Психологическое направление в социологии. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Психологическое направление в социологии.

2017-06-19 749
Психологическое направление в социологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основа социального поведения- психическая реальность. Ближе к концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Кроме того, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Своеобразный биологический редукционизм, сведение многообразия социальных явлений к биологическим более не устраивало социологию. Как реакция на неудовлетворенность этим редукционизмом, с одной стороны, и как появление интереса к проблемам мотивации человеческого поведения его психологическим механизмам, с другой, возникает психологическое направление в социологии.Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделим психологический эволюционизм, групповую психологию, психологию подражания, психологию народов, инстинктивизм, интеракционизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие). Важным моментом для исследователей научного поиска оказалось то, что представители психологической социологии обратили внимание на проблему соотношения общественного и индивидуального сознания как наиболее значимую. Вообще, следует сказать, что для сторонников этого направления основными категориями являются сознание и самосознание.

Символический интеракционизм

Соц. Взаимодействие- взаимодействие на основе символов, которым мы придаем определенные значения. В качестве символов могут выступать жесты, речь, мимика, язык и т.п. Индивид имеет собственное толкование своих поступков и поступков других.

Сииволический интеракционизм (англ. interaction - взаимодействие) - теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего, американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении. Кроме абсолютизации микросоциологической проблематики (в ее противопоставлении макросоциологическим проблемам) для СИ. характерно подчеркивание процессуальной природы социального. В определенной мере это связано с влиянием на конституирова-ние СИ. идей прагматизма (в том числе и инструментализма Дьюи) и стремлением преодолеть жесткость и схематизм господствовавших бихевиористских концепций социального поведения. Однако, если различные концепции социальных ролей и теории социального обмена (также решавшие сходные задачи) пошли по пути анализа прежде всего функциональных и (или) институционализационных аспектов социальных взаимодействий, породив ряд идей, близких к классическому структурно-функциональному анализу в социологии, то СИ. выдвинул ряд неклассических идей, оказавшихся родственными некоторым положениям понимающей социологии (обращение к внутренним структурам личности, к культурной проблематике, к анализу языка, к принципу конструируемости социальной реальности и т.д.). В качестве предтечей СИ. называют Кули и У. Томаса. Так, Кули исходил в своих построениях из признания социальной природы человека и утверждал примат первичных социальных групп для социализации и самоопределения индивида. Он же, различая познание вещей и личностей, акцентировал внимание на культуре и языке в их сигнификативной (знаковой) функции для понимания взаимодействия «Я» и «Другого» (наше отношение к другому детерминируется нашими представлениями о другом (идеей личности), а не тем, чем он является на самом деле). Отсюда редукция общества Кули к взаимодействию личностей, понимание этого взаимодействия как согласования «идей личности» и формулировка задачи социального познания как «воображения воображаемого». Не менее важны для СИ. оказались и идеи Томаса о предрасположенности (интенциональности), фиксируемой в установках и ценностных ориентациях, индивидов к определенному поведению и о вероятности определенного поведения индивидов, задаваемой конституированием индивидами своих ситуаций в актах их оценки (идея, близкая Дьюи). Отсюда так называемая «теорема Томаса»: если ситуации определяются как реальные, они реальны по своим последствиям (или: определение ситуации как действительной делает ситуацию действительной)

 

Психология инстинктов социального поведения Мак-Дугалла..

Связана с бихевиоризмом(поведением). Основа поведения об-ва и ч-ка – инстинкт:врожденная реакция на внешнее воздействие,психофизическое предрасположение. Любой инстинкт сопровождается соответствующей эмоцией,которые не осознаны,но определяют дальнейшее поведение.

Инстинкт борьбы - гнев, страх;

И. бегства – самосохранение;

И. приобретения – собственничество;

И. строительства – чувство созидания;

И. стадности – чувство принадлежности:самый социальный и главный инстинкт,т к благодаря ему люди группируются,деятельность приобретает коллективный характер,следствием этого является рост городов,массовые сборища и т.п.

М. Даугалл выделяет групповой разум-результат эволюции.

