Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-06-25 | 354 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Чем раньше начинается коррекционная работа, тем выше результаты, и точно так же ранняя диагностика угрожающей проблемы обеспечит возможность эффективной профилактики.
Рисунки могут быть самыми действенными средствами в обнаружении перцептивно-моторных нарушений, обуславливающих затруднения в обучении чтению и письму, т. к. эти навыки основаны на способности распознать и использовать символы нашего языка, которые могут слабо различаться по форме, но сильно по значению. Ребенок с нарушением восприятия может не замечать различий формы или может не различать языковых символов.
В рисунках 105—109 обнаруживается затруднение гештальт-функции. Мальчик 4 лет не может скопировать крест, хотя вполне способен скопировать его составные части, когда они представлены отдельно. Крест демонстрируется снова и снова, но в ответ он рисует закорючки. Для нас и для большинства детей 3 лет крест — это не просто две линии, это паттерн, в котором две линии находятся в определенном отношении, но этот ребенок не воспринимает его как паттерн. Диагностика в 5 лет 8 месяцев показывает, что есть несоответствие между умственным возрастом этого же ребенка, оцененным по тесту Стэнфорд—Бине, и его рисунком человека. С IQ 92 в возрасте 5 лет 8 месяцев он рисует человека на уровне ребенка 4 лет 6 месяцев (рисунок 110). Как характерно для гиперактивных детей, его социальный коэффициент низок — 75 баллов по шкале Вайнлэнда. На рисунке 111 он попытался написать свое имя (Патрик). На рисунке 112 он сделал прекрасную копию квадрата, но на рисунке 113 мы видим плохо нарисованный треугольник с незавершенной верхушкой.
105) 106) 107) 108) 109)
Рисунок 105. Спонтанный рисунок 4-летнего ребенка.
|
Рисунок 106. Повторная попытка изобразить крест, нарисованный экспериментатором.
Рисунок 107. Вполне удавшаяся копия вертикальной линии (составной части креста).
Рисунок 108. Хорошая копия горизонтальной линии, составляющей другую часть креста.
Рисунок 109. А это результат того, что получилось, когда его снова попросили нарисовать крест. Он не воспринимает фигуру как образец.
110) 111) 112)
Рисунок 110. Вторая попытка изображения человека на просьбу экспериментатора: «Теперь нарисуй человека целиком», — в возрасте 5 лет 8 месяцев. Рисунок фигуры на уровне 4 лет 6 месяцев.
Рисунок 111. Попытка написать имя.
Рисунок 112. Копия квадрата, нарисованного экспериментатором.
113) 114) 115)
Рисунок 113. Копия треугольника.
Рисунок 114 выполнен девочкой 8 лет 5 месяцев с подозрением на органическое поражение мозга. По тесту интеллекта Векслера (Wise) результаты получились следующие: вербальный — 91, невербальный — 87, по общей шкале — 88, в то время как по рисунку человека ее IQ — 71. Это еще один пример несоответствия коэффициентов интеллекта, определенных по стандартизированным и рисуночным тестам. Копии геометрических фигур искаженные и перевернутые.
Рисунок 115. Копия ромба, выполненная мальчиком 9 лет 10 месяцев с диагнозом минимальная мозговая дисфункция. Это гиперактивный, рассеянный ребенок. Отвержение сверстников он компенсирует перееданием (нарисовал свою семью за обедом). Это очень характерный для детей с таким диагнозом рисунок, особенно «уши», появившиеся при копировании.
Персеверация
Тенденция в течение долгого времени монотонно повторять слова или действия — это черта поведенческого комплекса, обычно называемая минимальной дисфункцией мозга. Основа проблемы — трудности концентрации внимания ребенка. Очень рассеянный, еще не способный отвлечь внимание от привлекшего его объекта, ребенок склонен повторять те же самые фразы снова и снова, раздражая свою мать, или продолжать делать одно и то же.
|
На рисунках 116 и 117 представлены два примера персеверации. На первом девочка 12 лет 6 месяцев копировала образцы зрительно-моторного гештальт-теста Бендер, но вместо того, чтобы ограничиться 12 точками на тестовой карте №1, она продолжает ставить их, пока не заканчивается строка. То же самое монотонное повторение видно на ее копии тестовой карты № 2 с 11 группами по три наклонных кружка. Она изобразила 26, больше просто не поместилось. Рисунок 117 — ответ на тест «Нарисуй рисунок» мальчика 6 лет пограничного уровня умственного развития. Его поведение указывает на дисфункцию мозга, вероятно, обусловленную несовместимостью резус-факторов. Вместо изображения одной он нарисовал 12 однотипных человеческих фигур.
