Формирование у детей умении видеть цвет предметов и передавать его в живописи с помощью определенных приемов работы красками — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Формирование у детей умении видеть цвет предметов и передавать его в живописи с помощью определенных приемов работы красками

2017-06-25 426
Формирование у детей умении видеть цвет предметов и передавать его в живописи с помощью определенных приемов работы красками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теоретические сведения о законах смешения цветов и составления красок (I, VI)

 

Различают смешение цветов и смешение красок. При смешении спектральных цветов получаются различные цвета и оттенки цве­та (например, желто-зеленые, сине-зеленые, красно-оранжевые, желто-оранжевые, коричневые и оттенки коричневого и т. д.).

При смешении некоторых красок хроматических цветов обра­зуется не новый хроматический цвет, а серый, ахроматический. Это означает, что данные краски, смешиваясь, взаимно уничто­жили свои цветовые свойства. Однако если эти краски расположе­ны рядом, их цветовое звучание усиливается. Такие парные цвета называют дополнительными. Они находятся в противоположных зонах цветового круга: красный — зеленый, фиолетовый — желтый, голубой — оранжевый.

При смешении красок не дополнительных цветов получают но­вый, производный хроматический цвет, который находится в цве­товом круге между смежными цветовыми зонами; при смешении красного и желтого получается оранжевый, при смешении красно­го и синего — фиолетовый, желтого и синего — зеленый.

В художественной практике три краски — красную, синюю, желтую — называют основными, потому что, смешивая их, можно получить другие цвета. Цвета, получаемые при смешении основных красок, называют п р о и з в одными, сложными или составными (рис. 27).

Смешение красок может быть выполнено двумя приемами. По­скольку в основе приемов лежит наложение разведенной краски на сухую или мокрую бумагу, то они соответственно называются: работа «по-сухому» или работа «по-мокрому». Эти способы име­ют еще и другие названия: «лессировка» и «алла прима».

Способ работы «по-сухому» (или лессировка) позволяет по­лучать нужные цвета и оттенки путем последовательного, одного за другим наложения прозрачных слоев краски. В процессе ра­боты каждый слой краски хорошо просушивается, после чего поверх него осторожно, не повреждая предыдущий красочный слой, наносится следующий легким прикосновением кисти. Нало­жение прозрачных слоев краски друг на друга напоминает сов­мещение цветных стекол, в результате чего получается новый цвет или оттенок цвета.

В отличие от лессировки прием «алла прима» основан на ме­ханическом смешении красок, которое можно осуществлять на палитре или прямо на бумаге. В первом случае нужные краски переносят на палитру и перемешивают их до получения однород­ной смеси, добиваясь при этом нужного цветового тона, который используют затем при раскрашивании изображения на бумаге.

Во втором случае смешение красок производится сразу на влажной бумаге (отчего такой способ смешения и называют ра­ботой «по-мокрому» или работой «по-сырому»). При этом один красочный слой вводится в другой или в уже составленную смесь красок. В результате плавного соединения красок получаются очень интересные сочные оттенки цвета.

 

Умения учащихся различать цвета и воспроизводить их

В живописи

К началу второго года обучения дети различают главные и составные цвета в пределах стандартных школьных наборов кра­сок и знают их названия, правильно словесно обозначают локаль­ный цвет предмета. Дети усвоили, что яркие теплые цвета (крас­ный, оранжевый, желтый) и нежно-голубой вызывают у человека чувство радости, покоя, а цвета темные и холодные (черный, фио­летовый, синий)-—состояние грусти, тревоги, поэтому художники подбирают цветовую гамму, соответствующую содержанию их произведения.

Характерно, что при работе цветом учащиеся этого возраста стремятся использовать все краски, находящиеся в наборе; при этом все же их больше всего привлекают яркие, чистые, насы­щенные цвета.

Учащиеся владеют приемами работы кистью: набирают ею

краску, обводят рисунок кончиком кисти и работают ее корпусом, нанося на бумагу плотные мазки. Однако многие из детей не научились разводить краску до нужной консистенции, остаются трудности в окрашивании изображений больших размеров и фона.

