Фортепианная музыка романтиков — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Фортепианная музыка романтиков

2017-06-25 646
Фортепианная музыка романтиков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Вспомни историю возникновения фортепиано, его предшественников, устройство, отличительные черты.

II. Ответь на вопросы:

1. В инструментальной музыке композиторы-романтики особенно склонны к фортепианной миниатюре. Назови популярные разновидности романтической миниатюры.

2. Какие национальные танцевальные жанры часто встречаются в фортепианной музыке романтиков.

3. Каковы основные жанры фортепианного творчества Ф.Шуберта?

4. Какие танцевальные фортепианные пьесы сохранилось в музыкальном наследии Шуберта? В какой обстановке они возникли? Сколько среди них вальсов? Чем примечателен Вальс си минор?

5. Что такое ЭКСПРОМТ? Охарактеризуй образное содержание и строение Экспромта Ми-бемоль мажор.

6.Какова историческая роль Ф.Шопена? Вспомни основные факты жизни и творчества композитора.

7. Какова ведущая тема творчества Ф.Шопена?

8. Почему Шопен считается самым “фортепианным” композитором? Подтверди примерами.

9. Какой жанр музыки сопровождал Шопена с детства до конца жизни и наиболее ярко выявил национально-польские черты его музыки?

10. Какой жанр инструментальной музыки благодаря Шопену обрел самостоятельность?

11. Писал шли Шопен циклические произведения? Приведи пример.

12. Шопен в своем творчестве обращался к бытовым танцевальным жанрам. А можно ли танцевать под музыку Шопена?

13. Каковы отличительные черты польского народного танца МАЗУРКА? Сколько мазурок сочинил Шопен и на какие группы их можно разделить? Чем была мазурка для Шопена? Что нового внес в нее Шопен?

14. Что означает слово “ПОЛОНЕЗ”? Простучи и запиши ритмоформулу этого танца-шествия. Каков образный характер Полонеза Ля мажор и в чем заключается оригинальность его построения? Сколько полонезов создал Шопен?

15. Какой жанр инструментальной музыки, возникнув в XVI - XVII веках как вступительная пьеса к хоралу или фуге, обрел в творчестве Шопена вторую жизнь?

16. В каком порядке следуют прелюдии в цикле Шопена? Охарактеризуй образный строй Прелюдий ми минор, си минор, Ля мажор, Ре-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, до минор.

17.Что означает термин НОКТЮРН? Кто его создал? Каковы основное выразительное средство и принципы развития в ноктюрнах? Сравни Ноктюрны Шопена Ми-бемоль мажор и до минор.

18. Что такое ЭТЮД? Сравни этюды, которые играешь, с Этюдами Шопена, в чем их отличие? Сколько этюдов создал Шопен? В связи с чем Этюд до минор называется “Революционный”? Опиши его образное содержание и основные средства, раскрывающие это содержание.

19. Какова историческая роль Ф. Листа? Выпиши краткие сведения о его жизни и творчестве.

20. Он был только композитором? (раскрой подробнее)

21. Творчество какого композитора “открыл” Лист для всей Европы?

22. В каких жанрах музыки сочинял Лист?

23. Какие новые, самобытные произведения созданы им?

24.Фрагмент какого произведения приведен ниже? Что знаешь об этом жанре?

25.. Какими дарованиями обладал Р.Шуман?

26. Почему Шуман называл себя “музыкантом-фантазером”?

27. Какие псевдонимы Шумана можешь назвать?

28. Перечисли известные тебе произведения Шумана. Какой характер присущ его музыке?

29. Что такое “Карнавал” Шумана (сколько сценок, какие маски, звуковая формула и т.д.)? Каков музыкальный замысел “Карнавала”?

30. Какие две пьесы отражают две стороны шумановского “Я”?

31. Портреты каких композиторов есть в “Карнавале”? Что для Шумана было главным в музыкальных портретах этих личностей?

32. Какие женские портреты присутствуют в цикле, каков их характер?

33. Каковы характерные особенности фортепианной музыки Э.Грига?

34. Какие фортепианные произведения Грига тебе известны? В какой цикл они входят?

35. Кто из композиторов-романтиков писал концерты?

36. С чего начинается фортепианный концерт Грига?

