Игры и упражнения для детей старшей группы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Игры и упражнения для детей старшей группы

2017-06-25 442
Игры и упражнения для детей старшей группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вспомним разные слова

Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его рядом стоящему, как бы передать его, следующий говорит тоже одно слово, повернувшись к третьему ребенку. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Упражнение можно повторить дважды.

Воспитатель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко. Некоторым детям воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали, как оно звучит. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

Стоп! Палочка, остановись!

Дети становятся в круг, воспитатель - в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему - своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. "О каком животном будем рассказывать?" - спрашивает воспитатель. Кто-то из детей (возможна и предварительная договоренность) предлагает: "Будем говорить про котенка все, что знаем". Воспитатель соглашается и предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок (подбор слов-прилагательных). Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет первое слово (например, пушистый) и передает палочку следующему, он говорит белолапый и тоже передает палочку и т. д. В результате дети подбирают много разных слов: полосатый, озорной, бедовый ласковый, усатый, веселый, черноухий, зеленоглазый... Если кто-либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет слово, воспитатель дает сигнал: "Стоп! Палочка, остановись!" Этот ребенок должен выйти из круга.

Когда палочка дойдет до середины круга, воспитатель меняет задание: "Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать" (подбор слов-глаголов). Это задача легче предыдущей, поэтому палочка обходит весь круг детей, каждый произносит по одному (по разному! слову: лакает, бежит, сидит, мяукает, мурлыкает и т. д. По степенно круг играющих сужается за счет допускающих ошибки.

Затем воспитатель предлагает двум детям вспомнить и повторить все названные слова (какой котенок и что он может делать), чтобы ребята поняли, как много было названо слов и что все слова были разные. Некоторые слова воспитатель просит повторить так, чтобы все хорошо услышали, как они звучат.

В следующий раз дети могут подобрать кличку котенку (подбор слов - существительных). Аналогично может быть проведена игра и по подбору слов для характеристики других животных, птиц, насекомых, рыб.

Что звучит вокруг нас?

Наглядный материал. Предметы, находящиеся групповой комнате.

Воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит:

- Вы уже знаете, дети, что слова звучат. Послушайте, как они. по-разному звучат в стихотворении А. Л. Барто "Игра в слова". (Читает стихотворение. См. приложение.) Слова звучат потому, что в них есть звуки, звуки разные, вслушайтесь в слова: ззооннт, шшааррффиик, жжуук, ррааак, Теперь повторите эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны эти разные звуки. (Дети повторяют.) Еще раз повторите. А теперь произнесите слово машина без меня так чтобы все звуки слышались в нем очень ясно. (Дети стараются произнести.) А какие слова предложите вы? Как они звучат? (Несколько ребят говорят по одному слову.) Много слов "спрятано" вокруг нас, и, когда их находят, они тоже звучат; посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия - это слова, которые звучат. Я, например, нашла такое слово - машина, послушайте, как оно звучит: ммаашшииннаа. Повтори, Валя, так же. (Девочка повторяет.) Хорошо звучит и у тебя это слово ммаашшииннаа. А теперь найди свое слово.

- Карандаш, - говорит девочка.

- Очень удачное слово, только произнеси его яснее и сама послушай, когда будешь произносить, как оно звучит.

- Каарранндаашш.

- А кто из вас, дети, сумеет произнести Валино слово еще яснее, чтобы все звуки хорошо слышались? (Повторяет мальчик.) Молодец, Вова, а ты какое слово нашел, скажи его.

- Сстоолл.

- И произносишь хорошо, всем ясно слышатся звуки этого слова: сстоолл. А сейчас пусть каждый из вас назовет по одному слову, но так, чтобы ясно было слышно, как оно звучит.

Подумай и скажи

Наглядный материал. Игрушки: птичка, мишка, зайка.

- Мы научились с вами, дети, - говорит воспитатель, - находить и ясно произносить разные слова. Все они звучат по-разному. Но есть среди них и такие, что звучат немножко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова: резина, корзина! Правда, они тоже звучат похоже?

Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию каждой будем подбирать похоже звучащие слова. Вначале к слову птичка. Кто уже догадался? (Коля добавляет слово синичка). Что же получится? Произнеси сразу два слова.

- Птичка-синичка.

- Хорошо. Кто другое слово предложит?

- Певичка.

- Невеличка.

- Удачные слова, все подходят к птичке, и все звучат похоже, послушайте еще раз: птичка-синичка, певичка, невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка. И т. д.

Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сынишка.

Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка: незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.

Найди себе пару

Воспитатель предлагает детям поиграть и рассказывает, в чем будет состоять эта игра: "Каждый должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь, например Сережа, скажет слово, а кто-то из вас отзовется похожим словом. Если Сережа скажет Петрушка, то парой будет тот, кто отзовется пеструшка. Те, кто составили пару, отходят в сторону. Так же составляются и другие пары и тоже отходят в сторону. А теперь начнем играть". Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару. Второй этап игры заключается в том, что уже составленные пары подходят к воспитателю и произносят другие, вновь подобранные, похожие по звучанию слова (например, песок - носок, шина - машина и т. д.), но на этот раз первое слово говорит тот, кто раньше подбирал рифму.

Найду тебя по имени

Игра проводится так же, как и предыдущая, только вместо слов, выбираемых произвольно, дети громко, отчетливо называют свое имя, и откликаются им ребята, чье имя похоже (рифмуется) с названным. Например, Юра - Шура, Майя - Рая - Тая и т. д.

Детям, оставшимся без пары, воспитатель предлагает про вести по своему желанию какую-нибудь общую игру со всеми.

В слове есть звуки

Цель данных ниже игр - показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

Подскажи Петрушке звук

Наглядный материал. Петрушка; ширма.

Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать один последний звук. Его должны подсказать дети.

Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию воспитателя отдельно по рядам и, наконец, индивидуально (на кого укажет воспитатель). Дети должны быстро подсказывать непроизнесенный Петрушкой звук, чтобы слово прозвучало целиком.

Петрушка: На солнышке грелся черноухий котено...

Дети: к.

Петрушка: На него смотрел белолапый щено...

Дети: к.

Петрушка: Охотники развели в лесу косте...

Дети: р.

Петрушка: Ученик держал в руке каранда...

Дети: ш.

Петрушка: Малыш попросил маму купить красный ша.;

Дети: р.

Петрушка: На лесную полянку выбежал зая...

Дети: ц.

Петрушка: В зоопарке жили сло...

Дети: н.

Петрушка: бегемо...

Дети: т.

Петрушка: крокоди...

Дети: л.

Петрушка: По стволу стучал пестрый дяте...

Дети: л.

Петрушка: Белочка спрятала орешки в дупл...

Дети: о.

Петрушка: По двору бродили пету...

Дети: х.

Петрушка: куриц...

Дети: а.

Петрушка: утк...

Дети: и.

Какое слово задумано?

Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя); трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).

Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: "Это...омашка". Дети улыбаются и поправляют его: "Ромашка". Он соглашается: "Я же так и говорю -...омашка". Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: ррромашка. "Почему у меня получается не так?" - удивляется воспитатель. "Вы не говорите звук р, пропускаете его", - объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука (...люч,...нига,...тол,...веток,...каф), дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель - без первого звука. Педагог их поправляет.

Эта же игра может быть проведена иначе: воспитатель называет, слова без первого звука, но не показывает картинку:...ак. Дети отгадывают, какое это слово: рак, мак, бак, лак, -...ук - лук, жук, Мук, бук, сук.

Какой звук потерялся?

Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян. Например, воспитатель говорит: "Подготовлен...амолет, он отправится в полет". В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его". Вызванный ребенок должен ответить, что в слове самолет был пропущен звук с и что со звуком будет так: "Подготовлен самолет, он отправится в полет".

Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель сможет не проговаривать звук уже в двух-трех словах: "Наша Таня...ромко плачет,...ронила в речку мячик"; "Наша...аша маленька, на ней...убка аленька"; "Зайку...росила хозяйка, под дожде... остался...айка". Дети восстанавливают пропущенные звуки.

При проведении упражнения можно использовать двустишия, загадки-добавлялки (см. приложение), несложные стихотворные тексты.

Что же здесь не так?

Дети получают от Петрушки письмо: "Посылаю вам ли сток со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово -...орова. Что за слово, подскажите мне, дети? ("Kорова".) Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моем слове? ("Звука к, который слышится в самом начале слова".) Продолжаем искать задуманные мной слова:...рибы,...уси,...рыша,...ерево,...ар,...абор. А это какое слово -...apaй? Молодцы, все слова узнали и произнесли правильно".

Вот так произносятся звуки

Наглядный материал. Демонстрационная звуковая линейка № 1 (размер 60X8 см).


Звуковая линейка №1

- Дети, напомните, пожалуйста. - говорит воспитатель, - как звала Машенька в лесу подружек, когда заблудилась.

- Ау! - отвечают дети.

- Произнесите слово так же протяжно, как и Маша.

- Аааууу, - повторяют дети (человек 5-6).

- Аааууу, - повторяет педагог. - Слышите, как звучат звуки - сначала первый звук: ааа, потом второй - ууу друг за другом: аааууу.

Воспитатель предлагает детям всем вместе произнести звукосочетание, а затем спрашивает:

- Какой первый звук вы произносите? Какой следующий?

Воспитатель показывает звуковую линейку № 1. Вся линейка, включая донышки окошек, обведенных рамкой, одного цвета. Конец выдвигаемой части этой линейки (тот, который задвигается в закрытую, глухую ее сторону) окрашен какой-либо яркой краской. Когда воспитатель произносит первый звук а, он начинает двигать выдвигаемую часть линейки, и в первом окошке появляется квадрат, например, синего цвета; произнося звук у, воспитатель продолжает выдвигать, линейку, и синий квадрат перемещается во второе окошко. Когда слово уже произнесено, квадрат исчезает. Это упражнение со звуковой линейкой на одном занятии можно повторить 2-3 раза.

Звуковая линейка помогает детям осознать, что звуки в слове идут друг за другом.

- Вот так, дети, - подытоживает упражнение педагог. - звуки в слове идут друг за другом. Произнесите слово шар так, чтобы было слышно все звуки: шшаарр.

Дети хором, а потом по одному медленно произносят, выделяя каждый звук.

- Посмотрите, - говорит воспитатель. - как на нашей линеечке будут бежать звуки друг за другом, шшаарр, ссоомм, шшааллуунн. Звуки, как и слова, когда мы их произносим, идут друг за другом.

Упражнения такого типа рекомендуется провести на нескольких занятиях. Слова нужно брать разные, сначала короткие, потом длинные. Вместо звуковой линейки дети могут рисовать рядом стоящие квадратики - домики для звуков.

Слова длинные и короткие

Цель приведенных ниже игр - закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности; показать им, что в разных словах разное количество1 звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго; в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше; учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.

Назовите слово

Наглядный материал. Демонстрационная звуковая линейка № 2.


