Особенности исполнения литературных произведений разных жанров. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности исполнения литературных произведений разных жанров.

2017-06-25 4720
Особенности исполнения литературных произведений разных жанров. 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Загадки — это хороший материал для обучения детей выразительности речи и чтения. В процессе смысловой работы над загадкой (анализирую­щего восприятия, отгадывания) учитель предлагает вообра­зить нарисованную в загадке картину. Загадка записывает­ся на доске. В ней отыскиваются и подчеркиваются наибо­лее важные по смыслу слова, помогающие лучше увидеть то, что «спрятано» в загадке, и таким образом отгадать ее.

Определяются место и длительность пауз, они обозна­чаются. Затем дети читают загадку выразительно. Учитель может предложить им прочитать с разными намерениями. Первый раз так, как будто человек сам себя спрашивает, недоумевая: «Что это такое? Никак не могу догадаться». Второй раз — зная отгадку и любуясь картинкой, которая стоит за словами.

Если учитель не удовлетворен чтением учащихся, он по­казывает, как читается загадка (с разными интонациями).Если текст загадки содержит звукоподражание, его мож­но использовать для работы над передачей звукоподража­ния. Учитель подчеркивает своим произношением этот звуковой эффект и требует от детей такого же сознательного и четкого произнесения.

Сказка читается (а лучше — «сказывается») в естествен­ной, разговорной (сказительной) манере. Педагог как бы обращается к детям, сообщая о том, свидетелем чего он яв­лялся. Не случайны в сказках выражения «И я там был...». Чтение сказок предполагает тесный контакт со слушателя­ми, ведь сказки — это жанр устного народного творчества и рассчитаны они на слушателя.

Язык сказки отличается наличием устойчивых выраже­ний («как сыр в масле катается», «слезами умылась»), тавто логическими повторами («ждал-пождал», «живут-поживают»), постоянными эпитетами («чистое поле», «красная девица»). Для создания колоритного сказочного языка об разные слова и выражения при чтении нужно выделять интонацией (замедлением темпа, напевностью, усилением голоса).

Одной из особенностей сказки как жанра является препод­несение содержания по принципу антитезы: добро противопос­тавляется злу, ум — глупости, трудолюбие — лености. Учи­тывая это, при чтении нужно особенно ярко выделять голо­сом контрастные места, что усиливает впечатление от сказ­ки и помогает детям лучше понять ее смысл.

Сказочные герои имеют устойчивые, прямолинейные характеры (за исключением некоторых авторских сказок). Из этого вытекает особенность исполнения сказки: нужно так читать (рассказывать) сказку, чтобы дети сразу поня­ли, каков этот герой и как к нему относиться. Речь персо­нажей следует передавать с учетом их характеров и пове­дения.

Если сказка имеет присказку (обычно это относится к волшебным сказкам), то читать ее нужно в среднем темпе, ритмично, выделяя образные слова и словосочетания. После­дняя фраза выделяется более замедленным, загадочным голо­сом, чтобы дети почувствовали, что сказка вот-вот начнется.

После чтения присказки делается длительная пауза, что­бы слушатели могли сосредоточиться и подготовиться к слу­шанию самой сказки.

Многие сказки начинаются устойчивой речевой формой — зачином «Жили-были», «Давным-давно»... Зачин читается замедленно, несколько приглушенно, немного напевно, та­инственно, чтобы вовлечь детей в атмосферу чудесного пове­ствования.

Сказка представляет собой цепь ярких, небольших эпи­зодов, чтение которых требует от исполнителя умения сло­весно нарисовать законченную картину. Эпизод от эпизода нужно отделять длительной паузой. Это позволит ребенку пережить, осознать прочитанный эпизод и подготовиться к восприятию следующего.

Сказкам присущ прием трехкратного повторения эпизо­дов. При этом каждое повторение предполагает постепенное нарастание напряжения, которое в третьем случае достигает кульминации, после чего наступает перелом в действии. Учи­тывая это, при чтении (рассказывании) сказки нужно стре­миться к передаче нарастания эмоциональной напряженности.

Басня. Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение пред­полагает обязательное соблюдение ритмических (построч­ных) пауз. Одной из жанровых особенностей басни является то, что основной смысл (за редким исключением) сформулирован в морали, которая освобождает от раздумий над идеей произ­ведения. Сопоставьте различные точки зрения на вопрос об исполнении морали в басне, определите свою по­зицию.

Моралистическая тенденция басни требует от исполнителя четкого и ясного ответа на вопрос: зачем я читаю, что я хочу сказать своим исполнением? По­этому установление конкретной целенаправленности является одним из главнейших принципов исполне­ния басенного текста. «Хочу заклеймить бездельника», «Хочу обличить клеветника», «Хочу разоблачить ко­варный замысел врага»,— говорит себе читающий и этой четкой целеустремленности подчиняет все детали и все особенности своего исполнения».