В ходе эволюции истинкт был облогорожен интеллектом.Благодаря отличию человека от животного на основе интеллекта выделяет дух причины,который имеет 3 формы духовной взаимосвязи:

1) Симпатия 2) Внушение 3) Подражание

В основе соц. Поведения человек- инстинкты, которые сопровождаются эмоциями. Инстинкт бегства- самосохранение, и. приобретения- собственничество, и. строительства- созидание, творчество, и. стадности- чувство солидарности- он главный инстинкт, который спалчивает общество, благодаря которому появляются города, государства и тп.

 

Психология масс Г. Лебона.

Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая. В основе поведения лежит теория подражания. Внимание акцентируется на аффективной стороне поведения.Говорит о том, что толпа не может благотворно действовать на ч-ка.

Над интеллектом в толпе преобладают страсти.

Признаки масс:

1)Обезличенность

2)Преобладание чувств над разумом

3)Снижение уровня интеллекта

4)Утрата личной ответственности, самостоятельности и критичности.

Решающую роль играют эмоции. Он придерживался аристократических позиций, и этой позиции делит общество на элиту и массы. Считал, что масса ни на что не способна. Все- результат деятельности элиты. Масса - есть толпа, далее наступает эра масс, упадок цивилизации. Революцию называет массовой истерией, к чему сподвигает элита, т к только она что-то может создать. Революция и социализм – результат инстинкта разрушения. Основное внимание Л. уделил толпе. По Л., толпа — это такое скопление, совокупность людей, которое составляет как бы единое существо. Отличительной особенностью толпы является, во-первых, то, что сознательная личность здесь исчезает, ибо она становится безвольным автоматом, подчиняется произвольным импульсам, действует аффективно, а чувства и мысли всех участников толпы ориентированы в одном и том же направлении. Во-вторых, в толпе всякое чувство, всякое действие заразительно и притом в такой высокой степени, что индивид очень легко жертвует общему интересу своим личным интересом. В результате образуется вполне определенная и существующая лишь некоторое время коллективная душа, заставляющая всех входящих в толпу людей чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. В-третьих, в толпе у индивидов появляются такие особые свойства, которые не встречаются у них в изолированном положении, прежде всего — восприимчивость к внушению. Характеризуя толпу как психологическую массу, Л. говорит, что эта масса инстинктивно жаждет подчинения авторитету вождя. Масса не может жить без властелина, и она покорится всякому, кто объявит себя ее властелином. Вождям и их идеям Л. приписывает непреодолимую силу, которую он называет «престижем», или господством. Это господство парализует критические способности индивидов и наполняет их души почтением — чувством, подобным гипнотическому ослеплению. Л. считал, что эпоха кон. 19 и нач. 20 в. знаменует собой «эру толпы» — могущество психологической массы, значение которой как единственной и вместе с тем разрушительной силы общественного процесса все увеличивается. Относясь враждебно к массе как толпе, Л. полагал, что именно толпа в силу своей импульсивности, изменчивости, раздражительности ответственна за распад общества, гибель цивилизации, поскольку она ведет к революциям и социализму. По Л., идея равенства противоречит природе человека, она несовместима с подлинной демократией, поэтому необходимо всячески бороться с коллективистскими, социалистическими идеями масс. Учение Л. оказало значительное влияние на последующее развитие социальной психологии и социологии. Его социально-психологическая характеристика феномена толпы до сих пор сохраняет свою научную значимость и широко используется в анализе поведения индивидов в составе уличной и др. видов толпы.

Когда человек попадает в толпу, он меняется:

1)Падает интеллект

2)Управляем эмоциями

3)Снижается ответственность

4) Падает критичность

5) Падает самостоятельность

6)Личность исчезает как таковая

Делил общество на элиту (способны к созиданию, все,что насокружает продукт элиты) и массу (ни на что не способна, ей нужен вождь)

 

Теория подражания Г. Тарда.