Звуковая оинейка №2

Воспитатель предлагает детям произнести любые слова, и, когда они скажут несколько, он обращает их внимание на то, что все эти слова разные. "А сегодня, - продолжает педагог, - мы узнаем про слова что-то новое, и поможет нам в этом звуковая линеечка. (Звуковая линейка № 2 отличается от № 1 тем, что в ней окрашены другим цветом донышки окошек, и когда воспитатель, произнося слово, одновременно выдвигает подвижную часть линейки, открываются окошки по числу звуков слова.) Вот эти синие квадратики в ней. - говорит воспитатель, - будто звуки, они идут друг за другом, но не исчезают, их можно увидеть и даже пересчитать". Педагог предлагает кому-либо из детей отчетливо произнести слово, чтобы хорошо прозвучали все звуки, и при этом caм показывает на линеечке, как открываются одно за другим окошки. Например, если ребенок произносит слово сок, то последовательно открываются три синих окошка. Это же слово произносит еще несколько детей, и педагог каждый раз демонстрирует с помощью линейки последовательную смену звуков. Затем дети по заданию воспитателя произносят и другие, более длинные слова (стол, мишка, Чебурашка), а он обращает их внимание на то, что в одном слове мало звуков, в другом много. Количество звуков в словах воспитатель иллюстрирует при помощи звуковой линейки. Предложив детям произнести слова чернильница, карандаш, воспитательница, он показывает им, что в этих словах звуков столько, что не хватает окошек на звуковой линейке. Затем педагог снова просит детей произносить любые слова и каждое слово иллюстрирует звуковой линейкой. Поскольку обычно дети на первых порах затрудняются подбирать удобные для работы короткие слова, он сам может предложить им следующие: ус, он, уж, ах, Ира, сыр.

Кто найдет короткое слово?

Наглядный материал. Демонстрационные звуковые линейки № 2: для детей - размером 25X4 см, для воспитателя - 60X8 см.

Воспитатель на большой демонстрационной линейке еще раз показывает, что в разных словах разное количество звуков, а от того, сколько звуков в слове, зависит длительность его звучания. Педагог подбирает слова короткие (2-3 звука) - мяч, лук и длинные - вертушка, холодильник. Затем он учит детей самих работать с линейкой, предлагая произносить короткие слова: сыр, чай, мак, рак, жук.

Молчанка

Наглядный материал. Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате; индивидуальные звуковые линейки.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и "поискать" короткие и длинные слова, Выбирается ведущий, он должен ходить по комнате и искать предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он должен остановиться перед ним и хлопнуть в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих линеечках проверяют, правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

Слово можно прошагать

Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получился только один шаг; произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже - и снова один шаг. "Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать! - говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать. - Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали!.." Дети называют слова, воспитатель помогает им.

Считать шаги не надо, главное - обратить внимание на длительность звучания слова.

Кто ушел вперед?

Эта игра проводится, как и предыдущая, но шагают дети вдоль веревки. Выигрывает тот, кто найдет самое длинное слово. Воспитатель следит за тем, чтобы при вышагивании Дети произносили слова не спеша и протяжно: ввоосспиитаатеелльннииццаа, ччееррнниилльннииццаа.

Игра повторяется в течение учебного года несколько Раз.

Поймай мяч

Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу, Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, в другой - длинные и передают мяч рядом стоящему. Начинается игра по сигналу воспитателя. Если кто-либо называет слово неправильно, тот, кому он передал мяч, должен ударить им об пол - очко теряется. Воспитатель и жюри (еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок - потерянные очки. Затем игра повторяется сначала, но те дети, которые подбирали длинные слова, теперь должны произносить короткие, и наоборот.

Эта игра имеет варианты:

  • а) каждый ребенок вспоминает сразу два слова - короткое и длинное. В данном случае жюри определяет по часам, какая шеренга быстрее справилась с заданием;
  • б) дети одной шеренги придумывают короткие клички для котенка, дети другой - короткие клички для щенка. Воспитатель записывает ответы и потом зачитывает их. Сообща решают, чьи ответы были наиболее удачными;
  • в) воспитатель предлагает вспомнить слова, похожие по звучанию, короткие, разрешается придумывать и "свои" слова, даже такие, которых нет. Сначала подбирают слова дети одной шеренги, например, к слову нос (трос, пос, мое, рос, кос, фос...), затем дети второй шеренги - к слову пол (кол, гол, мол, бол, лол, дол...). Все слова воспитатель записывает, затем зачитывает; победители определяются сообща.

Что получится?

Наглядный материал. Предметные картинки: лис, лист, кот, уж (все названия короткие); демонстрационная и индивидуальные звуковые линейки № 2, веревка.