 

III. Выбери правильный ответ:

1. До Шуберта Экспромты и Музыкальные моменты писали… а)-Моцарт, б)- Бетховен, в)- никто не писал

2. Писал ли Шуберт фортепианные сонаты? а)- да, б)- нет

3. Шопен - основоположник жанра… а)- фортепианного концерта, б)-вокального цикла, в)- инструментальной баллады

4. Жанры, в которых не сочинял Шопен… а)- соната, б)- симфония, в)- опера

5. Польские народные танцы, характерные черты которых Шопен использовал в своем творчестве… а)- полонез, б)- менуэт, в)- куявяк, в)- мазур, г)- чардаш, д)- оберек

6. Знаменитый Этюд до минор Шопена носит название… а)-“Революционный”, б)- “Героический”, в)- “Патетический”

7. Вальс № 7 написан в тональности… а)- ре минор, б)- до-диез минор, в)- фа- диез минор

8. Самое крупное произведение Ф. Листа… а)- Соната “По прочтении Данте”, б)- “Годы странствий”, в)- Фортепианный концерт

9. Лист - автор… а)- “Венгерских рапсодий”, б)- “Испанских рапсодий”, в)- транскрипций

10. Кто сказал и о ком: “… его музыка - это пушки, прикрытые цветами”… а)- А.Рубинштейн, б)- Ф. Лист, в)- Р.Шуман

11.“Бабочки”, “Крейслериана”, “Детские сцены”, “Фантастические пьесы”- эти фортепианные циклы создал… а)- Григ, б)- Шуберт, в)-Шопен, г)- Шуман, д)- Лист

 

IV. 1. Определи авторов следующих высказываний о Шопене:

а) “Шапки долой, господа, перед вами - гений!”

б) “… бард, рапсод, дух, душа фортепиано”

в) “Эолова арфа польского восстания”

г)” Он воплотил поэтическую сущность целой нации”

д) “Каждая нота у Шопена - чистое золото”

(К. Маркс, А.Рубинштейн, Р.Шуман, Эвсебий, Ф. Лист)

2.Допиши фразы:

а) Ю.Эльснер в своем отчете за 1827 г., характеризуя Шопена, пишет: “исключительные способности”, в 1828 г. “исключительное дарование”, а в 1829 г. “____________________________”.

б) Отец Ф. Шопена приобрел популярность как преподаватель____________________________.

 

3. Подчеркни то, что не соответствует данному ряду перечисления:

а) польские композиторы, предшественники Шопена - М.Огинский, Я.Стефани, Ф.Лист, К.Крупиньский, Ю.Эльснер.

б) педагоги Ф.Шопена - В.Живный, И.Гуммель, Х. Калькбреннер, Ю.Эльснер.

в) крупные концертные сочинения Шопена - Концерты для фортепиано с оркестром, Фантазия, “Желание”, Скерцо.

V Реши загадку “Музыкальные жанры в творчестве Шопена” (ключ к отгадке в центре круга)

 

1. Бальный танец в трехдольном размере, основанный на вращательном движении.

2. Концертная виртуозная пьеса, предназначенная для развития технических навыков и музыкального мастерства.

3.Польский народный трехдольный танец с акцентами на разных долях такта.

4.Пьеса лирического, напевного характера, навеянная образами ночи.

5.Старинный торжественный польский бальный танец-шествие.

 

VI Угадай названия произведений:

 

VII Допиши количество произведений Шопена, написанных в следующих жанрах:

Полонезов - Ноктюрнов - Скерцо -

Сонат - Мазурок - Прелюдий -

Баллад - Концертов - Вальсов -

Этюдов - Экспромтов –

 

VIII. Вставь пропущенные слова. О каких композиторах рассказано ниже?

а)”… Гениальные способности __________ проявились еще в раннем _____________.Ему не было еще восьми лет, когда он дал свой первый ______________. Годом позднее маленький пианист выступил с исполнением трудного _____________________ концерта известного в то время ___________________ Ф.Риса и свободной импровизацией на темы популярных _____________. Это произошло в венгерском ___________ Шопроне, неподалеку от того места, где родился ______. А спустя некоторое время о нем узнала вся _______________. В 12 лет он с огромным успехом выступает в Вене. Этот концерт запечатлелся в памяти ____ на всю жизнь. На нем присутствовал великий Бетховен, который сразу же почувствовал в ____________ огромный ______________.