Менее пессимистичен, чем Г.Лебон. Является основателем теории подражания. Тремя основными типами социальных процессов Тард считал повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим. Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни — как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как "постоянное, всемирное социальное явление" Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира. Социальное познание — это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния. Противостоял Дюркгейму в определении понятия предмета социологии. Соц. Реальность – есть психологическая реальность. Задача социологии состоит в изучении законов психического взаимодействия. Важна индивидуальность, личностные силы. Подражание считает группаобразующим признаком. Все соц явления можно классифицировать по видам подражания. Закон подражания- универсальный закон общественной жизни. Мода - самый распространенный закон подражания.

Определяет типы: 1)Симпатия- образует группу 2)Подчинение- обучение, воспитание.

Подражание

Осознанное Неосознанное

Согласно закону подражания население похоже на книгу,выпущенную большим тиражом,с одним и тем же шрифтом.Подражание дает возможность для унификации общественного явления, колличесвенного изучения.Наблюдения сделанные по Европе: постепенно культуры становятся похожими.

Модель – копия: это отношение –главный предмет социологии. Об-во-это подражание, каков характер этого подражания,может сказать только психолог, т к это психологическое явление.Делит людей на соцыальных(копии),склоны к подражанию,некие лунатики,гипнотизируемые, они жертва в руках гипнотезера,не критичны,доверчивы, социальные стандарты владеют ими.Новаторы(модель) – критычные,оторванные от соц связей(семья). Их мало,т к большинство предпочитают гипнотический сон.Есть законы- инновации: некий соц стандарт,который превращается в модель и вызывает подражание(новое прижилось).Подражание более радикально способно изменить об-во,чем революция. «Нормально вытекает из случайного».Тип соц общности изменяется,т к появляется что-то новое. Всякое соц сходство имеет свои причины подражания.

ПУБЛИКА И ТОЛПА ПО Г.ТАРДУ.

Публика:чисто духовная совокупность,группа физически разделенная,соединена часто умственной связью

Толпа:явление из царства животных поскольку у них ассоциация состоит именно материальном соединении,находятся под влиянием ситуации.

Публика моложе,чем толпа. Французский социолог одним из первых обратил внимание на возрастание роли коммуникативных средств: печати (газет), телефона, телеграфа. Он рассматривал их, особенно газеты, как важный фактор интеграции и социального контроля. Другая значимая функция газет заключалась в осуществлении просветительства. Тард хорошо понимал, что появление и быстрое распространение газет способствовало формированию публики и росту уровня самосознания людей. Кроме того, как верно отмечал ученый, они играли значительную роль в возникновении и развитии политических партий и религиозных сообществ, равно как способствовали формированию определенного общественного мнения. Публика в специальном смысле начинает обрислвываться с того момента,когда люди,преданные одной и той жеидее стали слишком многочисленны,чтобы лично общаться друг с другом.Тард в отличии от Лебона считает,что их век- эра публики. Черты отличия: Ч-к может принадлежать разным публикам,но только одной толпе, толпа более нетерпима,чем публика,хотя эмоционально напряженная публика может сать толпой. Публика потенциальная толпа. Столкновение толпы страшнее,чем столкновение публик. Толпа болнее подчинена стихиям природы. Толпа распадается как только вожжа теряет власть,в отличии от публики. Национальный характер толпы более виден, тк в толпах обычно люди похожие, в национальностях есть определенный набор жестов,слов,жаргонизмов,они физически быстрее сплачиваются. Толпа менее однордна,чем публика.

Черты толпы: чудовищная нетерпимость,гордость,болезненная восприимчивость,безнаказанность доводящая до безумия, утрата чувства меры.

Превращение публики в толпу:

1)люди одного Интел уровня

2)сходные духовные интересы

3)со стороны события,оно должно быть значимо для всех-публика ситуативная. Толпа деструктивна.

 

Психология народов В.Вундта.

В основе развития общества лежит дух народа, который включает миф, язык, обычай. Дух народа определяет сознание индивидов. Психология народа-первична, личности- вторична. Из-за того, что у каждого народа свой дух, общества по-разному развиваются.