Наращивание слогов в слове

Воспитатель выставляет на стенде картинку, на которой изображен лис, и говорит, что короткое слово лис нужно превратить в длинное. Дети называют слова (лисище, лисонька, лисеночек, лисичка, лисица...). Короткое слово лис дети проговаривают протяжно и следят за последовательным расположением звуков с помощью своих индивидуальных линеек. Длинные слова воспитатель демонстрирует на большой линейке.

Затем воспитатель показывает картинку с изображением листа, дети изменяют слово, превращая его в длинное (листочек, листики, лиственный...). Произнося длинные слова, они шагают вдоль веревки.

Такая работа проводится и со словами кот (котенок, котофей, котеночек), уж, (ужонок, ужоночек) и др.

Для наглядной демонстрации наращивания слогов в слове (когда короткое слово преобразуется в длинное) воспитатель графически изображает слоги в виде квадратов. Например, односложное слово превращается в слова двух- и трехсложные (уж - ужок, ужонок; лук - лучок, луковка).

Что нужно кукле?

Наглядный материал. Предметные картинки: мыльница с мылом, полотенце, зубная паста, зубная щетка, тарелка, чашка, чайник, ложки (чайная и столовая), вилка.

Воспитатель выставляет картинки на стенде и просит ребят назвать каждый изображенный предмет, сказать, для чего он нужен и какие звуки слышны в его названии Ответы должны быть индивидуальные. Затем он предлагает детям отобрать для куклы Нины картинки с предметами, которые необходимы для умывания. Сначала лишь те, в названии которых слышится звук л (мы л о, по л отенце), потом со звуком т (зубная пас т а, зубная ще т ка). Далее дети должны отобрать картинки с предметами, нужными кукле для еды: сначала опять со звуком л (таре л ка, л ожка, ви л ка), потом со звуком к (чаш к а, тарел к а, вил к а), со звуком ч (ч айник, ч ашка).

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили название предмета, выделяли голосом нужный звук.

Расскажем все о куклах

Наглядный материал. Соответствующим образом одетые куклы. Может быть также использована картинка "Четыре подружки" из цветной вклейки в настоящем сборнике.

Воспитатель показывает детям кукол, одна одета в красное платье - Катя, другая - в голубое - Галя. Произнося имена кукол, педагог голосом подчеркивает звуки к и г. Детям он предлагает составить рассказы об этих куклах. В рассказе о Кате, должны быть слова со звуком к, в рассказе о Гале - со звуком г. Воспитатель намечает детям и примерную схему рассказа - советует сказать, что на ней надето, какие у нее игрушки, что она любит есть. Ответы детей взрослый записывает, а потом читает вслух. Примерный рассказ, который могут составить дети: "Это кукла Катя. Платье у нее красное. Туфли коричневые, носочки красные. Любит калачи, какао, конфеты. А игрушки у нее такие - матрешка, неваляшка, зайка, мишка и Чебурашка". Такого же типа рассказы составляются и о других куклах. При чтении воспитатель слегка выделяет голосом нужный звук. Упражнение проводится в несколько приемов, а во время итоговой беседы воспитатель зачитывает все сказанное о каждой кукле. Главное - заострить внимание детей на том, что один и тот же звук встречается в разных словах.

Загадка Петрушки

Воспитатель, собрав детей, сообщает им, что получил письмо от Петрушки, и в этом письме есть интересная загадка. Педагог читает письмо: "Здравствуйте, ребята! Я сейчас живу на даче, гуляю в лесу. Люблю собирать в лесу грибы. Много грибов приношу я домой. Отгадайте, какие грибы я собираю, если в названиях их обязательно есть звук р (боровики, грузди, рыжики, сыроежки...), звук т (маслята, опята...), звук с (сыроежки, свинушки, маслята), звук и (подберезовики, подосиновики, рыжики, сыроежки, боровики...)".

Анализируя ответы детей, воспитатель отмечает, как произнесено слово - действительно ли в слове есть заданный звук, достаточно ли громко и четко ребенок выделяет его голосом, кроме того, педагог следит, чтобы дети называли съедобные грибы.

Кто в избушку проник?