Если даже мораль басни следует читать просто­душно, незлобиво, с оттенком легкой шутки и добро­душной насмешки, на которую нельзя обидеться, то тем более это нужно сказать об исполнении основного текста басни.

Известная вещь, насколько надо быть осторож­ным и даже щепетильным в деле поучения, чтобы не заставить поучаемых соскучиться. Поэтому, в интересах автора и проводимой им идеи, «мораль» басни следует читать возможно мягче, т.е. легко и даже игриво.

Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Од­нако никогда не следует им навязывать мораль и чи­тать нарочито серьезно. Она всегда должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию.

Подготовьтесь к чтению морали

1) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все - не впрок, И в сердце, льстец, всегда отыщет уголок.

(И. А. Крылов. Ворона и Лисица)

2) К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.

(И.А. Крылов. Мартышка и очки)

3) Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

(И.А. Крылов. Чиж и голубь)

4) «Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!»

(И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей)

Наличие морали облегчает чтецу определение исполнительс­кой задачи. Однако другая особенность басни — аллегорич­ность — усложняет ее исполнение. Перед чтецом встает воп­рос о том, какой образ следует представлять — тот, который рисует автор, или тот, который подразумевается. Опытный исполнитель будет видеть и тот, и другой, однако учителю при чтении детям целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором, на­пример Лисы, Вороны, Волка. Ягненка и т.д. Если у испол­нителя при чтении не получится яркого, четкого образа, то «изюминка» басни исчезает. Поэтому особое внимание нуж­но уделить передаче образов, характеров персонажей.

Поэзия. Выразительное чтение стихотворения педагогом — одно из основных условий полноценного восприятия детьми по­этического текста. Оно помогает учащимся погрузиться в эмо­циональный мир стихотворения, углубиться в его содержа­ние, выявить отношение автора к описываемым явлениям. Лирические произведения, тонкие по форме, небольшие по объему, концентрированные по мысли и чувству, читать непросто. Не углубляясь в вопросы литературоведческого ха­рактера о специфике стихотворной речи, отметим важней­шие особенности чтения поэтических текстов.

Форма стихотворения создает дополнительные трудности для выразительного чтения. Для начинающих чтецов (како­выми являются дети) характерно скандирование или, напро­тив, произнесение стихов как прозы.

Размер стихотворения, его ритм, расположение и ха­рактер рифм, звуковая организация — все это сказы­вается на произнесении стиха и должно быть учтено ис­полнителем. Всякая мысль и всякое чувство имеет свою форму выражения. И мы, передавая заключенные в сти­хотворении мысли и чувства, должны передать и форму их выражения.

Прежде всего нужно усвоить основные и непререкае­мые для наших дней правила произнесения стиха. Глав­нейшим из них является «соблюдение стиха». Что это значит? Мы знаем, что стихотворения обычно печатают­ся отдельными строчками, часто заканчивающимися риф­мами. Отдельный стих в большинстве случаев равен та­кой строчке <...> При произнесении деление на стихи обычно выражается паузой.

Попробуйте произнести следующие четыре стиха:

Но там огромные палаты,

Там разноцветные ковры,

Там игры, шумные пиры,

Уборы дев там так богаты...

При произнесении их вы неминуемо сделаете оста­новку после каждого стиха, потому что невозможно ина­че произнести их осмысленно. Такое исполнение стихов, при котором стих отделяется от стиха небольшой пау­зой, является обязательной нормой чтения стиха...

В данном примере это было чрезвычайно легко, так как синтаксическое деление на предложения и деление на стихи совпадают.Труднее «держать стих», не нарушая логики чтения, в тех случаях, когда синтаксической паузы в конце стиха не требуется. Это явление носит название стихового пе­реноса. Обильное употребление стиховых переносов придает произведению разговорный характер. Например:

Его терзал какой-то сон.

Прошла неделя, месяц, — он

К себе домой не возвращался.

Его пустынный уголок

Отдал внаймы, как вышел срок,

Хозяин бедному поэту.

Евгений за своим добром

Не приходил. Он скоро свету

Стал чужд. Весь день бродил пешком,

А спал на пристани; питался

В окошко поданным куском.

Рассказ. Исходя из всего известного вам о художествен­ном исполнении прозы, подготовьтесь и прочитайте любой рассказ из учебника для начальной школы. Как вы считаете, правила выразительного исполне­ния действительны только при чтении или, в той же мере, при пересказе прозаических произведений?

Самостоятельно сформулируйте рекомендации для чтения эпической поэзии (стихов с сюжетом, персо­нажами...).

