.Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы с учеником.

Методы изучения личности

Знание свойств личности необходимо для прогнозирования индивидуального и группового поведения, правильной расстановки кадров. Поэтому руководителям в системах управления необходимо определять эти свойства в условиях производственной деятельности путем наблюдений, анализа деятельности, а также получать необходимые данные с помощью практического психолога. Наиболее популярными в психологии являются следующие методы[8].

 

1. Наблюдение - это изучение личности в условиях естественной и привычной для него деятельности: игровой, учебной, производственной. Наблюдение приводит к накоплению фактов, на основе которых руководитель может сделать заключение о профессиональной пригодности сотрудников, успешности усвоения ими профессиональных знаний и навыков, способностей к решению конкретных производственных задач. Путем наблюдения можно получить данные об особенностях памяти и внимания, восприятия и мышления, о типологических свойствах темперамента, чертах характера и т.п. Накопленный в результате наблюдения опыт позволяет отделить закономерные факты от случайных.

 

2. Беседа - осуществляется в условиях индивидуального или группового обучения собеседников. Чтобы беседа была продуктивной, руководитель должен заранее тщательно продумать ее тематику, сформулировать вопросы и руководить течением беседы до получения определенного результата. Иногда беседу можно заменить анкетированием, когда вопросы и ответы поступают в письменной форме. Анкетирование может расширить объем получаемой информации за счет ответов более широкого круга людей, реже проводится беглый личный опрос-интервью.

 

3. Анализ результатов деятельности - это изучение результатов учебной и производственной деятельности сотрудников: отчетов, рефератов, рационализаторских и деловых предложений, сконструированных планов и моделей, принятых решений. Все это является богатейшим материалом определения мотиваций характера, способностей к теоретической и практической профессиональной деятельности сотрудников. Указанные три метода непосредственно доступны каждому опытному руководителю, однако некоторые методы требуют специальных психологических знаний. Они могут быть применены либо самим руководителем, либо могут дать ему необходимую информацию с помощью практических психологов.

 

4. Экспертный метод применяется в виде лабораторного или естественного экспериментов. Лабораторный эксперимент проводится в специальных лабораторных условиях с применением различной аппаратуры: кино - и кадропроекторов, ЭВМ, энцефалографов и др. Лабораторным экспериментом можно определить объем оперативной памяти, свойства внимания, восприятия объектов, тип нервной системы и др., применяя методы математической статистики для обработки полученных данных. Естественный эксперимент совмещает в себе достоинства наблюдения и эксперимента. Он осуществляется в условиях конкретной привычной для людей деятельности - учебной или производственной. Часто этот метод применяется для апробации новых методов обучения, новых учебных пособий, новой техники. Приемы формирования проблемных ситуаций, анализа происшествий, проведения деловых игр, опознания в следственной практике можно рассматривать как разновидности естественного эксперимента. В этих условиях сотрудники могут наиболее полно раскрыть свои интеллектуальные способности в решении профессиональных задач.

5. Тестирование - это специально разработанные задачи (пробы) для определения различных свойств индивида. Тесты допускают использование математической статистики, поэтому дают более точные данные, чем наблюдения и беседы, приближаясь в этом плане к эксперименту. Для решения задач исследования могут использоваться три основных вида тестов: - личностные, применяемые для определения индивидуальных свойств человека: темперамент, характер, способности (например, тесты Г. Айзенка, К. Леонгарда, Д. Кеттела и др.); - интеллектуальные, применяемые для определения уровня умственного развития и его соответствия возрасту человека (например, тесты Вине, Векслера, Штур и др.); - профессиональные, применяемые для профессионального отбора людей, изучения их мотивации и пригодности к определенным видам деятельности (например, профессиональный опросник Липпмана, тест ДДО Климова и др.). Однако следует помнить, что возможности тестов не безграничны, так как позволяют делать выводы о свойствах личности только в определенных пределах. Тесты дают нам данные о состоянии и возможностях человека только в данный период его жизни и профессиональной деятельности. Тесты, тем не менее, не дают основания судить о подлинных причинах наблюдаемых состояний и уровне развития индивида. Тесты не позволяют также с большой степенью определенности прогнозировать направление развития личности в последующий период его жизни. Важен также адекватный подбор тестов, который должен осуществляться только специалистами. Случайно подобранные одиночные тесты или случайное сочетание тестов не могут дать достоверной информации о свойствах личности.

 

6. Метод социометрии, разработанный Дж. Морено, применяется для оценки межличностных связей в группе и одновременно для определения статуса каждого из членов группы. Этот метод важен для определения пригодности человека к руководству и лидерству, к выполнению конкретной роли в структуре коллектива. Следует отметить, что оптимальным условием определения свойств личности является комплексный подход, обеспечиваемый адекватно подобранной системой методов, позволяющих всесторонне оценить личность во всех ее проявлениях. Для каждого руководителя в системах управления необходимо получить комплекс психологических знаний о свойствах личности. Знание психологических особенностей личности и умение учитывать их при подборе кадров и организации деятельности людей является одним из основных условий высокой эффективности социальных организаций всех уровней. Известный экономист В.И. Терещенко отмечал, что "при оценке деловых качеств управляющих предприятиями на первое место ставится знание рынка, на второе - умение организовать научно-исследовательскую работу и определить стратегическую линию поведения фирмы на последующие годы, на третье - знание человеческих отношений и умение их организовывать и использовать, умение ладить с людьми. Умение определять психологические свойства людей и использовать их в целях успешного развития как производства, так и личности сотрудников - это и есть практический учет того самого "человеческого фактора", который признан центральным в современных системах управления"[9].

 

 

Рекомендуемые учебники

1. Подласый П. Педагогика

2. Педагогики: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб: Питер, 2014

 

В билете будет два вопроса


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.