 

Способы развития восприятия цвета учащимися и обучение их

Работе красками

На первых уроках второго года обучения целесообразно на­помнить учащимся правила организации рабочего места на уро­ках живописи, повторить известные детям свойства красок и кисти и приемы работы ими и правила ухода за ними. Если б I классе довольно много внимания уделялось работе гуашью, то на втором году обучения предпочтение следует отдать акварели. Учащимся нужно рассказать о ее достоинствах (прозрачности, яркости) и особенностях работы ею. Сообщаемые сведения учитель подкрепляет показом слайдов или репродукций с произведений известных художников, а также удачных детских этюдов. Наряду с этим учитель демонстрирует способы работы акварелью.

Вариант работы. Упражнение в окрашивании изображений листьев, цветов, фруктов, овощей.

Урок проходит в три этапа: сначала уделяется внимание орга­низации рабочего места на занятиях живописью, затем учитель предлагает учащимся повторить свойства кисти и гуаши, приемы работы ими и сообщает новые сведения о свойствах акварели. Потом учащиеся выполняют работу, в которой совершенствуют свои умения покрывать ровным слоем раствора краски фон и от­дельные изображения.

На предыдущем уроке дети по заданию учителя уже подгото­вили контурные изображения листьев. Учитель демонстрирует у доски последовательность окраски изображения. Для этого он кладет приготовленное изображение листочка на наклонную плос­кость, делает раствор краски нужной консистенции, производит окраску изображения с верхнего края слева, двигая кисть пре­имущественно в горизонтальном направлении. Он обращает вни­мание детей на то, что, покрывая большую площадь, нужно ра­ботать всей кистью (корпусом), а подходя к краю изображения — кончиком кисти (т. е. держать кисть то наклонно, то вертикально).

При демонстрации приема работы учитель напоминает учащим­ся о том, что при работе краской должен образовываться валик раствора краски, что при завершении заливки у нижнего края контура скопившуюся краску следует собрать концом кисти, пред­варительно осушенной тряпочкой.

В процессе повторения (во время демонстраций у доски, во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися) учитель использует следующие слова, словосочетания и фразы, которыми должны овладеть ученики: акварельные краскигуашь; положил лист бумаги наклонно; развел краску водой; раствор краски; раствор слишком густой (жидкий); краска должна быть не густая и не жидкая; окраска изображения; раскрашивать рисунок; за­ливка краской, начинай) окраску сверху; с левого края; края кон­тура; образуется валик; осушить кисть тряпочкой.

Обучение составлению цветов следует начать после того, как учитель выделит в наборе красок три основные: красную, синюю и желтую, смешивая которые можно получить другие цвета (зе­леный, оранжевый, фиолетовый, коричневый). Учитель на отдель­ном листе бумаги (пробнике) демонстрирует получение составных цветов. При получении фиолетового и коричневого цветов отме­чает, что не всякий красный в смеси с синим дает фиолетовый цвет, а может дать кармин, крап-лак; синий с киноварью дает коричневый цвет (показывает практически).

После упражнения на пробнике дети окрашивают заготовлен­ные контурные изображения листьев в зеленый, оранжевый, крас­ный, коричневый цвета, причем эти цвета дети составляют сами ((рис. 48).

На следующих занятиях дети рисуют цветы, фрукты или ово­щи. В качестве натуры выбираются объекты с ровной окраской. Если работа в цвете проводится на тонированной бумаге (напри­мер, на светло-серой, серо-голубой — при изображении ромашки, подснежника, нарцисса), то учитель предлагает учащимся вместо акварели использовать гуашь.

На следующем этапе обучения учитель знакомит второклассни­ков с возможностью изменять яркость и насыщенность цвета, рас­сматривает цвета и их оттенки в светлотных отношениях. Демонст­рируется свойство белил и черной краски осветлять и затемнять цветовой тон, делать его менее насыщенным. Показывая приёмы смещения красок, учитель словесно обозначает цвета и получаемые оттенки, квалифицирует системы отношений цветов по яркости.

Сначала дети выполняют упражнение, которое способствует развитию восприятия светлотных отношений ахроматического то­на и их воспроизведению. Для этого учителю нужно заранее под­готовить несколько наборов табличек, где в словесной форме от­ражены разные системы сравниваемых светлотных отношений:

1. черный, темно-серый, серый, светло-серый, белый;

2. темные — светлые;

3. темный, светлее, еще светлее;

4. светлый, темнее, еще темнее.