"Стояла в лесу избушка на курьих ножках без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть в нее: ни животные, ни птицы. Лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что же в ней находится. Первым проползло через щелочку то насекомое, в названии которого был звук к. Кто это был? ("Комар, мотылек".) Затем насекомые со звуком у ("муха, паук, гусеница"), со звуком с ("оса, стрекоза"), со звуком м ("муравей, еще одна муха"). Вдруг подползло насекомое с коротким, названием. Догадались, кто это? ("Жук".) Проверьте на своих звуковых линеечках, действительно ли в слове жук мало звуков: слово - название короткое и звучит, когда его произносишь, недолго. Вслед за жуком в избушку стали проникать насекомые, названия которых были длинные ("бабочка, саранча, еще одна гусеница, стрекоза, мотылек, и муравей...").

Оказались все они в избушке, видят - в центре стол стоит и лавки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Мухи-цокотухи хозяйничать начали, всех чаем угощать. Напились чаю, истории веселые друг другу рассказывать стали. А потом домой порасползлись".

Кто же это был?

"Жили-были утка и курица. А звали их так: в кличке утки слышался звук у (Утя, Утина), а в кличке курицы звуки е, р (Пеструшка). Очень любили они разных птиц к себе в гости приглашать. Утина приглашала тех птиц, в названии которых слышался звук у. Что это были за птицы? Кто догадался? ("Гусыня, удод, голуби, петух".) Пеструшка же приглашала тех, в названии которых слышались звуки с, р. Кто приходил к ней? ("Сорока, скворцы".) Лакомствами угощали гостей, в названиях их слышались звуки а ("рябина, калина, травка"), к ("клюква, колоски"). Весело щебетали они и слушали рассказы сороки-белобоки, которая всегда про все знает".

Про двух друзей

"Скучно было Снеговику одному с метлой стоять. Но пришел мальчик. Как его звали, догадайтесь сами: в имени его слышался звук ш. ("Шура, Саша, Миша".) Мое имя - Саша, говорит мальчик, а твое?" ("Снеговик".) "Как интересно звучат наши имена: Саша, Снеговик. Давай с тобой дружить и играть в слова и звуки!" - "Согласен", - отвечает Снеговик. "Подумай и скажи, какой одинаковый звук слышится в названии моей одежды: на мне шапка, шарф". Огорчился Снеговик - не знает. Помогите ему, дети. (Дети произносят эти слова, протяжно выделяя звук ш.) Поблагодарил Снеговик детей за помощь и спрашивает у Саши: "Какой одинаковый звук в словах-названиях есть у меня?" Задумался теперь Саша. (Дети подсказывают, что слышится одинаковый звук с в словах сосулька, нос.) Обрадовался Саша, что дети помогли ему, и говорит Снеговику: "Я со звуком с тоже дружу - у меня есть совок и сани". (Дети поясняют, почему так сказал Саша, и выделяют голосом звук с в этих словах.) Интересно показалось Снеговику играть в слова и звуки: "Будем еще про что-нибудь спрашивать друг у друга?" - "Будем. Скажи, друг Снеговик, какие птицы улетели в теплые края, в названии которых есть наш знакомый звук с ", - предлагает Саша. (Дети помогают Снеговику: соловьи, ласточки, стрижи, скворцы.) Снеговик же у Саши спрашивает о другом: "А какие птицы остались зимовать, в названии которых также есть звук с?" Долго вспоминал Саша и назвал только одну птицу - сову. А что можете добавить вы, дети? - говорит воспитатель. ("Сорока, пестрый дятел".)"

Что собрали братья?

"Шли по лесу два брата. Звали их так: в имени одного был звук в, а в имени другого - звук о. Как их звали? Повстречали они в лесу девочку Машу. Ваня помог ей собрать ягоды, в названиях которых слышался звук к ("земляника, клубника"), а Коля - грибы тоже со звуком к. Какие грибы оказались у девочки в лукошке? Братья проводили Машеньку домой, помогли донести корзинку, а Маша угостила Ваню и Колю фруктами, в их названиях были звуки б, к, о ".

