Методы и приемы развития восприятия цвета у учащихся и обучение их живописи — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методы и приемы развития восприятия цвета у учащихся и обучение их живописи

2017-06-25 489
Методы и приемы развития восприятия цвета у учащихся и обучение их живописи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для успешного усвоения элементарных знаний по цветоведению и выработке навыков работы красками необходимо научить первоклассников правильно организовать свое рабочее место, по­знакомить их с приемами работы художественными материалами и принадлежностями и научить ухаживать за ними. Учителю в связи с этим нужно раскрыть для учащихся следующие положе­ния: как нужно сидеть за партой на уроке, какие художествен­ные материалы и принадлежности нужно приготовить к уроку для работы красками; в каком порядке они должны быть разло­жены на парте; как пользоваться кистью, ухаживать за ней; как пользоваться красками и палитрой; как использовать лист бумаги

«пробник»; когда использовать тряпочку; как пользоваться водой в баночке, когда ее нужно менять.

Вслед за этим во фронтальной работе дети называют художе­ственные материалы и принадлежности. Учитель предлагает раз­ложить их на определенные места (рис. 1) и запомнить этот по­рядок размещения. При этом нужно убедить детей в целесообраз­ности такого порядка. Далее изучаются свойства кисти, красок и уход за ними. Учитель показывает детям кисти большого или маленького номера (№№18—20, 8—6) и анализирует их конст­рукцию. Учитель выделяет в волосистой части кисти корпус и кон­чик и демонстрирует ряд приемов работы: сначала кисть нужна смочить в воде, затем провести ею, легко прижимая, несколько раз по краске в одном направлении (слева направо), набрав крас­ку в кисть, легко и мягко провести ею в одном направлении, ра­ботая корпусом кисти (получится широкая линия), набрав по­меньше краски, мягко провести ею в одном направлении, работая кончиком кисти (получится тонкая линия).

Полезно на этом занятии показать детям, в каких случаях ра­ботают корпусом и кончиком кисти (рис. 28). Для этого следует познакомить детей с палитрой и объяснить ее назначение: «Палит­ра нужна для того, чтобы на ней разводить краски. Краска долж­на быть не очень густая и не очень жидкая —вот такая. (Учитель демонстрирует способ использования палитры.) Краску разводят^ чтобы покрыть большую поверхность ровным, одинаковым цве­том, большую поверхность раскрашивают корпусом кисти, край рисунка (контуры рисунка), его детали прорисовывают кончиком кисти».

Потом демонстрируются способы разведения гуаши и акваре­ли: гуашь накладывается кистью в углубления или ванночки па­литры и затем добавляется вода, пока не будет найдена нужная? консистенция краски, для разведения акварели в углубление па­литры сначала наливается нужное количество воды, затем в этой: воде путем ополаскивания кисти растворяется определенное ко­личество краски до получения раствора нужной насыщенности.

Учащимся необходимо показать приемы работы кистью, крас­ками и объяснить, почему нельзя кистью, смоченной в краске од­ного цвета, набирать краску другого цвета: при этом происходит смешение цветов и, для того чтобы снова получить «чистый» цвет, краски приходится долго мыть чистой водой.

Детей нужно научить следить за кистью: для того чтобы она долго служила, ее нужно после окончания работы ополаскивать в чистой воде, осушать мягкой хлопчатобумажной тряпочкой, не сильно сжимая, чтобы не выдернуть волоски; чистую кисточку

 

нужно ставить в стакан волосистой частью вверх, а уже высох­шую кисточку можно класть в пенал достаточной длины, чтобы не сжималась ее волосистая часть.

При демонстрации приемов разведения гуаши и акварели мож­но показать использование листочка бумаги для проверки полу­чаемого цвета, его насыщенности (пробника).

После того как учитель познакомит детей с особенностями и некоторыми приемами работы красками, целесообразно предло­жить им выполнить практическую работу: сразу кистью нарисо­вать разноцветную радугу, солнышко, цветы, листья, ежика в ко­лючках и др.—по желанию учащихся. В этой работе учащиеся должны использовать полученные знания и умения.

На всех последующих уроках живописи учитель постоянно уделяет внимание организации рабочего места учащихся, прави­лам работы с художественными материалами, принадлежностями и ухода за ними.

