Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся

2017-06-25 2744
Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие её поражения. Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции - поля зрения. Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к определённым, изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации.

Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения: тяжелая, средняя, слабая.

Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Наряду со значительным снижением остроты зрения, как правило, нарушен ряд других зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (в виде нистагма, значительно осложняющего процесс видения, и косоглазия) и другие. Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности. Состояние зрительных функций у данной подгруппы обучающихся чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность: в неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно снижаться.

Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор.

Определенная часть обучающихся, входящих в данную группу, в силу наличия неблагоприятных зрительных прогнозов, наряду с овладением традиционной системой письма и чтения, должна параллельно обучаться рельефно-точечной системе письма и чтения.

Группу слабовидения средней степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1 до 0,2 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. При этих показателях остроты зрения имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при передвижении в пространстве, для большинства обучающихся характерен монокулярный характер зрения. В данную группу входят так же обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в сочетании) других зрительных функций (поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательные функции и др.). Вследствие комбинированных (органических и функциональных) поражений зрительной системы снижается их зрительная работоспособность, осложняется развитие зрительно-моторной координации, что затрудняет учебно-познавательную и ориентировочную деятельность. Разнообразие клинико-патофизиологических характеристик нарушенного зрения требует строго индивидуально-дифференцированного подхода к организации образовательного процесса слабовидящих обучающихся данной группы.

Группу слабовидения слабой степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Несмотря на то, что данные показатели остроты зрения позволяют обучающемуся в хороших гигиенических условиях успешно использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета), воспринимаемого на близком расстоянии, данная группа обучающихся испытывает определенные трудности как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности. Сочетание снижения остроты зрения с нарушениями других функций, также часто осложняется наличием вторичных зрительных осложнений в виде амблиопии (стойкое снижение центрального зрения) и/или косоглазия, что усугубляет трудности зрительного восприятия слабовидящих обучающихся. Монокулярный характер зрения, имеющий место при амблиопии, обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности зрительных представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации направлений, неспособности глаза выделять точное местонахождение объекта в пространстве, определять степень его удаленности.

Неоднородность группы слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них как различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких заболеваний, как: врожденная миопия (в том числе осложненная), катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и др. Стабилизация зрительных функций может быть обеспечена за счет учета в учебно-познавательной деятельности клинических форм и зрительных диагнозов слабовидящих обучающихся.

Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором произошло нарушение (или ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что время нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на психофизическое развитие обучающегося, но и на развитие у него компенсаторных процессов. В настоящее время в качестве лидирующих причин, вызывающих слабовидение, выступают врожденно-наследственные причины. В этой связи наблюдается преобладание слабовидящих обучающихся, у которых зрение было нарушено в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой - определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.

Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.

В условиях слабовидения наблюдается обедненность чувственного опыта, обусловленная не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований.

У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных навыков.

При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется в: снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.

Слабовидящим характерны затруднения: в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов; в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа.

Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).

У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе сенсорно-перцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.

Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.

У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество.

У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с другими поражениями (заболеваниями) детского организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное состояние, двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся

В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слабовидящих.

К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования;

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками;

психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся, относятся:

целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;

руководство зрительным восприятием;

расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;

систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;

строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;

использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;

увеличение времени на выполнение практических работ;

введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;

постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;

активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;

целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

повышение коммуникативной активности и компетентности;

физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности;

поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;

поддержание психофизического тонуса слабовидящих;

совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.

2.1.2. Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС НОО.

В требования к планируемым результатам освоения АООП НОО включаются требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы.

Результатамиосвоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступают:

§ овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

§ овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;

§ повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве; умение использовать в ориентировочной деятельности все анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства; умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания;

§ развитие межличностной системы координат «слабовидящий -нормально видящий»: развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;

§ повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;

§ повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта.

Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы проявляются в следующих достижениях:

использует все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

сформировал основные навыки ориентировки в микропространстве; овладел основными навыками ориентировки в макропространстве;

имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления;

проявляет познавательный интерес, познавательную активность;

имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;

проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях);

умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

способен к проявлению социальной активности;

способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

способен проявлять настойчивость в достижении цели;

способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с возрастом);

знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.

2 .1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание слабовидящих обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование универсальных учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений слабовидящих обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений слабовидящих обучающихся.

Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для оценки качества образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка результатов освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Оценка результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО.