Догадайся сам

Наглядный материал. Игрушки и "чудесный мешочек".

Воспитатель раскладывает на столе несколько игрушек. Кто-либо из детей громко произносит их названия. Взрослый просит двух детей еще раз произнести эти названия, но первый ребенок называет слова-названия так, чтобы наиболее отчетливо в слове прозвучал первый звук (ммашина, жжираф), а второй - выделяет голосом в названии последний звук (заяцц, мячч, петухх).

Затем все игрушки помещаются в "чудесный мешочек", дети поочередно опускают руку в мешочек, ощупывают игрушку, по форме и величине определяют ее название, назначение (это животное, или игрушка и т. д.); в названии первый (последний) звук такой-то. После того как дети отгадают игрушку, ее вынимают из мешочка и кладут на левую сторону стола. Если же ребенок допустил ошибки при описании предмета или неправильно назвал начальный (последний) звук названия, или дети предложили неверные варианты ответов, игрушку помещают на столе справа.

В конце подсчитывается количество правильных ответов. Поощряются догадливость и самостоятельность.

Где твое имя, догадайся!

На прогулке воспитатель рисует с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате "находятся" те из них, которые в своем звучании имеют звук к. Он предлагает подумать, кто из детей может оказаться в первом квадрате ("Коля, Максим, Оксана"). Во втором - имена, в которых слышится звук ш ("Маша, Шура, Наташа, Гриша"), в третьем - со звуком о ("Тома, Вова"), в четвертом - со звуком и ("Ира, Марина, Игорь"). Жюри (взрослый и два-три ребенка) обходят домики-квадраты, отмечая верное или ошибочное (объясняет почему) нахождение детей в них.

Кто летит в самолете?


Зверята в самолете

Задания детям

Окошко "КОТ": 1. Какую кличку можно подобрать этому озорному коту, чтобы ясно слышался звук р (ш, о, и)? 2. В слове кот звуков много или мало? Измените слово кот так, чтобы оно звучало по-другому и чтобы звуков стало больше ("котик, котенок, котеночек"). Назовите пять слов-названий еды, которую любит кот. В каждом слове обязательно должен быть звук с, а мы подсчитаем слова. ("Сало, сметана, мясо, колбаса, сосиски".) Какое слово из названных самое длинное? Как вы узнали?

Окошко "ЗАЙКА": 1. Назовите по-разному этого зверька-пассажира. ("Зайка, заяц, косой, трусишка, малыш, беляк, зайчик".) 2. Измените слово зайка так, чтобы оно звучало по-другому и чтобы звуков стало больше. ("Зайчонок, зайчоночек".) 3. Назовите любимое лакомство зайчика, чтобы в его названии слышался звук м (к, р).

Окошко "ЛИСА": 1. Это лиса. Назовите по-другому это животное. ("Лисица, лисонька, лисичка, зверь".) Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? ("Хитрая, рыжая, остроносая".) 2. Какие звуки слышатся в слове лиса? Измените слово лиса так, чтобы звуков в нем стало больше. ("Лисица, лисонька".) Какое слово из названных вами самое длинное?

Окошко "ПЕТУХ": 1. Какие звуки слышатся в слове петух? Как изменить слово петух, чтобы оно звучало по-другому? Какие звуки слышны в этом слове? 2. Как изменить это слово, чтобы слышался звук ш (к)? 3. Этого петуха-путешественника звали так, что в его кличке слышался звук т. Какую кличку подберем ему? ("Петушистый, голосистый".) 4. Какая еда любимая у петуха? В названии есть звук р (о).

Звуковые часы

(См. рисунок на обложке)

Наглядный материал. Демонстрационное и раздаточное пособие - звуковые часы.