После концерта под бурные овации зала он вышел на сцену и поцеловал ______, как бы передав ему эстафету величайших пианистов. ____ было 20 и его уже называли “царем пианистов”, “первым виртуозом мира”, когда он услышал игру ________ Паганини. ______ был ошеломлен искусством итальянского _________. Паганини произвел на _________ впечатление сверхъестественного чуда. “Если Паганини может на этом маленьком хрупком инструменте с четырьмя струнами извергать такие пассажи, то чего же можно достичь из _________________?!” Теперь эта мысль не давала ________ покоя. И он снова погружается в многочасовые ______________ за фортепиано. Вот когда пригодился ему “немой “ инструмент. “Мой ум и пальцы работают как двое каторжников”,- пишет _________ одному из друзей. _____ стремится увеличить свои технические ресурсы не ради собственной ______.В виртуозности _________ видит средство для раскрытия определенного _____________, идеи, а не самоцель. “Зажечь и поддерживать в душах столь родственное добру восхищение прекрасным” - вот одна из главных задач, которую, по мнению ____, должен ставить перед собой истинный художник - пианист. Под влиянием Паганини ____ еще более совершенствует собственную, казалось бы, поразительную технику и создает произведения такой трудности, каких еще не было в фортепианной ______________, - этюды по каприсам Паганини, “Этюды трансцендентного исполнения” (то есть сверхтрудные), “Венгерские рапсодии”, Но он не останавливается на этом, не считает это конечной целью. Свою технику, приводившую всех, кто его слышал, в изумление, он подчиняет воплощению грандиозной, неслыханной до той поры задачи: “перевести на фортепианный язык” лучшие оркестровые и вокальные произведения. Так рождаются десятки знаменитых ____________ТРАНСКРИПЦИЙ, построенных на музыке симфоний Бетховена и Берлиоза, фрагментов из опер Верди и Россини, _____Шуберта. Теперь, благодаря ________, ____________________ смогло запеть как человеческий голос, зазвучать, как целый оркестр, и передать сложную оркестрово-вокальную канву оперного спектакля. Слушая фортепианные _________________ ________, явственно понимаешь, что хотел показать ими гениальный венгерский пианист и композитор: нет такой музыки, исполнение которой было бы невозможно на______________, инструмент этот поистине универсален” (М.Зильберквит “Рождение фортепиано”)

б)” Он и сам был близок детям, человек с открытой и чистой душой, с ясным взглядом. Его восприятие _________было по-детски светлым. Как _____, он любил легенды, сказания, по-детски верил в таинственных лесных _______, о которых рассказывал им сказки; видел леших, выглядывавших из замшелых ________; эльфов,_______________ в дрожащих лунных лучах; в чаще древних елей встречал Доврского деда… Обо всем виденном он рассказал в своих _________________, и они оказывались близки и понятны __________, хотя он никогда и не писал ______ специально для детей, как _____________ и ___________________”. (Л.Михеева)

IХ. О каком произведении рассказано ниже?

“____________________________ - светлый, солнечный, юношески непосредственный.

Три части _________ соответствуют традиционной драматургии цикла: драматический “узел” в первой __________, лирическая сосредоточенность во _______, народно-жанровая __________ в третьей. Романтический порыв чувств, светлая лирика, утверждение волевого начала - вот образный строй и линия развития ___________ в _______ части.

Начало ____ несколько театрально: тремоло литавр подготавливает яркое, властное вступление ______________, соединяющее в себе энергичное движение аккордов и элемент свободного прелюдирования. Из четких, как танец, и романтически-порывистых свободных мелодических фраз слагается главная ________. Разные образные грани этой ясной и спокойной в начале и взволнованной, устремленной в развитии _______ подчеркиваются контрастами устойчивости - и напряженного звучания гармоний; аккордовой - и динамичной подвижной фактуры; законченности мелодических фраз - и их разомкнутости. Национальный колорит главной __- и вступления проявляется в разных элементах _______: в интонационном строе (нисходящий ход от 1 ступени к V через вводный тон во вступлении), ритмических фигурах (начало главной ____), ладовой окраске (переменность в ______ партии).

Связующая тема вводит целый народно-жанровый эпизод, она звучит, как халлинг с острым ритмом и жесткими секундовыми созвучиями… Этот ___________ играет самостоятельную роль в ряду образов ___________ части, и лишь последующее за ним мелодическое построение на длительном доминантовом басу, с красочными ___________ (в их числе любимый ____________ большой нонаккорд), является собственно связующим.

Побочная __________ принадлежит к числу характерных для ______ светлых, возвышенных лирических образов. Особую выразительность сообщает _____________ тонкая гармоническая окраска каждого ее оборота, иная гармонизация при повторах фраз, интонаций…

Для лирических тем _____________ характерно широкое динамическое развитие. Ни одна из них не остается в рамках первоначального образа. Развитие _____________ темы приводит к яркому и волевому образу заключительной темы (звучит в оркестре). Интонации вступления и главной _______- здесь соединились в энергичном маршевом движении.

Разработка построена преимущественно на главной теме. _________ изменил ее образный ______, углубив лирическую окраску первых фраз… и умерив романтических порыв последующих. В ходе __________ интонации главной темы “крепнут”, и в конечном итоге ___________________приводит их к волевому, властному звучанию. Красочное прелюдирование _____________ сменяется выразительными, мощными пассажами. На кульминации ______________ звучат энергичные возгласы вступления. _________ проводит дальше ту линию накопления энергии, воли, по которой шло развитие каждой из тем экспозиции. Вершиной этой драматургической линии является _______________ солиста.

Обычные в _________________ виртуозные пассажи здесь служат монолитным основанием, на котором возвышается эпически-величавая, чеканная главная _________.” (Б.Левик “Музыкальная литература зарубежных стран”, вып. V)

 

Х. Определи фрагменты викторины по фортепианной музыке романтиков:


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.