116) 117)
Рисунок 116. Девочка 12,5 лет с неспособностью к обучению. Обратите внимание на персеверации в копиях фигур Бендер. Нарушение сенсомоторной сферы. Высоко развиты вербальные навыки. Трудности с математикой. У матери была угроза выкидыша на 7-м месяце беременности.
Рисунок 117. Персеверация — результат теста «Нарисуй человека».
Дислексия
Трудности в освоении чтения — распространенная причина неспособности к обучению и нарушений поведения. Дислексия затрагивает около 10% американских школьников и интенсивно исследуется учителями, неврологами, психологами и лингвистами. Ее причины приписываются генам, дисфункции мозга, зрительным нарушениям, нарушению восприятия, смешанной лате-рализации, плохому обучению, культурной депривации и недостатку фонетического постоянства английского языка. Среди многих попыток определить дислексию я выбрал определение невролога Макдональда Критчли, который охарактеризовал ее как «сложность в обучении чтению, которая конституциональна и часто генетически обусловлена, не связана с общей умственной задержкой, базовой эмоциональной нестабильностью или серьезным физиологическим (включая офтальмологический) дефектом».
Основная проблема при дислексии не в том, чтобы увидеть, а в том, чтобы понять увиденное. Для того чтобы читать, нужно понимать символы, так как буквы формируют слова и предложения. Ребенок должен уметь приписывать значение маленьким различиям в имеющих два измерения зрительных символах, которые помогают отличить «р» от «g» и «Ь» от «d», так же как и осознание слева направо направленных предложений в нашем языке. Интересно отметить, что сложность в чтении встречается реже среди китайских и японских школьников потому, что они учат пиктографический язык. Обучение чтению проще в тех странах, где язык фонетичен, например как в Италии, где каждая буква произносится.
|
Дети, попадающие в группу риска по дислексии, могут быть выявлены еще до школы. Ребенок 4—5 лет, у которого имеются сложности в распознании и воспроизведении простых геометрических форм и чьи рисунки людей ниже ожидаемого уровня, нуждается в тренировке восприятия, коррекции представлений о теле и пространственных отношениях.
Сложность в ориентации право—лево и невозможность установить латералиту — это связанные с дислексией симптомы, но это не причины дислексии.
Коррекционные меры не должны откладываться до тех пор, пока не начали разрушаться самооценка и позитивная мотивация первоклассника.
118) 119) 120) 121)
Рисунок 118. Эта девочка 5 лет 7 месяцев попыталась изобразить буквы «d», «b», «q» и «р». Она нарисовала круг, палочку, но перепутала их направление. Пока не улучшится ее восприятие этих штрихов, она не научится ни читать, ни писать.
Рисунок 119. Неспособность воспринимать буквы у девочки 7 лет, которая обнаруживается раньше, когда ребенок не может скопировать простые геометрические фигуры, такие как крест, квадрат. Вовремя поставленный диагноз дает возможность для тренинга, перед тем как ребенок поступит в школу.
Рисунок 120. Сделан мальчиком 10 лет 8 месяцев с дислексией и средним уровнем интеллекта. Его рисунок выполнен на уровне ребенка 6,5 лет.
Рисунок 121. Выполнен мальчиком 12 лет 4 месяцев с дислексией. По рисунку его умственный возраст соответствует уровню 8-летиего ребенка, в то время как по IQ-тесту — 105. Он родился в срок, но с маленьким весом (1кг 566 г).
Рисунки 122—124 выполнены мальчиком 7 лет 6 месяцев с диагнозом дислексия. По шкале Стэнфорд—Бине его умственный возраст соответствует 6 годам 2 месяцам. Обнаружена перекрестная латерализация (доминирующее полушарие) — правая рука, левый глаз.
122) 123) 124)
Рисунок 122. Зеркальное изображение букв.
Рисунок 123. Копия ромба.
|
Рисунок 124. По тесту Харриса—Гудинаф умственный возраст соответствует 5 годам 6 месяцам. Примитивное изображение тела.
125)
Рисунок 125. Попытки девочки 9 лет скопировать ромб.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!