Полученные растворы черной и серой краски разной светлоты (яркости) используются в упражнении при окраске пяти квадра­тов или прямоугольников. Под ними учащиеся подписывают сло­весные обозначения ахроматического тона при той или иной сте­пени посветления.

После этого проводится работа по развитию восприятия свет­лотных отношений в хроматических тонах: красном, синем, зеле­ном. Для этой работы у учителя должны быть заранее подготов­лены наборы этих Цветовых тонов в следующих отношениях:

темно-красный, красный, светло-красный, розовый;

темно-синий, синий, светло-синий, голубой и т. д.

Работа проводится таким образом. Сначала детям предлага­ется расположить окрашенные в красный цвет прямоугольники в порядке нарастания светлоты. Дается письменная инструкция: «Разложи красные прямоугольники так: темный, светлее, еще светлее». После выполнения задания ученику предлагается раз­ложить словесные обозначения под каждый прямоугольник (темно-красный, красный и т. д.).

В другом случае учитель дает двум учащимся перемешанные наборы табличек со словами и прямоугольниками, окрашенными в зеленый и желтый цвета. Дети раскладывают их соответственно.

Наконец, учитель раскладывает все светлые и темные тона обособленно и спрашивает, какими словами можно обозначить каждую выделенную группу.

После работы над восприятием светлотных отношений цвета детям нужно показать новый прием посветления тонов — путем разбавления водой. Учитель предлагает нарисовать много шаров и окрасить их в разные тона, имеющие, в свою очередь, разную степень светлоты. Задание может быть таким: «Нарисуй много шаров. Пусть шары будут окрашены в темно-красный, темно-си­ний, темно-зеленый, зеленый, красный, голубой, розовый, светло- зеленый, желтый цвета». Во время обсуждения с детьми темы ри­сунка целесообразно прочитать стихотворение Я. Акима «Цветные огоньки»:

В праздники на улицах

В руках у детворы

Горят, переливаются

Воздушные шары.

Разные-разные,

Голубые,

Красные,

Желтые,

Зеленые

Воздушные шары!

 

Вот над демонстрацией

Летят они, легки,

Как будто в небе вспыхнули

Цветные огоньки.

Разные-разные,

Голубые,

Красные,

Желтые,

Зеленые

Воздушные шары!

 

После того как дети повторили приемы работы с красками, научились при смешивании красок получать новые цвета, можно приступить к тематическому рисунку по памяти и по представле­нию. В предлагаемых темах — «Туча», «Дождь начинается» и «Праздник» —дети должны использовать приемы смешения красок в творческой работе. Для этого рекомендуется предоставить им ограниченное число красок. Так, при работе над первой и второй темами можно дать синюю, черную, коричневую, зеленую краску и белила, в третьей — красную, желтую, синюю и белила. При обсуждении первой и второй тем учащимся показываются слайды или репродукции с картин Ф. Васильева «Мокрый луг», Н.Дубовского «Притихло», В. Маковского «Дети, бегущие от грозы» или др., проводится элементарный анализ выразительных средств в этих работах: «Художник показал в картине, что скоро будет гроза. Какие цвета он для этого использовал? Посмотрите, где темные цвета, где светлые цвета. Как получить такие цвета? Что нужно сделать?»

Очень помогает учащимся просмотр и обсуждение работ сверст­ников на аналогичные темы: они запечатлевают высокий уровень изображения и ориентируются на доступный.

После такого разбора дети приступают к самостоятельной ра­боте. Эскиз композиции может быть сделан на предварительном уроке, чтобы дети, эмоционально настроившись после просмотра и анализа репродукций знаменитых художников и удачных ри­сунков своих сверстников, сразу перешли к работе цветом.

По завершении все работы вывешиваются на доске для про­смотра. Обсуждаются достоинства и недостатки, выделяются луч­шие среди них.