Работа над развитием ц в ет о в о с п р и я т и я учащихся начинается с первых уроков изобразительного искусства. На пер­вых порах при рассматривании предметов дети учатся различать и словесно обозначать основные и смешанные цвета цветового спектра, некоторые их оттенки, подбирают и составляют их на палитре.

Вариант работ ы. Составление аппликаций «Букет цветов» и «Листья в вазе» с последующей их зарисовкой и раскрашива­нием.

На доску-кассу учитель выкладывает изображения ваз, цве­тов, листьев, окрашенные в хроматические и ахроматические цве­та, и предлагает учащимся назвать эти цвета (рис. 29). Под изображение предмета, окраску которого учащийся назвал пра­вильно, кладется табличка с ее словесным обозначением. Работа проводится фронтально. После того как окраска всех изображе­ний обозначена словом, учитель собирает таблички. Дальше детям предлагается другое задание: найти цвет. по словесному обозна­чению. Для этого учитель раздает детям те же таблички, которые они раскладывают под изображением с соответствующей окрас­кой. Таким образом, в первом случае учитель проверяет, название каких цветов дети не знают или знают неточно, в каких словах у них закрепилось неправильное произношение, во втором случае закрепляется правильное название цветов и отрабатывается произношение. Потом дети составляют аппликацию «Букет в вазе», которую затем зарисовывают и раскрашивают гуашью. Перед на­чалом работы с красками учитель показывает, как нужно «смот­реть» цвет, делая мазки на листочке бумаги — «пробнике», пока­зывает приемы получения некоторых оттенков цвета (розового, голубого).

Закрепление умений работать красками, правильно называть цвета можно провести на материале декоративно-прикладной дея­тельности. Учитель предлагает учащимся окрасить симметричные изделия (бабочку, стрекозу, жука и т. п.), выполненные при по­мощи складывания бумаги и последующего вырезания.

Дети используют при окраске вырезанного изображения чистые цвета. Работа выполняется гуашью. Учитель показывает последо­вательность окрашивания изображения: сверху вниз и слева на­право.

На уроках, где приемы работы гуашью закрепляются в деко­ративно-прикладной деятельности по мотивам народного творчест­ва, у детей нужно воспитывать любовь к народному искусству, развивать эстетические чувства, понимание красоты.

Учащихся нужно познакомить с отдельными работами народ­ных мастеров в натуре или в репродукции: образцами гуцульской (косовской) керамики (кувшины, вазы, миски или тарелки), то­карной утварью Полх-Майдана (сахарницы, чаши-пиалы, солонки, вазочки), деревянными изделиями Городца (детская мебель, ку­хонные расписные принадлежности). При этом детям нужно рас­сказать, что народные мастера украшают свои изделия узором, состоящим из разнообразных частей — мотивов, которые они за­имствуют из растительного и животного мира и творчески их пре­образуют.

Учитель предлагает детям освоить приемы изображения неко­торых мотивов, характерных для росписи Городца. После их по­каза учащиеся тренируются в изображении цветных кругов, обра­ботанных темными и белыми дужками, точками, штрихами (так называемой «оживкой»), изображают розаны, купавки и легким ударом кисти по бумаге (тычком) рисуют ягоды. В своей работе учитель использует для демонстраций популярные детские книжки и книжки-раскраски, знакомящие детей с работами мастеров на­родного творчества, национальных промыслов.

После этого упражнения учащиеся выполняют эскиз росписи кухонной доски в стиле Городца. Учащимся, которые быстро ов­ладевают техникой работы, можно предложить использовать ш росписи более сложные мотивы, придумать композицию на совре­менный лад, детям слабоуспевающим рекомендуется повторить несложный узор.

При выполнений данной работы, учащихся нужно познакомить с правильными приемами работы акварелью. Внимание учащихся обращается на два момента: 1) окрашиваемое изделие или лист бумаги нужно держать наклонно, чтобы краска постепенно стека­ла вниз, 2) в процессе окрашивания на кисточку нужно брать достаточное количество краски, чтобы на поверхности бумаги об­разовывался валик из этого раствора. Для того чтобы дети осо­знанно выполняли эти указания, им нужно продемонстрировать, как несоблюдение этих правил ведет к тому, что без валика гра­ница окрашиваемой поверхности быстро засыхает и вместо ровной окраски образуются нежелательные полосы. Приемы работы аква­релью целесообразно затем закрепить при раскрашивании изобра­жений с несложными очертаниями, средних размеров и ровной окраской.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.