Подготовьтесь и прочитайте одно из эпических сти­хотворений. (Например: В.В. Маяковский. Кем быть? С.В. Михалков. А что у вас? С.Я. Маршак. Рассказ о неизвестном герое.)

Драматургия. Пьесы предназначены для постановки на сцене. Однако в школе читаются произведения драматургического жанра (чаще — отрывки из них). В чем же отличие чтения драматургии от исполнения прозы? Задача читающего текст пьесы — преподнести события как бы происходящими на воображаемой сцене. При чтении в «ли­цах» используются актерские средства (элементы перевопло­щения), но сохраняется оценочное начало. Актер, играя толстого человека, должен быть толст, а чтец, рассказывая о нем, может быть худым. Играя хохочущего человека, актер должен действительно хохотать, а рассказ­чик может сказать: «он страшно хохотал» (без хохота) и сде­лать так, что будет смешно».

Былина. Чтение былин, русских народных эпических песен о бо­гатырях, происходит на ритмико-мелодической основе. Что это значит?

1) Былинные стихи исполняются речитативом (полуна­певно), ритмично.

2) В былинном стихе в большинстве случаев имеются три-четыре смысловых ударения.

3) Ударение на третьем слоге от конца имеет не только акцентологический, но и напевный характер.

4) «Если стих оканчивается на слово с трехсложным (дак­тилическим) окончанием, последний слог получает в музы­кальном исполнении дополнительное метрическое отягче­ние, например: матушка, молодец и т.п.; но то же окончание может быть образовано группой из двух слов, из которых на первом лежит ударение более сильное, а на втором —более слабое, например: Киев—град, ракитов —куст, дубовый — стол или: по чисту — полю, с широка — двора и т.д».

5) Ударение в былинах часто переносится с предмета на эпитет (белыручки, желтыпески, ретивсердце, тихарека).

6) При чтении былинных стихов нужно уметь ощущать и выдерживать леймические паузы (лейма — пауза длительно­стью в один слог, редко — в два, отсутствие которой вызывает нарушение ритма). По свидетельству Б.А. Буяльского, «про­должительность каждой из... пауз равна одному слогу. Что­бы ощутить и точно выдержать такую паузу, ее можно в про­цессе чтения мысленно заполнять произносимым в уме слогом:

[наш] [наш]

«Ай ты, славный богатырь святорусский».

7) «Интонируя былинные стихи, следует учитывать и дей­ствие принципа равнодлительности, заключающееся в том, что рядом стоящие, связанные между собой части текста (в данном случае былинные стихи) различной слоговой емкос­ти требуют одинакового времени для их произнесения. В результате этого стих с большим количеством слогов читает­ся в более ускоренном темпе, нежели стих с меньшим слого­вым объемом, например:

Он стоял заутреню во Муроме (11 слогов), Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град... (15 слогов)

Вторая из цитированных строк читается гораздо быстрее

первой.

Научиться чтению былин педагогу достаточно трудно. Этим занимаются лишь некоторые учителя-энтузиасты. Тем более, почти невозможно научить этому младших школьников. Учителю начальных классов нужно стремиться к испол­нению, как можно более близкому природе народного пер­воисточника. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из былины «Добрыня и Змей». Прочитайте его с уче­том высказанных здесь рекомендаций.

Тут повыехал Добрынюшка в чисто поле

На добром коне на богатырском,

Тут он ездил целый день с утра до вечера

Да по славну по раздольицу чисту полю,

Похотелось молодому-то Добрынюшке,

Ему съездити во далече чисто поле,

Да ко тем горам ко Сорочинским,

Да ко тем норам да ко змеиным,

И пустил он коня да богатырского,

И поехал по раздольицу чисту полю!

А и день за днем — будто дождь дождит,

А неделя за неделей — как река бежит,

А и день он едет по красному по солнышку,

А и ночь едет по светлому по месяцу;

Приезжал он ко горам да к Сорочинским,

Стал он ездить по раздольицу чисту полю,

Он-то ездил целый день с утра до вечера —

Потоптал он много-множество змеенышей!..

Исполнительский анализ.

Анализ выразительности чтения следует начинать с ха­рактеристики достоинств, а потом переходить к недостат­кам. Необходимо также объяснять, что и почему нравится или нет. К этому же нужно приучать и детей.

1) Правильно ли раскрыта читающим идея произ­ведения?

2) Верно ли переданы образы?

3) Выделены ли основные элементы сюжета?

4) Передано ли читающим свое отношение к описы­ваемому в произведении?

5) Проведено ли деление произведения на части?

6) Точно ли передана мысль каждой части?

7) Сделаны ли паузы между частями?

8) Правильно ли расставлены логические ударения и паузы?

9) Выдержан ли темп?

10) Достаточно ли правильно использованы сила и высота голоса?