Как другой вариант работы можно рассматривать темы «Пер­вое мая», «Октябрьская революция»; темы «Отечественная война» и «Советская Армия» (названия тем для учащихся: «Здравствуй, весна, здравствуй, Первомай», «Слава Октябрю!», «Наши погра­ничники», «Советской Армии —салют!»).

Нужна предварительная беседа с демонстрацией произведений мастеров изобразительного искусства к соответствующим темам. Так, если избирается тема «Первое мая» или «Октябрьская рево­люция», нужно познакомить учащихся с работами скульптора Н. Андреева, относящимися к «Лениниане», с картиной И. Брод­ского «В. И. Ленин», А. Герасимова «В. И. Ленин на трибуне», Е. Кибрика «Ленин в подполье», «Ленин прибыл в Смольный», В. Серова «С Лениным», П. Соколова-Скаля «Штурм Зимнего» дворца», Г. Савицкого «Первые дни Октября», А. Дейнеки «Обо­рона Петрограда» или с другими по выбору учителя. Показывая картину А. Варламова «Ленин с детворой», можно рассказать уча­щимся, как заботился В. И. Ленин о детях—будущем России.

В беседе о Великой Отечественной войне, героизме советского народа в годы войны, победе над фашистской Германией можно показать плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!», репродукции с картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», О. Пономаренко «Победа», В. Писарева «Память. 9 Мая», А. Пластова «Фашист пролетел», Кукрыниксов «Окраина Москвы. 1941 г.», изображение мемориала «Брестская крепость-герой» или др. по выбору учителя.

После демонстрации произведений художников необходимо поговорить о возможных вариантах композиций детских рисунков.

Выбор цветовых тонов и их сочетаний в разных темах свое­образен. На это нужно обратить внимание учащихся. Однако, по­скольку тема «Цветовые сочетания» изучается в III классе, ком­поненты цветовой композиции в соответствующих названным темам цветосочетаниях должны быть подсказаны детям. Так, в ри­сунках на тему праздников можно посоветовать учащимся ис­пользовать яркие цвета в контрастных сочетаниях, что отразит праздничное настроение. Для сравнения можно совместно с уча­щимися определить цветовую композицию для изображения пред­грозового состояния в природе (показать через кодоскоп репро­дукцию или слайды картин Н. Дубовского «Притихло», Н. Диаза «Приближение грозы», К. Коро «Бурная погода. Берег Па-де-Кале» или др.), обсудить и показать практически получение сближенных тонов путем затемнения. Учитель демонстрирует приемы получе­ния нужных цветовых тонов и их сочетаний на бумажной палитре, которую в процессе объяснения приближает к рассматриваемой репродукции для сопоставления.

Вариантом работы, направленным на формирование уме­ния варьировать цветовой тон в светлотных отношениях, может служить декоративное рисование с использованием мотивов роспи­сей жостовских и хохломских народных промыслов. Цветовые со­четания здесь определены традицией.

Учащимся можно предложить составить декоративную компо­зицию подносов в духе названных промыслов.

Как обычно, самостоятельную работу учащихся предваряет показ образцов (в натуре, в книжной иллюстрации, с помощью слайдов)—это жостовские подносы разнообразной формы, дере­вянная кухонная утварь, шкатулки, расписные декоративные блюда-тарелки Хохломы. Учащиеся вместе с учителем анализи­руют эти изделия в трех направлениях: со стороны формы, эле­ментов росписи и связи формы с ее декоративным оформлением.

Второклассникам сначала нужно порисовать элементы росписи, овладеть приемами росписи (особенно это необходимо для слабо­успевающих учащихся). Только после этого учитель показывает варианты характерных для того или иного промысла украшений изделий, обращает внимание учащихся на согласование декора с формой. Вслед за этим дети работают самостоятельно, творче­ски: придумывают Эскизы росписи подносов по мотивам жостов­ских и хохломских народных промыслов.

Для того чтобы учащиеся не тратили время на изображение формы подноса (круг, овал или др.), нужно установить связь с уроками труда или ППО, где дети подготовят эту форму заранее: вырежут ее из плотного картона и рисовальной бумаги и склеют. Заготовленные белые (или тонированные: красные, черные или цвета светлой охры) формы учащиеся распишут гуашью, аква­релью на уроках изобразительного искусства.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.