При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики развития обучающихся в интегративных показателях. К таким интегративным показателям в соответствии со ФГОС НОО относятся:

сформированность умения использовать все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

сформированность навыков ориентировки в микропространстве и умений ориентироваться в макропространстве;

сформированность адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей жизни;

проявление познавательного интереса, познавательной активности;

наличие представлений (соответствующих возрасту) о современных тифлотехнических, оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и готовности их активного использования;

проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах);

сформированность умений адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

способность к проявлению социальной активности;

способность осуществления самоконтроля и саморегуляции;

готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни.

Результаты освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.

Обобщенная оценка результатов освоения программы коррекционной работы слабовидящими обучающимися может осуществляться в ходе различных мониторинговых процедур, посредством использования метода экспертных оценок.

Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения слабовидящими программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.

Стартовая диагностика позволяетнаряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и уровня развития компенсаторных возможностей обучающихся выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь (например, выявить стартовый уровень развития у слабовидящего обучающегося умения использовать все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательной и повседневной жизни).

Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения слабовидящего на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) слабовидящих обучающихся в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.

Целью финишной диагностики, проводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений слабовидящего обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения ими программы коррекционной работы.

Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы (отсутствие положительной динамики по двум и более интегративным показателям) обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.

Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения слабовидящими программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.

Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО с учётом:

результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

условий реализации АООП НОО;

особенностей контингента обучающихся.

Содержательный раздел

Программы формирования универсальных учебных действий;   отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-образовательной области; духовно-нравственного развития, воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; внеурочной деятельности (кроме программы коррекционной работы) полностью соответствуют ФГОС НОО.

2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы

Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.

Программа коррекционной работы в рамках АООП НОО варианта 4.1. для слабовидящих обучающихся включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание;

Мониторинг имеющихся в образовательной организации условий для удовлетворения особых образовательных потребностей и условий обучения слабовидящих обучающихся;

Определение (перечень) индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих слабовидящим обучающимся удовлетворение особых образовательных потребностей, их интеграцию/инклюзию в образовательной организации и освоение ими АООП НОО. Данный перечень может включать:

игры, направленные на коррекцию и развитие деффицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) слабовидящего обучающегося;

упражнения, направленные на развитие умений и навыков пространственной, социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики слабовидящего обучающегося;

создание ситуаций, обеспечивающих возможность активного использования освоенных компенсаторных способов деятельности, умений и навыков, восстановленных и скорректированных зрительных функций в разных видах учебной деятельности;

приемы работы, направленные на развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности, познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

Конкретный перечень мероприятий разрабатывается образовательной организацией.

Диагностическая работа обеспечивает:

своевременное выявление у слабовидящего обучающегося особых образовательных потребностей, позволяющих разработать рекомендации по оказанию психолого­медико­педагогической помощи в условиях образовательной организации;

коррекционно­развивающую работу по оказанию своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии слабовидящих обучающихся;

консультативную работу, обеспечивающую возможность своевременного решения вопросов, возникающих у педагогов, родителей (законных представителей) в процессе освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО;

информационно­просветительскую работу, направленную на обогащение знаний педагогов, родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями организации образовательного процесса для данной категории детей по вопросам охраны, развития, использования нарушенного зрения в учебно-образовательном процессе.

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:

оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение слабовидящих обучающихся специалистами различного профиля;

социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Организационный раздел

2.3.1. Учебный план

Учебный план по предметным областям обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.

2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся

Система условий реализации АООП НОО в соответствии

с требованиями Стандарта (далее – система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.

Система условий должна учитывать особенности организации, а также её взаимодействие с социальными партнерами.

Система условий должна содержать:

описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение);

контроль за состоянием системы условий.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды, обеспечивающей: высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для всех обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества; духовно-нравственное развитие, воспитание слабовидящих; охрану и укрепление их физического, психического и социального здоровья; коррекцию нарушений развития и профилактику возникновения вторичных отклонений развития у слабовидящих.

В целях обеспечения реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся в образовательной организации должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми слабовидящими обучающимися;

выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и кружков, и через использование возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

расширения социального опыта и социальных контактов слабовидящих, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;

учета особых образовательных потребностей, характерных для данной группы слабовидящих обучающихся;

участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП НОО, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами слабовидящих обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательной организации;

использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, тифлотехнических средств обучения и средств обучения, соответствующих особым образовательным потребностям слабовидящих;

обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов слабовидящих обучающихся и их родителей (законных представителей);

эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования;

эффективной самостоятельной работы слабовидящих обучающихся при поддержке педагогических работников.

Кадровые условия реализации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Уровень квалификации педагогических работников, реализующих АООП НОО для слабовидящих, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Требования к кадровым условиям реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся, осуществляющейся в условиях отдельных образовательных организаций и отдельных классах.

Педагогические работники образовательной организации – учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель адаптивной физической культуры, учитель иностранного языка, пед


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.