В основе лежит чисто философская концепция.Главная движущая сила истории -дух целого народа, он выражается в искусстве,религии языке, обычаях и обрядах. Самое главное-это национальное слзнание,которое определяет направление деятельности.Дух индивида не является самостоятельным целым, это лишь часть общего. Все решается в пользу общества, индивид лишь звено. В дальнейшем отказался от понятия» дух целого и дал более четкое понятие. Затем предложил исследовать язык обычаи и мифологию. В языке заложены великие смыслы, разные я зыки своеобразны (порядок слов, лексическое значение). Народы по –разному мыслят. Вундт создал 1 в мире психологическую лабораторию для изучения индивидуальной психологии. Там изучались пласты обыденного сознания: культура, формула повседневного поведения.Все изучения дают возможность предсказывать реакцию народов на определенные внешние воздействия. Вундт противопоставил индивидуальной психологии психологию народов. Мышление и речь и другие психологические явления невозможно понять вне психологии народов. Она должна схватывать общее в психологии больших масс. Язык, миф, обычай – это не фрагменты народного духа, но самый этот дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальном виде, который обуславливает все остальные процессы. Язык содержит общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи; мифы – содержание этих представлений; обычаи – возникшее из этих представлений общее направление воли. Под словом «миф» понимается все первобытное миросозерцание, под словом «обычай» - все зачатки правового порядка. Психология народов исследует эти три области и, что не менее важно, их взаимодействие: язык – это форма мифа; обычай выражает миф и развивает его.Таким образом, методы психологии народов по В. Вундту – это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов. Психология, любая, в том числе и психология народов, – это не наука о законах, во всяком случае, не только о них. В ее фокусе – проблема развития (важная для Вундта категория), в случае психологии народов – развития «души народа».

 

З.Фрейд, неофрейдизм, фрейдо-марксизм.

С именем З. Фрейда связаны возникновение и развитие психоаналитического подхода к изучению общества и человеческой культуры. Благодаря Фрейду впервые было доказано, что целый ряд болезней человека имеет социальную природу и поведенческие причины, которые выходят на других людей и общество. Общие основы психоанализа Фрейда покоятся на соотношении сознательного и бессознательного, на приоритете сексуального влечения над остальными, на Эдипове комплексе, на теории сублимации либидо. Проблема бессознательного - это проблема наличия скрытых детерминант сознания. Человеку кажется, что он абсолютно независим и самостоятелен в принятии решений, в поступках и действиях, но на самом деле от человека скрыты внутренние пружины тех или иных его поступков и действий. Свобода человека иллюзорна, считал Фрейд. Фрейд выделил основные стадии развития личности. По сути, это стадии сексуального развития личности, в основе которых лежит принцип получения удовольствия. И на каждой стадии, в соответствии с теорией Фрейда, существует конфликт между стремлением к получению удовольствия и ограничениями, установленными родителями, обществом, а затем и внутренними ограничениями собственного Я. Важные положения теории Фрейда основываются на том, что человек всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Фрейд пытался выяснить, как сформировались основные институты современного общественного устройства: семья, брак, религия, искусство, наука. По его мнению, религия, искусство и наука - это сублимация (вытеснение, замещение) подавленных бессознательных импульсов в социокультурных формах. Вместе с тем, к фрейдизму неоднозначно отношение специалистов - его упрекают в излишнем вульгаризаторстве, в попытках сращивания культуры и биологической природы, в преувеличении роли сексуальных стимулов.

В структуре личности 3 уровня: ОНО, Я, СВЕРХ-Я. Оно-инстинкты и сексуальное начало, которое руководит поступками личности. Сверх-я –идеальное я, те нормы, идеальны, которым по идее человек должен советовать. Человек всегда находится в конфликте между оно и сверх-я.

Неофрейдизм: перенесли на соц. Отношения Сверх-я- это социально ожидаемое поведения индивида. Конфликт между обществом и человеком

Фрейдомарксизм: соединили материализм марксизма и психоанализа. Политические отношения- склонность одних людей к садизму, других к мазохизму.

 

Гуманистическая теория Э.Фромма.