11) Достаточно ли ясно и четко прочитан текст?

12) Были ли допущены орфоэпические ошибки? Ка­кие?

13) Было ли правильным дыхание?

14) Достаточно ли выразительны были поза, жесты и мимика?

15) Осуществлялось ли общение с аудиторией?

16) Какова оказалась сила воздействия чтения на слушателей?

Связно составленная по предложенным вопросам оценка чтения явится развернутым исполнительским анализом на него.

Задачей заключительного этапа занятий по постановке го­лоса является введение навыка правильного голосоведения в ре­чевую практику. Работа направлена на закрепление звучного, со­бранного звучания, ровности, устойчивости, гибкости и выносли­вости голоса. Голос учащихся должен звучать насыщенно, легко и свободно. В процессе тренировок важно закрепить мышечные, слуховые и вибрационные ощущения, возникающие при правиль­ном голосообразовании. На этом этапе работы происходит за­крепление навыков правильной фонации, что приводит к укрепле­нию динамических стереотипов в коре головного мозга. Следует помнить, что навыки вырабатываются и закрепляются в процессе многократных, целенаправленных тренировок, а при их отсутствии - утрачиваются. Поэтому учащимся рекомендованы ежедневные голосовые тренировки два и, по возможности, более раз в день.

 

Практическое занятие №5.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

1. Подберите загадки и прочитайте их выразительно.

2. Определите методическую цель задания.

3.Умеете ли вы выразительно загадывать загадки? Ког­да произносишь загадку, надо выделять слова, которые обозначают самое главное, голосом. Прочитайте загадки Б. Заходера, выделите в них самые главные для отгад­ки слова.

4. Какое чтение морали басни вы считаете бо­лее приемлемым в наше время — с пафосным обличе­нием или с лукавым поучением? Зависит ли это от уклона конкретной басни в сторону сатиры или юмо­ра? А от личности исполнителя?

5.Подберите стихотворение, прочитайте, запишите на магнитофон. Прослушайте свое чтение и составьте исполнительский анализ (письменно) опираясь на при­мерный план для анализа выразительности чтения.

6. Прослушайте, как ваш товарищ читает стихотво­рение, и квалифицированно оцените его исполнение.

Основная литература

1. Калягин В.А., Овчинникова Т.С.Логопсихология /В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. Логопсихология.-М.Академия.2008

3.Жукова Н.С.Логопедия. /Н.С.Жукова. Логопедия. -Екатеринбург.2005.

4. Фомичева М.Ф..Воспитание у детей правильной речи. /М.Ф.Фомичева. Воспитание у детей правильной речи.- Просвещение.1989.

 

Дополнительная литература

1. Козлянинова И.П. Произношение и дикция / И.П. Козлянинова. - М.: ВТО, 1970. - 150 с.

2. Лаврова Е.В. Методика восстановления голоса принекоторых нарушениях функции голосового аппарата]: автореф. дис.... канд. пед. наук/ Е.В. Лаврова. - М., 1975. - 20 с.

3. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры: учеб. пособ. для высших учебных заведений / О.И. Марченко. - М.: Наука, 1994. - 191 с.

4. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса.] / З.В. Савкова. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1975. - 176 с.

 

Методические рекомендации по организации контроля

Формы и виды контроля

Формой итогового контроля является устный зачет.

 

2. Перечень примерных вопросов для зачета

1. 1.Что составляет предмет фонопедии, его предмет и задачи.

  1. Назовите известные вам нарушения голоса.
  2. Назовите причины, вызывающие органические нарушения голоса и функциональные.

4. От каких факторов зависит становление речи ребенка.

5. Как известно, голос характеризуется с разных аспектов: с точки зрения силы, высоты, тембра, диапазона. Раскройте содержание этих терминов.

  1. В комплексный метод исправления дефектов голоса включена Назовите ее це­ли, виды, особенности использования артикуляционной гимнастики.
  2. Перечислите, над какими качествами голоса необхо­димо работать при той или иной голосовой патологии.
  3. Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты выразительности чтения выразительного чтения.

9. Как развивается речь ребенка.

10. Определите значение интонации.

11. Как образуются звуки речи.

12. Основные этапы работы по исправлению звукопроизношения

13. Какие требования предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики.

14. Какими упражнениями вы владеете для выработка направленной воздушной струи.

15. Какие звуки называются опорными.

16. Назовите цель и содержание работы по постановке голоса и выразительности чтения.

17..Какие основные способы постановки силы звука вы знаете

18. Как проводиться автоматизация звуков в словах.

19. Какие упражнения используются для автоматизации звука во фразовой речи.

20. В чем выражается интонационное логическое выделение слова.

  1. Что составляет систему техники речи.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.