Задания воспитателя рассчитаны на то, чтобы дети производили со словами различные действия - вслушивание в слова; сопоставление различных слов, выявление и вычленение в них звуков; определение разной длительности их звучания (т. е. разного количества звуков):

  1. Найдите на часах самые короткие слова.
  2. Укажите стрелками два длинных слова.
  3. Кто догадается, как переделать короткое слово лук в слово более длинное (луковица).
  4. Отыщите два слова: одно - короткое (укажите на него маленькой стрелкой), другое - длинное (направьте на него длинную стрелку).
  5. Найдите два слова-названия, в которых есть звук с.
  6. Есть ли на ваших часах слова без звука а?
  7. Как изменить слово жук, чтобы в нем был звук и? Есть ли у вас слово-название картинки со звуком и? Направьте на эту картинку большую стрелку.

Описанные выше игровые упражнения рекомендуется проводить неоднократно, меняя подбор слов и наглядный материал. В результате дети шестого года жизни должны усвоить терминологию, связанную со звучащим словом, научиться запоминать и осмысленно выполнять задания воспитателя, относящиеся к звучащему слову. Дети приучаются самостоятельно думать, активно использовать уже усвоенные знания, наблюдать за словом, следить за его изменениями. Поэтому воспитатель не должен торопиться со своей помощью и в каждой игре должен стараться создать такие ситуации, чтобы дети самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы, преодолевали посильные затруднения. Воспитатель должен всегда особо поощрять любые попытки детей по-своему выполнить задание, а также все вопросы детей о слове и его звучании (даже если эти вопросы и задания являются прямым повторением действий взрослого). Умение грамотно сформулировать вопрос о слове, правильно и осознанно повторить задание воспитателя - уже большая мыслительная работа для ребенка.

Очень важно учить детей самостоятельно придумывать задания. Вот примерные задания детей старшей группы своим сверстникам: "Вспомните названия машин со звуком а "; "Чем отличаются слова лук и жук, лис и лист?"; "Найдите в комнате предметы с длинными названиями"; "Про что здесь вокруг можно сказать коротким словом?"; "Подберите к слову мишка слова, похожие по звучанию"; "Назовите два слова, разные по звучанию"; "Какое слово я задумал, если в нем есть звук ш, а предмет этот можно съесть (шоколад)?"; "Мне подарили две игрушки, в названии их слышится звук и. Что это?". Такая работа детей над словом - хорошая основа для воспитания интереса к изучению родного языка.

 

Игры и упражнения для детей старшей группы

Старший дошкольник постепенно овладевает грамматическим строем родного языка, он начинает употреблять в речи различные грамматические формы: новые для него части речи, довольно сложные синтаксические конструкции. Обогащается и активизируется его словарь. Учитывая, что словарь даже старших дошкольников еще беден прилагательными и наречиями, воспитатель старается дать им больше именно этих частей речи. Он учит детей всматриваться в наблюдаемый объект, выделять в нем основное, сопоставлять, сравнивать с известным ранее. У детей развивается связная монологическая речь. И воспитатель учит их говорить интонационно выразительно, регулировать силу своего голоса, темп речи.

Предлагаемые детям упражнения со словом заставляют их размышлять по поводу увиденного и услышанного. Например, на заданный им вопрос "Ты кто?" каждый ребенок должен сказать о себе только одно слово: дочь, сын, девочка, мальчик, внук, дошкольник, сестра, брат, ребенок, человек, то же и на вопросы: "А кто я?" (воспитатель, человек, мама, работница, дочь, жена); "Что умеет человек?" (трудиться, радоваться, читать, учить...); "Дождь бывает какой?" (проливной, сильный, теплый, холодный, моросящий, грибной...).

В процессе работы по ознакомлению детей со звуковой стороной слова воспитатель подводит их к уже осознанному Употреблению терминов слово и звук.

Усвоению термина слова помогают упражнения, в процессе которых дети подыскивают самое удачное слово - название рассматриваемой картины, игрушки, придумывают Заглавие из одного слова к отрывку из книги или сказки, а также задания типа: "Скажи, кто это, разными словами (заяц - зайчик, зайчонок, заинька, косой, трусишка, беляк малыш, сынок). Осмыслению детьми терминов слово звук способс


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.