1) Проблема одиночества и отчуждения

2) Проблема безопасности/свободы

Соц. Типы характера:

1) Нездоровые (Пассивные, эгоцентричные, агрессивные, боятся нового, личность-товар, который можно выгодно продать)

2) Здоровые (Творческие, независимые, активные, спокойные, любящие, социально-ориентированные)

Социологическая теория Э. Фромма Э. Фромм – американский социолог германского происхождения. Его социологическая теория основана на исследовании развития человеческой сущности при влиянии определенных социально-экономических и политических условий. Фромм - разработчик концепции социального характера. В соответствии с ней индивиды любого общества, несмотря на индивидуально-психологические различия, всегда имеют в своих психологических свойствах нечто общее, типичное для данного общества. Ядро структуры характера, присущее большинству членов общества, в отличие от индивидуального характера, Э. Фромм называет социальным характером. По Фромму, социальный характер - это результат адаптации человеческой природы к структуре общества. Следует назвать и охарактеризовать основные типы социального характера: рецептивный, эксплуататорский, накопительный и рыночный. Фромм, анализируя тоталитарный фашистский режим, пришел к выводу, что только отчаяние людей, мнимое желание иметь сильную власть и твердый порядок ведут к утверждению этого режима. Он называет этот массовый психоз, эти призрачные надежды людей на стабильность любой ценой бегством от свободы. Таким образом, Фромм является одним из крупных исследователей авторитарных режимов, авторитарных характеров, социальных причин агрессивности и войн. Он выявил разнообразие видов человеческой деструктивности и агрессии: псевдоагрессия, непреднамеренная агрессивность, агрессия сопротивления, агрессия нарциссизма и другие. В работе Иметь или быть Фромм анализирует современное ему капиталистическое общество и выясняет социальные причины отчуждения человека. Фромм считал современное ему общество деструктивным и негуманным. Он создал программу социальной реконструкции общества на основе расширения демократии, максимальной децентрализации промышленности и политики, замены бюрократического способа управления на гуманистический, переориентации производства на здоров. потребление и т.д.

 

 

Общество как продукт интерпретаций.

Теорема У.Томаса.

Теорема У. Томаса - феномен социального взаимодействия. Если человек определяет ситуацию как реальную, то станет реальной по своим последствиям. Например, если вкладчики боятся, что их банк прогорит и поэтому забирают свои деньги, то банк действительно прогорит. Психологизм в "определении ситуации" и человеческого поведения вообще обусловил сомнения Томаса в возможности "закона" в социологии; Томас допускал лишь вероятные предположения, основывающиеся на тщательном изучении ситуации. Отсюда предпочтение им интроспективных методов (анализ личных документов, биограмм, включенное наблюдение и т. п.). Несмотря на то что работы Уильяма Айзека Томаса не отличаются систематизированным изложением теории и строгим соответствием ей обширного эмпирического материала, они все же оказали значительное влияние на развитие эмпирических исследований и использование предложенных Томасом методов социологических исследований (особое значение здесь имеет "Польский крестьянин в Европе и в Америке").

 

Ч.Кули: теория «зеркального я».

Я включает в себя:

1) Представления о том, каким я кажусь другому человеку

2) Представления о том, как он меня оценивает

3) Самооценка

Не индивид, а наше сознание-единица взаимодействия. Считает,что дело социологии вообразить воображаемое. Теория зеркального Я Чарльза Кули — в представление человека о самом себе входят: представления о том, каким он кажется другим людям; представления об оценках, которые даются ему другими людьми; интегральное чувство Я (гордость, презрение и т. д.). В соответствии с данными представлениями человек строит свои действия, что и определяет его личность. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать «мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению. Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение.

Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они - зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя - процесс, а не фиксированное состояние. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

"Зеркальное Я" (looking-glass self) - это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей - или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, - мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия. Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением. Усваиваемые человеком представление о собственным "Я", которые возникают в создании других людей, Кули называет "представлениями представлений".

 

Дж.Г. Мид о формировании социального я и социальной реальности в процессе взаимодействия. Понятие конвенционального жеста.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.